Региональные механизмы стимулирования инновационной деятельности
В России, несмотря на кризис, продолжает реализовываться курс на инновационное развитие страны. Какие меры предпринимаются в отношении инновационной экономики регионов? Какие инструменты уже действуют? Насколько широк спектр используемых инновационных мер?
1. Недоиспользованные возможности. Достижения в области науки и технологий в последнее время все в большей степени определяют динамику экономического роста, уровень конкурентоспособности территорий в национальном и мировом масштабе, степень обеспечения национальной безопасности. Как свидетельствует мировой опыт, эффективность национальной, региональной и муниципальной экономики определяется степенью развития инновационных процессов, для которых в равной мере важными компонентами являются как получение новых знаний, так и передача их в производственные сектора и социальную сферу. Особенную актуальность развитие и продвижение инноваций приобретает в условиях преодоления кризисных явлений и дальнейшего развития территорий и находящихся на ней предприятий и организаций.
Специфика сложившейся в настоящее время ситуации заключается в том, что в стране имеются значительные фундаментальные и технологические разработки, уникальная научно-производственная база. В то же время крайне слаба ориентация существующего инновационного потенциала на реализацию научных достижений в производстве и других сферах деятельности. Кроме этого, инновационная деятельность в России не имеет четкой концепции развития. Основной правовой базой на федеральном уровне, регулирующей инновационный процесс, в настоящее время является законодательство в области интеллектуальной собственности. При этом вопросы стимулирования инновационной деятельности и поддержки инновационного бизнеса имеют фрагментарный, не до конца проработанный характер. Подчас они слабо увязаны между собой, отдельные нормы изложены недостаточно четко, не стимулируют использование достижений научно-технического прогресса в развитии отечественного производства, защиту отечественного товаропроизводителя и потребителя. Инновационная сфера остается малопривлекательной для отечественного банковского капитала, иностранных инвесторов и частного капитала. Необходимо не только формирование прогрессивного технологического уклада, но и использование всего арсенала инструментов прямого и косвенного государственного регулирования для инвестирования инновационной деятельности.
2. Правительственные инновационные программы как основа инновационной политики. Одним из основных механизмов стимулирования развития инновационной деятельности является участие организаций в федеральных, региональных и муниципальных целевых программах. Например, в 2009 году действуют следующие целевые программы:
1) на федеральном уровне:
- ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы»;
- ФЦП «Национальная технологическая база» на 2007-2011 годы
- ФЦП «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации» на 2008-2010 годы;
- ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы;
2) на региональном уровне:
- городская целевая комплексная программа создания инновационной системы в городе Москве на 2008-2010 гг.;
- программа инновационно-технологического развития промышленности Санкт-Петербурга на 2009-2011 гг.;
- республиканская целевая инновационная программа республики Башкортостан на 2008-2010 годы;
- областная целевая программа «Развитие инновационной инфраструктуры Брянской области» (2007-2010 годы);
- региональные целевые программы развития инновационной деятельности, принятые в Удмуртской республике (на 2005-2009 гг.), республике Тыва (на 2009-2010 гг.), Пензенской области (на 2009-2013 гг.), Томской области (на 2009-2010 гг.), Челябинской области (на 2008-2010 гг.), Воронежской области (на 2009-2012 гг.), Самарской области (на 2008-2015 гг.), Кемеровской области (на 2008-2011 гг.), Магаданской области (на 2009-2011 гг.), в Ямало-Ненецком автономном округе (ведомственная ЦП на 2009-2011 гг.);
3) на муниципальном уровне:
- городская целевая программа «Развитие инновационно-инвестиционной деятельности и взаимодействие мэрии города Новосибирска с научно-промышленным комплексом по решению задач социально-экономического развития города Новосибирска» на 2009-2011 годы;
- целевая инновационная программа муниципального образования «город Томск» на 2009-2011 годы;
- муниципальная целевая программа «О поддержке и развитии научно-технической и инновационной деятельности в городе Орске на 2007-2009 годы»;
- муниципальная целевая программа «Развитие инновационной деятельности в городе Иркутске» на 2009-2012 годы.
3. Дополнительные меры поддержки региональных инноваций. В настоящее время важная роль в поддержке инновационного бизнеса отводится региональным и муниципальным органам властям, которые в связи с близостью к субъектам хозяйствования, расположенным на соответствующей территории, способны наиболее эффективно управлять, проводить текущий мониторинг, контролировать их деятельность и оценивать их вклад в социально-экономическое развитие региона. Наряду с прямым финансированием и налоговыми методами стимулирования инновационной деятельности в регионах применяются и другие формы поддержки субъектов инновационной деятельности. Систематизируем их по следующим направлениям.
1. Создание условий для развития инновационной деятельности:
1.1) содействие техническому перевооружению производства и внедрению инновационных технологий:
1.1.1) предоставление субсидий организациям для возмещения части затрат, связанных со следующими процессами:
- уплата процентов по банковским кредитам на закупку технологического оборудования;
- приобретение технологического оборудования в лизинг;
- приобретение высокотехнологичного оборудования и приборов в целях оснащения созданных на их базе инновационно-технологических центров;
1.1.2) разработка механизма формирования трансфера инновационных технологий;
1.1.3) размещение государственного заказа в целях проведения следующих мероприятий:
- технологический мониторинг организаций для целей трансфера инновационных технологий;
- обслуживание и актуализация электронной системы мониторинга ключевых технологических компетенций для целей трансфера инновационных технологий;
1.2) содействие кадровому обеспечению высокотехнологичных отраслей промышленности:
1.2.1) разработка, утверждение и реализация программы подготовки и переподготовки кадров для работы в высокотехнологичных отраслях промышленности;
1.2.2) предоставление субсидий организациям для возмещения части затрат, связанных с расходами на повышение квалификации кадров;
1.2.3) организация подготовки и переподготовки высококвалифицированных руководителей высшего и среднего звена для промышленных организаций;
1.2.4) обеспечение ежегодной корректировки перечня специальностей начального, среднего и высшего профессионального образования в соответствии с потребностями промышленных организаций;
1.2.5) организация проведения конкурсов по выявлению лучших специалистов в высокотехнологичных отраслях промышленности;
1.2.6) размещение государственного заказа с целью реализации мероприятий, направленных:
- на повышение качества подготовки кадров рабочих специальностей для высокотехнологичных промышленных организаций, в том числе для организаций ОПК, автомобильной промышленности, приборостроения, энергомашиностроения
- на проведение мониторинга уровня оплаты труда в промышленных организациях;
- на повышение престижности профессий в промышленности;
1.3) создание условий для реализации инновационных проектов и повышения эффективности производства:
1.3.1) организация внедрения инновационных проектов промышленных организаций для нужд городского хозяйства в муниципальных образованиях соответствующего субъекта РФ;
1.3.2) предоставление субсидий для возмещения части затрат, связанных с сертификацией систем менеджмента на соответствие национальным и международным стандартам;
1.4) формирование благоприятного климата для развития субъектов инновационной деятельности:
1.4.1) разработка нормативно-правовых актов региональных органов власти, направленных на создание благоприятных условий для развития субъектов инновационной деятельности;
1.4.2) размещение государственного заказа с целью реализации мероприятий, направленных:
- на сокращение административных ограничений в экономической деятельности субъектов инновационной деятельности;
- на обеспечение экономической безопасности субъектов инновационной деятельности;
- на организацию и проведение конференций, семинаров и круглых столов по вопросам инновационного развития и научно-техническим проблемам в промышленности;
- на анализ текущего положения и на разработку комплекса мер по поддержанию и развитию легкой промышленности;
1.4.3) проведение семинаров, круглых столов по инвестиционной привлекательности субъектов инновационной деятельности;
1.4.4) сопровождение крупных инновационных проектов, предполагающих привлечение средств российских и иностранных инвесторов;
1.4.5) осуществление мероприятий по совершенствованию тарифной политики, в том числе направленных на устранение системы перекрестного субсидирования в тарифах на электрическую энергию и услуги водоснабжения и водоотведения, подлежащих государственному регулированию;
1.4.6) упрощение системы кредитования субъектов малого предпринимательства, осуществляющих деятельность в сфере высокотехнологичной промышленности;
1.4.7) проведение мониторинга деятельности крупных и средних организаций промышленности.
2. Ресурсное обеспечение инновационно-технологического развития
2.1) развитие территорий производственных зон:
2.1.1) инвентаризация объектов, размещаемых в производственных зонах и территорий производственных зон в целях выявления свободных земельных участков;
2.1.2) разработка предложений по инженерной подготовке территорий производственных зон, перспективных для освоения;
2.1.3) разработка проектов планировки и проектов межевания территорий производственных зон;
2.1.4) установление льготных инвестиционных условий для инвесторов, которым предоставляются земельные участки для перебазирования промышленных организаций;
2.2) инженерное, энергетическое и транспортное обеспечение субъектов инновационной деятельности.
3. Содействие продвижению продукции высокотехнологичных отраслей промышленности:
3.1) предоставление на конкурсной основе субъектам инновационной деятельности - производителям товаров, работ, услуг, - субсидий на возмещение затрат, связанных с участием в российских и международных выставках, ярмарках, форумах, конференциях и семинарах;
3.2) размещение государственного заказа и организация проведения межотраслевых промышленных выставок (в том числе по достижениям высокотехнологичных отраслей промышленности), форумов, профессиональных праздников, фестивалей.
4. Взаимодействие исполнительных органов государственной власти субъекта РФ с организациями при формировании инновационной и промышленной политики:
4.1) организационное обеспечение и координация деятельности региональных органов власти в области экономической, научно-технической, инновационной и промышленной политики;
4.2) заключение соглашений с федеральными органами исполнительной власти о сотрудничестве в области проведения экономической, научно-технической, инновационной и промышленной политики;
4.3) совместная работа с некоммерческими организациями предпринимателей и работодателей, с территориальными организациями отраслевых профсоюзов, другими общественными организациями по текущим и перспективным вопросам инновационной и промышленной политики.
5. Информационная поддержка инновационно-технологического развития:
5.1) размещение государственного заказа на подготовку информационных и аналитических материалов о текущем положении и перспективных вопросах инновационно-технологического развития промышленности, а также о работе исполнительных органов государственной власти в области инновационной и промышленной политики.
Региональная инновационная политика реализуется в виде мер региональной поддержки, формирования благоприятного инновационного климата, повышения инновационной активности и инновационной восприимчивости регионов. В современных условиях задачей первостепенной важности является сохранение и последующее усиление инновационно-промышленного потенциала региона, повышение степени его воздействия на экономическую эффективность производства. Без этого недостижимо обеспечение устойчивости регионального развития.
Специфика сложившейся в настоящее время ситуации заключается в том, что в стране имеются значительные фундаментальные и технологические разработки, уникальная научно-производственная база. В то же время крайне слаба ориентация существующего инновационного потенциала на реализацию научных достижений в производстве и других сферах деятельности. Кроме этого, инновационная деятельность в России не имеет четкой концепции развития. Основной правовой базой на федеральном уровне, регулирующей инновационный процесс, в настоящее время является законодательство в области интеллектуальной собственности. При этом вопросы стимулирования инновационной деятельности и поддержки инновационного бизнеса имеют фрагментарный, не до конца проработанный характер. Подчас они слабо увязаны между собой, отдельные нормы изложены недостаточно четко, не стимулируют использование достижений научно-технического прогресса в развитии отечественного производства, защиту отечественного товаропроизводителя и потребителя. Инновационная сфера остается малопривлекательной для отечественного банковского капитала, иностранных инвесторов и частного капитала. Необходимо не только формирование прогрессивного технологического уклада, но и использование всего арсенала инструментов прямого и косвенного государственного регулирования для инвестирования инновационной деятельности.
2. Правительственные инновационные программы как основа инновационной политики. Одним из основных механизмов стимулирования развития инновационной деятельности является участие организаций в федеральных, региональных и муниципальных целевых программах. Например, в 2009 году действуют следующие целевые программы:
1) на федеральном уровне:
- ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы»;
- ФЦП «Национальная технологическая база» на 2007-2011 годы
- ФЦП «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации» на 2008-2010 годы;
- ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы;
2) на региональном уровне:
- городская целевая комплексная программа создания инновационной системы в городе Москве на 2008-2010 гг.;
- программа инновационно-технологического развития промышленности Санкт-Петербурга на 2009-2011 гг.;
- республиканская целевая инновационная программа республики Башкортостан на 2008-2010 годы;
- областная целевая программа «Развитие инновационной инфраструктуры Брянской области» (2007-2010 годы);
- региональные целевые программы развития инновационной деятельности, принятые в Удмуртской республике (на 2005-2009 гг.), республике Тыва (на 2009-2010 гг.), Пензенской области (на 2009-2013 гг.), Томской области (на 2009-2010 гг.), Челябинской области (на 2008-2010 гг.), Воронежской области (на 2009-2012 гг.), Самарской области (на 2008-2015 гг.), Кемеровской области (на 2008-2011 гг.), Магаданской области (на 2009-2011 гг.), в Ямало-Ненецком автономном округе (ведомственная ЦП на 2009-2011 гг.);
3) на муниципальном уровне:
- городская целевая программа «Развитие инновационно-инвестиционной деятельности и взаимодействие мэрии города Новосибирска с научно-промышленным комплексом по решению задач социально-экономического развития города Новосибирска» на 2009-2011 годы;
- целевая инновационная программа муниципального образования «город Томск» на 2009-2011 годы;
- муниципальная целевая программа «О поддержке и развитии научно-технической и инновационной деятельности в городе Орске на 2007-2009 годы»;
- муниципальная целевая программа «Развитие инновационной деятельности в городе Иркутске» на 2009-2012 годы.
3. Дополнительные меры поддержки региональных инноваций. В настоящее время важная роль в поддержке инновационного бизнеса отводится региональным и муниципальным органам властям, которые в связи с близостью к субъектам хозяйствования, расположенным на соответствующей территории, способны наиболее эффективно управлять, проводить текущий мониторинг, контролировать их деятельность и оценивать их вклад в социально-экономическое развитие региона. Наряду с прямым финансированием и налоговыми методами стимулирования инновационной деятельности в регионах применяются и другие формы поддержки субъектов инновационной деятельности. Систематизируем их по следующим направлениям.
1. Создание условий для развития инновационной деятельности:
1.1) содействие техническому перевооружению производства и внедрению инновационных технологий:
1.1.1) предоставление субсидий организациям для возмещения части затрат, связанных со следующими процессами:
- уплата процентов по банковским кредитам на закупку технологического оборудования;
- приобретение технологического оборудования в лизинг;
- приобретение высокотехнологичного оборудования и приборов в целях оснащения созданных на их базе инновационно-технологических центров;
1.1.2) разработка механизма формирования трансфера инновационных технологий;
1.1.3) размещение государственного заказа в целях проведения следующих мероприятий:
- технологический мониторинг организаций для целей трансфера инновационных технологий;
- обслуживание и актуализация электронной системы мониторинга ключевых технологических компетенций для целей трансфера инновационных технологий;
1.2) содействие кадровому обеспечению высокотехнологичных отраслей промышленности:
1.2.1) разработка, утверждение и реализация программы подготовки и переподготовки кадров для работы в высокотехнологичных отраслях промышленности;
1.2.2) предоставление субсидий организациям для возмещения части затрат, связанных с расходами на повышение квалификации кадров;
1.2.3) организация подготовки и переподготовки высококвалифицированных руководителей высшего и среднего звена для промышленных организаций;
1.2.4) обеспечение ежегодной корректировки перечня специальностей начального, среднего и высшего профессионального образования в соответствии с потребностями промышленных организаций;
1.2.5) организация проведения конкурсов по выявлению лучших специалистов в высокотехнологичных отраслях промышленности;
1.2.6) размещение государственного заказа с целью реализации мероприятий, направленных:
- на повышение качества подготовки кадров рабочих специальностей для высокотехнологичных промышленных организаций, в том числе для организаций ОПК, автомобильной промышленности, приборостроения, энергомашиностроения
- на проведение мониторинга уровня оплаты труда в промышленных организациях;
- на повышение престижности профессий в промышленности;
1.3) создание условий для реализации инновационных проектов и повышения эффективности производства:
1.3.1) организация внедрения инновационных проектов промышленных организаций для нужд городского хозяйства в муниципальных образованиях соответствующего субъекта РФ;
1.3.2) предоставление субсидий для возмещения части затрат, связанных с сертификацией систем менеджмента на соответствие национальным и международным стандартам;
1.4) формирование благоприятного климата для развития субъектов инновационной деятельности:
1.4.1) разработка нормативно-правовых актов региональных органов власти, направленных на создание благоприятных условий для развития субъектов инновационной деятельности;
1.4.2) размещение государственного заказа с целью реализации мероприятий, направленных:
- на сокращение административных ограничений в экономической деятельности субъектов инновационной деятельности;
- на обеспечение экономической безопасности субъектов инновационной деятельности;
- на организацию и проведение конференций, семинаров и круглых столов по вопросам инновационного развития и научно-техническим проблемам в промышленности;
- на анализ текущего положения и на разработку комплекса мер по поддержанию и развитию легкой промышленности;
1.4.3) проведение семинаров, круглых столов по инвестиционной привлекательности субъектов инновационной деятельности;
1.4.4) сопровождение крупных инновационных проектов, предполагающих привлечение средств российских и иностранных инвесторов;
1.4.5) осуществление мероприятий по совершенствованию тарифной политики, в том числе направленных на устранение системы перекрестного субсидирования в тарифах на электрическую энергию и услуги водоснабжения и водоотведения, подлежащих государственному регулированию;
1.4.6) упрощение системы кредитования субъектов малого предпринимательства, осуществляющих деятельность в сфере высокотехнологичной промышленности;
1.4.7) проведение мониторинга деятельности крупных и средних организаций промышленности.
2. Ресурсное обеспечение инновационно-технологического развития
2.1) развитие территорий производственных зон:
2.1.1) инвентаризация объектов, размещаемых в производственных зонах и территорий производственных зон в целях выявления свободных земельных участков;
2.1.2) разработка предложений по инженерной подготовке территорий производственных зон, перспективных для освоения;
2.1.3) разработка проектов планировки и проектов межевания территорий производственных зон;
2.1.4) установление льготных инвестиционных условий для инвесторов, которым предоставляются земельные участки для перебазирования промышленных организаций;
2.2) инженерное, энергетическое и транспортное обеспечение субъектов инновационной деятельности.
3. Содействие продвижению продукции высокотехнологичных отраслей промышленности:
3.1) предоставление на конкурсной основе субъектам инновационной деятельности - производителям товаров, работ, услуг, - субсидий на возмещение затрат, связанных с участием в российских и международных выставках, ярмарках, форумах, конференциях и семинарах;
3.2) размещение государственного заказа и организация проведения межотраслевых промышленных выставок (в том числе по достижениям высокотехнологичных отраслей промышленности), форумов, профессиональных праздников, фестивалей.
4. Взаимодействие исполнительных органов государственной власти субъекта РФ с организациями при формировании инновационной и промышленной политики:
4.1) организационное обеспечение и координация деятельности региональных органов власти в области экономической, научно-технической, инновационной и промышленной политики;
4.2) заключение соглашений с федеральными органами исполнительной власти о сотрудничестве в области проведения экономической, научно-технической, инновационной и промышленной политики;
4.3) совместная работа с некоммерческими организациями предпринимателей и работодателей, с территориальными организациями отраслевых профсоюзов, другими общественными организациями по текущим и перспективным вопросам инновационной и промышленной политики.
5. Информационная поддержка инновационно-технологического развития:
5.1) размещение государственного заказа на подготовку информационных и аналитических материалов о текущем положении и перспективных вопросах инновационно-технологического развития промышленности, а также о работе исполнительных органов государственной власти в области инновационной и промышленной политики.
Региональная инновационная политика реализуется в виде мер региональной поддержки, формирования благоприятного инновационного климата, повышения инновационной активности и инновационной восприимчивости регионов. В современных условиях задачей первостепенной важности является сохранение и последующее усиление инновационно-промышленного потенциала региона, повышение степени его воздействия на экономическую эффективность производства. Без этого недостижимо обеспечение устойчивости регионального развития.
Написать комментарий