Проедаем будущие триллионы сегодня или почему Америка никак не вползет в кризис 5
Ложку дегтя в бочку меда официальных победных реляций по поводу успешного завершения 2023 года внесла тревожная информация об очередном рекорде государственного долга США.
Министерство финансов 29 декабря 2023 года сообщило, что «общий непогашенный государственный долг» вырос до $34,001 триллиона. Эта цифра, также известная как государственный долг, представляет собой общую сумму непогашенных займов федерального правительства США, накопленных за всю историю страны.
Эта очередная «вершина» государственных финансов была покорена всего через три месяца после того, как государственный долг США превысил 33 триллиона долларов. А начинался 2023 год с отметки 31, 4 трлн. долл. Таким образом, весь 2023 год обошелся американскому обществу в дополнительные 2,6 трлн. долл. Онлайн счетчик государственного долга США на момент написания данной статьи утром 31.01.2024 показывает величину 34 150 406 миллионов долларов, причем увеличение долга на 1 млн. долл. с 405 до 406 млн. заняло менее 1 минуты. По оценкам специалистов при таких темпах «полуюбилейная» вершина 35 трлн. долл. будет достигнута уже в марте 2024 года.
А ведь совсем недавно, в 2017 году госдолг США только переваливал за 20 трлн. За четыре года президентства Д.Трампа (январь 2017 – январь 2021) государственный долг увеличился примерно на $7 трлн. Причем во время избирательной кампании 2016 года Трамп заявлял, что решит проблему огромного национального долга страны за два президентских срока, или "за восемь лет". Он выражал уверенность в том, что после его реформ и пересмотра торговых договоров наступит экономический рост, который позволит Соединенным Штатам оплатить долг наличными средствами.
Трамп явно ускорился в соревновании по наращиванию госдолга, получив «эстафетную палочку» от Б.Обамы, который за восемь лет своего президентства нарастил его более чем на $9 трлн и почти достиг отметки в $20 трлн.
Но воистину самым гениальным спринтером оказался с виду тихоходный «старина Байден». «Лучший друг рабочих» и самый «профсоюзный Президент» за всю историю Америки сумел добавить к госдолгу еще 7 трлн. долл. за 3 неполных года (январь 2021 – декабрь 2023), т.е. «обогнал» своего предшественника Трампа на целый год!
Казалось бы, тема растущего госдолга США настолько долго «полощется» на страницах печати, настолько часто обсуждается всяческими «экспертами», что никаких тайн и скрытых подтекстов не может содержать. Да, все знают, что долг - это плохо и лучше бы без него. Да, хорошо бы, чтобы он снижался. Для этого нужно каждый год утверждать государственный бюджет с профицитом, а не дефицитом. Также хорошо известно, что уже классическая концепция циклического балансирования бюджета допускает, что во время кризиса и депрессии нужно идти на бюджетный дефицит, чтобы стимулировать экономику, тогда во время экономического роста можно будет пожинать плоды стимулирующей бюджетной политики в прошлом и получать бюджетные профициты от разогревшейся экономики. Но именно поэтому у официозных экономистов вызывает беспокойство то, что государственный долг увеличился в 2023 году, т.е. в то время, когда экономика была относительно сильна (рост на 2,5%), а безработица низкая (3,9%), что считается подходящим временем для обуздания федерального дефицита. «Мы добавляем к нашему долгу 2 триллиона долларов каждый год, в то время как безработица близка к рекордно низкому уровню», — сказал Марк Голдвейн, старший вице-президент Комитета по ответственному федеральному бюджету, вашингтонского аналитического центра. «Если мы так сильно увеличиваем долг в хорошие времена, в плохие времена ситуация может стать действительно ужасной, и мы не можем вечно наращивать наш долг быстрее, чем растет наша экономика».
Отсюда вытекает простой вывод в отношении предмета расследования, которому мы посвящаем уже пятую статью. Экономическое чудо Америки 2023 года или пресловутая «мягкая посадка» американской экономики после нескольких лет неопределенного барахтанья на грани рецессии, не является таковым в истинном смысле слова. США достигли пресловутого экономического роста не без помощи допинга ускоряющегося роста государственного долга. Более того, если «очистить» скромный процентный прирост ВВП от куда как нескромного прироста госдолга, то результат для американской экономики окажется весьма печальным.
Разумеется, растущий госдолг является предметом незатихающей свары между республиканцами и демократами в Конгрессе. Республиканцы говорят, что новые государственные программы, инициированные демократическим президентом Байденом слишком дороги, а демократы утверждают, что поддержанное Республиканской партией трамповское снижение налогов в 2017 году привело к сокращению доходов госбюджета. Правда, общая вина «слонов» и «ослов» за ускорение роста госдолга – это дорогостоящие федеральные пакеты помощи в борьбе с Covid-19, принятые при администрациях и Трампа и Байдена.
Просвещенный читатель, конечно, знает, что при рассмотрении проблемы госдолга надо оперировать не абсолютными, а относительными цифрами, т.е. сопоставлять госдолг с другими макроэкономическими параметрами. Так и вижу этакого грамотного «прожженного» экономиста в очках и с сигаретой, который с пренебрежительной ухмылкой процеживает сквозь зубы сентенции о безграмотных горе-экономистах алармистского толка, которые начинают неоправданно визжать по поводу очередных нулей американского госдолга. Встанем на сторону такого «трезвомыслящего профессионала» и проведем более подробный анализ проблемы госдолга Америки.
Любой «профессионал» скажет, что важны не сами по себе цифры госдолга, а процентные расходы по его обслуживанию. В этом плане растущее бремя государственного долга в США стало причиной для беспокойства из-за недавнего быстрого роста процентных ставок ФРС, что сделало обслуживание намного дороже. Чистые процентные расходы федерального бюджета выросли на 39% в 2023 финансовом году, который закончился 30 сентября, по сравнению с предыдущим годом. И это почти вдвое больше, чем в 2020 финансовом году. По данным Фонда Питера Петерсона, американской двухпартийной группы, выступающей за финансовую ответственность, правительство США тратит 2 миллиарда долларов в день только на выплаты процентов по долгам.
Но у «антиалармистов» есть свои контраргументы. Да, в 2023 финансовом году правительство потратило 882,6 миллиарда долларов на обслуживание долга. Но, хотя эта сумма увеличилась вдвое с 2016 года, она составила управляемые 3,4% от ВВП, что меньше уровня 4,3% конца 1990-х годов, когда правительство имело даже профицит бюджета, а не дефицит, как сейчас.
Заядлый поклонник либеральной байденомики нобелевский лауреат Пол Кругман, который всегда с упоением критикует планы республиканцев по сокращению бюджетного дефицита, и противостоит их намерениям сократить налоги, также не видит большой проблемы в обслуживании госдолга. Он приводит следующий рисунок, на котором процентные платежи составляют далеко не первую статью расходов бюджета. (Рисунок 2).
Расходы по обслуживанию госдолга составляют наименьшую долю (10%) среди всех крупных статей, значительно уступаю как оборонным расходам (13%), так и расходам на соцстрахование и здравоохранение (в сумме 45%). При этом как истинный либерал гуманистического толка Кругман сетует на то, что по относительной доле социальных расходов США почти вдвое уступают Франции (45%), по причине того, что общая налоговая нагрузка на экономику в США также почти вдвое уступает французской. Во Франции налоги составляют 45% от ВВП, тогда как в США 25%. (Что-то мне не хочется упоминать аналогичный показатель в России!).
Следующая линия обороны растущего американского госдолга лежит в области сопоставления его с накопленным богатством американских граждан, которые являются основным держателем обязательств Дяди Сэма. Клаудия Сэм, бывший экономист ФРС, основатель консалтинговой фирмы Sahm Consulting приводит следующий график (Рисунок 3), призванный убедить нас в том, что поскольку богатство американцев выросло гораздо более существенно, чем государственный долг, проблемы последнего не так страшны.
«Да, 34 триллиона долларов — это большая цифра, но 142 триллиона долларов — еще больше и гораздо важнее, поскольку она представляют собой общее богатство американцев — огромный ресурс, который помогает финансировать государственный долг и дефицит».
Данную цитату можно понимать несколько иначе: «Дорогие американцы, не стенайте по поводу роста госдолга, он растет для того, чтобы росло ваше богатство, поэтому, будьте готовы к дальнейшим покупкам государственных облигаций, чтобы вся эта система не рухнула и не похоронила ваши же сбережения». Отсюда, между прочим, следует нехитрый вывод о принципиальной угрозе дефляции и даже существенной дезинфляции для пирамиды госдолга. Дефляция сбивает оценку активов домохозяйств (например, кризис снижает стоимость дома и его владелец вдруг осознает, что может его продать не за 300 тыс., а, например, только за 100 тыс. долл.) и текущая стоимость их нефинансового богатства падает. На Рисунке 3 мы видим, как это иногда происходило в годы финансового кризиса 2008-09, в отдельные периоды 2019 и 2021 гг. Причем государственный долг все эти годы рос непрерывно! Длительная депрессия, способная вызвать затяжную дефляцию, сдует пузырь активов домохозяйств и «подушка безопасности» американского госдолга прекратит работать в то время как его обслуживание «потяжелевшими» долларами создаст обузу для всей национальной экономики. Поэтому, американская экономика не может позволить себе слишком низкие темпы инфляции на ближайшие годы, наоборот, для облегчения выплат по госдолгу инфляция не должна клевать носом. Чем «легче» будущий доллар, тем проще поддерживать несусветную пирамиду госдолга.
Кстати, о перспективах ближайшего и отдаленного будущего для американских госфинансов. Такая солидная организация как Бюджетное управление Конгресса США (CBO) в июне 2023 года опубликовала тридцатилетний прогноз изменения государственного долга и сопутствующих показателей госфинансов вплоть до 2053 года. К концу 2023 года федеральный долг составит 98 % ВВП. Затем он продолжит расти и в 2029 году он превысит свой исторический максимум 1946 года, достигнув 107 процентов ВВП, а к 2053 году поднимется до 181 процента ВВП (Рисунок 4). «Такой высокий и растущий долг замедлит экономический рост, увеличит процентные выплаты иностранным держателям американского долга и создаст значительные риски для фискальных и экономических перспектив; он также может привести к тому, что законодатели будут чувствовать себя более ограниченными в выборе политики».
Обслуживание госдолга также превращается в проблему. «В сочетании с ростом процентных ставок большой и устойчивый первичный дефицит (Первичный дефицит — это общий дефицит государственного бюджета, за вычетом процентных выплат по государственному долгу.) приведет к тому, что чистые процентные расходы значительно увеличатся по сравнению с объемом экономики: с 2,5 % ВВП в 2023 году до 6,7 % ВВП в 2053 году». В структуре бюджета процентные расходы по обслуживанию долга скакнут с нынешнего уровня 10% до 23 % в 2053 году. Это уже не шутки! Это означает, что почти четверть расходов американского федерального бюджета будет уходить на обслуживание прошлой сладкой жизни! А на текущую жизнь Америка сможет направить не 90, а 77% собранных налогов. Не будем углубляться в такие страшные дебри американского финансового тупика как объективное возрастание доли социально-медицинских расходов бюджета до 51% с нынешних 45% (старение населения, все дела…). Таким образом на оборону и все-все-все остальное в 2053 году Америка сможет направить только 26 % бюджета, а не 45 как сегодня! Авианосцы и 700 военных баз по всему миру при таком раскладе «не идут».
Кстати, СВО и не такая уж солидная организация, поскольку в аналогичном докладе в январе 2020 года она предсказывала достижение отметки долга в 34 трлн. долл. отнюдь не в 2023, а только в 2029 году! А если ее прогнозы до 2053 сейчас тоже выглядят оптимистично!?
Итак, бюджетно-долговые проблемы США настолько «инкапсулируют» парадные достижения экономики 2023 года, что сближают читателя, одолевшего данную статью, с циничным всезнайком, который и без всякого чтения готов выдать любой ответ на любой вопрос, включая такой странный как «почему же американская экономика никак не вползет в кризис».
Написать комментарий