09 НОЯ, 05:16 МСК
USD (ЦБ)    98.0726
EUR (ЦБ)    105.5679


Посадка владельца «Домодедово». Зачем государству уголовное преследование Каменщика

20 Февраля 2016 9692 5 Политика
Посадка владельца «Домодедово». Зачем государству уголовное преследование Каменщика

Владельца аэропорта «Домодедова» – второго по пассажиропотоку в России и первого по экономическим показателям – Дмитрия Каменщика отправили под домашний арест в связи с терактом 2011 года. К чему может привести уголовное преследование бизнесмена и в каких целях его использует власть?

Пока президент Владимир Путин ведет разговоры о создании рабочих групп для решения споров между бизнесом и силовиками на площадке Кремля, Следственный комитет России продолжает в заданном темпе арестовывать крупных предпринимателей. Владелец аэропорта «Домодедово» Дмитрий Каменщик, 47-летний уроженец Свердловска, занимался его развитием последние двадцать два года. В 2014 году «Домодедово» лидировал по количеству пассажиров – 33 млн человек, и, несмотря на небольшое снижение пассажиропотока в 2015 году (30,5 млн), оставался наиболее прибыльным аэропортом Москвы и России.

Однако в результате запущенной следователями кампании, которые раскручивают теракт 2011 года в «Домодедово» и приписывают руководству аэропорта оказание «опасной услуги» (отсутствие должного уровня безопасности при перевозке людей), он может лишиться собственности, хотя законных оснований для этого нет. Как истинную цель уголовного дела, такую возможность допустил анонимный источник РБК в федеральном правительстве, считающий, что в скором времени мы увидим смену акционеров аэропорта. Сам Каменщик заявил, что для него дело чести «установление истины в суде». Правда, уже текущие обвинения полны нестыковок и слабых мест.

«Опасная услуга» как предлог

Поводом для уголовного преследования Каменщика послужило событие января 2011 года, когда террорист-смертник Магомед Евлоев совершил теракт в «Домодедово». Он подорвал себя в толпе пассажиров и унес с собой жизни 37 человек, ранив при этом еще 170. Террорист попал в здание аэропорта совершенно «беспрепятственно», считают в СК, обойдя рамки металлоискателей, которые руководство «Домодедово» установило в 2007 году для усиления контроля.

На первый взгляд, они повышали уровень безопасности – дежурный представитель правоохранительных органов мог потребовать от пассажиров пройти через рамку при возникновении подозрений. Но законных оснований для полного досмотра посетителей аэропорта на тот момент в России не существовало. Напротив, такое требование со стороны «Домодедово» нарушало 55-ю статью Конституции РФ, запрещающую подобные ограничения гражданских прав.

Двадцать шестого января, через два дня после кровавого теракта, Минтранс России потребовал ввести тотальный контроль на объектах транспортной инфраструктуры, что и было сделано позднее с помощью специального федерального закона. Между тем, дополнительный регламент «Домодедово», принятый в 2010 году, позволял пассажирам по своему усмотрению проходить через рамки или обходить их стороной. По словам представителя СКР Владимира Маркина, это привело к тому, что только 2% посетителей аэропорта проходили через них при входе в здание. И Магомед Евлоев в день трагедии, естественно, был не в их числе. Тем не менее, как заявляло руководство «Домодедово», новую инструкцию до принятия согласовали с полицией, а ответственность за тотальную проверку была возложена на аэропорт лишь в 2014 году.

Через пять лет после теракта в СКР посчитали, что обладают достаточными основаниями для возбуждения в отношении менеджмента и собственника «Домодедово» уголовных дел по статье 238 (часть 3) – «выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекших по неосторожности смерть двух или более лиц». По сути, долларовому миллиардеру Каменщику (состояние 3,8 млрд долларов, по версии Forbes) и нескольким руководителям аэропорта в вину вменяют то, что они установили такой режим контроля, который не нарушал конституционные права граждан. Сверх того, следственный орган не смущает, что нормативного акта, который аэропорт якобы нарушил, на момент теракта попросту не существовало.

Не менее странным выглядит выбор статьи: трагедия в «Домодедово» стала следствием злого умысла конкретного террориста, а не услуги, которую аэропорт оказал, создав опасность для здоровья и жизни пассажиров. Более того, предотвращением терактов на транспортных узлах должно заниматься в первую очередь государство. Еще более удивительно то, что в 2013 году дело о теракте было расследовано и трое подельников террориста получили тюремные сроки, в том числе два пожизненных. Что же касается ответственности аэропорта, то она полностью ложится на плечи службы безопасности и персонально ответственного за это лица, но никак не собственников, которые даже не занимались операционным управлением, определяя лишь общую стратегию. С текущими обвинениями следствию как минимум нужно будет доказать – снижение контроля на входе в терминал было прямым распоряжением Каменщика и являлось нарушением еще не принятого федерального закона.

С квалификацией преступления не согласились и в Генпрокуратуре, где считают, что менеджерам «Домодедова» и Каменщику следует предъявить первую часть 238 статьи УК, которая предполагает наказание за «опасную услугу», но не гибель людей. Это преступление небольшой тяжести и срок давности по нему истек еще в 2013 года. Похоже, с этим в СК и не согласны, поскольку часть третья той же статьи (как тяжкое преступление) продлевает срок давности до 2021 года и позволяет сегодня оказывать давление на собственника успешного московского аэропорта.

Рейдерская атака

То, что давление будет, стало понятно уже в феврале 2011 года, когда президент Дмитрий Медведев в связи с террористической акцией отмечал важность прозрачной структуры собственности и хотел узнать, кто является конечным владельцем «Домодедово». В 2013 году соответствующее поручение дал президент Владимир Путин, хотя закона о раскрытии собственников в России не было, следовательно, раскрыть себя собственник мог лишь по доброй воле. Тогда же Каменщик, владеющий аэропортом через группу DME, в интервью Forbes задавался вопросом, зачем государству знать конечных бенефициаров, и сам же на него отвечал: чтобы атаковать, произвести рейдерский захват.

В то время правительство еще рассматривало идею объединения трех столичных аэропортов – «Домодедово», «Шереметьево» и «Внуково» – под единым управлением. Но проект, который продвигал вице-премьер Игорь Шувалов, в конце концов похоронили из-за кризиса. Контрольные пакеты в «Шереметьево» и «Внуково» от государства перешли к частным инвесторам – группе TPS Avia братьев Ротенберг и Виталию Ванцеву с Андреем Скочем соответственно. При этом на давно уже частный к тому моменту аэропорт «Домодедово» могли положить глаз структуры Ротенбергов. Партнер братьев Александр Пономаренко даже интересовался его покупкой в 2011 году и предлагал 3,6 млрд долларов, тогда как собственник оценивал его в 6 млрд. Любопытно, что проблемы с правоохранительными органами у руководства «Домодедова» к этому времени уже начались.

Публичная позиция главы СКР Александра Бастрыкина тоже была противоречивой: в июле прошлого года он заявлял, что владельцы аэропорта установлены, они якобы пять лет уходили от материальной, а не уголовной ответственности. Бастрыкин открыто предупреждал, что если они откажутся «рассчитаться» с потерпевшими и выплатить компенсации, то дело будет переквалифицировано в уголовное. «Заплатите людям деньги, как это принято в США, которые многие восхваляют. Сколько в США стоит жизнь главы семьи, пострадавшего в авиакатастрофе, – 5 млн долларов», – заявлял Бастрыкин и грозил, что в противном случае «мы это дело доведем до конца». Неприкрытый и откровенный шантаж шел вразрез с законностью.

Когда 18 февраля Каменщик, по словам источника «Коммерсанта», явился на допрос в СКР в спортивной куртке, толстовке, брюках в стиле милитари и со спортивной сумкой, в которой лежали предметы личной гигиены, следователь поинтересовался: почему он не покинул страну, будучи владельцем крупного столичного аэропорта. «Зачем бежать? Я знаю, что за мною правда», – ответил Каменщик, готовый к тому, что в конце допроса его арестуют.

Он давно знал, что может стать фигурантом уголовного дела и признавал «процессуальные полномочия» за следствием. Полторы недели назад, 9 февраля, следствие задержало троих бывших сотрудников аэропорта: директора аэропортового комплекса Вячеслава Некрасова, руководителя российского представительства офшорной компании, владеющей активами Домодедово, Светлану Тришину и гендиректора ЗАО «Домодедово эрпорт​ авиэйшн секьюрити», отвечавшего за безопасность в аэропорту, Андрея Данилова. Подошла и его очередь.

После теракта в 2011 году Каменщик не скрывался от правоохранительных органов и продолжал жить в Подмосковье. Как и в случае с крупнейшим акционером «АФК Система» Владимиром Евтушенковым, который после похожего уголовного дела согласился передать государству контрольный пакет «Башнефти», Дмитрия Каменщика по решению Басманного суда Москвы посадили под домашний арест.

От предпринимателя, вложившего в «Домодедово» миллиарды долларов (на 2016 год запланированы инвестиции на сумму 400 млн долларов), открестились все: бизнес-омбудсмен Борис Титов избегает комментариев в СМИ, глава РСПП Александр Шохин сослался на то, что это не экономическое преступление, а значит, оно не относится к «компетенции защиты прав предпринимателей». Тем более, Каменщик не член РСПП.

На вопрос журналистов, поступало ли ему предложение продать «Домодедово», бизнесмен ответил отрицательно. По всей видимости, время для сделок прошло, вернее, признание вины и свобода в обмен на собственность – последняя сделка, которую государство еще предлагает. Но, судя по всему, Каменщик намерен отстаивать свою правоту до последнего. Если отбросить политику, то он уже выбрал путь Михаила Ходорковского, а не соглашательство Евтушенкова. Невероятно упертый трудоголик с четкими принципами – так о нем отзываются знающие его люди. Вопрос только в том, помогут ли эти качества взять вверх над следствием.

Александр Мельников

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий
Д
29.02.2016 1 0
Дмитрий:

Очевидно ФСБ давало разрешение на функционирование такого объекта как аэропорт. Пусть тогда представители ФСБ в суде доказывают свою невиновность.

А
26.02.2016 0 1
Александр :

Не плохо иметь такую собственность.. А почему я ни чего не получил при разделе пирога бывшего СССР ??? Наверно справедливо немного "потрусить" этого негодяя.. Пожил хорошо - дай другим также хорошо пожить..

В
23.02.2016 0 1
владимир:

Святого из каменщика делать не стоит.. В нашей стране от сумы и тюрьмы не зарекаются..

V
22.02.2016 1 0
Vladimir:

Ума не хватает заработать самим , они отберут силой .

Д
20.02.2016 1 0
Давид:

Система сломает хребет. Он наверняка понимает что будет. Жаль конечно.



Капитал страны
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Отметьте самые значимые события 2021 года:
close
check_box check_box_outline_blank Демонстратор будущего двигателя для многоразовой ракеты-носителя в Свердловской области
check_box check_box_outline_blank Демонстратор нового авиадвигателя ПД-35 в Пермском крае
check_box check_box_outline_blank Полет МС-21-300 с крылом, изготовленным из российских композитов в Иркутской области
check_box check_box_outline_blank Открытие крупнейшего в РФ Амурского газоперерабатывающего завода в Амурской области
check_box check_box_outline_blank Запуск первой за 20 лет термоядерной установки Токамак Т-15МД в Москве
check_box check_box_outline_blank Создание уникального морского роботизированного комплекса «СЕВРЮГА» в Астраханской области
check_box check_box_outline_blank Открытие завода первого российского бренда премиальных автомобилей Aurus в Татарстане
check_box check_box_outline_blank Старт разработки крупнейшего в Европе месторождения платиноидов «Федорова Тундра» в Мурманской области
check_box check_box_outline_blank Испытание «зеленого» танкера ледового класса ICE-1А «Владимир Виноградов» в Приморском крае
check_box check_box_outline_blank Печать на 3D-принтере первого в РФ жилого комплекса в Ярославской области
Показать ещеexpand_more