РосКриптоНадзор. Зачем России выпускать крипторубль и будут ли ими выплачивать запрлаты чиновникам
Президент России Владимир Путин поручил финансовому блоку правительству разработать меры по контролю над криптовалютами, их эмиссией и обращением. Регулированием будут заниматься Минфин, ЦБ и Росфинмониторинг, у которых разные взгляды на криптовалюты. Угрожают ли сегодня криптовалюты финансовому суверенитету России? Нужно ли государству регулировать их? И зачем России выпускать собственный крипторубль?
Александр Шустов, генеральный директор МФО «Мани Фанни»: Особенность современного мира в том, что в нем растет спрос на анонимность, как в широком смысле, так и в узком — на анонимность финансовых операций, поэтому криптовалюты обречены на развитие. Технологическая особенность криптовалют в том, что их сложно запретить, сложно ограничить их хождение, в результате государство, которое их запретит, рано или поздно столкнется с тем, что криптовалюты все равно имеют хождение среди его граждан и предприятий, и нужно будет отменять запрет и приступать к регулированию. Именно поэтому поручение президента звучит как «разработать меры по контролю», но это все равно далеко от реальности, более реалистичная формулировка звучала бы примерно так: «разработать способы взаимодействия с криптовалютами, методы адаптации современной экономической системы, которые способствовали бы экономическому росту в России». Необходимо понимать, что ни одному государству сейчас не удастся ввести запрет на операции с криптовалютами, равно как и поставить криптовалюты полностью на службу государственному аппарату: сама технология подразумевает (не в случае с Биткоином, но в случае с другими валютами, например, Monero) анонимность транзакций, а значит, козыри в переговорах находятся на стороне криптовалют, а не государственных структур. И госструктурам придется договариваться с разработчиками. И та страна, которая сделает это первой, которая создаст правовую основу для обращения криптовалют, для ICO, сможет привлечь инвестиции и на несколько месяцев опередит всех остальных. Та страна, которая выпустит первую государственную, чем-то обеспеченную криптовалюту, соберет огромные средства инвесторов, думаю, сравнимые по крайней мере с 10% текущей капитализации всех криптовалют, это около 17 млрд долларов.
Да, действительно, криптовалюты могут быть использованы для сомнительных финансовых операций, но не нужно из-за этого их демонизировать. Технология блокчейн, которая лежит в основе Биткоина, может и должна применяться для целей государственного управления, в основе лежит здравая идея децентрализованного хранения данных с условной невозможностью их подделки. Думаю, что государства пойдут по пути создания собственных криптовалют, которыми будут стремиться заменить частные криптовалюты, поэтому физлицам не стоить очаровываться многократным ростом курса биткоина и других криптовалют: с большой вероятностью 90% из них не просуществуют дольше 5 лет.
Евгений Корюхин, аналитик «Алор Брокер»: Для начала нужно разобраться, что такое криптовалюта? В традиционном понимании это разновидность цифровой валюты, создание и контроль за которой базируются на криптографических методах. Учет криптовалют децентрализован и благодаря этому они пользуются спросом у лиц, занимающихся незаконными операциями, а также стремящимися снизить транзакционные издержки в торговле. Контролировать данный сегмент государству необходимо, иначе есть риск, что теневая экономика, достигающая по разным оценкам от 10 до 17% объемов мировой экономики способна развиваться автономно без государственного контроля, таким образом, делая государство не нужным субъектом экономических отношений, что с переменным успехом развивается в странах Африки и Ближнего Востока. Причина несовершенства государственной модели в экономическом развитии ясны, это чрезмерные меры административной и фискальной политики, заставляющие субъектов экономических отношений искать более приемлемые методы расчетов в ведении бизнеса. Тренд, который сейчас задан, вполне по силам изменить существующие экономические и политические реалии. Я считаю, открываются весьма впечатляющие масштабы данной системы в странах Африки, Латинской Америки и Азии. Но в будущем, когда развитый мир увидит, что конкуренты из третьих стран наступают им на пятки, без сомнения произойдет децентрализация мировой финансовой системы и криптовалюты по праву займут свое место в ней.
Поэтому инициатива правительства РФ по созданию российской криптовалюты заслуживают внимания, и я думаю, у нее есть будущее. Так как сейчас согласно закону о ЦБ РФ, рубль есть производный инструмент от доллара США и его будет напечатано ровно столько, сколько долларов придет в Россию, но такая политика создает не равные условия конкуренции и периодически приводит к обнищанию населения России. Россия богата природными ископаемыми, большая часть из которых еще не начали добывать и создать валюту, которая обеспечивалась бы этими ископаемыми – вполне разумное решение. Перспективы данного решения считаю хорошими. Важно только ограничить спекулятивную составляющую. Текущий рост криптовалют опасен для будущего данных систем и выгоден в первую очередь противникам внедрения, так как резкий рост цен не минуемо приведет к спаду и дальнейшей стагнации.
Запрещать криптовалюты или блокчейн технологии – это примерно то же самое, что запретить интернет. Абсолютно бесперспективное занятие. А вот контролировать этот сегмент необходимо, так как это прямая обязанность государства.
Дмитрий Лукашов, аналитик IFC Markets: Я полагаю, что необходимо сразу разделить два важных понятия: криптовалюта и блокчейн. Сейчас хорошие, перспективные технологии блокчейн и пиринговых сетей используются для плохих дел – создания криптовалют, которые, по сути, являются глобальными финансовыми пирамидами. Важным свойством любой валюты как средства платежа является постоянство обменного курса. Криптовалюты совершенно не удовлетворяют этому требованию и не могут считаться полноценными валютами. Если за неделю их курс может меняться на 20-40%, то никакие обменные, товарно-денежные операции невозможны. При этом, криптовалюты не обеспечены никакими активами и не могут рассматриваться в качестве объекта инвестиций. По моему мнению, сами по себе криптовалюты не несут угрозы финансовому состоянию нашего государства. Тем не менее, необходимо жестко контролировать их обращение. В этом смысле, китайский опыт по ограничению криптовалют, несомненно, заслуживает пристального изучения и, возможно, частичного заимствования.
С начала 2017 года в мире было создано более 1200 новых криптовалют. Одновременно часть существовавших ранее прекратили свое обращение. Этот процесс происходит постоянно и зависит от того, сколько покупателей удастся заманить в ту или иную криптовалюту. Для этого существуют самые экзотические названия и прочие маркетинговые уловки. Таким образом, торговля нынешними криптовалютами очень похожа на участие в глобальной финансовой пирамиде. Ограничивая их обращение, государство защищает «вкладчиков – партнеров» от разорения и потери сбережений. Разумеется, помимо основного негативного фактора финансовой пирамиды, существующие криптовалюты имеют и еще целый «букет» рисков для государства, включая потенциальную возможность вывода капиталов, финансирования запрещенных организаций и так далее.
По моему мнению, создание крипторубля может быть вполне оправдано при наличии ряда задач, с которыми не справляется обычный рубль. Сам по себе блокчейн является очень перспективной технологией, которую необходимо использовать во благо общества и под контролем государства.
Сергей Звенигородский, начальник отдела розничных продаж УК «СОЛИД Менеджмент»: Криптовалюты являются новым параметром, который внедряется в финансовые потоки мира, а финансовые потоки и те, кто ими занимаются, не любят нововведения, которые невозможно просчитать. На данный момент, они используются для беспрепятственного обмена ресурсами, в том числе оплаты криминальных сделок, поэтому беспокойство правительств понятно. Но простой запрет, без закрытия интернета, не приведет к желаемому результату и криптовалюты останутся с нами, поэтому придется с этим мириться и продумывать инструменты контроля и надзора. Наиболее простой путь – это разрешение реализации криптовалют мира в юрисдикции России с опубликованием курса рубля к ним и проведение через любые системы оплаты и перевода. При выходе валюты на реализацию сделать обязательным уведомление ЦБ о сделке и взимании налога (НДФЛ или налога на прибыль с указанием суммы покупки актива, ведь сумму налога надо рассчитать, либо налог на имущество). Обратный перевод рублей в криптовалюту разрешить по курсу ЦБ, но только через биржу. Если вывод капиталов и отмывание средств идет без криптовалют, то с ними появляется еще один канал, но бороться надо не только с его присутствием, сколько с привлекательностью работы капиталов в России и более прозрачного измерения ответственности госслужащих и собственников бизнеса (не штраф и несколько лет тюрьмы, а возврат всех средств и вместо обычной тюрьмы создание центров, где многочисленные Остапы Бендеры смогут проявить свои таланты на благо стране, ведь схемы им известны, ум готов к решению финансовых и экономических задач, его только надо подтолкнуть). Если создать привлекательный образ страны, которая работает с криптовалютами и не интересуется, откуда те пришли (а не куда пойдут), тогда можно будет использовать экономические ресурсы от новых финансовых потоков для развития экономики. Создание собственного крипторубля имеет смысл, если сделать его валютой-посредником, которую можно обменять в любой торговой точке или банке на обычную валюту. Создание его, как отдельной единицы, не будет серьезным экономическим подспорьем, поскольку экономика России не готова к использованию нескольких валют, поэтому крипторубль будет полновесным лишь в одном случае, если он будет циркулировать только во внутренней экономике (госзаказ), как это было в СССР для производств.
Леонид Делицын, эксперт ГК «ФИНАМ»: Развитию экономики отвечает тот путь, который позволит зарубежным инвесторам вкладываться в ICO российских компаний, поскольку российским стартапам остро нужны средства для построения бизнеса, а механизм ICO оставляет компанию в руках владельцев, поскольку токены, как правило, обеспечиваются не акциями, а будущими товарами и услугами.
Объем выпуска криптовалют пока достаточно мал, а приобрести их слишком сложно, чтобы массовый пенсионер понес менять свои сбережения на биткоины. Если же приобретение криптовалют и, скажем, участие в ICO станет достаточно простым и будет раскручено как способ быстрого обогащения, то побочного эффекта в виде миллионов раздосадованных обывателей, потерявших свои средства, избежать не удастся.
Все государства будут так или иначе регулировать обращение криптовалют.
Государству придется защищать граждан и бизнес. Сейчас оно защищает массовых неосведомленных обывателей от попытки сыграть на курсе криптовалют. Если они все-таки дорвутся и поиграют, то потом придется защищать – в варианте-минимум уже силовыми средствами – офисы майнеров, криптобирж и стартаперов, совершивших ICO. В наиболее катастрофическом варианте народные массы майнерами и криптобиржами не ограничатся, а предъявят претензии власти, которая это разрешила.
Потенциал экономического роста может быть реализован в том случае, если, скажем, китайские майнеры, которые не могут вложить биткоины внутри страны, смогут вложить их в перспективные российские компании.
Государство, конечно, хотело бы стать одним из определяющих игроков этого рынка, а не пешкой в чужих руках. Предположим, что четверть зарплаты госслужащим будет выдаваться в крипторублях, а курс крипторубля будет расти. Вполне вероятно, что наиболее толерантная к риску часть госслужащих согласится получать в крипторублях и половину зарплаты, а за ними потянутся работники коммерческих компаний, и пенсионеры – все те, кто имеет возможность часть средств инвестировать в будущее. Государство может провести приватизацию некоторых объектов в крипторублях, выпустить займы и т.п. – главная сложность видится в обеспечении спроса. А при растущем курсе крипторубля можно решить множество проблем, связанных с добровольными долговременными инвестициями, вопрос весь в том, насколько дорого будет обеспечить рост этого курса.
Дмитрий Журавлев, директор Института региональных проблем: Криптовалюта создается частными лицами, а не выпускается государствами и центробанками. Это дополнительный финансовый инструмент. Это с одной стороны означает, что ее так же трудно запретить, как и запретить интернет. А с другой – что цена этой валюты конвенциональна: она чего-нибудь стоит, потому что мы договорились, что она чего-нибудь стоит. Поэтому, опять же, с одной стороны, данный инструмент полезен в электронных расчетах, на его использовании можно заработать. Но с другой стороны, чрезмерное увлечение этим инструментом может привести к надуванию очередного пузыря, который лопнет с большими потерями для окружающих.
Поэтому государство должно контролировать этот сегмент экономики, не допуская надувание пузыря. Но сделать это, на наш взгляд, очень и очень трудно. Запретить же в условиях мировой, а не национальной сети практически невозможно.
Преимущество криптовалют в их электронной форме. С их помощью можно работать в интернет-пространстве, то есть использовать в полном объеме преимущества современных систем коммуникации. В этом смысле данный инструмент дает дополнительные возможности финансовой системе – потенциал для экономического роста. Но главное здесь не заиграться: не перепутать реальный мир с миром виртуальным. Иначе можно повторить Великую депрессию, но уже в интернете.
Что касается вывода капитала, то нам кажется, что сегодня криптовалюты слишком слабы, чтобы существенно повлиять на этот процесс. Но потенциально криптовалюты – это, конечно, попытка экономики уйти из-под контроля государства.
Свою криптовалюту нужно создать затем, что нельзя закрыть глаза на законы экономики, так же как на законы физики. И если новый инструмент изобретен, то лучше чтобы им пользовались вы, а не ваш сосед. Что касается запрета, то он сам по себе эффективен не будет. Нужна конкуренция эффективности, а не запретов. Чтобы людям было удобней использовать вашу валюту, чем другую.
Никита Куликов, учредитель АНО «ПравоРоботов», член экспертного совета по Цифровой экономике при ГосДуме РФ: Несомненно, России необходим регулирующий орган, который будет контролировать процедуру проведения и участия в ICO (ITO), оценивать эмиссию криптовалют, выявлять действия по спекуляции на рынке. К тому же, такая позиция следует из слов президента РФ Владимира Путина, который на встрече в Сочи обозначил, что необходимо «выстроить регуляторную среду, чтобы защитить интересы граждан и бизнес». Это означает, что в скором времени вполне может быть учрежден некий контролирующий орган, к примеру РосКриптоНадзор – Федеральная служба по надзору применения блокчейн технологии, эмиссии криптовалют и криптотокенов, которая и будет курировать и контролировать такого рода операции.
Основная задача для контролирующего органа со стороны государства – это контроль за уплатой налогов с проданного актива (криптовалюты или криптотокена) и разумеется разбор спорных ситуаций по типу действий ФАС. Однако, учитывая трансграничную деятельность компаний, привлекающих средства в рамках ICO, такого рода механизм будет реализовать достаточно сложно.
Необходимость быстрее запустить крипторубль – это просто частное высказывание министра связи и коммуникаций РФ Николая Никифорова: во-первых, глава ЦБ Эльвира Набиуллина не раз заявляла, что ЦБ категорически против «вводить криптовалюты в регулирование в качестве денежного средства, средств, которые применяются при расчетах за товары и услуги, против приравнивания к иностранным валютам». Во-вторых, криптовалюта – крипторубль, которую к тому же майнить будет невозможно, вряд ли может быть востребована у пользователей. Ну и в-третьих, создать собственную криптовалюту не так уж и сложно, но для этого сначала необходимо прописать хоть какое то обоснование кроме того что «соседи из ЕАЭС скоро создадут нечто подобное». Так что данная идея еще потребует долгой и глубокой доработки, ну а пока выглядит, словно вырвана из контекста, и вполне возможно министр связи вообще о другом говорил.
Написать комментарий