Разногласия в Евразийском экономическом союзе: как объединение обернется кризисом для всех?
Резкое падение рубля вызывает обеспокоенность у партнеров России по Евразийскому экономическому союзу, договор о создании которого должен вступить в силу с 1 января 2015 года. Насколько обоснованы их опасения? Не перевесят ли они доводы в пользу интеграции?
Вместе выйти из кризиса легче
На недавней пресс-конференции с российским президентом журналистка из Казахстана задала вопрос, который отражает общие тревоги всех участников будущего Евразийского экономического союза: не превратится ли этот общий рынок в общий кризис? Партнеры России, в частности Казахстан, испытывают экономические трудности и вне всякой связи с интеграцией в рамках ЕАЭС, отметил Владимир Путин и выразил уверенность, что справиться с кризисом вместе будет легче и этому поможет создание общего рынка для передвижения товаров, капитала и рабочей силы.
Однако плюсы интеграции очевидны далеко не для всех. На фоне резкого падения рубля укрепление экономических связей с Россией вызывает у ее партнеров тем большие опасения, что их собственные экономики весьма уязвимы для воздействия внешних факторов. За четыре года существования Таможенного союза товарооборот между его членами значительно вырос, но не перекроют ли нынешние убытки из-за обрушения рубля и рецессии в российской экономике выгод, прогнозируемых в более долгосрочной перспективе?
Белоруссия намерена отказаться от рубля
Обвал рубля обострил противоречия, нараставшие между Россией и Белоруссией после введения российским правительством эмбарго на импорт продовольствия из ряда западных стран. Прибыли Белоруссии от роста продовольственных поставок сводятся на нет запретами Россельхознадзора, борющегося с рекэскпортом и контрабандой и фактически обвальным падением рубля. В преддверии заседания Высшего Евразийского экономического совета 23 декабря президент Белоруссии заявил о необходимости перейти в расчетах с Россией на доллары и евро. Заместитель премьер-министра республики Михаил Русый сообщил, что договоренность о фиксации цен в долларах «по факту предоплаты по курсу Центробанка РФ» уже достигнута. Российская сторона, правда, это известие пока никак не прокомментировала.
На долю России приходится сегодня более 40% белорусского экспорта. В основном, это машины, оборудование и транспортные средства (более 26%), а также продовольствие и сельхозпродукты (порядка 30%). Найти альтернативные рынки для этих товаров стране будет непросто. По данным Белстата, более 84% экспортируемого продовольствия, например, поставляется именно в Россию. При этом переход на расчеты в долларах и евро значительно уменьшит конкурентоспособность белорусских поставщиков и на российском рынке. «Дополнительные транзакционные издержки белорусского экспорта могут составить до 1,5 млрд долларов», – считает управляющий активами УК «Фонд Магута» Платон Магута. «Белорусские производители потеряют часть российского рынка. Это "перевешивание" дополнительных издержек и валютных рисков на покупателя», – отмечает аналитик Института конъюнктуры аграрного рынка Евгений Иванов.
Доля рублевых платежей на российско-белорусском рынке составляет более 50%. По данным Национального банка Белоруссии, в январе-октябре 2014 года более 87% валютной выручки из России Белоруссия получила в российских рублях. Последние же за текущий год подешевели по отношению к белорусскому рублю больше чем в полтора раза. Резкое ослабление российской валюты началось в конце июня. «И волатильность российского рынка, колебания не поддаются никакому осмыслению», – подчеркивает Александр Лукашенко.
«Падение российского рубля – это вещь, которая в первую очередь является результатом политики Центробанка России, а не результатом объективных обстоятельств. Поэтому Лукашенко будет ждать от Путина решений или действий, которые подтвердят факт его контроля над системой. Понятно, что проблемы могут быть всегда, но дальше должна быть демонстрация способности решить эти проблемы», – полагает политолог, доцент кафедры политической теории МГИМО Кирилл Коктыш.
О размерах упущенной Белоруссией выгоды можно судить, например, по тому, что товарооборот между двумя странами в денежном выражении уменьшился в этом году, по сравнению с предыдущим, примерно на 1,5 млрд долларов. Основываясь на прошлогоднем объеме экспорта белорусских товаров, управляющий активами УК «Фонд Магута» Платон Магута оценил потенциальные потери экономики Белоруссии в 10 млрд долларов, что составляет 20% номинального ВВП.
Популизм и стабильность
Политологи отмечают, что заявления Александра Лукашенко делаются, скорее, в популистских целях – в преддверии очередных президентских выборов в Белоруссии осенью 2015 года. При этом еще в начале года была анонсирована очередная, третья, деноминация белорусского рубля. Конкретных сроков названо не было, президент пообещал предупредить о ней не меньше, чем за полгода, тем не менее, это добавляет общей нервозности. Нынешнее положение белорусской валюты сложно назвать устойчивым, считает аналитик Grand Capital Юрий Прокудин. По его мнению, девальвация белорусского рубля неизбежна, и волатильность российской валюты – лишь один из негативных факторов, хотя и довольно весомый.
О серьезности положения свидетельствует целый ряд жестких мер, предпринятых белорусским правительством. Так, «с учетом возросшего спроса на иностранную валюту на внутреннем валютном рынке» и для предприятий, и для граждан временно введен 30%-ный сбор при покупке валюты. Освобождаются от него только предприятия, покупающие валюту для расчета за энергоносители. Полученные за счет этого сбора средства будут направляться в бюджет. Помимо этого, белорусский Нацбанк обязал экспортеров продавать на бирже 50% поступающей в страну валютной выручки. Впрочем, «белорусский бизнес предпримет максимум усилий, чтобы не возвращать валютную выручку в страну», заявил на условиях конфиденциальности представитель белорусской компании-экспортера. Экспортеры, сдающие 50% валютной выручки по биржевому курсу, могут столкнуться с парадоксальной необходимостью тут же покупать валюту, но уже с комиссией в 30%, отмечает партнер адвокатского бюро «Адвокаты ЮрЗнак» Максим Знак. Ведь нередко затраты экспортера на импортные комплектующие превышают 50% стоимости готовой продукции.
Чтобы предотвратить массовый выход вкладчиков из белорусского рубля, Нацбанк Белоруссии повысил до 50% годовых ставки по предоставлению банкам рублевой ликвидности, после чего банки стали предлагать клиентам рублевые депозиты под 50% годовых. Кроме того, все крупные банки предлагают теперь сделать срочный гарантированный сберегательный вклад с индексацией сбережений при изменении обменного курса белорусского рубля.
Для сохранения стабильности введен также мораторий на рост цен на потребительские товары и на любое повышение тарифов.
Тонкости дипломатии
На недавней пресс-конференции в Минске российский посол Александр Суриков отметил, что России не стоит забывать о своих партнерах по Таможенному союзу и важные экономические решения – такие, как, например, введение продовольственного эмбарго – надо принимать лишь после консультации с Евразийской экономической комиссией (ЕЭК). Это поможет избежать противоречий между членами будущего ЕАЭС. «Нам предстоит пройти еще серьезную школу понимания, что находимся вместе в Евразийском экономическом союзе и любые действия любой страны должны подлежать обсуждению у соответствующего министра ЕЭК, на коллегии, потому что она рулит правилами игры на таможнях и в области технических регламентов»,– признал Александр Суриков.
Тем не менее, по его оценке, доля сторонников ЕАЭС в Белоруссии растет. В этом году за объединение с Россией выступает 46% граждан, а за сближение с Евросоюзом – 32%. В прошлом году ситуация была противоположной. «Кроме того, наши действия в Крыму поддерживает 70% белорусов. На мой взгляд, это говорит об общности наших интересов», – отметил дипломат.
Казахстан опасается девальвации
Казахстан перейти к расчетам в долларах и евро пока не предлагает, но тоже опасается девальвации национальной валюты. И дело не только в импорте инфляции из России, но и в самой структуре казахстанской экономики, сохраняющей высокую зависимость от импорта товаров и услуг. По данным экспертов, доля импорта в потребительской корзине составляет порядка 60%, а производства товаров с высокой добавленной стоимостью в стране практически нет. Поэтому внутренние потребности за счет собственного производства не удовлетворяются, а объемы несырьевого экспорта низкие. Из-за сильной импортозависимости в экономике сохраняется высокий спрос на иностранную валюту. Сегодня «даже низкая доходность валютных инвестиций не стимулирует население и бизнес перекладываться в тенге», констатируют аналитики. Они высказывают опасение, что «высокий уровень долларизации экономики может поставить под вопрос существование тенге в целом». Для улучшения ситуации необходимо как можно скорее запустить эффективную программу импортозамещения и активизировать производство конкурентоспособной готовой продукции, чтобы увеличить долю несырьевого экспорта, считают специалисты.
Из-за общего снижения спроса и падения цен на нефть и основные экспортные товары объем торговли Казахстана с Россией за 11 месяцев 2014 года снизился на 19,7%, с остальными партнерами товарооборот за 10 месяцев текущего года уменьшился на 8,3%. Однако снижение торговли с Россией отмечается лишь в денежном выражении, «тогда как физически объем сотрудничества развивается», отметил президент Казахстана на декабрьской встрече с российским премьер-министром. «Между нашими странами, можно сказать, полное доверие, проблем никаких нет, если есть, то они общие», – заявил Нурсултан Назарбаев, выразив уверенность, что дальнейшая интеграция пойдет на пользу всем членам ЕАЭС.
Западные санкции против России не влияют напрямую на экономику Казахстана, отметил президент РК, подчеркнув, однако, что в условиях Таможенного союза и Единого экономического пространства необходимо тщательно контролировать ассортимент импорта, чтобы отечественные производители не вытеснялись с рынка.
Армения надеется на помощь
В Армении плавное снижения валюты, происходившее с октября, сменилось резким обвалом сразу на 10% в начале декабря. Начался рост цен на товары первой необходимости, в том числе, на хлеб и молоко. Президент Армении Серж Саргсян опроверг мнение, что эти процессы связаны со вступлением страны в ЕАЭС. Он указал, что национальные валюты обесцениваются и во многих других странах, в том числе, например, в Грузии, хотя та подписала договор о зоне свободной торговли.
На ЕАЭС правительство страны возлагает большие надежды – и не только потому, что это сразу позволит значительно увеличить рынок для армянских товаров. В рамках программы ЕАЭС бюджет страны получит в следующем году несколько миллионов долларов в виде грантов, дотаций и кредитов.
Тем не менее кризис российской экономики отзовется и в Армении. При значительном дефиците армянского бюджета – в 10% ВВП – любое сокращение доходов окажется весьма болезненным. На Россию приходится пятая часть армянского экспорта. Кроме того, именно из России приходит 80% денежных переводов в Армению – от уехавших на заработки граждан. По данным ЦБ, общий поток денежных переводов в Армению за 2013 год составил 1,87 млрд долларов, или примерно 17,3% ВВП страны. Для сравнения: доходная часть бюджета Армении на 2015 год запланирована в 2,9 млрд долларов. Уже в августе из-за падения российского рубля общий объем частных трансфертов из России уменьшился на 7,7% по сравнению с августом 2013 года, отмечает экс-глава Центробанка Армении Баграт Асатрян.
Падение рубля приведет к спаду по принципу домино в «рублевой зоне» постсоветских республик, считает директор Центра интеграционных исследований ЕАБР Евгений Винокуров. «А как это может не отразиться? Россия – 87% евразийской тройки, а вместе с подключением Армении и Кыргызстана – 84%. Разумеется, когда мы говорим о 5/6 интеграционного союза, это не может не иметь последствий. Но разве интеграция в этом виновата? Если говорить о той же Армении, еще не будучи членом блока, эта страна получила цены на газ и обнуленные тарифы на неограненные алмазы. Иными словами, Армения еще не вступила, а конфеты – да вот же они, на столе», – отмечает эксперт. Однако эти бонусы для большинства жителей страны заметны гораздо меньше, чем рост цен на повседневные товары, и потому вступление Армении в ЕАЭС правильным шагом считают далеко не все.
Киргизия колеблется
Киргизия до последнего сомневалась, не стоит ли отложить вступление в ЕАЭС. Российский рубль впервые за 16 лет упал ниже сома. Из-за обесценивания рубля ВВП Кыргызстана с начала года снизился на 3,5%, инфляция выросла на 9%, а сом по отношению к доллару подешевел на 17,6%. Вынужденная девальвация сома в дальнейшем неизбежна, считают эксперты. Живущая за счет реэкспорта китайских товаров Киргизия уже ощутила значительное падение спроса на основных рынках – в России и Казахстане. Помимо этого сильно сократится и объем трансфертов от трудовых мигрантов. По оценке эксперта по трудовой миграции Алексея Красина, нынешняя сумма в 2,5 млрд уменьшится примерно на 70%.
Вопреки мнениям о необходимости «дистанцироваться от проблемных рынков – России и Казахстана – пока эта волна не захлестнула Кыргызстан», парламент все же одобрил вступление страны в ЕАЭС. Не последнюю роль в этом сыграли, вероятно, значительные преференции, уже предоставленные Россией. Помимо льготных цен на ГСМ, это еще и 1,2 млрд долларов, выделенные на реализацию «дорожной карты» по вхождению в Таможенный Союз.
При этом эксперты считают, что после присоединения к ЕАЭС внутренне нестабильной Киргизии с ее слабой экономикой союзу придется решать целый ряд связанных с этой страной проблем.
Отказаться от доллара во внутренних расчетах
Стоит отметить, что самый резкий обвал рубля случился вскоре после того, как были озвучены намерения в будущем исключить доллары и евро из расчетов между странами ЕАЭС. Переход к расчетам в национальных валютах запланирован на 2025–2030 гг. Проект концепции развития платежных систем на территории ЕАЭС предполагает создание единого платежного пространства в ЕАЭС, позволяющего проводить платежи с учетом корреляции национальных карточных систем, в том числе создаваемой российской национальной системы платежных карт (НСПК) и уже созданных систем «Белкарт» и Armenian Card (ArCa). Помимо этого, в документе предлагается также запретить хождение доллара и евро на территории ЕАЭС. По мнению авторов проекта, это позволит освободиться от влияния западной экономики на внутрисоюзное экономическое пространство и укрепить национальные валюты.
Сейчас расчеты между государствами ТС примерно на 50% производятся в рублях, на 40% – в долларах, на 8–9% – в евро и около 1% – в других валютах. С учетом сильной волатильности национальных валют, отказ от долларов и евро предлагается осуществлять весьма постепенно. Однако эксперты все равно сомневаются в жизнеспособности этого проекта, указывая, что для российских организаций вряд ли будет комфортным получение от партнеров платежей в белорусских рублях, тенге или драмах. «Во-первых, наши предприятия будут нести дополнительные валютные риски по слабым валютам. Во-вторых, они будут нести дополнительные издержки конвертации, связанные с существенно меньшей ликвидностью этих экзотических валют», − отмечает начальник аналитического управления Банка корпоративного финансирования Максим Осадчий.
Тем не менее использование национальных валют имеет свои плюсы. «Если в расчетах будут отсутствовать международные посредники, то страны-участницы получат возможность проводить сделки в национальных валютах по самому выгодному курсу. За счет того, что платежи будут осуществляться без банков-посредников, прямые расчеты в единой валюте существенно сократят время прохождения платежей», − полагает руководитель аналитического департамента ФК AForex Артем Деев.
Впрочем, с партнерами по ЕАЭС этот проект еще не обсуждался. В договоре о ЕАЭС нет ни слова об отказе от доллара и евро, а говорится лишь о расширении использования национальных валют во взаимных расчетах.
Написать комментарий
Нужна общая идея и единая для всех цель. А так воз будет и поныне там.