Продовольственное эмбарго против Украины – последний ультиматум Киеву?
Пока в информационном поле отыгрывала тема уничтожения запрещенного к ввозу продовольствия, правительство по поручению Дмитрия Медведева готовило маленькую месть Украине и небольшим европейским странам.
Дело в том, что 29 июля два кандидата на вступление в ЕС (Албания и Черногория) и четыре страны Европейской ассоциации свободной торговли (Исландия, Лихтенштейн, Норвегия и отчасти Украина) поддержали санкции в отношении России. В Белом доме посчитали, что за все нужно платить, особенно за обязательства перед геополитическими соперниками и к 13 августа распространили продуктовое эмбарго на фактически заложников международной политики, которых поставили перед выбором «или – или».
Москва против небольших европейских государств
Сразу обращает на себя внимание то, что среди перечисленных стран наибольший объем торговли у России с Украиной. Албания, Лихтенштейн и Черногория – транзитные государства, которые до сих пор пользовались своим преимуществом, наращивая поставки фруктов и овощей на российский рынок. Больше всех отличилась Албания, которая после введения эмбарго увеличила импорт фруктов и орехов в 14 раз – до 4,6 млн долларов, а овощей в два раза – до 1,2 млн долларов.
Черногория усилий в этом направлении не предпринимала: весь импорт плодоовощной продукции в Россию не превысил 25 тыс. долларов, а поставки мяса из страны запрещены с осени 2014 года. Лихтенштейн и вовсе не был замечен среди поставщиков продовольствия в Россию за исключением кормов и кормовых добавок.
На Исландию, по данным Росстата, за пять месяцев 2015 года пришлось 15% поставок социально значимой рыбы – сельди, скумбрии и мойвы. Причем эта цифра может превышать 60% для европейской части России, писали «Ведомости». К такой расстановке сил привели российские санкции против Норвегии: они сделали Исландию и Фарерские острова основными поставщиками рыбы для страны. Учитывая это, в Минсельхозе поступили избирательно и не стали запрещать рыбную продукцию из Исландии.
В претендентах на попадание в новый черный список фигурировала и Грузия. Но в Москве пришли к выводу, что «меры, принятые руководством Грузии в отношении России, незначительны» – страна только осудила присоединение Крыма и Севастополя к России и наложила ограничения на ввоз продукции из этих регионов.
Поэтому основной целью расширения перечня стран, попадающих под российское эмбарго, остается Украина. В заявлении Медведева по этому поводу есть оговорка: ограничение для Украины вступит в силу с 1 января 2016 года, если Москве, Киеву и Брюсселю не удастся договориться о торговой ассоциации Украины и ЕС. «А никаких признаков (возможности договориться – ред.) я не вижу», – сказал Медведев, закончив свое выступление словами: «Вот такие решения».
Последнее предупреждение Киеву
Часть программы «Восточное партнерство», которую реализовывал Евросоюз, – торговая ассоциация стала символом европейского пути развития для Киева и привела к смене политического руководства страны. Москва всегда выражала опасения, что Украина превратится в перевалочный пункт для европейской продукции, предназначенной на самом деле для более привлекательного российского рынка. Поэтому отсроченное эмбарго выглядит одновременно и шантажом, и заранее озвученным наказанием для Киева. Но на деле оно может оказаться констатацией свершившегося факта.
Москва давно и успешно собственными силами подрывала торговые связи с Украиной. Тем самым издержки от ожидаемого запрета на ввоз украинского продовольствия уже сведены к минимуму. По факту российский рынок для большинства украинских сельхозпроизводителей давно закрыт.
Согласно данным Федеральной таможенной службы, в 2013 году Украина поставляла в Россию мяса и мясной продукции в денежном выражении на 162,2 млн долларов (60 835 тонн). В 2014 году показатель сократился до 70,7 млн долларов (24 965 тонн), что не удивительно: 3 февраля 2014 года Россельхознадзор приостановил сертификацию свиней и продукции из свинины из-за угрозы африканской чумы, а Национальная мясная ассоциация, вероятно, с лоббистским интересом сообщала, что в июле 2015 года на Украине было выявлено еще 12 случаев этого заболевания.
Стоило найти в украинском молоке антибиотики для животных, как объем поставок молочной продукции уменьшился с 383,5 млн долларов (73 539 тонн) в 2013 году до 121 млн (22 600 тонн) в 2014-м. Исключением не стали и овощи – их объем упал со 115 до 90 тонн. В картофеле, к примеру, обнаружили карантинное заболевание – золотистую нематоду. Лаконичные объяснения получили и другие запреты: на ввоз украинских конфет и алкоголя – претензии к качеству и несоответствие содержимого маркировке.
Таким образом, Россия окончательно сформулировала, каким будет главное последствие для Украины от применения экономической части торгового соглашения с ЕС – закрытый доступ на российский рынок с 2016 года. Но в Киеве вряд ли будут долго сожалеть об этом: с прошлого года Евросоюз в одностороннем порядке обнулил или снизил пошлины на украинскую сельхозпродукцию, а также на 95% промышленных товаров.
Договариваться с Москвой о механизмах контроля, которые снизят риски реэкспорта европейской продукции с территории Украины в Россию (что нужно в первую очередь самой Москве), после угроз Медведева для Киева может быть вообще не целесообразно. Поэтому не исключено, что эмбарго выступит в роли российского ноу-хау: вместо сложной системы контроля и сотрудничества – полный запрет.
Спасает то, что россияне уже заплатили за подобные решения правительства и немирный развод с Украиной. Треть от двузначной инфляции – вклад эмбарго и торговых войн. Как результат: сокращение ассортимента и ухудшением качества продуктов питания. Но это в экономическом плане, в политическом все гораздо хуже. Очевидно, что мстительность Москвы по отношению к небольшим странам и крупнейшему соседу лишь усилит их стремление к более дружественной европейской интеграции. По крайней мере, Россия дает им все основания быть на одной стороне с Евросоюзом: и в вопросе санкций против Москвы, и получая в ответ от нее контрсанкции.
Написать комментарий
Есть статейки, и есть реальная жизнь, которая для простых людей в Украине уже страшная, другими словами назвать нельзя. Цены на продукты уже выше чем в России, лекарство практически недоступно, про бензин вообще лучше не вспоминать. Работы нет, а если повезет то найдете зарплату 1200-2000гр ( 3600-6000 руб). Болеть нельзя! Если попали в больницу, это кирдык. Дадут два списка, один на хозтовары(лампочки, мыло, моющие средства, рулонные полотенца и т.д) и другой на препараты которые назначили. Дешевых практически нет, все импорт. Тут впору хвататься за сердце! Я ничего не преувеличиваю я просто там живу, иногда приезжаю в Россию и могу сравнить кое-что. И вот эти слова: "Но в Киеве вряд ли будут долго сожалеть об этом: с прошлого года Евросоюз в одностороннем порядке обнулил или снизил пошлины на украинскую сельхозпродукцию, а также на 95% промышленных товаров" просто становятся смешными. А квоты еще никто не отменял! Как- будто сытой и богатой Европе, с переполненными рынками нужны наши второсортные товары. Не так тут что-то господа!
Правильно было бы полностью , на 100%, отказаться от гадких и неполезных иностранных продуктов, и перейти на потребление своих ,исключительно российских первоклассных брюквы и репы! Хватит выручать закордонных фермеров! Заодно исключить для импорта лекарства, электронику, игрушки, одежду и обувь, ткани, промышленное оборудование и т.д. , и тогда российское импортозамещение сразу взлетит до невиданных высот!