Роль Минрегионразвития России в улучшении инвестиционного климата
Министерство регионального развития РФ разрабатывает Концепцию совершенствования региональной политики в России. Какой политики намерено придерживаться министерство, чтобы стимулировать развитие регионов? Об этом министр регионального развития Виктор Басаргин рассказал на пресс-конференции "Регионы в конкуренции за инвесторов", состоявшейся на форуме «Сочи-2010».
Организующую роль в развитии регионов должно сыграть государство
Сегодня без организующей роли государства регионам сложно реализовать свой инвестиционный потенциал, стать моторами экономического развития. В этой сфере давно назрела потребность радикального изменения традиционных подходов.
При выборе регионов, которым следует оказать помощь, настало время отказаться от курса на выравнивание уровня развития регионов и модели, основанной на поддержке лишь регионов-локомотивов. Сегодня вся региональная политика - это ничто иное как процесс выравнивания, стабилизации и поддержания определенного социально-экономического уровня всех регионов. Вместо этого предлагается использовать инструменты, сочетающие элементы поддержки как депрессивных и отсталых территорий на новых принципах, так и поддержку развития регионов-лидеров. Такой подход оправдан с точки зрения мирового опыта. При этом сама концепция помощи перориентируется на стимулирование точек роста на всех территориях, поощрение реального роста экономики и социальной сферы.
Выбор регионов, которым оказывается поддержка, сегодня осуществляется с учетом того, как решаются в них вопросы занятости населения. Цель - не финансировать безработицу, а создать условия для того, чтобы человек стал работать. Поддержка оказывается тем, кто начинает инвестировать, кто создает условия для инвестиций.
Как следует оценивать эффективность регионов?
В рамках определения эффективности деятельности органов государственной власти субъектов федерации планируется перейти на методику определения поощряемых субъектов, учитывающую одновременно и динамику, и достигнутый уровень эффективности субъектов с момента начала работ по оценке эффективности. В этом году при оценке эффективности субъектов был сделан акцент только на динамику. И получилось так, что субъекты, которые сегодня в общем рейтинге занимают практически последние места, оказались лидерами при такой оценке. А базовые субъекты, которые имеют реальную эффективную работу (Санкт-Петербург, Москва. Калуга и ряд других), оказались в хвосте. Со следующего года при оценке эффективности будут учитываться и вопросы динамики, и вопросы базовой составляющей, т.е., уже достигнутой эффективности использования средств регионами.
Как следует помогать регионам?
Главный механизм стимулирования инвестиций - концентрация и перераспределение ресурсов. Ключевым из них являются бюджетные ресурсы. Необходимо совершенствование межбюджетных отношений - это один из разделов всей нашей региональной политики. Должны быть активные формы стимулирования: не безвозмездные трансферты, а меры федеральной поддержки, максимально стимулирующие использование и активацию собственного потенциала регионов. Целесообразно создавать готовые финансовые продукты или пакеты услуг, включающие внебюджетные и предоставляемые бизнесу на определенных условиях для реализации проектов развития, способных изменить структуру региональной экономики в пользу высокотехнологичных отраслей.
Финансовая помощь, конечно, важна, но есть целый ряд механизмов, которые не требуют федеральных средств. Наша цель - создать в регионе инвестиционные возможности, благоприятные условия для привлечения инвестиций. На этом пути можно определить два важных шага: отработка новаций посредством пилотных проектов, а также совершенствование и расширение использования механизмов государственно-частного партнерства. Зачастую для того, чтобы эти шаги стали эффективными, достаточно системной нормотворческой работы.
Минрегионразвития как координатор инвестпроектов
Очень важно выявить потенциальные точки роста региональной экономики, которые нужно сегодня активировать. Такими точками могут стать крупные инвестиционные проекты. Министерство уже приступило к выполнению функции координатора инвестпроектов социально-экономического развития федеральных округов. Сейчас дорабатывается концепция комплексного развития территорий федеральных округов. Идея состоит в получении сингергетического эффекта в результате одновременного развития территории, развития бизнеса и инфраструктуры, объединения государственных и частных средств, усилий для достижения стратегических целей.
Основу долгосрочного инвестпланирования в федеральных округах должны составлять выделения зон опережающего экономического роста - т.е., выявление потенциальных точек роста региональной экономики. Здесь в качестве одного из инструментов стимулирования территориальной инвестиционной активности выступает создание инфраструктуры индустриальных кластеров. Очень важно при реализации крупных региональных проектов использовать их в качестве якорных, заранее прорабатывая все дополнительные возможности, связанные с реализацией таких проектов, вовлекая в проект все больше потенциально сопутствующих бизнес-направлений.
Минрегионразвития стремится использовать новые принципы, заимствованные у европейских партнеров - в том числе, ориентацию на долгосрочное крупномасштабное сбалансированное пространственное развитие, тесную кооперацию между пространственным планированием и отраслевыми программами развития, использование принципов сплоченности территории и учет экологического фактора.
На сегодня есть много инструментов господдержки инвестпроектов. Их используют различные органы власти, для каждого инструмента существует собственная процедура отбора проектов, критерий эффективности и порядок контроля. Необходимо обеспечить координацию и взаимоувязку всех инструментов в рамках одного проекта, а координацию возложить на министерство регионального развития.
Система стратегического планирования
Необходимо выйти на стройную систему документов стратегического планирования, согласованных и взаимоувязанных друг с другом. Минрегионразвития уже проводит работу по подготовке стратегии социально-экономического развития отдельных федеральных округов. В рамках этих документов должны согласовываться стратегии субъектов федерации - как между собой, так и со стратегиями развития экономики и социальной сферы страны. Составляющей стратегического планирования станет учет обязательного использования механизмов государственно-частного партнерства. Именно на этой стадии должны достигаться и фиксироваться взаимные обязательства сторон. Необходима также увязка стратегического и территориального планирования. Все это обеспечит предсказуемость развития территории, позволит инвесторам перейти к долгосрочному планированию своих вложений.
Необходимо сотрудничество государства и бизнеса
Сегодня необходима перезагрузка в отношениях всех участников инвестиционного процесса, и в первую очередь - в отношениях между региональными властями и инвесторами. Сегодня инвестиционная активность регионов во многом определяется их самостоятельной инициативой в борьбе за своего инвестора.
Задача активации инвестиционной деятельности в регионах - общая как для органов власти всех уровней, так и для бизнеса. Очень часто крупные компании являются подлинными хозяевами той или иной территории, поэтому решение поставленных задач возможно только в рамках совместных усилий государства и бизнеса.
Все эти основные положения сформулированы в Концепции совершенствования региональной политики в РФ. В ближайшее время этот документ будет доработан, и регионы смогут воспользоваться им для реализации собственных планов.
Сегодня без организующей роли государства регионам сложно реализовать свой инвестиционный потенциал, стать моторами экономического развития. В этой сфере давно назрела потребность радикального изменения традиционных подходов.
При выборе регионов, которым следует оказать помощь, настало время отказаться от курса на выравнивание уровня развития регионов и модели, основанной на поддержке лишь регионов-локомотивов. Сегодня вся региональная политика - это ничто иное как процесс выравнивания, стабилизации и поддержания определенного социально-экономического уровня всех регионов. Вместо этого предлагается использовать инструменты, сочетающие элементы поддержки как депрессивных и отсталых территорий на новых принципах, так и поддержку развития регионов-лидеров. Такой подход оправдан с точки зрения мирового опыта. При этом сама концепция помощи перориентируется на стимулирование точек роста на всех территориях, поощрение реального роста экономики и социальной сферы.
Выбор регионов, которым оказывается поддержка, сегодня осуществляется с учетом того, как решаются в них вопросы занятости населения. Цель - не финансировать безработицу, а создать условия для того, чтобы человек стал работать. Поддержка оказывается тем, кто начинает инвестировать, кто создает условия для инвестиций.
Как следует оценивать эффективность регионов?
В рамках определения эффективности деятельности органов государственной власти субъектов федерации планируется перейти на методику определения поощряемых субъектов, учитывающую одновременно и динамику, и достигнутый уровень эффективности субъектов с момента начала работ по оценке эффективности. В этом году при оценке эффективности субъектов был сделан акцент только на динамику. И получилось так, что субъекты, которые сегодня в общем рейтинге занимают практически последние места, оказались лидерами при такой оценке. А базовые субъекты, которые имеют реальную эффективную работу (Санкт-Петербург, Москва. Калуга и ряд других), оказались в хвосте. Со следующего года при оценке эффективности будут учитываться и вопросы динамики, и вопросы базовой составляющей, т.е., уже достигнутой эффективности использования средств регионами.
Как следует помогать регионам?
Главный механизм стимулирования инвестиций - концентрация и перераспределение ресурсов. Ключевым из них являются бюджетные ресурсы. Необходимо совершенствование межбюджетных отношений - это один из разделов всей нашей региональной политики. Должны быть активные формы стимулирования: не безвозмездные трансферты, а меры федеральной поддержки, максимально стимулирующие использование и активацию собственного потенциала регионов. Целесообразно создавать готовые финансовые продукты или пакеты услуг, включающие внебюджетные и предоставляемые бизнесу на определенных условиях для реализации проектов развития, способных изменить структуру региональной экономики в пользу высокотехнологичных отраслей.
Финансовая помощь, конечно, важна, но есть целый ряд механизмов, которые не требуют федеральных средств. Наша цель - создать в регионе инвестиционные возможности, благоприятные условия для привлечения инвестиций. На этом пути можно определить два важных шага: отработка новаций посредством пилотных проектов, а также совершенствование и расширение использования механизмов государственно-частного партнерства. Зачастую для того, чтобы эти шаги стали эффективными, достаточно системной нормотворческой работы.
Минрегионразвития как координатор инвестпроектов
Очень важно выявить потенциальные точки роста региональной экономики, которые нужно сегодня активировать. Такими точками могут стать крупные инвестиционные проекты. Министерство уже приступило к выполнению функции координатора инвестпроектов социально-экономического развития федеральных округов. Сейчас дорабатывается концепция комплексного развития территорий федеральных округов. Идея состоит в получении сингергетического эффекта в результате одновременного развития территории, развития бизнеса и инфраструктуры, объединения государственных и частных средств, усилий для достижения стратегических целей.
Основу долгосрочного инвестпланирования в федеральных округах должны составлять выделения зон опережающего экономического роста - т.е., выявление потенциальных точек роста региональной экономики. Здесь в качестве одного из инструментов стимулирования территориальной инвестиционной активности выступает создание инфраструктуры индустриальных кластеров. Очень важно при реализации крупных региональных проектов использовать их в качестве якорных, заранее прорабатывая все дополнительные возможности, связанные с реализацией таких проектов, вовлекая в проект все больше потенциально сопутствующих бизнес-направлений.
Минрегионразвития стремится использовать новые принципы, заимствованные у европейских партнеров - в том числе, ориентацию на долгосрочное крупномасштабное сбалансированное пространственное развитие, тесную кооперацию между пространственным планированием и отраслевыми программами развития, использование принципов сплоченности территории и учет экологического фактора.
На сегодня есть много инструментов господдержки инвестпроектов. Их используют различные органы власти, для каждого инструмента существует собственная процедура отбора проектов, критерий эффективности и порядок контроля. Необходимо обеспечить координацию и взаимоувязку всех инструментов в рамках одного проекта, а координацию возложить на министерство регионального развития.
Система стратегического планирования
Необходимо выйти на стройную систему документов стратегического планирования, согласованных и взаимоувязанных друг с другом. Минрегионразвития уже проводит работу по подготовке стратегии социально-экономического развития отдельных федеральных округов. В рамках этих документов должны согласовываться стратегии субъектов федерации - как между собой, так и со стратегиями развития экономики и социальной сферы страны. Составляющей стратегического планирования станет учет обязательного использования механизмов государственно-частного партнерства. Именно на этой стадии должны достигаться и фиксироваться взаимные обязательства сторон. Необходима также увязка стратегического и территориального планирования. Все это обеспечит предсказуемость развития территории, позволит инвесторам перейти к долгосрочному планированию своих вложений.
Необходимо сотрудничество государства и бизнеса
Сегодня необходима перезагрузка в отношениях всех участников инвестиционного процесса, и в первую очередь - в отношениях между региональными властями и инвесторами. Сегодня инвестиционная активность регионов во многом определяется их самостоятельной инициативой в борьбе за своего инвестора.
Задача активации инвестиционной деятельности в регионах - общая как для органов власти всех уровней, так и для бизнеса. Очень часто крупные компании являются подлинными хозяевами той или иной территории, поэтому решение поставленных задач возможно только в рамках совместных усилий государства и бизнеса.
Все эти основные положения сформулированы в Концепции совершенствования региональной политики в РФ. В ближайшее время этот документ будет доработан, и регионы смогут воспользоваться им для реализации собственных планов.
Написать комментарий