Промышленное производство: «локомотив роста» или «магия цифр» правительства?
В начале июля глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев доложил Владимиру Путину о наметившемся росте промышленного производства и заявил, что промышленность становится «главным локомотивом роста». Как соотносится оптимизм министра с реальным положением дел в экономике?
«Все хорошо...»
Как сообщил Владимиру Путину министр экономического развития в начале июля, промышленное производство в России в первом квартале 2014 года выросло на 1,1%, во втором – на 2,5%, а в целом за полгода – на 1,8%. Добавляет оптимизма и то, что рост в обрабатывающей промышленности (в первом квартале – на 2,4%, во втором – на 4,1%, а в целом за полгода – на 3,3%) больше, чем в добывающей.
Такую положительную динамику министр объясняет сразу несколькими причинами. Во-первых, из-за снижения курса рубля уменьшились издержки российских производителей, причем настолько, что наши производители даже «выигрывают конкуренцию и за экспортные рынки». «У нас улучшился экспорт по металлам, по удобрениям, по продуктам химии и нефтехимии и внутри импорт меньше, импортозамещение пошло», – рассказал Алексей Улюкаев.
Во-вторых, регулирование тарифов позволило не только уменьшить издержки производителей, но и сделать инфляцию «более управляемой». Напомним, по решению правительства, в 2014 году тарифы естественных монополий не индексируются. «В январе 2014 года не происходит индексация тарифа на железнодорожные перевозки, она произойдет в январе 2015 года. В июле 2014 года не происходит индексация по газоснабжению и по электроэнергии. Эти тарифы будут проиндексированы с июля 2015 года», – пояснил Алексей Улюкаев. Интересно, что поначалу тарифы предполагалось заморозить и для промышленности, и для населения, но потом решили пощадить только промышленность.
Глава Минэкономразвития выразил надежду на грядущее улучшение экономической ситуации и снижение инфляции. По его мнению, уже сегодня улучшился торговый баланс и текущий счет платежного баланса, а рубль крепче, чем прогнозировалось.
Магия цифр
Однако многие эксперты оценивают ситуацию в российской экономике совсем не так оптимистично. С начала года самый большой рост промпроизводства был отмечен в мае – на 2,8%. Но если устранить сезонный фактор, то этот рост, по расчетам Росстата, составил лишь 0,1% – это минимальный результат за первые пять месяцев 2014 года, не считая января, когда вообще было зафиксировано падение производства. «Рекордные» 2,8% были достигнуты при сопоставлении со спадом производства, зафиксированным в мае 2013 года. Стоит учесть и то, что в нынешнем мае было на один рабочий день больше, чем в прошлогоднем.
Что же касается преобладающего роста обрабатывающей промышленности, то здесь к уже упомянутым факторам стоит добавить и то, что в этой сфере представлены предприятия с длинным циклом. В частности, в энергомашиностроении выпуск турбин в мае вырос на 27,8% против спада в предыдущие четыре месяца (за январь-май спад сократился с 50 до 30%). Одним из предприятий, значимо повысивших майские показатели отрасли, стал, например, концерн «Силовые машины», который в мае завершил отгрузку газомазутного оборудования для котельной в Ленинградской области, поставил турбогенератор для завода в Башкирии и оборудование для болгарской АЭС.
Хотя индекс интенсивности промышленного производства в России, по данным НИУ ВШЭ, с февраля по май увеличивался, но в мае, по сравнению с апрелем 2014 года, отмечено снижение интенсивности промышленного производства для 16 видов экономической деятельности. Свыше 70% валового сокращения интенсивности пришлось на химическое производство (без производства фармацевтической продукции).
Спад вместо подъема
Рост промпроизводства в первом квартале на 1,1%, о котором отрапортовал глава Минэкономразвития, был отмечен на фоне спада на 1,2% в аналогичном периоде 2013 года, то есть это так называемый восстановительный рост. Фактически «ни о каком преодолении кризисных тенденций в промышленности говорить пока не приходится – имеют место колебания в районе нулевой отметки и, что хуже всего, игра с отрицательным результатом при одновременном усугублении структурно-технологической деградации народного хозяйства», – считает экономист Владислав Жуковский.
По итогам первого квартала 2014 года небольшой рост выпуска продукции – в 0,8% – был отмечен лишь в добывающей промышленности, наиболее рентабельной и при этом низкопередельной, которая во многом продолжает использовать советский задел. Результат выглядит еще менее впечатляющим, если учесть, что он рассчитан на фоне спада в 0,3% в аналогичном периоде прошлого года.
Опережающим индикатором производственной и инвестиционной активности в индустриальном комплексе является спрос на продукцию естественных монополий. Здесь Росстат фиксирует спад, сопоставимый с показателями начала 2009 года. Производство и распределение электроэнергии, газа, воды и тепла в первом квартале 2014 года снизилось на 3,7% – и это по сравнению с уменьшением на 2,8% в январе-марте 2013 года. Таким образом, с учетом сложных процентов обвал в системе естественных монополий составил более 6,4%. Очевидно, что падение спроса произошло отнюдь не благодаря внезапному уменьшению ресурсоемкости российской промышленности – просто уменьшилось производство.
При этом наиболее глубокий спад наблюдается как раз в обрабатывающих производствах, хотя данные Росстата вроде бы успокаивают (в первом квартале рост на 2,4%, по сравнению со спадом в 1,4% годом раньше). «Статистика по секторам свидетельствует о беспрецедентном с 2009 года обвале в несырьевой обрабатывающей промышленности и наукоемких производствах высоких переделов. В первом квартале 2014 года в машиностроении и станкостроении отмечен спад выпуска на 13,5% в годовом выражении, а в производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования спад достигает 8,3%. Производство газовых турбин упало на 49%, шариковых и роликовых подшипников – на 25,9%, элеваторов и конвейеров – на 33%, генераторов – на 32,3%, тракторов для с/х – на 6,9%, дисковых борон – на 7,4%, культиваторов для обработки почв – на 43,8%, сеялок – на 17,8%, машин доя внесения удобрений – на 76,5%, металлорежущих станков – на 13,7%, кузнечно-прессовых машин – на 27%, сталеплавильного оборудования и литейных машин – на 24,7%, буровых установок – на 34%, гусеничных тракторов – на 58,4%, а выпуск прокатного оборудования и вовсе коллапсировал на 87,3% на фоне кризисного и преддефолтного состояния отечественной металлургии, перегруженной долгами, неэффективным менеджментом, изношенными мощностями и устаревшими технологиями,– отмечает Вячеслав Жуковский. – Критическая ситуация складывается в электронной промышленности. Производство электродвигателей упало на 15,1%, электрических трансформаторов – на 36,4%, электрических конденсаторов – на 31,5%, плат – на 18%, обмоточных проводов – на 19,8%, вакуумных электронных приборов – на 9,9%. Еще больше опасений вызывает спад в транспортном машиностроении. Производство легковых автомобилей упало на 3,9%, пассажирских вагонов – на 5,1%, грузовых автомобилей – на 25,7%, автобусов – на 28,9%, а выпуск троллейбусов продемонстрировал глубочайший с 2009 года обвал на 56,4%».
Откуда взяться подъему?
Тенденцию роста промпроизводства, отмеченную с начала второго квартала 2014 года, не стоит переоценивать, полагают эксперты Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП). По всей вероятности, это не новая волна роста, а временный конъюнктурный разогрев. Никаких кардинальных изменений ни в тарифной, ни в налоговой, ни в банковской системе не произошло. Проблемы, которые привели к спаду производства, остаются нерешенными: стагнация или замедление роста производительности труда, недоинвестирование, снижение рентабельности и резкое – вдвое в 2013 году – падение платежеспособности, усугубившееся в 2014 году удорожанием банковского кредита. Тарифы на услуги естественных монополий, несмотря на принудительную «заморозку», по-прежнему удушают российскую промышленность, а цены на энергоносители гораздо выше, чем в европейских странах и США. Электричество в России (по ценам 2012 года, до повышения в 2013-м) дороже, чем в США в 2,5 раза, по сравнению с Германией – на 41%, со средней ценой в ЕС (27 государств) – на 25%. Только в новых странах ЕС, а также в Италии и Турции электричество пока еще дороже, чем в России. Продолжают добивать отечественную промышленность и последствия вступления в ВТО на кабальных условиях.
В феврале делегация РАН представила правительству доклад о возможных методах стимулирования экономического роста. В мае Владимир Путин поручил правительству предпринять ряд мер, которые должны способствовать росту экономики:
– системообразующие организации российской экономики и их дочерние организации в обязательном порядке должны быть переведены в юрисдикцию России;
– чтобы займы стали более доступны для приоритетных проектов, будет сформирован фонд развития промышленности;
– чтобы стимулировать предприятия к обновлению основных фондов, планируется внести изменения в законодательство о налогах и сборах, так что уровень налогообложения для организаций, имеющих оборудование с истекшим сроком полезного использования, будет повышен;
– помимо этого будут внесены изменения в это же законодательство, которые позволят субъектам Федерации предоставлять налоговые льготы вновь создаваемым предприятиям промышленности в пределах общего объема осуществляемых ими капитальных затрат;
– планируется упростить процедуру отбора инвестпроектов и порядка предоставления госгарантий при их реализации и существенно сократить срок принятия решений по таким вопросам;
– правительство и Центробанк должны разработать механизм проектного финансирования исходя из конечной процентной ставки для заемщика не выше уровня инфляции плюс один процент;
– до 1 октября должно быть принято решение о порядке увеличения капитализации системно значимых российских кредитных организаций, в том числе путем конвертации субординированных кредитов в привилегированные акции, а до 1 ноября – приняты нормативные правовые акты, направленные на расширение применения компаниями и коммерческими банками механизма проектного финансирования;
– предполагается также минимум в два раза увеличить объемы строительства и реконструкции автомобильных дорог в стране.
Далее читайте:
Чем чреват разрыв военно-технического сотрудничества России и Украины?
Рост тарифов естественных монополий и национальная безопасность
Написать комментарий