Путин в «Яндексе». Какой запрос привел президента в офис поисковика
Предвыборная кампания Владимира Путина идет полным ходом и не стоит в этом сомневаться, несмотря на его постоянные увиливания от ответа на вопрос о четвертом сроке. Его приезд в «Яндекс» на двадцатилетие компании, которое будет отмечаться 23 сентября, – этому очередное доказательство.
Визит к «оппозиции»
Организацией визита занималась Администрация президента и резоны кураторов внутренней политики очевидны: компания – национальный лидер в области интернета, занимается передовыми информационными технологиями и идеально вписывается в «цифровую экономику», которой «заболел» президент.
Она предоставляет работу семи тысячам высококлассных специалистов, чей средний возраст с электоральной точки зрения особо привлекателен для имиджевой победы основного кандидата – 30 лет. Примерно в этом возрасте президент ищет «фаворитов» среди чиновников и видит в состоявшихся специалистах успешную ролевую модель для подростков, протестовавших на улицах с кроссовками Медведева.
Однако у президента и продвинутых профессионалов есть непреодолимые стилистические расхождения. Охрана власти порой бывает более значительной, чем сама власть, и подготовка официальной части Федеральной службой охраны лишь подчеркнула подспудный конфликт между свободолюбивыми программистами и режимом, обеспокоенным в первую очередь собственной безопасностью. За полчаса до приезда Путина сотрудникам запретили вставать с мест, даже если они хотели посетить уборную.
Некоторым сотрудникам разрешили поработать в этот день из дома. Другие с удивлением для себя узнали, что они занесены ФСО в «черные списки» и не смогут попасть на рабочее место по обычным пропускам. Однако оппозиционность специалистов ведущей информационно-технологической компании имеет под собой не только идеологические аспекты. Она уходит корнями в 2014 год, когда в первой трети текущего президентского срока Путин на форуме Общероссийского национального фронта решил обсудить интернет.
Тогда президент изложил массу неточных и попросту неверных фактов о «Яндексе». Он утверждал, что российский поисковик находится под западным влиянием и под диктатом западных инвесторов определяет состав совета директоров. Праздная речь президента в моменте стоила акционерам компании 20% ее стоимости. Поскольку многие сотрудники «Яндекса» являются ее же миноритарными акционерами, понятно, почему в ней никто не спешил горячо приветствовать президента.
После словесных интервенций Кремль вплотную занялся новостями на главной странице «Яндекса». На том же форуме ОНФ подборку назвали «агрессией» по отношению к России. Год был сложным: страна втянулась в революцию на Украине, присоединила Крым, попала под секторальные санкции и оказалась в изоляции. Сегодня архитекторам предвыборной кампании Путина список главных новостей еще важнее: аудитория «Яндекса» сопоставима с крупнейшими телеканалами и продолжает расти. Телевидение медленно умирает, но и интернет уже под контролем – «нежелательные» новости на главной странице крупнейшего поисковика больше не появляются.
Еще одна причина для враждебности внутри компании по отношению к власти – настойчивые попытки Кремля завладеть активом, как это было сделано с социальной сетью «ВКонтакте». В 2009 году «Яндекс» хотел купить богатейший человек России, миллиардер Алишер Усманов. Отбиться получилось благодаря вмешательству Германа Грефа, который в качестве компромисса предложил передать «золотую акцию» компании «Сбербанку». Это позволило сохранить принципы управления компанией. Однако постепенно, шаг за шагом, «Яндекс» шел к сотрудничеству с властью, подключив к борьбе с Google Федеральную антимонопольную службу. Поэтому к 20-летию визит Путина стал вполне оправданным.
«Алиса» и госкапиталисты
В свою очередь Путин посмотрел на информационные технологии с другой стороны. Последние истории с хакерами убедили его, что они могут быть новым типом войск и вести гибридные войны против недружественных государств. Если, по словам Путина, интернет был спецпроектом ЦРУ, то теперь он, вероятно, желает сделать его специальным инструментом ФСБ. И в «цифровой экономике», которой он заболел, тоже выделяются акценты на контроле и безопасности.
Известно, что Путин интересуется созданием искусственного интеллекта, поскольку считает, что его обладатель станет «властелином мира». Он заявлял об этом на форуме «Проектория» в начале сентября, а у основателя «Яндекса» Аркадия Воложа поинтересовался, когда искусственный интеллект «съест» человеческий. Пока же он готов его защищать. «Тебя тут не обижают?» – спросил он у голосового помощника поисковика «Алисы». Однако, по его мнению, помощник уклонилась от прямого ответа.
Между тем, третий, милитаристский по содержанию, срок Путина символически заканчивается установкой Российским военно-историческим обществом памятника оружейнику Калашникову, несущему в руках «культурный бренд» России – автомат (интересно, что на монументе есть изображение немецкой штурмовой винтовки StG 44, которая, как полагают историки, стала прототипом АК-47).
Четвертый срок, по идее, открывается посещением офиса «Яндекса» – жирный намек на технологическое развитие России. Но встреча оказалась короткой, после того как президент покинул здание, его эвакуировали из-за ложной пожарной тревоги (по другим сведениям, поступило сообщение о минировании), в чем некоторые увидели намек на будущую судьбу частных и независимых технологических компаний. Впрочем, независимость и сегодня условна: обыкновенным для себя образом, точно общается с госкомпанией, президент рекомендовал «Яндексу» открыть офис на Дальнем Востоке. «Понимаем, замечание принято», – покорно отвечал гендиректор Александр Шульгин.
Оставив позади технологическое развитие, Путин поспешил в привычный круг – причем буквально: в помпезных декорациях кремлевского зала он встретился с ключевыми госкапиталистами, «слонами» российской экономики прошлого уклада.
Они также привычно попытались под предлогом санкций и давления Запада продвинуть идеи смягчения законодательства в отношении офшоров, легализацию криптовалют, снижение налогов. Другими словами, лоббировали «тысячу и один» способ вывода денег из страны под видом «драйвером роста». Снова говорили о развитии бизнеса в непростых условиях, хотели получить гарантии. И получили их не в первый раз. Не в первый раз и разочаруются. Технология такая.
Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции.
Написать комментарий