Рейтинги или реальная экономика: на что ставит Россия?
Насколько успешно Россия проходит намеченные президентом Владимиром Путиным «100 шагов вперед» – к улучшению инвестиционного и предпринимательского климата в стране? Куда она вообще идет и где оказалась сегодня?
Коммунизм и инвестиции
В мае 2012 года, в первый же день третьего президентского срока, Владимир Путин подписал Указ «О долгосрочной государственной экономической политике». В нем задается пять основных целей:
1. Создание и модернизация 25 млн высокопроизводительных рабочих мест к 2020 году;
2. Увеличение объема инвестиций не менее чем до 25% ВВП к 2015 году и до 27% – к 2018 году;
3. Доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в ВВП к 2018 году должна увеличиться в 1,3 раза относительно уровня 2011 года;
4. Увеличение производительности труда к 2018 году в 1,5 раза относительно уровня 2011 года;
5. Повышение позиции Российской Федерации в рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса со 120-й в 2011 году до 50-й – в 2015 году и до 20-й – в 2018 году.
Цели почти столь же воодушевляющие, как знаменитый коммунизм, обещанный Хрущевым к 1980-му году. Конечно, прошло всего 1,5 года – четверть срока, отпущенного на достижение страной светлого будущего, но оценить результаты предпринятых усилий уже можно.
Рейтинги вместо экономики?
Создание 25 млн высокопроизводительных рабочих мест сегодня кажется прожектом еще более утопическим, чем в мае 2012 года – особенно в свете повсеместного закрытия заводов, сокращения производств и оптимизации образования и здравоохранения. Никаких более-менее конкретных целей по развитию производства в той или иной отрасли (где и могли бы появиться эти вожделенные рабочие места) в указе не представлено, все ограничивается обтекаемыми формулировками о совершенствовании управления и «завоевании передовых позиций в отдельных сегментах мировых рынков».
Зато конкретно обозначено намерение приватизировать несырьевой сектор и не пожалеть средств для привлечения инвесторов – судя по всему, главным образом, иностранных. Чтобы их привлечь, необходимо неустанно улучшать деловой климат, а о результатах этой работы предлагается судить по позиции России в рейтинге Всемирного банка Doing Business.
Почем дорожные карты для народа?
Чтобы понять, как и что улучшать, еще в августе 2011 года было создано Агентство стратегических инициатив (АСИ). Оно выполняет роль посредника между бизнес-сообществом и госвластью. Грубо говоря, оно собирает заявки от бизнеса, в каких сферах существует особенно много административных барьеров и что желательно сделать для их устранения. Все эти пожелания агентство оформляет в виде так называемых «дорожных карт» – наборов законодательных инициатив для той или иной сферы. В разработке этих карт принимают участие и представители соответствующих госведомств, тех самых, которые потом будут проводить в жизнь предложенные изменения.
Работу посредника государство оценило довольно высоко: в августе 2012 года было принято решение выделить АСИ из госбюджета в 2013-2014 году 400 млн руб., а в 2015 году – еще 110 млн руб. Общий итог в 500 млн руб. – это, к примеру, в 5 раз больше, чем на период с 2010 по 2015 годы выделяется средств из федерального бюджета на строительство всех автодорог в Сибири и на Дальнем Востоке.
К июню 2013 года было готово 9 дорожных карт и еще 4 «почти доработаны». Все они, несомненно, должны улучшить деловой климат – судя по их названиям:
1. Повышение доступности энергетической инфраструктуры;
2. Улучшение предпринимательского климата в сфере строительства;
3. Совершенствование таможенного администрирования;
4. Поддержка экспорта;
5. Повышение качества госуслуг в сфере недвижимости и кадастрового учета;
6. Развитие конкуренции;
7. Оптимизация процедур регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
8. Расширение доступа малого и среднего бизнеса к госзакупкам;
9. Повышение качества регуляторной среды для бизнеса.
В общей сложности в них перечислены 520 различных мер (внесение изменений в законодательство, в порядок оформления тех или иных документов и т.д.). Из них для 126 мер срок реализации уже наступил, но на июнь 2013 года реализовано всего 58 – т.е. меньше половины.
На заседании экономического совета при президенте РФ в Ново-Огарево 4 декабря 2013 года было заявлено о том, что правительство утвердило 10 из 13 разработанных дорожных карт. К вышеперечисленным добавилась дорожная карта «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки», наглядно свидетельствующая о культурной катастрофе в России – но это уже отдельный разговор.
Судя по всему, главным направлением работы АСИ является пиар. Губернаторам регионов агентство помогает блестяще отчитаться о работе («дорожные карты составлены, стратегии приняты, инвестклимат улучшаем»), Всемирному банку (ВБ) предлагает, как бы составить рейтинг, чтобы учесть побольше наших достоинств. «В таких странах, как Россия, учитывая их размеры и различия в социально экономическом положении регионов, замеры параметров для рейтинга должны проводиться не только в столице или в каком-то одном городе, а как минимум в двух-трех городах. В частности, в нашей стране такими городами дополнительно к Москве могли бы быть Владивосток и, например, Ульяновск», – заявил, например, глава АСИ Андрей Никитин. И президент ВБ Джим Ен Ким, похоже, его услышал. В будущем при составлении рейтинга Doing Business банк, возможно, будет учитывать не только ситуацию в столице, но и деловой климат в названных городах.
К высотам Doing Business
Так или иначе, успехи нашей страны в рейтинге DB налицо – в отличие от реальных экономических.
|
DB-2014 (опубликован в октябре 2013) |
Подъем на |
DB-2013(опубликован в октябре 2012) |
DB-2012(опубликован в октябре 2011) |
Общее место в рейтинге |
92 |
↑19 |
111 |
120 |
Подключение к электросетям |
117 |
↑71 |
188 |
|
Регистрация собственности |
17 |
↑29 |
46 |
|
Регистрация предприятий |
88 |
↑12 |
100 |
105 |
Налогообложение |
56 |
↑7 |
63 |
94 |
Получение разрешений на строительство |
178 |
↑2 |
180 |
|
Международная торговля |
157 |
↑5 |
162 |
161 |
Над улучшением имиджа России среди иностранных инвесторов работает не только курируемое российским президентом АСИ, но и крупнейшие инвестиционный банки JP Morgan Chase и Goldman Sachs, которые, судя по интервью российских чиновников в СМИ, совершенно безвозмездно помогут нашему Минфину и правительству лучше взаимодействовать с ведущими рейтинговыми агентствами – этими «регулировщиками международного движения капитала – прямых инвестиций, "горячего" спекулятивного капитала, иностранных кредитов и займов, депозитов и т.д.» Американских «банкстеров» трудно заподозрить в альтруизме, а вот увидеть здесь корыстный интерес – легко, считает независимый экономист Владислав Жуковский. Во-первых, они «готовят Россию к масштабному расширению внешних заимствований и выходу на международные рынки ссудного капитала. Этот план четко прописан как в Законе о федеральном бюджете на 2013 год и плановый период на 2014-2015 годы, так и в Основных направлениях долговой политики государства до 2020 года. Оба документа предполагают стремительный рост как внутренних, так и внешних заимствований Правительством России в перспективе 5-7 лет. А американские финансовые институты, насколько можно судить, призваны обеспечить втягивание России как суверенного заемщика в орбиту влияния американской финансовой системы через навязывание заимствований в США». Во-вторых, оба транснациональных банка намереваются поучаствовать в запланированной масштабной приватизации государственного имущества. Тем более что в качестве консультантов и оценщиков выступают они же – вместе с коллегами из стран Еврозоны и Великобритании. «Опыт приватизации 7,58% обыкновенных акций Сбербанка и 10% ВТБ (с 21% скидкой к текущей цене) наглядно продемонстрировал, что основными инвесторами в стратегически значимые предприятия выступают именно иностранные финансовые учреждения и международные банки. Судя по всему, именно для того, чтобы создать максимально благоприятные условия для проникновения в российскую экономику и снизить цены на попавшие в программу приватизации государственного имущества компании и банки американские банки столь активно соглашаются выступать в качестве консультантов Правительства и Минфина», – считает эксперт.
Бизнес и закон
Какой линии придерживаться в этой сфере, правительство никак не определится. С одной стороны, в майском указе президент предписал исключить «возможность решения хозяйственного спора посредством уголовного преследования» и «совместить административные и имущественные дела в судах на базе арбитражной судебной системы».
Кроме того, во исполнение указа, в июне 2012 года была учреждена должность уполномоченного по защите прав предпринимателей. Бизнес-омбудсмен может инициировать нормативные акты, отстаивать интересы предпринимателей в суде, приостанавливать действие нормативных актов до решения суда. Назначенный на этот пост Борис Титов, среди прочих шагов по защите бизнеса, предложил амнистировать Михаила Ходорковского и 13 тысяч других бизнесменов, а также провести «миграционную амнистию» и увеличить приток мигрантов.
Закон об экономической амнистии после споров и доработок вступил в силу 4 июля 2013 года, и к концу октября по амнистии было освобождено почти 1290 человек. Этот результат, пожалуй, влияет на бизнес-климат больше, чем освобождение Ходорковского, который воспринимается уже скорее как политическая фигура.
Однако предприниматели по-прежнему не уверены в завтрашнем дне. Во-первых, по амнистии освобождена лишь девятая часть от общего числа всех, кто осужден за экономические преступления. Во-вторых, не предполагается никакого наказания тех, кто виновен в незаконном аресте предпринимателей – т.е. система, которая допустила наказание невиновных, никак не реформируется.
Неоднозначно был воспринят бизнесом и отказ от изменений, внесенных в УК в 2011 году по инициативе тогдашнего президента страны Дмитрия Медведева. Принятые тогда поправки запрещали возбуждать уголовные дела по ст. 198 и 199 УК РФ (уклонение от уплаты налогов) без подтверждения соответствующих фактов со стороны федеральной налоговой системы (ФНС). Теперь же, осенью 2013 года Владимир Путин предложил дать возможность Следственному комитету принимать материалы от МВД по налоговым правонарушениям и самому, без заключения ФНС, решать, нужно возбуждать дело или нет.
Налоги и господдержка
И здесь, похоже, правая рука не знает, что делает левая. Налоги и льготы для крупных проектов и компаний устанавливаются практически в режиме ручного управления и на основе личных договоренностей. Мелким и средним предпринимателям приходится труднее. Хотя на поддержку их регулярно выделяются немалые средства из госбюджета, но все меньше россиян хотят заниматься бизнесом. Не удивительно: ведь при таком внимании правительства у бизнеса нет никакой уверенности в завтрашнем дне. 2013 год, например, начался с «геноцида» индивидуальных предпринимателей, как выразился глава Института проблем глобализации Михаил Делягин в интервью «Росбалту». Чтобы собрать дополнительно 42 млрд руб. (при том что в бюджете на тот момент без движения лежало 6 трлн руб.) были резко повышены страховые взносы – в итоге индивидуальные предприниматели стали массово закрывать свое дело, и за полгода их число уменьшилось на 550 тысяч. Сейчас предлагается обложить пошлинами интернет-торговлю. Какой будет следующая инициатива, мы, видимо, узнаем довольно скоро, поскольку нет никаких признаков того, что стратегия оптимизации и выжимания денег из населения сменится развитием экономики за счет грамотного управления и накопленных нефтедолларов.
Далее читайте:
Россия в новом рейтинге ВЭФ – пока нет поводов для большого оптимизма
Рейтинговая оценка образовательного потенциала регионов России
Написать комментарий
хрущь такой же коммунист, как пу строитель заводов. о чем конечно автору статьи известно, просто надо коммунизм облить грязью. Ничего либералы не сделают - дожимают остатки того что есть. О чем говорить если за место спасения предприятий снова прожекты по поддержки малого бизнеса, которого у нас нет.
Интересная статья. Не в духе современого безудержного одобрямса. То, что программа строительства "коммунизма" в России нереальна, не вызывает сомнений. Увеличение "производиельности труда", по научному productivity, требует, согласно теории экономики, увеличения ВВП в 1,5 раза в течение ПЯТИ ЛЕТ (если не сокращать численность занятых трудом). При нынешних перспективах роста в 2-3 в год такое нереально, нужно 8-9% в год. Я писал уже о том что создание высокопроизводительных рабочих мест требует создания ещё более высокопроизводительных рабочих мест по конструированию этих мест и по разработке новых технологий - есть ли средства и ресурсы? Писал и о том, что без изменения экономической формации России просто не обеспечить спрос на продукцию этих "высокотехнологических рабочих мест" - такое увелчение может сопроводаться удвоением-учетверением выпуска на рынок этой продукции. Допустим, Автоваз начнёт выпускать автомобили типа "мазды" - купят ли их в России, если количество вчетверо превысит производство "жигулей"? Всё это - потёмкинские деревни. Россиянам надо дожить, чтобы убедиться. Оксанов.