Последняя битва Порошенко с Коломойским: зачем Украина национализировала «ПриватБанк»?
Правительство Украины приняло решение о национализации «ПриватБанка» – одного из крупнейших частных банков страны, который принадлежал олигарху Игорю Коломойскому. Однако решение, призванное послать позитивный сигнал об оздоровлении банковского сектора, не так однозначно – банк перешел в собственность государства с многомиллиардными долгами. Что лежит в его основе, как оценивают национализацию эксперты и каким образом смена собственника скажется на жителях страны?
Слишком большой, чтобы банкротить
«ПриватБанк» был создан в 1992 году предпринимателями Игорем Коломойским и Геннадием Боголюбовым, которым совокупно принадлежало 90% акций банка. «Приват» получил статус уполномоченного по обслуживанию госкомпаний и госучреждений, стал одним из ведущих игроков в клиринговых схемах с валютами стран СНГ, развил обширную филиальную сеть, в том числе и за рубежом.
К сегодняшнему дню «ПриватБанк» является крупнейшим банком Украины, он владеет более чем 20% активов всей банковской системы страны, его клиентами являются более 20 млн физических и юридических лиц, более трети всех вкладов населения лежат в «Привате». Банк имеет самую развитую в стране сеть филиалов, банкоматов и терминалов – более 60% всех банкоматов в Украине и более половины всех выданных пластиковых карт принадлежат «ПриватБанку». Интернет-банкинг «Приват24» является самым продвинутым среди подобных систем других банков в стране.
Когда говорят о значимости «Привата» для банковской системы Украины, то часто сравнивают ее с ролью «Сбербанка» для России.
В телеобращении к гражданам Украины по поводу национализации «ПриватБанка» президент страны Порошенко сообщил: «Косвенно от состояния дел в этом банке зависит вся финансово-экономическая ситуация в стране – настолько он большой, или, как говорят специалисты, системный. Поэтому его нельзя поместить в прокрустово ложе стандартных технологий оздоровления банков. Именно поэтому мы прибегаем к беспрецедентному решению – его перехода в cтопроцентную государственную собственность».
Причины экономические
По сообщению экспертов, «ПриватБанк» всегда находился на льготных правах по сравнению с другими банками в стране и являлся своего рода государством в государстве. Выражалось это и в финансовой поддержке со стороны Нацбанка Украины (регулярное рефинансирование «Приват» получал давно, еще со времен кризиса 2008–2009 годов), и в мягких требованиях по докапитализации, и в собственных требованиях по кредитам связанным лицам. Однако все это не уберегло банк от того, что в результате инспекционных проверок, проведенных НБУ весной 2015 года, в «ПриватБанке» обнаружилась нехватка капитала в 113 млрд гривен. На сегодняшний день эта «дыра» равняется 148 млрд гривен (около 5,6 млрд долларов по текущему курсу).
О проблемах в банке стали говорить еще в 2014 год. В связи с требованиями НБУ о докапитализации «Приват» должен был увеличить свой резервный капитал вдвое. При размере кредитного портфеля банка в 200 млрд гривен на начало этого года, его резервы составляли менее 30 млрд гривен. При этом «Приват» был должен НБУ 26 млрд гривен.
Согласно опубликованным в конце ноября оценкам рейтингового агентства Fitch, проблемные и неработающие (просроченные более чем на 90 дней) кредиты в портфеле «ПриватБанка» на конец первого полугодия составляли в сумме 40%, а уровень резервов не превышал 37% объема «плохих» кредитов.
В 2015 году агентства Moody’s и Fitch понизили рейтинг банка до уровня «RD» (ограниченный дефлолт), Standard&Poor’s понизило рейтинг «Привата» до «SD» (эмитент отказался от выплат по некоторым обязательствам), приподняв через пару недель рейтинг до уровня «СС/С» (эмитент испытывает серьёзные трудности с выплатами по долговым обязательствам). Тогда банку удалось договориться с держателями его еврооблигаций на сумму 200 млн долларов о продлении срока обращения этих бумаг до 2018 года.
Следует отметить, что известные события после «евромайдана» в Украине обошлись «ПриватБанку» довольно дорого – банк только в Крыму лишился более трехсот своих отделений, не говоря уже о многих сотнях банкоматов и терминалов самообслуживания. Также закрылись сотни отделений банка на Донбассе, а кроме того группа «Приват» лишилась многого имущества в этих регионах (аэроопорт «Бельбек», сеть заправок, санатории и т.д.), которое могло быть использовано в качестве залогов для рефинансирования.
Но проблемы у банка возникли не только по этим причинам.
Политические мотивы
По мнению украинского политолога Михаила Погребенского, национализация «Привата» «с политической точки зрения, это последняя или предпоследняя сцена в борьбе Порошенко и американцев против Коломойского, который имел слишком много влияния. Его главный актив – это «Приватбанк». Этот банк был одной из ключевых опор в его политическом влиянии».
Похожей версии придерживается Forbes, сообщая, что до «революции достоинства» Коломойский избегал большой политики, а после «евромайдана» открыто стал участвовать в политических играх и в этом деле не преуспел: представителей олигарха стали вытеснять с ключевых позиций украинской экономики, группа «Приват» потеряла часть важных активов («Укрнафта», «Укртранснафта»), Коломойский ушел с поста губернатора Днепропетровской области, лишись постов его ставленники. Дошла очередь и до «ПриватБанка».
МВФ выдвигал требование национализации банка как условие предоставления очередного транша Украине.
В сообщении Кабмина Украины говорится, что действия по национализации «ПриватБанка» «происходят в четкой координации с международными финансовыми организациями и при их поддержке». И вот решение украинского правительства в массовом порядке одобряют еврочиновники – приветствует национализацию «Привата» представитель ЕС по вопросам внешней политики и безопасности Федерика Могерини, к ней присоединились послы стран Большой семерки, выступившие с совместным заявлением, очень рады за украинское руководство в ЕБРР.
Частный интерес
По сообщению главы Нацбанка Украины Валерии Гонтаревой, более 97% корпоративного портфеля, который составлял 150 млрд гривен на 1 апреля 2015 года, были кредитами, связанными с акционерами компании.
Иными словами, владельцы попросту выпотрошили банк, выдав кредиты подконтрольным им самим структурам.
В августе этого года Печерский районный суд Киева арестовал несколько счетов в банковском учреждении PrivatBank Cyprus Branch по делу о хищении должностными лицами «ПриватБанка» более 19 млрд грн, выделенных НБУ на рефинансирование.
По сообщению экс-министра экономики Виктора Суслова, НБУ «полностью контролирует использование средств рефинансирования. Нацбанк также контролирует и разрешает вывод денег за границу, такие суммы невозможно вывести без «добро», полученного от Нацбанка».
Теперь уже бывший владелец «ПриватБанка» Коломойский на своей страничке в Facebook сообщил: «Что же, нас все-таки дожали. Не национализация, это классическое рейдерство». В сообщении Кабмина говорится, что «частные акционеры "Приватбанка" обратились к правительству с предложением, чтобы государство в интересах клиентов банка стало его полным собственником». А СМИ сообщают, что «в Верховной раде говорят о сговоре Игоря Коломойского, которому принадлежит более 40% акций банка, и Петра Порошенко». Вот такая «нестыковка».
Бывший депутат Верховной Рады, а ныне спикер парламента конфедерации «Новороссия» Олег Царев таким образом описывает схему действий владельцев «ПриватБанка»: «"Приват" стал банком №1 по размещению депозитов населения. Депозиты он собирал, невзирая на свои убытки. Потом Коломойский давил на правительство, на Нацбанк: если вы мне не дадите рефинансирования, будет коллапс банковской системы. Таким рэкетом он занимался ещё во времена Януковича. Украинский Нацбанк всё время был вынужден допечатывать деньги и выделять их Коломойскому». По мнению политика, олигарх «совершил великолепную сделку: вывел, выжал все деньги, что мог, из бюджета, выпотрошил карманы населения Украины, свободно их вывел – и пустой банк отдал государству. Причём фактически два раза продал одно и то же».
В сухом остатке
По заявлению главы Минфина Украины Александра Данилюка, «в наблюдательный совет "ПриватБанка" войдут лучшие мировые специалисты в этой сфере, представители международных организаций».
Для пополнения капитала банка Кабмин планирует выпустить 30-летние облигации внутреннего госзайма, и на кредиты МВФ большая надежда, конечно же.
По сообщению главы Нацбанка Гонтаревой, «Приват» через три года «будет иметь стоимость и его можно продать». В роли «спасителя» готов выступить ЕБРР. После того как поучаствует в его «национализации, реструктуризации и стабилизации». И когда за счет граждан Украины «Приват» будет превращен в «конфетку», вот тогда, пожалуй, ЕБРР согласится «предоставить свою поддержку».
Проще говоря, Запад очень грамотно «бортанув» Украину с членством в ЕС и даже с безвизовым режимом, строит схему по захвату большей части банковского рынка в стране. Еще и за деньги граждан Украины при соблюдении частных интересов участвующих в этом действе персонажей. Высший пилотаж.
Написать комментарий