Российская экономика в обороне: что обеспечивает рост промышленного производства?
Российская экономика находится в рецессии, но при этом показатели промышленности растут, о чем рапортует Росстат. Нет ли тут аномалии, задались вопросом экономисты Высшей школы экономики. Чем объясняется положение дел в экономике и промышленности?
Состояние российской экономики в 2014 году из-за украинского кризиса и структурных проблем оставляет желать лучшего. Рост ВВП описывается формулой «около нуля» или на уровне статистической погрешности. Внимание приковано не к целым величинам, а к долям процента: в третьем квартале Минэкономразвития прогнозирует прибавку в размере 0,2%, но по итогам года надеется на 0,5%. На фоне этого показатель роста промышленного производства впечатляет – 1,5% в первом полугодии (оценка год к году) против выросшего на 0,8% ВВП. Как объяснить это расхождение динамики?
Все дело в том, что рост промышленности почти всецело поддерживает госзаказ, пришли к выводу экономисты Центра развития Высшей школы экономики. Исследовав структуру выпуска, они установили, что основной рост приходится на отдельную подотрасль – «производство судов, летательных и космических аппаратов и прочих транспортных средств». Под «прочими» следует подразумевать вагоны, самолеты, вертолеты, подводные лодки и другую, прежде всего военную технику. Этот сегмент за первые восемь месяцев отмечен ростом на 26,9%, а, к примеру, автомобили и автоприцепы, входящие в ту же категорию «Транспортные средства», за тот же период показали отрицательную динамику -8,8%. Основными заказчиками продукции такого типа выступают госструктуры, в том числе РЖД. В связи с этим экономисты предлагают свое название отрасли – «гостранспортостроение» (ГТС).
С середины 2013 года в этом сегменте наблюдался небольшой рост. Но если в индексе промышленного производства за 2013 год ГТС обеспечило 0,1 п.п. прироста (из 0,4%), то с января по август 2014 года вес отрасли увеличился до 0,7 п.п. из 1,3% совокупного роста производства. Однако экономисты отмечают: это прямой вклад в показатель, если же подсчитать косвенный, отмеченный ростом заказа в смежных отраслях (добыча и обработка сырья, производство компонентов и т.д.), то на ГТС приходится 1,3 п.п. из 1,4% годового прироста промышленного производства.
По мнению экономистов, подобная ситуация для промышленности аномальна, без госзаказа рост за восемь месяцев текущего года не превысил бы 0,1%, что соответствовало бы низким темпам экономического роста и спаду потребительского спроса. Таким образом, спрос на промышленное производство поддерживается преимущественно государством – промышленность, ориентированная на частный спрос, на протяжении двух лет находится в кризисе. В связи с этим экономисты задаются вопросом: стоит ли радоваться промышленному росту, который государство ставит себе в заслуги?
Стоит, и вот почему. «Госстимул в виде закупок военной техники статистически показал свою состоятельность – вклада ГТС в рост промышленности, сопоставимого с тем, что наблюдается в 2014 г., не было с 2001 года. Почти полтора десятка лет ГТС, согласно данным Росстата, вообще практически не влияло на динамику промышленности», – отмечают экономисты ВШЭ в бюллетене «Комментарии о бизнесе и государстве».
Тем не менее, увеличение государственных закупок никак не влияет на рост других секторов промышленности, за исключением производителей компонент и материалов. Это означает, что промышленности, зависящей от частного спроса и увязшей в стагнации, не помогает выйти из нее ни государственный стимул, ни девальвация рубля. В ответ на западные санкции российское руководство уже объявило, что намерено проводить политику импортозамещения, которое должно оживить промышленность в целом. Но пока заметного эффекта на рост производства эти заявления не оказали – частный сектор предпочитает не торопиться с инвестициями, а потребительский спрос по-прежнему снижается.
«Рост производства, если не всего ГТС, то, по крайней мере, его "военной" части, будет наблюдаться еще полтора-два года», – прогнозируют экономисты ВШЭ и призывают не удивляться разрыву между динамикой ВВП и промышленного производства.
Российская экономика на марше – в отсутствие частных инвестиций государство вынуждено их компенсировать. К тому же глава правительства Дмитрий Медведев анонсировал повышение расходов на национальную оборону и безопасность. К 2017-му году более 21% госрасходов будет приходиться на эти статьи. Поэтому показатели промышленного производства могут и дальше внушать оптимизм чиновникам, для частных компаний и инвесторов они впечатления не производят.
Написать комментарий
Прожирают последнее, эти "транспортные средства" сгорят на Донбассе;(
милитаризация!