06 НОЯ, 03:08 МСК
USD (ЦБ)    97.5499
EUR (ЦБ)    106.1426


Разбитые мечты просветителей

17 Сентября 2012 9705 0 Наука и технологии
Разбитые мечты просветителей

Не так давно в Государственном архиве Костромской области обнаружены документы, обосновывающие открытие Вятского сельскохозяйственного техникума. Документы датированы 1920 годом. О чем мечтали просветители почти век назад? Как они видели развитие своего региона? Удалось ли сегодня воплотить их мечты?

Из материалов по истории Вятского сельскохозяйственного техникума

«Техникум открылся в 1920 году в составе четырех отделений: сельскохозяйственного, зоотехнического, лесного и кустарно-технического.

Вятский сельскохозяйственный техникум основан в результате слияния Вятского сельскохозяйственного технического училища (основано в 1901 году) и Вятского ветеринарно-зоотехнического училища (основано в 1918 году).

Выбор специальностей основывался на необходимости ответить на нужду в высококвалифицированных специалистах главных отраслей народного хозяйства Вятской и Северо-Двинской губерний:

  • Прогрессивным течением в сельском хозяйстве было признано продуктивно-скотоводческое направление.
  • Лесные массивы, представляющие огромное богатство, до сих пор слабо и, зачастую, хищнически используемые.
  • В крае значительно развиты кустарные промыслы, заслуживающие самого серьезного к себе внимания, так как они, расширяя возможности приложения народного труда к получающимся сырым продуктам, повышают его производительность и тем самым способствуют повышению материального и культурного уровеня населения.

По первоначальному плану в Вятском сельскохозяйственном техникуме проектировалось кооперативно-экономическое отделение в убеждении, что мелкое хозяйство в современных условиях может получить надлежащую хозяйственную устойчивость и явиться, в то же время, наиболее отзывчивым к общественному воздействию, направленному к улучшению организации и повышении производительности труда именно в форме кооперирования.

На Вятский сельскохозяйственный техникум возлагаются:

  • Широкие задачи в области общего и профессионального просветительского воздействия на широкие слои населения, не вмещающегося в его стенах в качестве постоянных слушателей (устройство курсов, лекций, выставок, издание печатных периодических органов, популярной литературы).
  • Консультационно-исследовательские работы для непосредственной помощи местной промышленности путем облегчения для нее пользования научными методами вообще и обстановкой техникума, и его научными и профессионально-техническими силами. В частности, принятие лабораториями техникума образцов для исследования, постановка опытов. Кроме того, исследование условий народного хозяйства края (естественно-исторических, общественно-экономических и профессионально-технических), сосредоточение около техникума соответствующего музейного и литературного материала.

Такое расширение задач Вятского сельскохозяйственного техникума, придающее ему характер не только профессионально-технического учебного заведения, но и учреждения, связанного живыми и разносторонними связями с промышленностью, не является случайным и искусственным. Край в таком учреждении, несомненно, нуждается.

При относительной бедности провинции, особенно в настоящее время, научными силами и обстановкой, осуществление учебных, просветительских и консультационно-исследовательских функций в губернском масштабе, естественно, должно концентрироваться в крупном городе губернии.

Общественно-просветительские традиции непосредственно близкого участия в поднятии экономического благосостояния населения были заложены уже при самом основании Вятского сельскохозяйственного технического училища еще губернским земством. Оно всегда занимало в этой работе одно из самых видных мест. Традиции эти получили воплощение и жизнь в лице и работе наших абитуриентов, в подавляющем большинстве случаев нашедших свое призвание не только в частной хозяйственной деятельности, но и в работе государственных, общественных и кооперативных учреждений, организовывая воздействия на народное хозяйство.

Вятский народно-хозяйственный техникум учреждается как рассадник и проводник высших профессиональных знаний и умений с целью дать ответственных работников, направленных к поднятию производительности народного труда и улучшению организации народного хозяйства.

Вятский сельскохозяйственный техникум имеет в своем распоряжении учебную ферму в 125 десятин (1 десятина равна 1,095 гектара – прим. авт.), расположенную в 5 верстах от города и обеспеченную всеми угодьями и почти всеми хозяйственными отраслями, необходимыми для выполнения учебных задач. Кроме того, на усадьбе техникума есть учебно-показательный огород (пять десятин) с парниками и теплицей, ягодный сад и светлицы для вегетативных опытов. Здесь же есть показательный суперфосфатный завод. В распоряжение техникума переходит Истобенское лесничество (около 1000 десятин).

В отношении развития промышленности Вятский край должен иметь богатую будущность:

  1. Вятская губерния имеет очень удобные пути сообщения. Она прорезывается двумя большими реками (Вяткой и Камой), соединяя  местный край с Волжским бассейном. Железными дорогами Вятка сообщается с Петроградом, Казанью, Севером России и Нижним Новгородом. Таким образом, по удобству сбыта Вятская губерния имеет очень ценные условия.
  2. Количество сырья, вывозимого из Вятской губернии, очень велико. Так, в 1912 году из губернии вывезено 1.400.000 пудов (22.400 тонн, или 373 вагона) льняного семени, 1.500.000 пудов (24.000 тонн, или 600 вагонов по 40 тонн) льна и кудели. Лесных материалов на 3,5 миллиона рублей, железа и чугуна на 600 тысяч рублей, химической продукции на 1,5 миллиона рублей, железных и чугунных изделий на 800 тысяч рублей. Овчинных и кожевенных товаров на 120 тысяч рублей.
  3. Фабрично-заводская промышленность края развита очень слабо. По данным за 1912 год, на 731 фабриках и заводах с 34.800 рабочими вырабатывается изделий на 41 миллион рублей всего, что объясняется отсутствием инициативы в создании заводов обрабатывающей промышленности, отсутствием техников, недавним проведением железной дороги, плохим состоянием шоссейных и грунтовых дорог. Наиболее крупными отраслями промышленности были: кожевенно-скорняжная, винокуренная, пивоваренная, железоделательная, чугунно-плавильная, спичечная и химическая. Наряду с крупной промышленностью, в губернии сильно развита мелкая кустарная промышленность. Кустарная промышленность по общей величине производства превосходит крупную промышленность.

Богатый Вятский край имеет все данные для развития и химической, и механической, и кустарной промышленности. В крае можно легко организовать заводы, перерабатывающие местное сырье в высокоценные изделия при условии приведения в надлежащий вид грунтовых и шоссейных дорог и проявления инициативы.

Вятский край имеет громадные лесные площади. Химическая обработка дерева, сухая перегонка его имеет здесь все данные для своего развития. Обилие всевозможных глин могло бы дать начало развитию керамического производства. Удовлетворительная культура картофеля может породить создание крахмальных и паточных заводов.

 

Вятская губерния с ее более чем трехмиллионным населением, из которого 96% ведут сельское хозяйство на громадной площади в 8 миллионов десятин, является страной, по преимуществу, земледельческой. По абсолютному производству хлебов в 140 миллионов пудов (2.240.000 тонн, или 37330 вагонов по 60 тонн) Вятская губерния стоит на одном из первых мест в России. Точно также по общему количеству скота до 2,5 миллиона голов Вятская губерния является одной из первых в ряде других губерний. Еще более богат Вятский край лесом. До 6 миллионов десятин, из общей земельной площади в 14 миллионов десятин, в ней покрыто лесом.

Однако производительность земель в губернии весьма низка. Урожай хлебов в губернии в среднем едва достигает 40 пудов (6,4 центнера) на десятину. По валовой доходности десятины земли в 25 рублей Вятская губерния еще недавно стояла на последнем месте среди губерний нечерноземной полосы России.

Ту же картину представляет и скотоводство. Скот под влиянием плохого кормления и ухода настолько измельчал, что к вятскому скоту вполне подходят названия «горемычек» и «тасканок», как их окрестила комиссия по исследованию скотоводства в России. Производительность скота настолько низка, что среди инородческого населения иногда коров вовсе не доят, и скот держится только как навозная машина.

Еще хуже ведется крестьянское лесное хозяйство. Леса в большинстве случаев обесценены неразумным использованием, и площади под лесом часто находятся только под зарослью кустарника.

При большом количестве продуктов, добываемых населением, их избытки в громадном большинстве случаев вывозятся из края в непереработанном виде. Между тем, те же продукты при их переработке внутри губернии могли бы доставить весьма большой денежный доход населению, в особенности в зимнее время, и дали бы возможность полученные остатки при переработке продуктов (отруби, жмыхи, остатки картофельного крахмала и прочее) утилизировать в корм скоту. Это, в свою очередь, могло бы сильно способствовать развитию таких важных отраслей скотоводства, как свиноводство и разведение высокопродуктивного молочного скота. Нужно стремиться к созданию такого идеала, чтобы все сырые продукты были перерабатываемы на месте в высокоценные изделия и полуфабрикаты. Пора нам взять за образец те заграничные кооперативные земледельческие общины (Дания, Моравия, например), которые часто имеют свои общественные маслобойни, сыроварни, пивоваренные и сахароваренные заводы для переработки своих сырых продуктов.

Таким образом, рассмотрение экономического положения Вятской губернии приводит нас к необходимости открытия здесь высшей политехнической школы со специальностями, на первых порах: агрономической, лесного дела и сельскохозяйственной технологии.

При рассмотрении в комиссии по организации в городе Вятке высшей школы профессором Петроградского технологического института Порай-Кошиц был изложен план учреждения научной, учебной и просветительской ассоциации.

Для целей изучения местного края могла бы служить, вместе с тем, губернская публичная библиотека, преобразованная, в настоящее время, в общегубернское книгохранилище и исторический архив с ее богатым книжным собранием в 110.000 томов и различных письменными памятниками и материалами для изучения местного края». (ГАКО, ф. Р-1152, оп. 1, д. 62, л. 1-7, 31, 37-38).

Прерванная связь

Просветители начала XX века видели развитие экономики региона, в первую очередь, ее аграрной и перерабатывающей составляющей, исключительно в связке с системным развитием прикладного сельскохозяйственного образования, поощрением активности предпринимателей и внедрением инноваций в сельское хозяйство. Этот подход представляется единственно верным – исторический опыт свидетельствует, что только неразрывная связь образования и предпринимательской деятельности может эффективно способствовать развитию аграрного сектора экономики.

Что же мы имеем сегодня?

На настоящий момент в Кирове работает более 20 университетов, институтов и академий. Но, к сожалению, все они работают разрозненно и не способствуют решению системной задачи подготовки квалифицированных кадров для проблемных отраслей области. Приходится констатировать, что связь ВУЗов с развитием экономики Кировской области абсолютно незаметна.

Пропали мечты наших просветителей послереволюционных лет. А это были очень умные люди, судя по их трудам, которые сохранились в библиотеке им. Герцена и архивах. И хотели они, чтобы Вятский край развивался…

Александр Рашковский

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий


Капитал страны
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Отметьте самые значимые события 2021 года:
close
check_box check_box_outline_blank Демонстратор будущего двигателя для многоразовой ракеты-носителя в Свердловской области
check_box check_box_outline_blank Демонстратор нового авиадвигателя ПД-35 в Пермском крае
check_box check_box_outline_blank Полет МС-21-300 с крылом, изготовленным из российских композитов в Иркутской области
check_box check_box_outline_blank Открытие крупнейшего в РФ Амурского газоперерабатывающего завода в Амурской области
check_box check_box_outline_blank Запуск первой за 20 лет термоядерной установки Токамак Т-15МД в Москве
check_box check_box_outline_blank Создание уникального морского роботизированного комплекса «СЕВРЮГА» в Астраханской области
check_box check_box_outline_blank Открытие завода первого российского бренда премиальных автомобилей Aurus в Татарстане
check_box check_box_outline_blank Старт разработки крупнейшего в Европе месторождения платиноидов «Федорова Тундра» в Мурманской области
check_box check_box_outline_blank Испытание «зеленого» танкера ледового класса ICE-1А «Владимир Виноградов» в Приморском крае
check_box check_box_outline_blank Печать на 3D-принтере первого в РФ жилого комплекса в Ярославской области
Показать ещеexpand_more