Российская модернизация: особенности, трудности, перспективы
Модернизация в России стала таким же привычным лозунгом, как некогда перестройка. Но какова должна быть ее стратегия, по каким критериям оценивать значимость и перспективность инновационных проектов? Результаты и перспективы российской модернизации обсудили участники круглого стола, который состоялся 7 декабря 2010 года в РИА "Новости".
1. Какую модернизацию выбрать? Идеология модернизации в эпоху Дмитрия Медведева стала заменять идеологию энергетической сверхдержавы. Ее активно внедряют в массовое сознание уже года два. У части элиты возникает некий скепсис, поскольку реальных процессов нет, есть только очень много предложений и идей, отмечает президент Центра политических технологий Игорь Бунин. По результатам опроса, проведенного Центром среди экономистов, политологов и представителей крупных международных и российских компаний, выяснилось, что единого взгляда на стратегию модернизации нет, однако можно выделить две основных точки зрения на этот вопрос.
Сторонники комплексной модернизации уверены, что этот процесс должен затрагивать не только экономику, но и общество и политическую систему - т.е. необходим полный пересмотр парадигмы развития. Главными условиями модернизации России являются демократические преобразования: обеспечение независимости ветвей власти, многопартийная система, демонополизация сферы принятия решений. Только после этого можно осуществлять реформирование административной системы, правоохранительных органов и различные проекты. Такого мнения придерживаются, в основном, политологи и экономисты.
Бизнесмены же чаще всего считают, что можно ограничиться проектной модернизацией. При этом инициируются проекты в разных отраслях экономики, общества, государства - с участием бюрократии, политической власти, бизнеса и с широкой экспертной поддержкой. Преобразования такого типа успешно проводятся в странах Азии, поэтому такую модернизацию называют также азиатской. Для ее осуществления необходима сильная политическая воля (политический ресурс), экспертный ресурс, профессиональный менеджмент и использование современных систем слежения за расходованием средств.
В России с конца 90-х до начала 2000-ных модернизация была комплексной. Вместе со сменой политической системы возникло много инновационных явлений и в экономике: ретейл, банковский сектор, мобильная связь и т.д., - отмечает Игорь Бунин. Однако, начиная примерно с 2003 года, все инновационные проекты связаны только с государством, и в них почти всегда присутствует та или иная форма распила. Модернизация в той форме, в какой она реально проводится сейчас, является проектной, азиатской: создается проект или корпорация, в качестве руководителя ставится какой-нибудь капрал или полковник (вспомним Транснефть). О комплексной модернизации, когда параллельно идут реформы и в экономической сфере, и в политической, речи пока не идет.
Проектный тип модернизации, проводимой в России, обусловлен сложившейся в стране авторитарной системой. Между тем, авторитарные системы, по большому счету, не очень способны к инновациям, считает советник Института современного развития Никита Масленников. Причин тому несколько. Во-первых, им абсолютно противопоказана конкуренция, потому что она рано или поздно приводит к политической состязательности и смене режима. Во-вторых, авторитарным режимам присущ гигантизм. Инновации связаны во многом с другой структурой бизнеса: малым и средним бизнесом. Гигантские же проекты, особенно в условиях нынешней очень лабильной и неустойчивой глобальной экономической среды, не всегда являются максимально эффективными, даже в ценовом отношении. В качестве примера эксперт привел проект по созданию огромного количества мощностей по производству сжиженного газа, осуществленный в Катаре. Стремление немедленно окупить его привело к падению цен и обвалу рынка. На подходе в странах Залива не менее крупные мощности по нефтехимии, нефтегазохимии, которые дестабилизируют рынок этой продукции примерно до 2015 года, добавил экономист.
2. Что мешает модернизации в России? Несмотря на разницу подходов к модернизации, все участники проведенного опроса единодушно считают, что главными сдерживающими факторами модернизации в нашей стране являются высокий риск, коррупция, кумовство, конфликт интересов, низкий потенциал административного управленческого аппарата и фактическое отсутствие гарантий прав собственности, отмечает эксперт Центра политических технологий Ольга Мефодьева.
Тем не менее, сторонники проектной модернизации оценивают перспективы нынешнего формата развития позитивно. Приверженцы комплексной модернизации настроены скептически.
Никита Масленников особо подчеркнул несовершенство российской законодательной и налоговой системы. На сегодняшний день в налоговом законодательстве РФ приняты и прописаны практически все виды налоговых льгот, которые существуют сегодня в глобальной экономике. Однако более 90% из них - это так называемые спящие льготы, которые просто-напросто не работают. Чтобы применить их, необходимо решить проблему идентификации инновационных и высокотехнологичных компаний. Пока она автоматически решатся только в Сколково. Чтобы решить ее в масштабах всей страны, надо создать 40 - 50 Сколково по всей России. Возможно, их стоит увязать со стимулированием развития агломераций, считает эксперт.
3. Бизнес как двигатель модернизации. Большинство крупных инновационных проектов, широко освещаемых СМИ, так или иначе, связаны с государством. Однако настоящим двигателем экономической и технологической модернизации является все же бизнес, считает руководитель департамента политологического анализа Центра политтехнологий Александр Ивашин.
Подтверждения тому можно найти в самых разных сферах. За последние десять лет произошла настоящая революция в развитии телекоммуникаций и сотовой связи, причем она коснулась не только столиц, но охватила практически всю страну. Сейчас по плотности охвата сотовой связи мы не уступаем наиболее развитым странам.
Рестораны, ретейл - это тоже модернизация. Причем она требует создания сложнейших логистических центров, сложнейших систем учета и своевременного снабжения крупных торговых центров и т.д.
Даже в металлургической отрасли, которая непосредственно связана с сырьевой зависимостью России, за последние 10 лет произошла коренная модернизация: это не только добыча руды, но и металлообработка, развитие трубной промышленности.
Развитие крупных финансовых институтов - что связано с современными технологиями в банковской сфере, в финансовых услугах - это тоже процессы модернизации России. Капитала для этого мало. Модернизация стала возможна, потому что крупные частные корпорации смогли привлечь очень высококвалифицированных специалистов, которые получили самые современные знания в России либо за рубежом в сфере управления бизнесом и построения проектов.
Что касается развития непосредственно частного бизнеса в России, то, несмотря на все препятствия, в том числе и со стороны государства, этот бизнес продолжает развиваться и остается двигателем модернизации России.
4. Критерии значимости и успешности инновационных проектов. Какими характеристиками должен обладать проект, направленный на перспективу, на создание новой России, стабильной и комфортной?
Самым важным большинство участников проведенного опроса считают комплексность проекта, его интеграционный характер. Проект не должен быть монопрофильным. При сохранении его ориентации на спортивную сферу или на инновационную, он должен включать разный круг авторов, которые могут данный проект сделать более эффективным.
Кроме того, он должен быть масштабным - распространяться на всю страну или иметь очень позитивный "информационный выхлоп".
И, конечно, проект должен быть реалистичным, привлекательным для инвесторов или спонсоров и поддерживаться грамотным маркетингом, отметила Ольга Мефодьева.
Действительно значимые проекты должны предусматривать развитие человеческого потенциала как минимум по одному из трех параметров, которые входят в так называемый "индекс ООН", считает председатель совета директоров НПО "Национальное телемедицинское агентство" Михаил Натензон. Они должны способствовать развитию экономики, образования или здравоохранения
Никита Масленников добавил, что инновационную емкость проекта стоит оценивать не только с точки зрения получения конкретных технологических результатов, но и с точки зрения его влияния на модернизацию управленческой среды. Так, например, проект Сколково, при всей его неоднозначности, уже принес положительные результаты: четко выявил недостатки в российской налоговой и законодательной системе, которые мешают внедрению инноваций.
Поскольку в нашей стране сохраняется "ручное управление", то успех проекта во многом зависит от участия в нем субъектов, имеющих позитивный имидж или доказавших свою эффективность. Так, например, для Иннограда Сколково таким гарантом служит Дмитрий Медведев, а для Универсиады в Казани - правительство Татарстана.
Столь же важен и позитивный образ участников проектов (Cisco в Сколково, Мегафон в Универсиаде).
Немалую роль играет широкое освещение проекта средствами массовой информации. Так, например, Федеральные университеты ушли из общественного пространства, и считается, что у них серьезные проблемы, отметила Ольга Мефодьева.
5. Перегнать, не догоняя. Мы - страна догоняющего развития, и нам необходимо постоянно учиться у передовых стран, считает Игорь Бунин. Однако Михаил Натензон возражает против идеи догоняющей цивилизации. По его мнению, "есть две модели науки: российская и западная. Первая опирается на теорию, и практика для нее не очень важна. На западе же важен практический результат, а теория должна просто объяснить, почему эта практика оказалась столь успешной. Так как у нас был некоторый провал в развитии, то мы не должны догонять. Догнать невозможно, это тупиковый путь. Надо просто, опираясь на тот опыт, который возник в результате этого непрерывного роста, начать со следующей ступени, а не с той, на которой мы провалились. Тогда не надо догонять, а можно рвануть, не повторяя ошибок и избежав тех затрат - и временных, и экономических - которые идут при непрерывном развитии. Совсем не надо повторять развитие технологий, разработанных десять лет назад, которые в силу значительных вложенных в них средств сейчас максимально распространены и задерживают развитие следующих". Мы должны "перегнать, не догоняя", считает директор по стратегии и развитию в России и СНГ корпорации Honeywell, завкафедрой МФТИ Леонид Соркин, вспоминая слова академика Курчатова.
Сторонники комплексной модернизации уверены, что этот процесс должен затрагивать не только экономику, но и общество и политическую систему - т.е. необходим полный пересмотр парадигмы развития. Главными условиями модернизации России являются демократические преобразования: обеспечение независимости ветвей власти, многопартийная система, демонополизация сферы принятия решений. Только после этого можно осуществлять реформирование административной системы, правоохранительных органов и различные проекты. Такого мнения придерживаются, в основном, политологи и экономисты.
Бизнесмены же чаще всего считают, что можно ограничиться проектной модернизацией. При этом инициируются проекты в разных отраслях экономики, общества, государства - с участием бюрократии, политической власти, бизнеса и с широкой экспертной поддержкой. Преобразования такого типа успешно проводятся в странах Азии, поэтому такую модернизацию называют также азиатской. Для ее осуществления необходима сильная политическая воля (политический ресурс), экспертный ресурс, профессиональный менеджмент и использование современных систем слежения за расходованием средств.
В России с конца 90-х до начала 2000-ных модернизация была комплексной. Вместе со сменой политической системы возникло много инновационных явлений и в экономике: ретейл, банковский сектор, мобильная связь и т.д., - отмечает Игорь Бунин. Однако, начиная примерно с 2003 года, все инновационные проекты связаны только с государством, и в них почти всегда присутствует та или иная форма распила. Модернизация в той форме, в какой она реально проводится сейчас, является проектной, азиатской: создается проект или корпорация, в качестве руководителя ставится какой-нибудь капрал или полковник (вспомним Транснефть). О комплексной модернизации, когда параллельно идут реформы и в экономической сфере, и в политической, речи пока не идет.
Проектный тип модернизации, проводимой в России, обусловлен сложившейся в стране авторитарной системой. Между тем, авторитарные системы, по большому счету, не очень способны к инновациям, считает советник Института современного развития Никита Масленников. Причин тому несколько. Во-первых, им абсолютно противопоказана конкуренция, потому что она рано или поздно приводит к политической состязательности и смене режима. Во-вторых, авторитарным режимам присущ гигантизм. Инновации связаны во многом с другой структурой бизнеса: малым и средним бизнесом. Гигантские же проекты, особенно в условиях нынешней очень лабильной и неустойчивой глобальной экономической среды, не всегда являются максимально эффективными, даже в ценовом отношении. В качестве примера эксперт привел проект по созданию огромного количества мощностей по производству сжиженного газа, осуществленный в Катаре. Стремление немедленно окупить его привело к падению цен и обвалу рынка. На подходе в странах Залива не менее крупные мощности по нефтехимии, нефтегазохимии, которые дестабилизируют рынок этой продукции примерно до 2015 года, добавил экономист.
2. Что мешает модернизации в России? Несмотря на разницу подходов к модернизации, все участники проведенного опроса единодушно считают, что главными сдерживающими факторами модернизации в нашей стране являются высокий риск, коррупция, кумовство, конфликт интересов, низкий потенциал административного управленческого аппарата и фактическое отсутствие гарантий прав собственности, отмечает эксперт Центра политических технологий Ольга Мефодьева.
Тем не менее, сторонники проектной модернизации оценивают перспективы нынешнего формата развития позитивно. Приверженцы комплексной модернизации настроены скептически.
Никита Масленников особо подчеркнул несовершенство российской законодательной и налоговой системы. На сегодняшний день в налоговом законодательстве РФ приняты и прописаны практически все виды налоговых льгот, которые существуют сегодня в глобальной экономике. Однако более 90% из них - это так называемые спящие льготы, которые просто-напросто не работают. Чтобы применить их, необходимо решить проблему идентификации инновационных и высокотехнологичных компаний. Пока она автоматически решатся только в Сколково. Чтобы решить ее в масштабах всей страны, надо создать 40 - 50 Сколково по всей России. Возможно, их стоит увязать со стимулированием развития агломераций, считает эксперт.
3. Бизнес как двигатель модернизации. Большинство крупных инновационных проектов, широко освещаемых СМИ, так или иначе, связаны с государством. Однако настоящим двигателем экономической и технологической модернизации является все же бизнес, считает руководитель департамента политологического анализа Центра политтехнологий Александр Ивашин.
Подтверждения тому можно найти в самых разных сферах. За последние десять лет произошла настоящая революция в развитии телекоммуникаций и сотовой связи, причем она коснулась не только столиц, но охватила практически всю страну. Сейчас по плотности охвата сотовой связи мы не уступаем наиболее развитым странам.
Рестораны, ретейл - это тоже модернизация. Причем она требует создания сложнейших логистических центров, сложнейших систем учета и своевременного снабжения крупных торговых центров и т.д.
Даже в металлургической отрасли, которая непосредственно связана с сырьевой зависимостью России, за последние 10 лет произошла коренная модернизация: это не только добыча руды, но и металлообработка, развитие трубной промышленности.
Развитие крупных финансовых институтов - что связано с современными технологиями в банковской сфере, в финансовых услугах - это тоже процессы модернизации России. Капитала для этого мало. Модернизация стала возможна, потому что крупные частные корпорации смогли привлечь очень высококвалифицированных специалистов, которые получили самые современные знания в России либо за рубежом в сфере управления бизнесом и построения проектов.
Что касается развития непосредственно частного бизнеса в России, то, несмотря на все препятствия, в том числе и со стороны государства, этот бизнес продолжает развиваться и остается двигателем модернизации России.
4. Критерии значимости и успешности инновационных проектов. Какими характеристиками должен обладать проект, направленный на перспективу, на создание новой России, стабильной и комфортной?
Самым важным большинство участников проведенного опроса считают комплексность проекта, его интеграционный характер. Проект не должен быть монопрофильным. При сохранении его ориентации на спортивную сферу или на инновационную, он должен включать разный круг авторов, которые могут данный проект сделать более эффективным.
Кроме того, он должен быть масштабным - распространяться на всю страну или иметь очень позитивный "информационный выхлоп".
И, конечно, проект должен быть реалистичным, привлекательным для инвесторов или спонсоров и поддерживаться грамотным маркетингом, отметила Ольга Мефодьева.
Действительно значимые проекты должны предусматривать развитие человеческого потенциала как минимум по одному из трех параметров, которые входят в так называемый "индекс ООН", считает председатель совета директоров НПО "Национальное телемедицинское агентство" Михаил Натензон. Они должны способствовать развитию экономики, образования или здравоохранения
Никита Масленников добавил, что инновационную емкость проекта стоит оценивать не только с точки зрения получения конкретных технологических результатов, но и с точки зрения его влияния на модернизацию управленческой среды. Так, например, проект Сколково, при всей его неоднозначности, уже принес положительные результаты: четко выявил недостатки в российской налоговой и законодательной системе, которые мешают внедрению инноваций.
Поскольку в нашей стране сохраняется "ручное управление", то успех проекта во многом зависит от участия в нем субъектов, имеющих позитивный имидж или доказавших свою эффективность. Так, например, для Иннограда Сколково таким гарантом служит Дмитрий Медведев, а для Универсиады в Казани - правительство Татарстана.
Столь же важен и позитивный образ участников проектов (Cisco в Сколково, Мегафон в Универсиаде).
Немалую роль играет широкое освещение проекта средствами массовой информации. Так, например, Федеральные университеты ушли из общественного пространства, и считается, что у них серьезные проблемы, отметила Ольга Мефодьева.
5. Перегнать, не догоняя. Мы - страна догоняющего развития, и нам необходимо постоянно учиться у передовых стран, считает Игорь Бунин. Однако Михаил Натензон возражает против идеи догоняющей цивилизации. По его мнению, "есть две модели науки: российская и западная. Первая опирается на теорию, и практика для нее не очень важна. На западе же важен практический результат, а теория должна просто объяснить, почему эта практика оказалась столь успешной. Так как у нас был некоторый провал в развитии, то мы не должны догонять. Догнать невозможно, это тупиковый путь. Надо просто, опираясь на тот опыт, который возник в результате этого непрерывного роста, начать со следующей ступени, а не с той, на которой мы провалились. Тогда не надо догонять, а можно рвануть, не повторяя ошибок и избежав тех затрат - и временных, и экономических - которые идут при непрерывном развитии. Совсем не надо повторять развитие технологий, разработанных десять лет назад, которые в силу значительных вложенных в них средств сейчас максимально распространены и задерживают развитие следующих". Мы должны "перегнать, не догоняя", считает директор по стратегии и развитию в России и СНГ корпорации Honeywell, завкафедрой МФТИ Леонид Соркин, вспоминая слова академика Курчатова.
Написать комментарий