Развитие малого и среднего бизнеса: директивы правительства
Анализ взаимоотношений малого и среднего бизнеса с банками, контролирующими службами и властью различных уровней стал одной из главных тем, обсуждавшихся на Общероссийском деловом форуме "Развитие малого и среднего бизнеса: директивы правительства и их региональная проекция", который состоялся в Москве 18 мая 2010 года. Какие же проблемы были подняты на форуме?
Главное - выбрать правильное направление
В прошлом году власти приняли много правильных, предварительно согласованных с бизнес-сообществом решений, отметил президент "ОПОРЫ РОССИИ", заместитель председателя Правительственной комиссии по развитию малого и среднего предпринимательства Сергей Борисов. Среди наиболее важных он назвал ФЗ-294, который позволил резко сократить число проверок предприятий различными органами контроля.
Хорошим подспорьем малому и среднему бизнесу стало также решение Правительства РФ об увеличении порога дохода при переходе на упрощенную систему налогообложения с 45 до 60 млн. рублей. Это действительно ощутимая помощь, потому что по "упрощенке" работает значительная часть российских предпринимателей, отметил С. Борисов.
Положительно сказывается на развитии малого бизнеса и курс Правительства РФ и Минэкономразвития России на сокращение перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации.
Подводя итоги 2009 года, Сергей Борисов отметил, что темпы роста в секторе МСБ, если говорить о юридических лицах и ИП, составили 9,1%. Хотя из-за кризиса, малый бизнес меньше вкладывался в уставной капитал, тем не менее, он остался "на плаву". Если он встанет в один ряд с крупным в производстве, промышленности, если заработает субконтрактация, если будут по-настоящему работать механизмы аутсорсинга, то МСБ ждет большое будущее, считает президент "ОПОРЫ РОССИИ", выражая тем самым и ожидания предпринимателей. Главное - не состояние, в котором находишься, а направление, в котором движешься, - подчеркнул Сергей Борисов.
Работу малых и средних предприятий значительно облегчают решения, принятые правительством в последнее время, считает директор Департамента по развитию малого и среднего предпринимательства МЭР РФ Андрей Шаров. Так, в начале кризиса был введен Институт уведомления. Бизнесменам стало гораздо легче начинать свое дело, направляя весь пакет документов в уполномоченные исполнительные органы федеральной власти. Этой возможностью воспользовались уже 29 тыс. предпринимателей.
Значительно облегчил ведение бизнеса закон 294, позволивший как минимум вдвое сократить число проверок предприятия. Очень важно также, что этот закон обеспечивает защиту предпринимателя: результаты проверки считаются недействительными, если при ее проведении были нарушены права предпринимателя.
Положительное влияние на малый бизнес должен оказать закон о саморегулируемых организациях в строительной отрасли. Малые предприятия в этой сфере фактически отпущены на свободу: они не обязаны вступать в СРО, их главным контролером является генподрядчик, отметил Андрей Шаров.
Планы по развитию малого и среднего бизнеса
Согласно сформированному правительством проекту развития МСБ, до конца 2012 года количество малых компаний должно вырасти в 1,5 раза, а число малых инновационных компаний должно увеличиться в 6 раз, сообщил Директор департамента МЭР. При этом 40% предприятий должно приходиться на неторговый сектор. Примечательно, что тенденция к сокращению малых предприятий в сфере торговли и росту их в сфере услуг и производства наметилась еще в 2005 году. Кроме того, планируется значительное - в 6 раз - сокращение издержек (с 6% до 1%). Пока нет оснований думать, что эти цифры недостижимы, считает Андрей Шаров.
Директор департамента МЭР подчеркнул, что в ближайшее время государство намерено особо поддерживать инновационные компании. В регионы РФ для этих целей будет направлено порядка 16 млрд рублей. Фонду содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере дополнительно выделен 1 млрд рублей. 5 млрд рублей получит Фонд содействия реформированию ЖКХ. В поддержку малых высокотехнологичных предприятий, которые экспортируют свою продукцию, выделено 2 млрд рублей. Предусмотрены также гранты до 5 млн руб. начинающим предпринимателям на покрытие расходов, связанных с внедрением инноваций. Управление венчурными фондами, в том числе и региональными, передается Российской венчурной компании. Совместно с региональными властями она сможет профессионально отбирать те проекты, которые будут востребованы бизнесом и конкретными регионами.
Кроме того, одним из приоритетных направлений станет развитие МСБ в сфере социальных услуг, здравоохранении и образовании. Минздравсоцразвития впервые приняло соответствующую целевую программу. В ней содержатся предложения по участию малого бизнеса в сфере высокотехнологичной медицинской помощи и системе ОМС, а также различные поправки в налоговое законодательство.
Для того чтобы облегчить работу малых и средних предприятий, планируется также принять ряд законов и поправок. В частности, планируется сократить перечень лицензируемых видов деятельности и ввести бессрочные лицензии, предоставить предпринимателям право выкупа арендуемых ими помещений, не дожидаясь плановой приватизации, а также сократить перечень платных услуг, необходимых для ведения бизнеса, и уменьшить их стоимость. Развитию МСБ будет способствовать и последовательное осуществление кластерной политики.
Андрей Шаров отметил, что влияние МСБ на экономику страны неуклонно возрастает - об этом свидетельствуют и рост поддержки, который оказывают этому сектору государственные власти. Так, в 2005 г. помощь МСБ составляла 1,5 млрд руб., а сегодня она равна 24 млрд рублей - такого роста нет больше ни в одном секторе. Однако, при всем этом, уровень поддержки небольших компаний по сравнению с развитыми странами оставляет желать лучшего. Франция, например, в этом году в помощь малому бизнесу выделила 22 миллиарда евро. Так что нам есть к чему стремиться.
Налоги
На сегодняшний день налоги являются не самой значительной статьей расходов для малого и среднего бизнеса, отметил заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов России Сергей Разгулин. 80% налогоплательщиков применяют специальные налоговые режимы. Для малого бизнеса существует два специальных налоговых режима: сельхозналог и упрощенная система налогообложения. Количество налогоплательщиков, применяющих "упрощенку", возросло в 10 раз. Много сделано для того, чтобы снизить нагрузку на предприятия, которые используют этот режим: переход на него осуществляется в добровольном порядке, предоставляется возможность выбора объекта налогообложения и ежегодной смены этого объекта, налоговая декларация подается раз в год.
Для малых предприятий, которые находятся на общей системе налогообложения, планируется увеличить с 3 до 10 млн. размер выручки, которая позволит выплачивать налог на прибыль ежеквартально - это даст им возможность сохранить в своем распоряжении больше оборотных средств. Предприятия в сфере образования и здравоохранения планируется освободить от налога на прибыль на период до 2020 года.
В ближайшее время планируется отменить единый налог на вмененный доход, заявил Сергей Разгулин. Он пояснил, что ЕНВД - это не режим налогообложения для малого бизнеса, а определенная форма налогового администрирования, применяющаяся для тех сфер, где сложно осуществить налоговый контроль в рамках общеустановленных процедур. ЕНВД сыграл определенную положительную роль как в легализации доходов, так и в создании гарантированных доходов для бюджетной системы, но в настоящее время эта форма исчерпала свои возможности и дальнейшее ее совершенствование, по мнению Минфина, бесперспективно. Со следующего года установленное количество работников предприятия, дающее возможность применять ЕНВД, будет снижено со 100 до 15 человек. Кроме того, будет значительно сокращен перечень видов деятельности, где может применяться эта система. Фактически сферой применения ЕНВД останутся лишь розничная торговля и общественное питание.
Остальные виды деятельности - бытовые услуги, перевозки и т.д., список их будет расширен с 69 (на сегодняшний день) до порядка 90 - будут переведены на патентную систему налогообложения. Право введения этого режима будет предоставлено муниципальным органам власти. Средства от патентов, соответственно, пойдут в муниципальные бюджеты. Обязательное получение патента будет предусмотрено примерно для 20 видов деятельности, в остальных случаях решение будет приниматься по выбору муниципальной власти. Базовая доходность каждого вида деятельности будет установлена специальным кодексом, муниципальные власти смогут по своему усмотрению увеличивать или уменьшать ее в два раза - в зависимости от условий конкретного региона. Годовая стоимость патента составит 6%. Как подчеркнул Сергей Разгулин, у этой формы налогообложения большие перспективы. Сейчас патенты имеют 12 тыс. предпринимателей, общее же количество малых и средних предприятий - порядка 5 млн. Законопроект о развитии патентной системы будет обсуждаться на специальной встрече с предпринимателями, пообещал заместитель директора департамента Минфина РФ.
Налоговый контроль
В отношении налогового контроля мнения налоговиков и предпринимателей резко расходятся. Заместитель руководитель Федеральной налоговой службы РФ Сергей Шульгин отметил, что, по результатам опросов, проведенных ФНС, тема налогообложения является для предпринимателей далеко не первостепенной. Давление налоговой службы на бизнес сократилось. В год выездные проверки проводятся всего примерно для 1,5% от общего числа предприятий и организаций, причем, в основном, это крупные предприятия. Камеральные же проверки, по сути, являются счетными - для них не затребуется весь массив документов, который был необходим несколько лет назад. При этом, начиная с прошлого года, предприятия, которые находятся на вмененном налоге, вообще не подвергаются проверкам. "Тех, кто увлекается этим делом, мы наказываем", - заверил Сергей Шульгин.
Он сообщил также, что было издано соответствующее указание, согласно которому сотрудники органов внутренних дел могут участвовать в налоговых проверках только в том случае, если, по данным налоговиков, есть необходимость этого. За невыполнение этого указания работникам налоговой службы грозит наказание вплоть до увольнения.
Сегодня в функции ФНС входит и досудебное разбирательство в отношении жалоб налогоплательщиков на решения или действия работников налоговых органов. В ходе этой работы удовлетворяется порядка 40% поступивших жалоб. Правда, такой результат говорит также и о не очень высоком качестве контрольно работы ФНС, признал Сергей Шульгин.
Он подчеркнул также, что для ареста счетов налоговыми органами могут быть всего два основания: неуплата налогов и непредоставление декларации. Обо всех прочих случаях необходимо сообщать в ФНС. Если счет предприятия арестован неправомерно, это дает основание выставить счет ФНС и взыскать его через суд.
Предприниматели же оценивают работу налоговых органов довольно скептически. По данным президента ОПОРЫ РОССИИ Сергея Борисова, 45% предпринимателей отмечают увеличение противоправных действий со стороны налоговых органов. Несмотря на то, что в России уже три года действует обновленная редакция Налогового кодекса, которая полностью урегулировала процедуру налоговых проверок, налоговые органы не заметили появившихся там ограничений своих полномочий, заявил председатель Экспертного совета по налоговому законодательству Комитета по бюджету и налогам ГД РФ Михаил Орлов. Среди главных нарушений, которые допускают налоговые органы, он назвал побуждение уплачивать налоги посредством незаконных мер и приостановление операций по счетам налогоплательщика без законных на то оснований. По мнению главы Экспертного совета, арест счетов должен производиться если не с санкции прокурора, то хотя бы с обязательным уведомлением органов прокуратуры. Для инспекторов, злоупотребляющих своими полномочиями, необходимо ввести специальную уголовную ответственность, считает Михаил Орлов. Если инспектор разорил бизнес, он должен отвечать за это, убежден глава Экспертного совета. Он также отметил целесообразность введения в Общественный совет при ФНС представителя ОПОРЫ РОССИИ.
Президент ОПОРЫ РОССИИ Сергей Борисов сообщил, что уже есть договоренность о представительстве ОПОРЫ РОССИИ в общественном совете при Федеральной налоговой службе.
Защита бизнеса
Законодательная защита частной собственности и интересов бизнеса - одно из важнейших условий экономического развития России, подчеркивает председатель Некоммерческого партнерства "Бизнес солидарность" Яна Яковлева. Значительным шагом в этом направлении стала отмена досудебного содержания под стражей за экономические преступления. Прокуратура РФ выступает также за то, чтобы арест не использовался в качестве меры наказания за экономические преступления. Однако пока у органов прокуратуры нет достаточных полномочий, и суды в большинстве случаев принимают решение вопреки мнению прокурора.
На сегодняшний день, как ни странно, именно прокуратура оказалась в роли арбитра, снимающего напряжение немыслимого давления, которое оказывается на малый и средний бизнес и на предпринимательство вообще, - отмечает первый заместитель Генерального прокурора РФ Александр Буксман. Налажено конструктивное взаимодействие прокуратуры с органами предпринимательского сообщества. На сайте генпрокуратуры открыт специальный раздел, где предприниматели могут сообщать о нарушениях закона, от кого бы они ни исходили. В прошлом году поступило 500 таких сообщений, и по каждому из них было проведено разбирательство.
Вот уже год в функции прокуратуры входит также санкционирование внеплановых проверок предприятий. Из почти 38 тыс. заявлений на проведение проверок малых и средних предприятий, поступивших в 2009 году, прокуроры отклонили почти половину. Причинами отказа стало не только несоблюдение разных формальностей, но и превышение контролирующими органами своих полномочий. Контролеры нередко нарушают порядок ведения проверок и оформления их результатов. В 2009 году по материалам прокурорских проверок в отношении работников контролирующих органов было возбуждено 13 уголовных дел, более 3 тыс. человек были привлечены к дисциплинарной ответственности. К сожалению, предложения прокуратуры о восстановлении административной ответственности за нарушение порядка проведения проверок пока не воплотились в жизнь, посетовал Александр Буксман. Он отметил, что 10 тыс. заявлений о санкционировании проверок составляют всего 2,5 % от всех фактически проведенных контролирующими органами проверок. Так что впереди еще большая работа. Необходимо внести уточнения в регламент, определяющий единый порядок проведения и планирования контрольно-надзорных мероприятий.
Нормативная база федерального и муниципального уровней содержит еще целый ряд незаконных правовых актов, которые препятствуют нормальному ведению бизнеса, заявил Александр Буксман. В 2009 году работниками прокуратуры было приведено в соответствие с законом 2013 уставов муниципальных образований и около 8 тыс. нормативных актов, регламентирующих деятельность малых и средних предприятий. На региональном уровне был обнаружен 51 правовой акт, не соответствующий закону. Нарушения законодательства, препятствующие развитию малого и среднего предпринимательства, встречаются в самых разных сферах. Так, при размещении госзаказов государственные органы зачастую, по сути, не позволяют малому и среднему бизнесу принять в них участие.
Хотя со стороны ОВД давление на бизнес значительно снизилось, однако случаи такого давления еще встречаются, и далеко не единичные, особенно много их в Краснодарском крае, констатировал зам. Генпрокурора.
Прокуратура принимает меры и по уменьшению административного давления на бизнес. В 2009 году была создана специальная комиссия для проверки того, как осуществляют контрольно-надзорные функции органы государственной власти как федерального, так и муниципального уровней. Почти повсеместно были обнаружены факты передачи государственных контролирующих функций коммерческим организациям и созданным специально институтам, где все бесплатные государственные функции были переведены на платную основу. Наиболее часто проверки мелкого и среднего бизнеса проводят МЧС и Роспотребнадзор - на эти ведомства приходится 63% всех проверок. Доля отказов прокуратуры и здесь составляет 50%. Примечательно, что по результатам санкционированных проверок выяснилось, что 56% из них не выявили никаких нарушений - то есть, были проведены без достаточных поводов и оснований.
В прошлом году власти приняли много правильных, предварительно согласованных с бизнес-сообществом решений, отметил президент "ОПОРЫ РОССИИ", заместитель председателя Правительственной комиссии по развитию малого и среднего предпринимательства Сергей Борисов. Среди наиболее важных он назвал ФЗ-294, который позволил резко сократить число проверок предприятий различными органами контроля.
Хорошим подспорьем малому и среднему бизнесу стало также решение Правительства РФ об увеличении порога дохода при переходе на упрощенную систему налогообложения с 45 до 60 млн. рублей. Это действительно ощутимая помощь, потому что по "упрощенке" работает значительная часть российских предпринимателей, отметил С. Борисов.
Положительно сказывается на развитии малого бизнеса и курс Правительства РФ и Минэкономразвития России на сокращение перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации.
Подводя итоги 2009 года, Сергей Борисов отметил, что темпы роста в секторе МСБ, если говорить о юридических лицах и ИП, составили 9,1%. Хотя из-за кризиса, малый бизнес меньше вкладывался в уставной капитал, тем не менее, он остался "на плаву". Если он встанет в один ряд с крупным в производстве, промышленности, если заработает субконтрактация, если будут по-настоящему работать механизмы аутсорсинга, то МСБ ждет большое будущее, считает президент "ОПОРЫ РОССИИ", выражая тем самым и ожидания предпринимателей. Главное - не состояние, в котором находишься, а направление, в котором движешься, - подчеркнул Сергей Борисов.
Работу малых и средних предприятий значительно облегчают решения, принятые правительством в последнее время, считает директор Департамента по развитию малого и среднего предпринимательства МЭР РФ Андрей Шаров. Так, в начале кризиса был введен Институт уведомления. Бизнесменам стало гораздо легче начинать свое дело, направляя весь пакет документов в уполномоченные исполнительные органы федеральной власти. Этой возможностью воспользовались уже 29 тыс. предпринимателей.
Значительно облегчил ведение бизнеса закон 294, позволивший как минимум вдвое сократить число проверок предприятия. Очень важно также, что этот закон обеспечивает защиту предпринимателя: результаты проверки считаются недействительными, если при ее проведении были нарушены права предпринимателя.
Положительное влияние на малый бизнес должен оказать закон о саморегулируемых организациях в строительной отрасли. Малые предприятия в этой сфере фактически отпущены на свободу: они не обязаны вступать в СРО, их главным контролером является генподрядчик, отметил Андрей Шаров.
Планы по развитию малого и среднего бизнеса
Согласно сформированному правительством проекту развития МСБ, до конца 2012 года количество малых компаний должно вырасти в 1,5 раза, а число малых инновационных компаний должно увеличиться в 6 раз, сообщил Директор департамента МЭР. При этом 40% предприятий должно приходиться на неторговый сектор. Примечательно, что тенденция к сокращению малых предприятий в сфере торговли и росту их в сфере услуг и производства наметилась еще в 2005 году. Кроме того, планируется значительное - в 6 раз - сокращение издержек (с 6% до 1%). Пока нет оснований думать, что эти цифры недостижимы, считает Андрей Шаров.
Директор департамента МЭР подчеркнул, что в ближайшее время государство намерено особо поддерживать инновационные компании. В регионы РФ для этих целей будет направлено порядка 16 млрд рублей. Фонду содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере дополнительно выделен 1 млрд рублей. 5 млрд рублей получит Фонд содействия реформированию ЖКХ. В поддержку малых высокотехнологичных предприятий, которые экспортируют свою продукцию, выделено 2 млрд рублей. Предусмотрены также гранты до 5 млн руб. начинающим предпринимателям на покрытие расходов, связанных с внедрением инноваций. Управление венчурными фондами, в том числе и региональными, передается Российской венчурной компании. Совместно с региональными властями она сможет профессионально отбирать те проекты, которые будут востребованы бизнесом и конкретными регионами.
Кроме того, одним из приоритетных направлений станет развитие МСБ в сфере социальных услуг, здравоохранении и образовании. Минздравсоцразвития впервые приняло соответствующую целевую программу. В ней содержатся предложения по участию малого бизнеса в сфере высокотехнологичной медицинской помощи и системе ОМС, а также различные поправки в налоговое законодательство.
Для того чтобы облегчить работу малых и средних предприятий, планируется также принять ряд законов и поправок. В частности, планируется сократить перечень лицензируемых видов деятельности и ввести бессрочные лицензии, предоставить предпринимателям право выкупа арендуемых ими помещений, не дожидаясь плановой приватизации, а также сократить перечень платных услуг, необходимых для ведения бизнеса, и уменьшить их стоимость. Развитию МСБ будет способствовать и последовательное осуществление кластерной политики.
Андрей Шаров отметил, что влияние МСБ на экономику страны неуклонно возрастает - об этом свидетельствуют и рост поддержки, который оказывают этому сектору государственные власти. Так, в 2005 г. помощь МСБ составляла 1,5 млрд руб., а сегодня она равна 24 млрд рублей - такого роста нет больше ни в одном секторе. Однако, при всем этом, уровень поддержки небольших компаний по сравнению с развитыми странами оставляет желать лучшего. Франция, например, в этом году в помощь малому бизнесу выделила 22 миллиарда евро. Так что нам есть к чему стремиться.
Налоги
На сегодняшний день налоги являются не самой значительной статьей расходов для малого и среднего бизнеса, отметил заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов России Сергей Разгулин. 80% налогоплательщиков применяют специальные налоговые режимы. Для малого бизнеса существует два специальных налоговых режима: сельхозналог и упрощенная система налогообложения. Количество налогоплательщиков, применяющих "упрощенку", возросло в 10 раз. Много сделано для того, чтобы снизить нагрузку на предприятия, которые используют этот режим: переход на него осуществляется в добровольном порядке, предоставляется возможность выбора объекта налогообложения и ежегодной смены этого объекта, налоговая декларация подается раз в год.
Для малых предприятий, которые находятся на общей системе налогообложения, планируется увеличить с 3 до 10 млн. размер выручки, которая позволит выплачивать налог на прибыль ежеквартально - это даст им возможность сохранить в своем распоряжении больше оборотных средств. Предприятия в сфере образования и здравоохранения планируется освободить от налога на прибыль на период до 2020 года.
В ближайшее время планируется отменить единый налог на вмененный доход, заявил Сергей Разгулин. Он пояснил, что ЕНВД - это не режим налогообложения для малого бизнеса, а определенная форма налогового администрирования, применяющаяся для тех сфер, где сложно осуществить налоговый контроль в рамках общеустановленных процедур. ЕНВД сыграл определенную положительную роль как в легализации доходов, так и в создании гарантированных доходов для бюджетной системы, но в настоящее время эта форма исчерпала свои возможности и дальнейшее ее совершенствование, по мнению Минфина, бесперспективно. Со следующего года установленное количество работников предприятия, дающее возможность применять ЕНВД, будет снижено со 100 до 15 человек. Кроме того, будет значительно сокращен перечень видов деятельности, где может применяться эта система. Фактически сферой применения ЕНВД останутся лишь розничная торговля и общественное питание.
Остальные виды деятельности - бытовые услуги, перевозки и т.д., список их будет расширен с 69 (на сегодняшний день) до порядка 90 - будут переведены на патентную систему налогообложения. Право введения этого режима будет предоставлено муниципальным органам власти. Средства от патентов, соответственно, пойдут в муниципальные бюджеты. Обязательное получение патента будет предусмотрено примерно для 20 видов деятельности, в остальных случаях решение будет приниматься по выбору муниципальной власти. Базовая доходность каждого вида деятельности будет установлена специальным кодексом, муниципальные власти смогут по своему усмотрению увеличивать или уменьшать ее в два раза - в зависимости от условий конкретного региона. Годовая стоимость патента составит 6%. Как подчеркнул Сергей Разгулин, у этой формы налогообложения большие перспективы. Сейчас патенты имеют 12 тыс. предпринимателей, общее же количество малых и средних предприятий - порядка 5 млн. Законопроект о развитии патентной системы будет обсуждаться на специальной встрече с предпринимателями, пообещал заместитель директора департамента Минфина РФ.
Налоговый контроль
В отношении налогового контроля мнения налоговиков и предпринимателей резко расходятся. Заместитель руководитель Федеральной налоговой службы РФ Сергей Шульгин отметил, что, по результатам опросов, проведенных ФНС, тема налогообложения является для предпринимателей далеко не первостепенной. Давление налоговой службы на бизнес сократилось. В год выездные проверки проводятся всего примерно для 1,5% от общего числа предприятий и организаций, причем, в основном, это крупные предприятия. Камеральные же проверки, по сути, являются счетными - для них не затребуется весь массив документов, который был необходим несколько лет назад. При этом, начиная с прошлого года, предприятия, которые находятся на вмененном налоге, вообще не подвергаются проверкам. "Тех, кто увлекается этим делом, мы наказываем", - заверил Сергей Шульгин.
Он сообщил также, что было издано соответствующее указание, согласно которому сотрудники органов внутренних дел могут участвовать в налоговых проверках только в том случае, если, по данным налоговиков, есть необходимость этого. За невыполнение этого указания работникам налоговой службы грозит наказание вплоть до увольнения.
Сегодня в функции ФНС входит и досудебное разбирательство в отношении жалоб налогоплательщиков на решения или действия работников налоговых органов. В ходе этой работы удовлетворяется порядка 40% поступивших жалоб. Правда, такой результат говорит также и о не очень высоком качестве контрольно работы ФНС, признал Сергей Шульгин.
Он подчеркнул также, что для ареста счетов налоговыми органами могут быть всего два основания: неуплата налогов и непредоставление декларации. Обо всех прочих случаях необходимо сообщать в ФНС. Если счет предприятия арестован неправомерно, это дает основание выставить счет ФНС и взыскать его через суд.
Предприниматели же оценивают работу налоговых органов довольно скептически. По данным президента ОПОРЫ РОССИИ Сергея Борисова, 45% предпринимателей отмечают увеличение противоправных действий со стороны налоговых органов. Несмотря на то, что в России уже три года действует обновленная редакция Налогового кодекса, которая полностью урегулировала процедуру налоговых проверок, налоговые органы не заметили появившихся там ограничений своих полномочий, заявил председатель Экспертного совета по налоговому законодательству Комитета по бюджету и налогам ГД РФ Михаил Орлов. Среди главных нарушений, которые допускают налоговые органы, он назвал побуждение уплачивать налоги посредством незаконных мер и приостановление операций по счетам налогоплательщика без законных на то оснований. По мнению главы Экспертного совета, арест счетов должен производиться если не с санкции прокурора, то хотя бы с обязательным уведомлением органов прокуратуры. Для инспекторов, злоупотребляющих своими полномочиями, необходимо ввести специальную уголовную ответственность, считает Михаил Орлов. Если инспектор разорил бизнес, он должен отвечать за это, убежден глава Экспертного совета. Он также отметил целесообразность введения в Общественный совет при ФНС представителя ОПОРЫ РОССИИ.
Президент ОПОРЫ РОССИИ Сергей Борисов сообщил, что уже есть договоренность о представительстве ОПОРЫ РОССИИ в общественном совете при Федеральной налоговой службе.
Защита бизнеса
Законодательная защита частной собственности и интересов бизнеса - одно из важнейших условий экономического развития России, подчеркивает председатель Некоммерческого партнерства "Бизнес солидарность" Яна Яковлева. Значительным шагом в этом направлении стала отмена досудебного содержания под стражей за экономические преступления. Прокуратура РФ выступает также за то, чтобы арест не использовался в качестве меры наказания за экономические преступления. Однако пока у органов прокуратуры нет достаточных полномочий, и суды в большинстве случаев принимают решение вопреки мнению прокурора.
На сегодняшний день, как ни странно, именно прокуратура оказалась в роли арбитра, снимающего напряжение немыслимого давления, которое оказывается на малый и средний бизнес и на предпринимательство вообще, - отмечает первый заместитель Генерального прокурора РФ Александр Буксман. Налажено конструктивное взаимодействие прокуратуры с органами предпринимательского сообщества. На сайте генпрокуратуры открыт специальный раздел, где предприниматели могут сообщать о нарушениях закона, от кого бы они ни исходили. В прошлом году поступило 500 таких сообщений, и по каждому из них было проведено разбирательство.
Вот уже год в функции прокуратуры входит также санкционирование внеплановых проверок предприятий. Из почти 38 тыс. заявлений на проведение проверок малых и средних предприятий, поступивших в 2009 году, прокуроры отклонили почти половину. Причинами отказа стало не только несоблюдение разных формальностей, но и превышение контролирующими органами своих полномочий. Контролеры нередко нарушают порядок ведения проверок и оформления их результатов. В 2009 году по материалам прокурорских проверок в отношении работников контролирующих органов было возбуждено 13 уголовных дел, более 3 тыс. человек были привлечены к дисциплинарной ответственности. К сожалению, предложения прокуратуры о восстановлении административной ответственности за нарушение порядка проведения проверок пока не воплотились в жизнь, посетовал Александр Буксман. Он отметил, что 10 тыс. заявлений о санкционировании проверок составляют всего 2,5 % от всех фактически проведенных контролирующими органами проверок. Так что впереди еще большая работа. Необходимо внести уточнения в регламент, определяющий единый порядок проведения и планирования контрольно-надзорных мероприятий.
Нормативная база федерального и муниципального уровней содержит еще целый ряд незаконных правовых актов, которые препятствуют нормальному ведению бизнеса, заявил Александр Буксман. В 2009 году работниками прокуратуры было приведено в соответствие с законом 2013 уставов муниципальных образований и около 8 тыс. нормативных актов, регламентирующих деятельность малых и средних предприятий. На региональном уровне был обнаружен 51 правовой акт, не соответствующий закону. Нарушения законодательства, препятствующие развитию малого и среднего предпринимательства, встречаются в самых разных сферах. Так, при размещении госзаказов государственные органы зачастую, по сути, не позволяют малому и среднему бизнесу принять в них участие.
Хотя со стороны ОВД давление на бизнес значительно снизилось, однако случаи такого давления еще встречаются, и далеко не единичные, особенно много их в Краснодарском крае, констатировал зам. Генпрокурора.
Прокуратура принимает меры и по уменьшению административного давления на бизнес. В 2009 году была создана специальная комиссия для проверки того, как осуществляют контрольно-надзорные функции органы государственной власти как федерального, так и муниципального уровней. Почти повсеместно были обнаружены факты передачи государственных контролирующих функций коммерческим организациям и созданным специально институтам, где все бесплатные государственные функции были переведены на платную основу. Наиболее часто проверки мелкого и среднего бизнеса проводят МЧС и Роспотребнадзор - на эти ведомства приходится 63% всех проверок. Доля отказов прокуратуры и здесь составляет 50%. Примечательно, что по результатам санкционированных проверок выяснилось, что 56% из них не выявили никаких нарушений - то есть, были проведены без достаточных поводов и оснований.
Написать комментарий
Самое главное для тормоза развития М.Б. является отъём имущества И.П. права собственности и свободного использования для экономического развития согласно ст. 34. Конституции. Почему об этом молчат все правозащитники? Имущество предпринимателя должно быть выше частного. Так как оно большей частью является публичным. Служит публике, для обеспечения его потребностей и здорового образа жизни. Здравоохранения стоящее на учете Роспотебнадзора. Конституция высший юридический орган власти.Имущество И.П. право на него относится только к конституции, а не ГК РФ. Об этом говорится в ст. 55 Конституции, и в ст. №8. п.2. ГК РФ. Но прокуратура, и арбитражные суды закрыли глаза на конституционные права И.П. и руководсдствуются правовыми актами чиновников местной власти. Способствуют лишения прав на З/У под имуществом.Лишают права собственности, и долгосрочной аренды. А значит загоняют в ярмо коррупции. Помогают процветанию монополизма, дискриминации, и проч. негативам. Если уж Конституция не указ для правоохранительных органов власти, то что говорить об Указах презедента, Постановлениях Правительства и Федеральных законов таких как № 209-ФЗ ст. 18. и прочих.Не будет земли у предпринимателя, не в силах он ни чего предпринимать! Простая истина по борьбе с коррупцией, и развитием бизнеса.
Настоящая статья очень наглядно показывает необходимость дальнейшего развития законодательной и нормативной базы для эффективного функционирования предприятий малого и среднего бизнеса, регулирующих их деятельность и учитывающих специфику малого предпринимательства. На мой взгляд, именно в малом и среднем бизнесе сосредоточен максимальный потенциал развития и модернизации экономики страны. Уйти от сырьевой модели, снять зависимость от нефтяных цен, можно лишь за счет производственных предприятий, то есть - за счет среднего бизнеса. Текущая макроэкономическая ситуация сама определяет необходимость всесторонней поддержки государством помощи малому и среднему бизнесу, который должен стать не только главным источником инвестиций, но и получателем долгосрочных кредитов на модернизацию и расширение производства.
В настоящее время в России полным ходом идет развитие рыночной экономики. Проведение реформ и развитие рыночных отношений определили необходимость формирования и развития новых форм хозяйствования, в частности, предприятия малого и среднего бизнеса. Что экономически выгодно, так как появление большого числа фирм приводит к появлению новых рабочих мест, малым предприятием легче управлять в условиях нестабильного курса национальной валюты, а также это приносит реальные деньги в федеральный бюджет и бюджет регионов Российской Федерации. Развитие малого бизнеса в первую очередь необходимо старым крупномасштабным предприятиям, так как они дают им новую жизнь, и в союзе с ними получают значительную выгоду, как для себя, так и для рыночной экономики в целом. В виду того, что развитие малого и среднего бизнеса является одним из условий перехода России к полноценным рыночным отношениям, устойчивому развитию экономики, а также обеспечению стабильности в социальной сфере, я считаю данную тему наиболее актуальной в современной жизни нашей страны.
Тема развития малого и среднего бизнеса сейчас активно обсуждается многими СМИ. Эта статья является очень информативной. В ней рассмотрены изменения во многих сферах, которые имеют непосредственное отношение к малому и среднему бизнесу. За последние годы правительство существенно упростило «жизнь» российским предпринимателям. Предпосылки для развития малого и среднего бизнеса созданы и , возможно, его ждёт большое будущее. Главной задачей государства на данном этапе я вижу обеспечение законодательной защиты частной собственности и интересов бизнеса. Необходим строгий контроль даже за самими контролирующими органами, которые не редко превышают свои полномочия.
Статья действительно очень актуальна!В данной статье очень наглядно показаны принятые меры Правительства, среди которых решение об увеличении порога дохода при переходе на упрощенную систему налогообложения с 45 до 60 млн. рублей ( как известно, в России основными системами налогообложения являются традиционная, предусматривающая уплату наибольшего количества налогов; упрощенная, единый налог на вменённый доход, расчет которого не зависит от конкретной суммы полученных доходов, а рассчитывается по иным усредненным показателям; ), закон 294, позволивший как минимум вдвое сократить число проверок предприятия, и другие, облегчающие работу малых фирм.
Малое предпринимательство – также это сектор бизнеса, во многом определяющий темпы экономического роста, состояния занятости населения, структуру и качество валового национального продукта. И если крупный бизнес – это стержень современной экономики, то малый и средний бизнес – связующие его звенья. Поэтому развитие малого бизнеса важно как для всей России в целом, так и для отдельно взятого региона.Я считаю что малый бизнесс нужно развивать во всех регионах нашей большой страны.Ведь не так давно лично сам президент пообещал что лично проконтролирует этот вопрос.
Малый и средний бизнес является, как известно, основой рыночной экономики любой страны, и проблемы, связанные с его финансированием и реформированием занимают важное место в законодательствах современных демократий. Статья, на мой взгляд, довольно актуальна, ведь нынешняя ситуация обусловлена сложностью во время экономического кризиса оказания поддержки бизнесу, особенно если речь идет о стране с дефицитом бюджета (а Россия как раз такой страной и является)- с одной стороны, и необходимостью такой поддержки как важного условия выхода из кризиса- с другой. В данной статье очень наглядно показаны принятые меры Правительства, среди которых решение об увеличении порога дохода при переходе на упрощенную систему налогообложения с 45 до 60 млн. рублей ( как известно, в России основными системами налогообложения являются традиционная, предусматривающая уплату наибольшего количества налогов; упрощенная, единый налог на вменённый доход, расчет которого не зависит от конкретной суммы полученных доходов, а рассчитывается по иным усредненным показателям; ), закон 294, позволивший как минимум вдвое сократить число проверок предприятия, и другие, облегчающие работу малых фирм. По сравнению с прошлым заседанием форума "Опора России", проходившем в сентябре минувшего года, на котором среди прочих были приняты решения об освобождении предприятий, внедряющих энергоэффективное оборудование от налога на имущество на срок до трёх лет, и работающих в сфере образования и здравоохранения, от уплаты налога на прибыль на срок до девяти лет, последнее заседание оказалось, по мнению многих экономистов, наиболее эффективным, так как помимо экономической поддержки была обещана также и правовая защита (например, результаты проверки считаются недействительными, если при ее проведении были нарушены права предпринимателя). Кроме того, были наглядно показаны темпы роста малого и среднего бизнеса за последние несколько лет и воодушевляющие цифры о том, что "в 2005 г. помощь МСБ составляла 1,5 млрд руб., а сегодня она равна 24 млрд рублей - такого роста нет больше ни в одном секторе."воодушевляющие они, правда, до следующей затем фразы :" Франция, например, в этом году в помощь малому бизнесу выделила 22 миллиарда евро. Так что нам есть к чему стремиться.".
Доброго дня, Господа. У нас ест огромные возможности из первых рук предоставит для инвестирование отрасли как золотодобыча Энергетика и добыча базальта или если что то другого пожелайте. По поводу золото и базальта течение одного месяца будет готов полностью ,необходимые документация как получу тут же ознакомлю. Будет собственность. skype:shota533 89057447829 Шота Николаевич