22 НОЯ, 04:31 МСК
USD (ЦБ)    100.0348
EUR (ЦБ)    105.7338


Последствия продовольственного эмбарго: рост цен, инфляция, дефицит?

11 Августа 2014 9662 0 Экономика
Последствия продовольственного эмбарго: рост цен, инфляция, дефицит?

Разгонит ли запрет на ввоз в Россию сельскохозяйственной и продовольственной продукции из ЕС, Норвегии, США, Канады и Австралии инфляцию выше 7%? Ожидается ли скачек цен? Снизится ли рентабельность ритейлеров? Насколько вероятен дефицит продовольствия? Чего ждать в перспективе?

Дмитрий Раннев Роман Гринченко Анна Кокорева Максим Клягин Дмитрий Журавлев


 

Дмитрий Раннев, генеральный директор финансовой компании GKFX: Введенные ограничение на импорт продуктов питания из ЕС, США, Канады, Австралии и других стран, присоединившихся к санкциям против России, скорее всего, не пройдет незаметно для российского потребителя. Несмотря на заверения правительства в том, что оно готово решительно пресекать спекулятивное удорожание продуктов на внутреннем рынке, смириться с ростом продуктовой инфляции к концу года выше запланированного уровня все-таки придется. К примеру, свинина уже подорожала на 20% и начала подтягивать за собой вверх цены на другие мясные продукты. Очень ощутимо вырастут цены на фрукты и овощи. 45% всей плодоовощной продукции в России – это импорт, причем на долю одной только Польши приходится более 55% потока, прибавьте к этому Нидерланды и Испанию, в итоге выйдет, что практически весь импорт овощей и фруктов приходился на страны ЕС. Да, страны Латинской Америки, Турция и азиатские страны помогут несколько облегчить положение потребителя, но стоимость будет расти и это неизбежно. Мы ожидаем роста инфляции к концу года на 7,5-8% вместо запланированных 7%.

На рентабельность ритейлеров повлияет снижение темпов роста доходов россиян, общее снижение экономического роста, а также снижение покупательной способности рубля. Запрет на ввоз определенных категорий продуктов из-за рубежа вряд ли напрямую окажет серьезное давление на рынок ритейла, но косвенное влияние может быть весьма ощутимым.

 

Роман Гринченко, аналитик Инвесткафе: Я предполагаю, что инфляция по итогам 2014 года может оказаться выше 7%, чему будет способствовать рост цен на продовольственные товары. Впрочем, я не думаю, что увеличение стоимости продуктов будет являться следствием его нехватки, так как объем импортной продукции, попавшей под запрет, в значительной мере будет компенсирован отечественным производством и товарами из стран БРИКС и СНГ. Основной причиной возможного скачка цен, я считаю инфляционные ожидания, в связи с чем основной эффект на ценах для конечных потребителей будет наблюдаться в краткосрочной перспективе.

Я ожидаю, что у крупнейших ритейлеров в краткосрочной перспективе рентабельность может увеличиться, а темпы роста оборотов ускоряться. Негативный эффект от необходимости дополнительных затрат на поиск новых поставщиков будет нивелирован ростом среднего чека в связи с возможным ажиотажем вокруг запрещаемой продукции. Впрочем, я ожидаю, что после первого «всплеска» покупательской активности, может наступить незначительное снижение объемов продаж вследствие возникновения у покупателей продовольственных запасов.

Дефицита продовольствия я не ожидаю, так как доля запрещенной продукции на отечественном рынке не так велика, а желающих занять «пустующую нишу» предостаточно. К тому же, есть вероятность, что запрещенные товары могут быть импортированы транзитом, через соседние страны. Несмотря на то, что у государства есть возможность установить страну производителя, я не думаю, что контроль за такой схемой будет жесткий и проникновение этих товаров вполне вероятно.

 

Анна Кокорева, аналитик Альпари: Запрет на импорт ряда продовольственных товаров может вызвать небольшой рост цен на них, но лишь в том случае, если в стране будет дефицит этой продукции. Что касается инфляции, то на темпы ее роста в большей степени влияет резкое ослабление рубля и политика ЦБ. Безусловно, санкции и эскалация геополитической напряженности ускоряют темпы падения рубля, а значит и инфляции. Скачек цен может произойти в ближайший квартал, их рост не должен превысить 5-8%.

От пищевых санкций пострадают ритейлеры специализирующиеся в основном на продаже импортного товара, а таковых меньшинство. Доля отечественной продукции, как правило, выше. Сейчас в потребсекторе другие проблемы, его рост может подорвать стагнация российской экономики. Доходы населения не растут, а расходы наоборот увеличиваются, это приводит к уменьшению покупательной способности. Таким образом, ритейлеры потеряют от уменьшения средней суммы по чеку.

Тотального дефицита продовольствия ждать не стоит, возможна нехватка лишь некоторых групп товаров, которые по определенным причинам не производят в других странах. Например, это касается некоторых европейских сыров. Попытки реэкспорта европейских продуктов будут пресекаться, Россия уже провела переговоры с Белоруссией и Казахстаном по данному вопросу.

 

Максим Клягин, аналитик УК «Финам Менеджмент»: Определенные издержки представляются вполне вероятными. Речь скорее идет не о последствиях сокращения предложения, а о влиянии расходов на замещение, изменение логистики. Вместе с тем, полагаю, давление на розничные цены не будет носить выраженного характера. По некоторым экспертным оценкам, даже при наиболее негативных сценариях, который подразумевает определенные трудности с замещением, дополнительный вклад в инфляцию оценивается на уровне 1-1,5 процентных пункта.

Не думаю, что для ритейлеров это слишком высокие риски. Все-таки доля импорта, попадающего под ограничения, сравнительно невелика. По некоторым оценкам, в системном масс-маркет ритейле это где-то 10-15% (в целом зависимость от импорта в food-сегменте оценивается примерно в 30%). Несколько выше могут быть потери маржинальных проектов. Выпадающие объемы будут компенсированы за счет изменения логистики закупок и смены ассортимента (вероятно возможности появятся и у менее востребованных внутренних производителей, хотя это не исключает роста цен, так как их эффективность обычно ниже). А издержки ритейла (от этой перестройки закупок) будут перекладываться по всей цепочке на производителя и на потребителя. Кроме того, стоит учитывать, что значительная часть давления будет приходиться и на дистрибуторов, а также, конечно, и производителей, так как большая доля запрещенного импорта – это сырье для промпереработки. Издержки, распределенные по всей цепочке, будут ниже.

Это вынужденные решения и рисков, несомненно, достаточно много. В том числе, реэкспорт, наверное, одна из ключевых проблем. В этом случае позитивные стимулы будут нивелироваться, а давление на цены будет выше. Но в целом, в краткосрочной перспективе ограничения, скорее всего, не приведут к каким-либо выраженным негативным последствиям для российского рынка. В большинстве случаев речь идет о таких секторах, где уровень зависимости от импорта либо уже сравнительно невысокий и выпадающие объемы могут быть достаточно быстро компенсированы за счет расширения внутреннего производства и альтернативных закупок; либо о тех сегментах, где импорт, попадающий под запрет, вполне безболезненно может быть заменен за счет поставок продукции из других стран. В этом случае крупнейшими бенефициарами, конечно, будут выступать внешнеторговые партнеры из стран ТС и СНГ, страны Ближнего Востока, Латинской Америки, Азиатско-Тихоокеанского региона.

 

Дмитрий Журавлев, директор Института региональных проблем РФ: Инфляция возможна и, скорее всего, будет, но ее размеры будут определяться активностью участников рынка. Продовольственных товаров в России много, кроме того есть возможности для увеличения их производства. При умелой работе серьезного удара по рынку не будет. Рентабельность ритейлеров снизится, но вряд ли сильно, конечно, какие-то трудности будут, но они могут быть компенсированы качеством российских товаров и более дешевой перевозкой. Кроме того, рентабельность сетей так высока, что небольшое снижение вряд ли на них серьезно скажется.

Серьезного дефицита продовольствия не ожидается. У нас есть свои возможности и другие импортеры. Проблема может быть только на начальном этапе, когда поставки из ЕС уже прекратятся, а новое производство и новый импорт еще не развернутся. Что касается контрабанды, то в принципе она возможна, но больших объемов, я не ожидаю. Беларусь предпочтет продавать свое продовольствие, а не контрабандное. У Казахстана нет границы с ЕС и чтобы продать нам контрабанду Казахстану придется провести ее через Россию, такая контрабанда вряд ли будет рентабельной.

В целом же продовольственное эмбарго это не проблема, а шанс для России и ее сельского хозяйства. Правда если этим шансом не воспользоваться он может превратиться в проблему: чужое продовольствие исчезнет, а своего не появится. Так что главный вопрос это квалификация и энергия наших управленцев – если они сработают правильно ситуация принесет плюсы, если нет – то жирный минус.

Редакция

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий


Капитал страны
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Отметьте самые значимые события 2021 года:
close
check_box check_box_outline_blank Демонстратор будущего двигателя для многоразовой ракеты-носителя в Свердловской области
check_box check_box_outline_blank Демонстратор нового авиадвигателя ПД-35 в Пермском крае
check_box check_box_outline_blank Полет МС-21-300 с крылом, изготовленным из российских композитов в Иркутской области
check_box check_box_outline_blank Открытие крупнейшего в РФ Амурского газоперерабатывающего завода в Амурской области
check_box check_box_outline_blank Запуск первой за 20 лет термоядерной установки Токамак Т-15МД в Москве
check_box check_box_outline_blank Создание уникального морского роботизированного комплекса «СЕВРЮГА» в Астраханской области
check_box check_box_outline_blank Открытие завода первого российского бренда премиальных автомобилей Aurus в Татарстане
check_box check_box_outline_blank Старт разработки крупнейшего в Европе месторождения платиноидов «Федорова Тундра» в Мурманской области
check_box check_box_outline_blank Испытание «зеленого» танкера ледового класса ICE-1А «Владимир Виноградов» в Приморском крае
check_box check_box_outline_blank Печать на 3D-принтере первого в РФ жилого комплекса в Ярославской области
Показать ещеexpand_more