Роскошь богатства
Любители роскоши в странах с развивающейся экономикой могут оказаться перед сложным выбором: либо умерить свои аппетиты, либо заплатить государству налоги за желание обладать дорогой недвижимостью и прочими приятными излишествами. Отличается ли тяга китайцев к роскоши от российской потребности покрасоваться? Каков ответ дает журнал World Economic Journal?
В условиях экономического кризиса возможность купить нечто дорогое вызывает у покупателей противоречивые чувства. К примеру, как выяснили эксперты McKinsey&Company, около половины китайцев испытывают чувство вины при покупке «статусных» излишеств.
Американцы и европейцы тоже переживают из-за этого, но в меньшем масштабе – лишь 40% опрошенных сознались в том, что испытывают чувство вины за то, что позволяют себе излишества в то время, как в мире растет безработица и продолжается экономический спад.
Справиться с чувством вины нуворишам из западных стран помогают на государственном уровне. Здесь так называемые налоги на роскошь существуют давно, и в последнее время в связи с кризисом многие страны стали тщательнее контролировать их уплату. В Италии, к примеру, в конце 2011 года благодаря усилению налогового контроля удалось повысить собираемость налогов на 15%.
Причем далеко не весь этот объем был собран за счет налогов на предметы роскоши: помимо прочего, полиция проверила досье на владельцев элитных автомобилей и яхт, и выяснилось, что более чем у половины из тех, чей автомобиль стоит от полумиллиона евро, официально задекларированный доход не превышает €50 тыс. евро в год. А примерно у 188 тысяч владельцев «Феррари» и дорогих яхт доход был и вовсе ниже €15 тыс. в год, что, конечно же, не оставило местную полицию равнодушной.
Поделиться с государством
При всей совестливости жителей стран с развивающейся экономикой, сильного желания платить налоги здесь, как и в Европе, не наблюдается. Именно поэтому власти некоторых стран активно подумывают увеличить в ближайшее время налоговую нагрузку на тех, кто может себе позволить купить элитную недвижимость и роскошный автомобиль.
Так, в Китае в конце 2011 года были введены повышенные ставки имущественных налогов для владельцев элитной недвижимости в Шанхае. Как объясняло правительство, налог будет распространен и на другие крупные города, если эксперимент окажется удачным. Судя по всему, результатами эксперимента китайское правительство довольно – введение налога, идентичного шанхайскому, сейчас обсуждается для Шэнчжэня, крупнейшего промышленного центра страны.
В России также активно обсуждается введение закона о налоге на роскошь. В варианте законопроекта, который существовал на конец марта, таким налогом предлагалось облагать квартиры и дома стоимостью свыше 50 млн рублей, а также автомобили стоимостью от 3,5 млн рублей.
Причем предлагаемые нововведения должны действовать не только для физлиц, но и для компаний, чтобы избежать ситуации, когда роскошный автомобиль или апартаменты покупаются для генерального директора и его семьи, а записываются на баланс принадлежащей ему фирмы.
Напомним, что законопроекты о налоге на роскошь уже не раз рассматривались российской Госдумой и неизменно отклонялись. В настоящий момент инициатива исходит от правительства и Министерства финансов, а это значит, что шансы на принятие законопроекта Госдумой в этом году велики.
Антикризисный шопинг
Похожие инициативы будут появляться и в дальнейшем – по крайней мере, если в ближайшее время ситуация не изменится и вопреки мировому кризису в странах с развивающейся экономикой будут расти доли продаж компаний, производящих предметы роскоши. Сегодня около 40% продаж таких компаний приходятся на страны БРИКС, и этот показатель ежегодно растет.
«Продажи “люксовых” брендов в Китае росли на 16% в год даже на пике кризиса, в 2009 году, – отмечает директор шанхайского офиса MsKinsey&Company Ювэл Атсмон.
– В настоящее время в этой стране сформировался целый класс потребителей предметов роскоши, и они готовы тратить деньги на вещи, которые в Китае являются символом богатства и статуса».
В ближайшие пять лет Китай станет одним из трех крупнейших потребителей люксовых товаров, считает эксперт по рынкам капитала инвестгруппы William Blair Стефани Брейминг.
Причем покупательская активность богатых потребителей коснется не только таких приземленных вещей, как автомобили и элитная недвижимость.
По данным европейского фонда изящных искусств, КНР в 2011 году впервые обогнала США по суммам аукционных и дилерских сделок. Китайцам принадлежит до 30% рынка, что в денежном эквиваленте равно $60 млрд. По мнению основательницы аналитической компании Art Economics Клер Макэндрю, статистика продаж предметов искусства лишь отражает мировые экономические тренды: развивающиеся страны становятся богаче, внутренний спрос на предметы далеко не первой необходимости в этих странах тоже растет.
Статья предоставлена журналом World Economic Journal
Написать комментарий