Развитие регионов России: фондовая поддержка и особые экономические зоны
Правительством страны используются разнообразные инструменты регулирования развития регионов. Среди них и поддержка через специальные фонды, и формирование специальных экономических зон. Но какова эффективность перспективы этих инструментов?
1. Фондовая поддержка экономического развития регионов. Данный инструмент регулирования носит общефедеральный характер и имеет четкую проблемно-отраслевую направленность. Отраслевые задачи, решаемые через механизмы фондовой поддержки, актуальны для всех регионов страны. К числу таких регионально универсальных задач относятся реформа ЖКХ и жилищное строительство.
В настоящее время создано два фонда. Фонд содействия реформированию ЖКХ (образован в 2007 году) представляет собой институциональную форму непосредственной поддержки регионов в области проведения капитального ремонта многоквартирных домов и расселения аварийного жилищного фонда. Основные задачи фонда - это стимулирование субъектов РФ в развитии способов управления многоквартирными домами, особенно ТСЖ, формирование конкуренции на рынке коммунальных услуг, а также услуг по управлению многоквартирными домами. На рис.1 представлен организационный механизм взаимодействия Фонда ЖКХ с регионами, муниципальными образованиями и конечными получателями средств - собственниками квартир и их объединениями.
За каждым регионом пропорционально его доле в жилищном фонде страны зарезервирован лимит финансирования, к которому может быть получен доступ при выполнении регионом установленного в законе жесткого перечня условий (принцип аккредитива). Максимальный размер финансирования из Фонда закреплен за Москвой, Московской областью, Санкт-Петербургом и Краснодарским краем - по 8 млрд. руб. Общий объем финансирования из Фонда составляет 240 млрд. руб., что почти в 4 раза превышает объем финансирования ФЦП блока «Развитие регионов» за 2008 год. По сути, доступ к федеральным деньгам на долевое финансирование реформы ЖКХ предполагает определенный уровень готовности региона к этой реформе с возложением на администрацию субъекта РФ перспективных обязательств по обеспечению прогресса в отрасли. Практика показывает, что фондовая поддержка регионов в сфере ЖКХ является довольно эффективным инструментом.
Рисунок 1. Механизм функционирования Фонда ЖКХ по софинансированию капитального ремонта многоквартирных домов в регионах России.
Фонд содействия развитию жилищного строительства (образован в 2008 году), именуемый в соответствующем федеральном законе институтом развития, направлен на косвенную поддержку регионов в сфере жилищного строительства. Принцип работы Фонда РЖС аналогичен Фонду ЖКХ: стимулирование регионов к наведению порядка в сфере землепользования через механизм предоставления федеральных земель под жилищное строительство. Предварительные расчеты показывают, что перспективная суммарная площадь федеральных земель под жилищное строительство, которые будут в ведении Фонда РЖС, составляет порядка 0,5-1 млн. га. Указанный размер территории эквивалентен 5-10-кратному размеру площади г. Москвы, или 0,06% территории РФ. Предварительная рыночная стоимость земельных активов Фонда РЖС оценивается свыше 150 млрд. долл. США.
На рис. 2 в агрегированном виде представлен механизм работы Фонда РЖС, в котором акцент сделан на эффективном распоряжении субъектами РФ предоставленными им земельными участками в целях расширения жилищного строительства.
Рисунок 2. Механизм функционирования Фонда РЖС
Отдельно необходимо подчеркнуть скоординированность работы Фонда ЖКХ и Фонда РЖС, которые объединены задачей развития жилищной сферы, но через различные институты и механизмы. Согласно федеральному закону Фонд ЖКХ прекращает свою деятельность с 1 января 2012 года, что предполагает полную реализацию задач своего существования к этому сроку. Фонд РЖС не имеет временных ограничений на осуществление возложенных функций. Установленный 3-летний период времени, в течение которого субъекты РФ должны эффективно распорядиться предоставленными им через Фонд земельными участками, предположительно начнется в 2009 году, и таким образом 2012 год хронологически станет моментом, когда задачи Фонда ЖКХ и Фонда РЖС будут реализованы в максимальном объеме и синхронно.
Принимая во внимание относительную «молодость» фондовой поддержки регионов, необходимо подчеркнуть управленческую инновационность данного подхода к обеспечению экономически однородного развития субъектов Российской Федерации.
2. Поддержка экономического роста субъектов РФ через механизм особых экономических зон. Экономический смысл особых экономических зон заключается в том, что федеральная власть устанавливает для всего региона или его части особые экономические условия, оцениваемые как конкурентное преимущество по сравнению с другими субъектами РФ. Обычно особые экономические зоны предусматривают льготный налоговый и таможенный режимы для своих резидентов, что уменьшает их издержки и повышает рентабельность бизнеса. Увеличение числа резидентов особых экономических зон, концентрация на определенной территории капитала и трудовых ресурсов, привлеченных повышенной рентабельностью, обеспечивает экономический рост региона.
В настоящее время в российском законодательстве и практике можно выделить два типа особых экономических зон (ОЭЗ):
1) ОЭЗ, учрежденные для ряда регионов федеральным центром на внеконкурсной основе и на фиксированный срок (15-25 лет);
2) ОЭЗ, создаваемые на бессрочный период на ограниченной территории по инициативе субъектов РФ и прошедшие конкурсный отбор.
К первой группе относятся две ОЭЗ, образованные в Магаданской и Калининградской областях в соответствии с Федеральным законом от 31 мая 1999 года № 104-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Магаданской области» и Федеральным законом от 10 января 2006 года № 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области».
Чем обусловлен выбор этих субъектов? Относительно Магаданской области можно сказать, что этот северный регион с жесткими климатическими условиями находится на грани прекращения своего существования ввиду отсутствия жителей. По данным Росстата, миграционные потоки из региона настолько велики, что численность населения за 1990-2008 гг. сократилась почти в 2,4 раза: с 390,3 тыс. чел. до 165,8 тыс. чел.
ОЭЗ в Магаданской области функционирует до 1 января 2015 года и имеет целью развитие производительных сил, финансового и товарного рынков и охватывает территорию, расположенную в административных границах города Магадана. Законом установлено требование к участникам ОЭЗ, согласно которому юридические лица и индивидуальные предприниматели, во-первых, должны иметь регистрационные свидетельства, выдаваемые администрацией ОЭЗ, а, во-вторых, осуществлять основную хозяйственную деятельность и иметь не менее 75% основных фондов на территории Магаданской области.
Для участников ОЭЗ установлен следующий достаточно льготный налоговый режим. До 31 декабря 2006 года при осуществлении хозяйственной деятельности на территории ОЭЗ и в пределах Магаданской области участники ОЭЗ освобождались от уплаты налогов в части, поступающей в федеральный бюджет (за исключением отчислений в Пенсионный фонд Российской Федерации и Фонд социального страхования Российской Федерации). В период с 1 января 2007 года до 31 декабря 2014 года участники ОЭЗ при осуществлении ими хозяйственной деятельности на ее территории и в пределах Магаданской области освобождаются от уплаты налога на прибыль, инвестируемую в развитие производства и социальной сферы на территории Магаданской области. Кроме того, на территории ОЭЗ действует режим свободной таможенной зоны с учетом ряда положений закона.
Если коротко оценивать результативность ОЭЗ в Магаданской области, то можно признать тщетность попыток федерального центра налоговыми льготами придать импульс экономическому развитию региона.
Образование ОЭЗ в Калининградской области продиктовано геополитическим расположением региона, которое, возможно, определяет эту область как визитную карточку всей России в глазах экономически развитых стран Евросоюза. Соответственно социально-экономическое развитие данной территории нуждается в ускорении через льготный налоговый и таможенный режимы. Срок действия ОЭЗ в Калининградской области составляет 25 лет с момента образования, то есть до 2031 года.
Льготный налоговый режим для резидентов ОЭЗ Калининградской области распространяется на налог на прибыль и имущество организаций и заключается в следующем. В течение 6 календарных лет со дня включения юридического лица в единый реестр резидентов ОЭЗ в Калининградской области налог на прибыль от реализации товаров (работ, услуг), полученную при реализации инвестиционного проекта, взимается по ставке 0% в отношении налога на прибыль организаций. В период с 7 по 12 календарный год включительно ставка налога на прибыль организаций в отношении налоговой базы по налогу на прибыль от реализации инвестиционного проекта составляет половину от базовой ставки налога на прибыль. Аналогичный подход применяется и в отношении ставок по налогу на имущество организаций, созданного или приобретенного при реализации инвестиционного проекта на территории ОЭЗ.
Вторую группу конкурсных ОЭЗ бессрочного действия, функционирующих на строго ограниченных земельных участках регионов, представляют промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные и портовые особые экономические зоны, учреждаемые в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».
Из приведенного перечня видов ОЭЗ особые надежды возложены на технико-внедренческие зоны, которые в перспективе должны стать центрами инновационного развития. Прообразом ОЭЗ технико-внедренческого типа можно считать муниципальные образования, получившие статус наукограда в соответствии с Федеральным законом от 7 апреля 1999 г. N 70-ФЗ «О статусе наукограда Российской Федерации». Для наукоградов не предусмотрены льготные налоговые и таможенные режимы, однако возможно финансирование через соответствующие ФЦП.
В терминах закона под технико-внедренческой деятельностью понимается создание и реализация научно-технической продукции, доведение ее до промышленного применения, включая изготовление, испытание и реализацию опытных партий, а также создание программных продуктов, систем сбора, обработки и передачи данных, систем распределенных вычислений и оказание услуг по внедрению и обслуживанию таких продуктов и систем. Для инвесторов привлекательность ОЭЗ технико-внедренческого типа обусловлена следующим льготным налоговым режимом:
1) для резидентов технико-внедренческих ОЭЗ установлена сниженная базовая ставка ЕСН (с 26% до 14%); ст.241 НК РФ.
2) резиденты ОЭЗ вправе применять к основной норме амортизации на собственные основные средства специальный коэффициент, значение которого не превышает 2; ст.259 НК РФ.
3) для резидентов ОЭЗ законом субъекта РФ налоговая ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в региональный бюджет, может быть снижена с 17,5% до 13,5%; ст.284 НК РФ.
4) резиденты ОЭЗ освобождаются от уплаты налога на имущество организаций в отношении имущества, учитываемого на балансе организации, в течение 5 лет с момента постановки на учет данного имущества; ст.381 НК РФ.
5) резиденты ОЭЗ освобождаются от уплаты земельного налога в отношении приобретенных земельных участков, которые расположены на территории ОЭЗ, сроком на 5 лет с момента возникновения права собственности; ст.395 НК РФ.
6) на территории ОЭЗ действует особый таможенный режим (свободная таможенная зона).
Таким образом, регионы, имеющие активно функционирующие технико-внедренческие зоны, потенциально выступают территориальными точками инновационного роста национальной экономики. В табл.1 представлены результаты мониторинга ОЭЗ России.
Таблица 1. Регионы, имеющие ОЭЗ, и численность их резидентов.
Источник: www.rosoez.ru, данные на 22 октября 2008 года.
Данные табл.1 позволяют сделать следующие выводы.
Во-первых, учитывая прошедший 3-х летний период с момента принятия закона №116-ФЗ, число зарегистрированных в ОЭЗ резидентов не позволяет говорить о высокой восприимчивости регионами и их хозяйствующими субъектами новых институциональных форм. По данным Федерального агентства по управлению ОЭЗ на 22 октября 2008 года, в проекте приняли участие 13 субъектов РФ (из 83 регионов). Всего в них было зарегистрировано 115 резидентов, из которых 76,5% в ОЭЗ технико-внедренческого типа (табл.1).
Во-вторых, несмотря на очевидный кризис в развитии внутреннего туризма и портовой инфраструктуры, преимущества соответствующих типов ОЭЗ пока остаются не востребованными.
В-третьих, с точки зрения географического распределения ОЭЗ и их резидентов, лидером, как и по прочим экономическим показателям, выступает ЦФО, на долю которого приходится 43,5% всех резидентов ОЭЗ. Данное обстоятельство характеризует экономическую пассивность остальных федеральных округов страны.
В свете приведенной выше информации несколько комментариев необходимо сделать относительно Калининградской области и ее конкурентных преимуществ. В настоящее время получается, что с точки зрения правового статуса Калининградская область имеет практически все возможные атрибуты - это и игорная зона, и ОЭЗ туристско-рекреационного типа, и ОЭЗ по закону от 10 января 2006 года N 16-ФЗ. Плюс к этому федеральный бюджет осуществляет поддержку области через отдельную долгосрочную ФЦП.
Насколько оправдана такая беспрецедентная поддержка?
По данным на 1 января 2008 года численность населения области составила 937,4 тыс. чел., что эквивалентно уровню 1995 года и сопоставимо с текущей численностью жителей ЮВАО г.Москвы. Производительность труда в Калининградской области в 2007 году составляла 59% от среднероссийского показателя. Между тем поддержка региона в формате ФЦП осуществляется с 1996 года: сначала в рамках федерального закона от 22 января 1996 года N 13-ФЗ «Об особой экономической зоне в Калининградской области», а затем через закон от 10 января 2006 года №16-ФЗ с одноименным названием.
3. Открытые вопросы. Резюмируя аналитический обзор особых экономических зон, можно сделать вывод о том, что ОЭЗ - это долгосрочные проекты стимулирования социально-экономического развития регионов, которые по своей эффективности и времени наступления ощутимых результатов имеют значительные временные лаги, а могут и вообще не иметь экономического эффекта. Однако, учитывая короткий период времени функционирования ОЭЗ (за исключением магаданской) подводить итоги и давать строгие оценки эффективности данного механизма, на наш взгляд, преждевременно. Вместе с тем, наиболее оперативный институт региональной поддержки - ФЦП - тоже не отличается радикальными успехами по субъектам РФ.
В целом, анализ государственных механизмов поддержки развития регионов обнаружил их вполне определенный набор. Тем не менее, непрозрачными остаются критерии выбора этих инструментов в отношении тех или иных регионов. Например, почему поддержка Чеченской Республики и Курильских островов осуществляется через ФЦП, а не через особые экономические зоны? Или с чем связано наличие отдельной ФЦП для Курильских островов и ее отсутствие для не менее кризисной Магаданской области?
Другим важным аспектом институционального перечня регионального развития является отсутствие внутренней управленческой координации между ФЦП, фондами и особыми экономическими зонами. ОЭЗ находятся в ведении Федерального агентства по управлению ОЭЗ, в Магаданской области есть своя администрация ОЭЗ. Фонд ЖКХ и Фонд РЖС - самостоятельные юридические лица, контролируемые через формируемые Правительством РФ Наблюдательный совет и Попечительский совет соответственно. Кроме того, отсутствует прозрачная схема оценки результативности и эффективности таких инструментов регионального развития, как ФЦП и ОЭЗ.
Помимо рассмотренных мер государственной политики в отношении развития регионов, экономически и социально значимым направлением остается такой ход федерального центра, как укрупнение регионов России. Это направление затрагивает большой пласт экономических отношений, ведет к изменению административно-территориального деления страны. В целом же вопрос об экономической отдаче административных объединений регионов пока не получает однозначного ответа.
В настоящее время создано два фонда. Фонд содействия реформированию ЖКХ (образован в 2007 году) представляет собой институциональную форму непосредственной поддержки регионов в области проведения капитального ремонта многоквартирных домов и расселения аварийного жилищного фонда. Основные задачи фонда - это стимулирование субъектов РФ в развитии способов управления многоквартирными домами, особенно ТСЖ, формирование конкуренции на рынке коммунальных услуг, а также услуг по управлению многоквартирными домами. На рис.1 представлен организационный механизм взаимодействия Фонда ЖКХ с регионами, муниципальными образованиями и конечными получателями средств - собственниками квартир и их объединениями.
За каждым регионом пропорционально его доле в жилищном фонде страны зарезервирован лимит финансирования, к которому может быть получен доступ при выполнении регионом установленного в законе жесткого перечня условий (принцип аккредитива). Максимальный размер финансирования из Фонда закреплен за Москвой, Московской областью, Санкт-Петербургом и Краснодарским краем - по 8 млрд. руб. Общий объем финансирования из Фонда составляет 240 млрд. руб., что почти в 4 раза превышает объем финансирования ФЦП блока «Развитие регионов» за 2008 год. По сути, доступ к федеральным деньгам на долевое финансирование реформы ЖКХ предполагает определенный уровень готовности региона к этой реформе с возложением на администрацию субъекта РФ перспективных обязательств по обеспечению прогресса в отрасли. Практика показывает, что фондовая поддержка регионов в сфере ЖКХ является довольно эффективным инструментом.
Рисунок 1. Механизм функционирования Фонда ЖКХ по софинансированию капитального ремонта многоквартирных домов в регионах России.
Фонд содействия развитию жилищного строительства (образован в 2008 году), именуемый в соответствующем федеральном законе институтом развития, направлен на косвенную поддержку регионов в сфере жилищного строительства. Принцип работы Фонда РЖС аналогичен Фонду ЖКХ: стимулирование регионов к наведению порядка в сфере землепользования через механизм предоставления федеральных земель под жилищное строительство. Предварительные расчеты показывают, что перспективная суммарная площадь федеральных земель под жилищное строительство, которые будут в ведении Фонда РЖС, составляет порядка 0,5-1 млн. га. Указанный размер территории эквивалентен 5-10-кратному размеру площади г. Москвы, или 0,06% территории РФ. Предварительная рыночная стоимость земельных активов Фонда РЖС оценивается свыше 150 млрд. долл. США.
На рис. 2 в агрегированном виде представлен механизм работы Фонда РЖС, в котором акцент сделан на эффективном распоряжении субъектами РФ предоставленными им земельными участками в целях расширения жилищного строительства.
Рисунок 2. Механизм функционирования Фонда РЖС
Отдельно необходимо подчеркнуть скоординированность работы Фонда ЖКХ и Фонда РЖС, которые объединены задачей развития жилищной сферы, но через различные институты и механизмы. Согласно федеральному закону Фонд ЖКХ прекращает свою деятельность с 1 января 2012 года, что предполагает полную реализацию задач своего существования к этому сроку. Фонд РЖС не имеет временных ограничений на осуществление возложенных функций. Установленный 3-летний период времени, в течение которого субъекты РФ должны эффективно распорядиться предоставленными им через Фонд земельными участками, предположительно начнется в 2009 году, и таким образом 2012 год хронологически станет моментом, когда задачи Фонда ЖКХ и Фонда РЖС будут реализованы в максимальном объеме и синхронно.
Принимая во внимание относительную «молодость» фондовой поддержки регионов, необходимо подчеркнуть управленческую инновационность данного подхода к обеспечению экономически однородного развития субъектов Российской Федерации.
2. Поддержка экономического роста субъектов РФ через механизм особых экономических зон. Экономический смысл особых экономических зон заключается в том, что федеральная власть устанавливает для всего региона или его части особые экономические условия, оцениваемые как конкурентное преимущество по сравнению с другими субъектами РФ. Обычно особые экономические зоны предусматривают льготный налоговый и таможенный режимы для своих резидентов, что уменьшает их издержки и повышает рентабельность бизнеса. Увеличение числа резидентов особых экономических зон, концентрация на определенной территории капитала и трудовых ресурсов, привлеченных повышенной рентабельностью, обеспечивает экономический рост региона.
В настоящее время в российском законодательстве и практике можно выделить два типа особых экономических зон (ОЭЗ):
1) ОЭЗ, учрежденные для ряда регионов федеральным центром на внеконкурсной основе и на фиксированный срок (15-25 лет);
2) ОЭЗ, создаваемые на бессрочный период на ограниченной территории по инициативе субъектов РФ и прошедшие конкурсный отбор.
К первой группе относятся две ОЭЗ, образованные в Магаданской и Калининградской областях в соответствии с Федеральным законом от 31 мая 1999 года № 104-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Магаданской области» и Федеральным законом от 10 января 2006 года № 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области».
Чем обусловлен выбор этих субъектов? Относительно Магаданской области можно сказать, что этот северный регион с жесткими климатическими условиями находится на грани прекращения своего существования ввиду отсутствия жителей. По данным Росстата, миграционные потоки из региона настолько велики, что численность населения за 1990-2008 гг. сократилась почти в 2,4 раза: с 390,3 тыс. чел. до 165,8 тыс. чел.
ОЭЗ в Магаданской области функционирует до 1 января 2015 года и имеет целью развитие производительных сил, финансового и товарного рынков и охватывает территорию, расположенную в административных границах города Магадана. Законом установлено требование к участникам ОЭЗ, согласно которому юридические лица и индивидуальные предприниматели, во-первых, должны иметь регистрационные свидетельства, выдаваемые администрацией ОЭЗ, а, во-вторых, осуществлять основную хозяйственную деятельность и иметь не менее 75% основных фондов на территории Магаданской области.
Для участников ОЭЗ установлен следующий достаточно льготный налоговый режим. До 31 декабря 2006 года при осуществлении хозяйственной деятельности на территории ОЭЗ и в пределах Магаданской области участники ОЭЗ освобождались от уплаты налогов в части, поступающей в федеральный бюджет (за исключением отчислений в Пенсионный фонд Российской Федерации и Фонд социального страхования Российской Федерации). В период с 1 января 2007 года до 31 декабря 2014 года участники ОЭЗ при осуществлении ими хозяйственной деятельности на ее территории и в пределах Магаданской области освобождаются от уплаты налога на прибыль, инвестируемую в развитие производства и социальной сферы на территории Магаданской области. Кроме того, на территории ОЭЗ действует режим свободной таможенной зоны с учетом ряда положений закона.
Если коротко оценивать результативность ОЭЗ в Магаданской области, то можно признать тщетность попыток федерального центра налоговыми льготами придать импульс экономическому развитию региона.
Образование ОЭЗ в Калининградской области продиктовано геополитическим расположением региона, которое, возможно, определяет эту область как визитную карточку всей России в глазах экономически развитых стран Евросоюза. Соответственно социально-экономическое развитие данной территории нуждается в ускорении через льготный налоговый и таможенный режимы. Срок действия ОЭЗ в Калининградской области составляет 25 лет с момента образования, то есть до 2031 года.
Льготный налоговый режим для резидентов ОЭЗ Калининградской области распространяется на налог на прибыль и имущество организаций и заключается в следующем. В течение 6 календарных лет со дня включения юридического лица в единый реестр резидентов ОЭЗ в Калининградской области налог на прибыль от реализации товаров (работ, услуг), полученную при реализации инвестиционного проекта, взимается по ставке 0% в отношении налога на прибыль организаций. В период с 7 по 12 календарный год включительно ставка налога на прибыль организаций в отношении налоговой базы по налогу на прибыль от реализации инвестиционного проекта составляет половину от базовой ставки налога на прибыль. Аналогичный подход применяется и в отношении ставок по налогу на имущество организаций, созданного или приобретенного при реализации инвестиционного проекта на территории ОЭЗ.
Вторую группу конкурсных ОЭЗ бессрочного действия, функционирующих на строго ограниченных земельных участках регионов, представляют промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные и портовые особые экономические зоны, учреждаемые в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».
Из приведенного перечня видов ОЭЗ особые надежды возложены на технико-внедренческие зоны, которые в перспективе должны стать центрами инновационного развития. Прообразом ОЭЗ технико-внедренческого типа можно считать муниципальные образования, получившие статус наукограда в соответствии с Федеральным законом от 7 апреля 1999 г. N 70-ФЗ «О статусе наукограда Российской Федерации». Для наукоградов не предусмотрены льготные налоговые и таможенные режимы, однако возможно финансирование через соответствующие ФЦП.
В терминах закона под технико-внедренческой деятельностью понимается создание и реализация научно-технической продукции, доведение ее до промышленного применения, включая изготовление, испытание и реализацию опытных партий, а также создание программных продуктов, систем сбора, обработки и передачи данных, систем распределенных вычислений и оказание услуг по внедрению и обслуживанию таких продуктов и систем. Для инвесторов привлекательность ОЭЗ технико-внедренческого типа обусловлена следующим льготным налоговым режимом:
1) для резидентов технико-внедренческих ОЭЗ установлена сниженная базовая ставка ЕСН (с 26% до 14%); ст.241 НК РФ.
2) резиденты ОЭЗ вправе применять к основной норме амортизации на собственные основные средства специальный коэффициент, значение которого не превышает 2; ст.259 НК РФ.
3) для резидентов ОЭЗ законом субъекта РФ налоговая ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в региональный бюджет, может быть снижена с 17,5% до 13,5%; ст.284 НК РФ.
4) резиденты ОЭЗ освобождаются от уплаты налога на имущество организаций в отношении имущества, учитываемого на балансе организации, в течение 5 лет с момента постановки на учет данного имущества; ст.381 НК РФ.
5) резиденты ОЭЗ освобождаются от уплаты земельного налога в отношении приобретенных земельных участков, которые расположены на территории ОЭЗ, сроком на 5 лет с момента возникновения права собственности; ст.395 НК РФ.
6) на территории ОЭЗ действует особый таможенный режим (свободная таможенная зона).
Таким образом, регионы, имеющие активно функционирующие технико-внедренческие зоны, потенциально выступают территориальными точками инновационного роста национальной экономики. В табл.1 представлены результаты мониторинга ОЭЗ России.
Таблица 1. Регионы, имеющие ОЭЗ, и численность их резидентов.
Вид ОЭЗ |
Регионы |
Количество резидентов, ед. |
Промышленно-производственные |
Липецкая область |
12 |
Республика Татарстан |
7 |
|
Технико-внедренческие |
г.Дубна, Московская область |
27 |
Зеленоградский АО, г.Москва |
11 |
|
г.Санкт-Петербург |
25 |
|
г.Томск, Томская область |
25 |
|
Туристко-рекреационные |
Калининградская область |
0 |
Краснодарский край |
0 |
|
Ставропольский край |
0 |
|
Алтайский край |
6 |
|
Республика Алтай |
2 |
|
Иркутская область |
0 |
|
Республика Бурятия |
0 |
|
Портовые |
- |
- |
Данные табл.1 позволяют сделать следующие выводы.
Во-первых, учитывая прошедший 3-х летний период с момента принятия закона №116-ФЗ, число зарегистрированных в ОЭЗ резидентов не позволяет говорить о высокой восприимчивости регионами и их хозяйствующими субъектами новых институциональных форм. По данным Федерального агентства по управлению ОЭЗ на 22 октября 2008 года, в проекте приняли участие 13 субъектов РФ (из 83 регионов). Всего в них было зарегистрировано 115 резидентов, из которых 76,5% в ОЭЗ технико-внедренческого типа (табл.1).
Во-вторых, несмотря на очевидный кризис в развитии внутреннего туризма и портовой инфраструктуры, преимущества соответствующих типов ОЭЗ пока остаются не востребованными.
В-третьих, с точки зрения географического распределения ОЭЗ и их резидентов, лидером, как и по прочим экономическим показателям, выступает ЦФО, на долю которого приходится 43,5% всех резидентов ОЭЗ. Данное обстоятельство характеризует экономическую пассивность остальных федеральных округов страны.
В свете приведенной выше информации несколько комментариев необходимо сделать относительно Калининградской области и ее конкурентных преимуществ. В настоящее время получается, что с точки зрения правового статуса Калининградская область имеет практически все возможные атрибуты - это и игорная зона, и ОЭЗ туристско-рекреационного типа, и ОЭЗ по закону от 10 января 2006 года N 16-ФЗ. Плюс к этому федеральный бюджет осуществляет поддержку области через отдельную долгосрочную ФЦП.
Насколько оправдана такая беспрецедентная поддержка?
По данным на 1 января 2008 года численность населения области составила 937,4 тыс. чел., что эквивалентно уровню 1995 года и сопоставимо с текущей численностью жителей ЮВАО г.Москвы. Производительность труда в Калининградской области в 2007 году составляла 59% от среднероссийского показателя. Между тем поддержка региона в формате ФЦП осуществляется с 1996 года: сначала в рамках федерального закона от 22 января 1996 года N 13-ФЗ «Об особой экономической зоне в Калининградской области», а затем через закон от 10 января 2006 года №16-ФЗ с одноименным названием.
3. Открытые вопросы. Резюмируя аналитический обзор особых экономических зон, можно сделать вывод о том, что ОЭЗ - это долгосрочные проекты стимулирования социально-экономического развития регионов, которые по своей эффективности и времени наступления ощутимых результатов имеют значительные временные лаги, а могут и вообще не иметь экономического эффекта. Однако, учитывая короткий период времени функционирования ОЭЗ (за исключением магаданской) подводить итоги и давать строгие оценки эффективности данного механизма, на наш взгляд, преждевременно. Вместе с тем, наиболее оперативный институт региональной поддержки - ФЦП - тоже не отличается радикальными успехами по субъектам РФ.
В целом, анализ государственных механизмов поддержки развития регионов обнаружил их вполне определенный набор. Тем не менее, непрозрачными остаются критерии выбора этих инструментов в отношении тех или иных регионов. Например, почему поддержка Чеченской Республики и Курильских островов осуществляется через ФЦП, а не через особые экономические зоны? Или с чем связано наличие отдельной ФЦП для Курильских островов и ее отсутствие для не менее кризисной Магаданской области?
Другим важным аспектом институционального перечня регионального развития является отсутствие внутренней управленческой координации между ФЦП, фондами и особыми экономическими зонами. ОЭЗ находятся в ведении Федерального агентства по управлению ОЭЗ, в Магаданской области есть своя администрация ОЭЗ. Фонд ЖКХ и Фонд РЖС - самостоятельные юридические лица, контролируемые через формируемые Правительством РФ Наблюдательный совет и Попечительский совет соответственно. Кроме того, отсутствует прозрачная схема оценки результативности и эффективности таких инструментов регионального развития, как ФЦП и ОЭЗ.
Помимо рассмотренных мер государственной политики в отношении развития регионов, экономически и социально значимым направлением остается такой ход федерального центра, как укрупнение регионов России. Это направление затрагивает большой пласт экономических отношений, ведет к изменению административно-территориального деления страны. В целом же вопрос об экономической отдаче административных объединений регионов пока не получает однозначного ответа.
Написать комментарий