Провалились ли переговоры Путина и Порошенко в Минске?
Вчера в Минске, столице Белоруссии, прошла встреча президентов России и Украины Владимира Путина и Петра Порошенко в формате Таможенный союз – Украина – ЕС. Сторонам не удалось сблизить позиции по самым важным вопросам. Считать ли это провалом?
Встреча лидеров стран Таможенного союза с президентом Украины Петром Порошенко и представителями Евросоюза в Минске состоялась во многом благодаря главе Белоруссии Александру Лукашенко. «Последний диктатор Европы», по собственному признанию, решил выступить миротворцем. В роли свадебного генерала он не упустил возможности сообщить об этом собравшимся политикам: президенту Казахстана Нурсултану Назарбаеву, который согласился участвовать в восстановлении востока Украины и осудил экономические санкции, британской баронессе Кэтрин Эштон, уходящей в скором времени с поста главы внешнеполитического ведомства ЕС, главным виновникам мероприятия Владимиру Путину и Петру Порошенко, а также нескольким высокопоставленным европейским бюрократам. Согласно версии белорусского президента, на инаугурации Порошенко он пообещал своему украинскому коллеге организовать переговоры на уровне ТС перед тем, как экономическое объединение ограничит товарооборот с Украиной в связи с ее вхождением в торговую ассоциацию с ЕС.
Ассоциация по-прежнему без Союза
Прошло больше двух месяцев, заявленные Россией меры по ограничению украинского экспорта все еще воспринимаются как угроза и давление на Киев, а долгожданная встреча – главным образом Путина и Порошенко – наконец-то состоялась в формате не «на ногах», как в Нормандии, где президенты поговорили 15 минут, а «за столом». Однако даже без применения каких-либо ограничений в 2014 году товарооборот между Украиной и ТС упал на 30%, констатировал Порошенко, придерживаясь экономической темы саммита. При этом он не упомянул среди причин военную операцию на востоке Украины и то, что четверть экспорта промышленных товаров и услуг приходится на Донецкую и Луганскую области, где в самом разгаре боевые действия. Также вряд ли было бы конструктивно повторять тезис премьер-министра Арсения Яценюка, что из-за действий России страна потеряла 15% урожая. Целью Порошенко все-таки было установление диалога и предложение своего мирного плана, который всем сохранит лицо. Сложившаяся ситуация для Украины невыгодна так же, как и для России, Белоруссии и Казахстана, заявил Порошенко. С этим Владимир Путин не мог не согласиться – страны ТС для Украины ключевые внешнеторговые партнеры, на которые приходится около 30% экспорта страны, причем большая часть на Россию. «Евразийская тройка», по словам Путина, хотела бы увеличить взаимодействие с Украиной и ускорить рост товарооборота, но вопрос открытый – можно ли будет это сделать при торговой ассоциации Украины и ЕС. Впрочем, ответ подразумевался – нет.
Порошенко подыграл российскому президенту. Путин явно хотел через год после первой новости о возможной интеграции Украины и ЕС и последовавших за ней евромайдана, правительственного переворота, присоединения Крыма и войны в Донбассе, напомнить украинскому правительству свои экономические аргументы. Как и год назад, по мнению российского президента, еще большим ущербом, чем сокращение торгового оборота с Украиной, для отечественной экономики обернется признание ассоциации Украины с ЕС и сохранение преференций для нее в рамках зоны свободной торговли СНГ. Путин выступает за протекционистские меры, если Украина связывает свою экономическую судьбу с Европой. Говоря об этом, он говорил за Лукашенко и Назарбаева, которые неоднократно давали понять, что они не сторонники резкого подхода. Россия потеряет от обнуления украинских пошлин на европейские товары до 100 млрд руб., заявил Владимир Путин, ссылаясь на «самые скромные подсчеты». По его словам, под удар будут поставлены целые секторы российской промышленности и АПК. Сама же Украина потратит на переориентирование миллиарды долларов.
Опасения российского руководства, прежде всего, вызывает принятие Украиной европейских технических регламентов, которые ограничат поставки российских промышленных товаров на рынок страны и продуктов сельского хозяйства на российский рынок, а также вытеснение в Россию неконкурентной по сравнению с европейскими товарами украинской продукции и реэкспорт европейских продуктов на общий рынок ТС. Тогда потери будут и у Казахстана с Белоруссией. По сути, позиция российского президента по вопросу торговой ассоциации Украины с ЕС не изменилась, даже подсчеты во многом были использованы прежние. Все это отдавало дежавю с поправкой на бедственное положение востока Украины и разрушающуюся экономику страны.
Новым было предложение Порошенко. Он призвал лидеров ТС вместо стратегии заниматься тактикой, более простым способом принятия сложных решений, который практикуется в украинском правительстве: говорить не о потенциальных угрозах, а оценивать последствия и только после решать вопросы о компенсациях и защите рынков. Для этого у Украины есть поддержка Международного валютного фонда, миссия которого на 17 млрд долларов может провалиться, если Украина в ближайшие месяцы не прекратит военный конфликт на востоке и не восстановит экономические связи с Россией и ТС. Но Владимир Путин закрыл тему для обсуждения, указав на то, что, несмотря на тесное сотрудничество, даже страны ТС не могут гарантировать эффективное пресечение реэкспорта запрещенных продуктов. В доказательство российский президент прямо за столом передал белорусской стороне сертификат, подтверждающий, что через страну в Россию незаконно ввозятся польские продукты. «К сожалению», – добавил он.
Таким образом, переговоры по части торговой ассоциации и взаимодействию с ТС нисколько не продвинулись, оставшись в прежнем тупике. Попытка Порошенко увязать встречу с решением судьбы мира и Европы никак не способствовала уступчивости России: экономические потери от украинского кризиса уже налицо и только увеличатся со временем. Но и сама Украина, экономика которой, по разным оценкам, сократится в этом году от оптимистичных 6,5% до пессимистичных 8% ВВП, кроме смущающих лозунгов ничего не предложила. Путин понадеялся «найти хоть какие-то решения» на министерском уровне в формате Россия – Украина – ЕС 12 сентября. Однако если договориться не удастся, Россия примет меры по защите своей экономики. Президент России попросил уважать такое право Москвы, как страна уважает выбор и право на самоопределение Украины и других государств. Хотя намерение России переформатировать экономические отношения с Украиной при углублении ее интеграции в европейское торгово-экономическое пространство Брюссель и Киев прежде воспринимали как ультиматум. Уважать ультиматум было бы странно. Украина и ЕС хотят схему, при которой не было бы выбора, а гармонично сочетались как старые связи, так и новые.
Закрыть границу на замок не получится
Тем не менее, если Путин довольно подробно остановился на проблематике торгово-экономического сотрудничества, то, судя по официальному сайту Порошенко, для украинского лидера было важно достигнуть политического решения проблемы открытости украинско-российской границы, через которую на восток страны прибывают наемники, боеприпасы и военная техника. Последним подтверждением отсутствия границы как таковой и возможного теневого участия в конфликте России стало задержание российских десантников на Украине. По официальной версии, они патрулировали границу и случайно оказались на украинской территории. До этого на российскую территорию попадали сотни украинских военных на бронетехнике, парировал Путин, высказав надежду, что и в этот раз никаких проблем не возникнет. Однако ничего о закрытии границы он не сказал, то есть не стал давать пустых обещаний в виду ее протяженности и необходимости больших затрат на оборудование. Но пограничные службы и начальники генштабов России и Украины все же проведут консультации и, возможно, найдут временное решение, как материализовать прозрачность и условность общих границ. Тогда, как считает Киев, боевой огонь в регионе прекратится.
Российский президент в очередной раз призвал к мирному урегулированию конфликта через диалог Киева с другими сторонами конфликта – Донецком и Луганском, а не Россией, которая таковой стороной не является. Поэтому предметно об условиях прекращения огня Путин с Порошенко не говорил. «Это не наше дело, это дело самой Украины», – подчеркнул российский президент, которого больше беспокоила гуманитарная помощь востоку Украины. Но стоит обратить внимание на следующие слова президента: «Мы, Россия, не можем говорить о каких-то условиях, возможных договоренностях между Киевом, Донецком и Луганском. Мы можем только способствовать тому, чтобы создать обстановку доверия в ходе этого возможного и крайне необходимого, на мой взгляд, переговорного процесса». Примечательно, что именно в «создании условий», при которых военный конфликт со стороны сепаратистов возможен, Запад обвиняет Россию с начала кризиса. В своем комментарии Путин, по сути, признал политическое влияние Москвы на ополчение, а мирное урегулирование, по всей видимости, произойдет, если Киев согласится на переговоры с ДНР и ЛНР. В западной прессе пишут о существовании сценария, при котором Порошенко делегирует часть полномочий от центра мятежным областям. Остается вопрос: будут ли на этом настаивать европейские союзники, и договорится ли об этом с украинским президентом канцлер ФРГ Ангела Меркель.
Скидки на газ еще раз отменяются
Еще один тупик обнаружился в переговорах по газу. Пожалуй, единственной теме, в обсуждении которой мог бы быть прогресс. Путин объяснил необходимость двухсторонней встречи с Порошенко в рамках саммита не обсуждением ассоциации Украины с ЕС или кризисом на востоке страны, а потребностью урегулировать газовый спор. По словам российского президента, ситуация, когда «Газпром» оплачивает «Нафтогазу» транзит топлива в Европу, а затем получает деньги обратно, ставит под вопрос надежность поставок европейским потребителям. С 16 июня Россия перевела Украину, накопившую с ноября 2013 года около 4,5 млрд долларов долга, на предоплату. Киев обратился в Арбитражный суд Стокгольма и фактически лишил «Газпром», подавший встречный иск, возможности предоставить скидку, заявил Путин.
Также присутствовавший вчера в Минске еврокомиссар по энергетике Гюнтер Эттингер сказал, что взаимные иски «Газпрома» и «Нафтогаза» будут рассматриваться 12-15 месяцев, а промежуточное решение нужно на ближайшую зиму. Очередной раунд консультаций может состояться 6 сентября, но, как понятно по высказыванию Путина, уступать на них Россия тоже не намерена, а скидку давать не уполномочена. Озабоченность ЕС и Украины в этом вопросе гораздо выше, что дает России преимущество – приближение зимы дело времени, которое работает на российские интересы и укрепляет переговорные позиции. Так, например, предложенный Киевом перенос пунктов сдачи газа европейским потребителям на российско-украинскую границу даже не обсуждается, отметил министр энергетики РФ Александр Новак.
В сухом остатке переговоров, которые, по словам Порошенко, проходили «сложно и тяжело», осталось следующее. Встреча, организованная Лукашенко, от которой, по крайней мере в Европе, ждали определения путей деэскалации конфликта, еще раз показала принципиальную невозможность диалога между Россией и Украиной с занятых ими позиций. Москва не считает, что «создает условия» или участвует в военных действиях на востоке Украины, поддерживает идею федерализации страны, требует гарантий для русскоязычного населения, по-прежнему стоит на своем в отношении экономических последствий для российской экономики от ассоциации Украины с ЕС, выступает против присоединения государства к каким-либо блокам и не намеревается соглашаться на условия Киева по газу.
Украинское правительство, в свою очередь, не желает в преддверии парламентских выборов в октябре уступать «близкую победу» на востоке, на которую настроена большая часть общества, давать сепаратистам передышку для укрепления и признавать ополченцев ДНР и ЛНР властью, с которой можно договариваться о перемирии и других вопросах. Но затяжной конфликт тянет вниз экономику, к тому же, близок отопительный сезон, который обострит газовую проблему. Обнадежившее многих рукопожатие Путина и Порошенко перед переговорами оказалось чисто символическим, на компромиссы никто идти пока не хочет, и может себе это позволить в политическом и экономическом плане. Но то, что компромисс не был найден на первой встрече, не говорит о том, что он вовсе не может быть достигнут со временем. За первым рукопожатием могут последовать второе и третье.
Написать комментарий
Новороссии нужна независимость. Если останутся с Киевом, то ничего хорошего не будет. Новороссия не поддавайся на провокации.
Мне кажется, что Путин и Порошенко, придут к какому-то обоюдному решению, на осенне-зимний период, но с весной, война возобновится, и только от России зависит, какой она будет. В.В. делает, все честно, Порошенко- постоянно врет, вывод напрашивается сам собой, на нашей стороне правда, а это значит победа будет за нами, но какой ценой. Радует, что может влияние Запада ослабеет, вместе с введенными санкциями, на нашу молодежь, молодые люди начали понимать, что Россия-это сила, они могут гордиться своей страной, но полной изоляции не хочется, это как не крути, приостановка в развитии .....