Росияне, кто они: потребители или инвесторы?
НАФИ проводит множество опросов, связанных с изучением финансовой грамотности россиян. Скажите, финансовое поведение граждан России можно охарактеризовать как потребительское или инвестиционное?
Сегодня, к сожалению, наших граждан можно назвать потребителями. Количество кредитов, которые берут россияне, особенно проживающие в регионах, постоянно увеличивается. Причем люди, как правило, не читают договор и не вникают в тонкости финансовой сделки. Они рассматривают только ту кредитную ставку, которую банк рекламирует. Зачастую она оказывается намного выше озвученной, так как включает и штрафы за несвоевременное погашение задолженности (иногда 0,5% ежедневно), и издержки страховых компаний, и многое другое, о чем рядовой потребитель даже не подозревает. Так, если за каждый день просрочки платить полпроцента ставки, то в результате выйдет колоссальная сумма – 180 % годовых.
То же самое относится и к приобретению пластиковых карт. Большой кредитный лимит – это очередная ловушка. Граждане начинают осознавать, что это такое, когда им приходится отдавать задолженность из расчета 50% в год. Финансовая грамотность – это, в первую очередь, осознание юридической ответственности и возможных рисков при заключении того или иного договора. Например, когда люди стали активно скупать акции компании «Роснефть», они с трудом отдавали себе отчет в том, что их цена может значительно снизиться. В результате – сердечные приступы у пожилых людей в период падения курса. Чтобы подобного не было, необходимо подробно и детально объяснять гражданам, что их может ожидать. В первую очередь этим вопросом должно озаботиться государство.
Мы провели несколько исследований, и результаты озвучили на совещании по вопросу финансовой грамотности, проходившем в начале этого года в Министерстве финансов РФ. Дело даже не в недостатке знаний у людей, проблема заключается в том, что граждане не доверяют финансовым институтом в целом. По-прежнему, россияне предпочитают хранить деньги дома, не используя банковские услуги в своих интересах. А пластиковой карточкой зачастую пользуются один или два раза в месяц только для того, чтобы получить заработную плату.
Однако не все так безнадежно. Конечно, мы фиксируем существенные изменения поведения россиян на финансовом рынке. Если несколько лет назад люди покупали акции, например, АО «МММ», не задаваясь вопросом, что это за фирма, чем обусловлено ее финансовое благополучие, то сегодня многих, кто пришел на рынок, интересуют активы компаний, их деятельность, планы. Причем, граждан интересуют перспективы развития не только конкретного производства, но и отрасли в целом. Они инвестируют в бизнес, в профессионализм людей, в будущее. Таким образом, россияне сегодня покупают, руководствуясь скорее здравым смыслом, а не эмоциями. А это большой шаг вперед.
Дудницкий Владимир Вячеславович,
Генеральный директор НАФИ.
Написать комментарий