23 ДЕК, 10:41 МСК
USD (ЦБ)    103.4207
EUR (ЦБ)    107.9576


Пополнить потенциал предложений по инновационному развитию нашей страны

7 Апреля 2010 9677 4 События и факты
Пополнить потенциал предложений по инновационному развитию нашей страны

На Ильинке, 6 прошло заседание «круглого стола» под председательством президента ТПП РФ Евгения Примакова на тему: «Роль и значение сетей продвижения инноваций к внутренним и зарубежным потребителям, возможности системы ТПП РФ в формировании и поддержке инфраструктуры экономики знаний». Чему же было посвящено выступление Евгения Максимовича Примакова?

Всех участников нашего круглого стола, несомненно, объединяет понимание безальтернативности модернизации экономики России и перевода ее на инновационные рельсы. Уже очень много сказано о такой жизненно важной для России необходимости.  А каковы пути решения этой задачи?

Очевидно, следует отказаться от идеи, что перевести экономику на инновационные рельсы можно за счет увеличения бюджетного финансирования на НИОКР. В прошлом году государство истратило на инновации в переводе  на доллары 38 млрд. Эта более чем впечатляющая цифра, в два с лишним раза превосходит аналогичные затраты в США по государственной линии. Однако дело в суммарных затратах: государство плюс бизнес. Траты на НИОКР наших крупных компаний ничтожны - в прошлом году они составили 800 млн долларов. Одна только General Motors   вложила в научные разработки и внедрение в 2009 году 8 млрд, что в 10 раз больше вложений в НИОКР всего российского крупного бизнеса.  По оценкам Минэкономразвития, в России в 2008 году разрабатывали и внедряли технологические инновации 9,6% предприятий, тогда как в Германии - 73%, Бельгии - 58%, Эстонии - 47%, Чехии - 41%. «Бюджетное финансирование исследований растет, - заключает министерство - а сами компании (российские - Е.П.) тратят на них все меньшую долю своих средств».

Следовательно, в качестве первоочередной задачи стоит стимулирование государством  российских предпринимателей   к   переводу производства на инновационные рельсы. На Западе к внедрению инноваций бизнесменов приводит сама их деятельность - конкурентная борьба за более высокие прибыли. У нас такого стимула практически нет. Значит, государство главным образом должно создать условия, подталкивающие предпринимателей к технико-технологическому обновлению производства. Среди таких мер большая роль принадлежит налоговым рычагам.  Практически во всех странах  инновационные вложения освобождаются от налогов.

Нужно стимулировать не только производство, но и потребление инновационной продукции. Причем, не останавливаться   в этом плане на пол пути. Известно, например, какое значение имеет для нас обновление бесконечно устаревших и физически и морально основных производственных фондов. С этой целью Правительство «обнулило» таможенные пошлины и сняло НДС с ввозимого высокотехнологичного оборудования,  не производимого в нашей стране.  Вместе с тем лишь 13% импортируемого оборудования отвечает характеристикам    сегодняшнего дня. Предпочтение предпринимателями при закупке отдается более дешевой, но уже морально устаревшей продукции. Так на новом витке закладывается наше отставание. Его масштабы видны из того, что закупается за рубежом 99% всех новых станков. 

Рост наукоемкого производства нуждается в  жестком контроле не только за использованием  выделяемых государством финансовых средств, но и за тем, как на деле используются те льготы и привилегии, которые получают предприниматели за инновационные внедрения. По данным Национальной ассоциации   инноваций и развития информационных технологий, эффективность работы российского инновационного сектора в 2009 году была в 112 раз ниже работы американских коллег. Над этим стоит задуматься.

Наряду  с задачей стимулирования российских производителей к инновационному развитию производства не менее важно выстраивание системы перехода российской экономики к новому технологическому укладу. Здесь целый ряд нерешенных проблем.

Первая - это совершенствование научных структур с целью разработки новых технологий. Среди них особое место принадлежит Российской академии наук  - основному  центру фундаментальных исследований. Мировой опыт показывает, что фундаментальные исследования финансируются государством. В то же время научно-исследовательские организации обладают большим объемом прикладных разработок. Здесь - серьезный резерв инновационного развития России, который ранее весьма слабо использовался.

Приведу пример. Еще в первой половине 2005 года на базе шести научно-исследовательских институтов Сибирского отделения РАН была создана база данных прикладных конкурентоспособных разработок для коммерческого внедрения. Но отсутствие  господдержки привело к тому, что этот коммерческий потенциал не разрастался, не совершенствовался. Одной из причин этого стал запрет Министерства финансов давать кредиты институтам Академии наук, так как они являются бюджетными организациями.  В результате основными покупателями технологически передовой продукции стали зарубежные промышленные компании. К ним же переходили права на интеллектуальную собственность. Так Институт ядерной физики имени Г.И.Будкера осуществляет поставки техники в Китай, Южную Корею, Японию, где их используют для медицинских целей, производства облученных кабелей, термоусаживаемых изделий и т.д.    Институт неорганической химии имени А.В.Николаева Сибирского отделения РАН поставляет наукоемкую продукцию в США и Японию, где она применяется в медицине.

Директор института имени Будкера, выдающийся физик, академик А.Н.Скринский, неоднократно ставил вопрос о необходимости   обеспечения передовыми наукоемкими технологиями, разрабатываемые институтом, отечественных компаний. В одном из своих обращений в Правительство еще в мае 2006 года академик Скринский писал: «Основным направлением деятельности большинства академических институтов являются фундаментальные исследования, а внедрение разработок относится к неосновной деятельности. В связи с этим возникла потребность в создании организации, которая при непосредственном участии самих разработчиков будет проводить научно-технические и правовые экспертизы, маркетинговые исследования, финансово-экономические расчеты и решать организационные вопросы при подготовке и реализации инвестиционных проектов, связанных с внедрением наукоемких технологий». Этот призыв полностью сохраняет свою актуальность и по сей день.  

Мы справедливо ссылаемся на опыт Соединенных Штатов в создании сетей продвижения инноваций. Но подчас подходим к такому опыту с формальных позиций. Когда мы делаем акцент на создание при американских университетах венчурных малых компаний, что само по себе чрезвычайно важно и для нас, мы оставляем вне внимания такое наше признанное самими американскими учеными преимущество, как существование Академии  наук с широкой сетью исследовательских  институтов. Конечно, и Академия наук, и высшая школа в России нуждаются в усовершенствовании. Но, как мне представляется, нельзя переносить на вузы центр тяжести в научной работе. Истина - в необходимости максимально использовать возможности и академии и высших учебных заведений для перехода России к новому технологическому укладу.

В этой связи несколько слов о построении российского аналога американской Силиконовой долины,  созданной на западе США. До ее создания главным местом производства  образцов наукоемкой продукции была окружная дорога г.Бостона. С любой точки этой дороги можно достичь за пол часа либо  Массачусетский технологический институт, либо Гарвардский университет. Силиконовая долина была создана тоже не на «пустом месте», а в регионе штата Калифорния, где  сосредоточены ведущие университеты и научно-исследовательские организации США - до них тоже час автомобильной езды. Этот регион отличается также большой плотностью высокотехнологичных компаний, связанных с производством компьютеров, устройств мобильной связи, биотехнологии и так далее. А у нас аналог Силиконовой долины создается в Сколкове - не в Звенигороде, Дубне, Новосибирске, Томске, Екатеринбурге, Казани и т.д., а именно в Сколкове. Президентом поручено в наикратчайшие сроки «представить предложения по правовому режиму создания и функционирования территориально обособленного центра для развития исследований и разработок и коммерциализации их результатов, в том числе в части налогообложения, таможенно-тарифного регулирования и административных (включая миграционных) процедур». 

Судя по всему,  расчет делается на привлечение в Сколково иностранных специалистов, а точнее, на привлечение в этот территориально обособленный объект наших ученых, уехавших за рубеж. Отсутствие близлежащих исследовательских центров к  Сколкову дает возможность предположить, что на мигрантов сделана основная ставка. Правильно ли это  с любой точки зрения? Абсолютно не соответствует  действительности предположение, что в результате «утечки мозгов» Россию покинули лучшие, а те, кто остался  уже, дескать, не представляют былой ценности. Еще более вредное предположение, что возвратить уехавших из России ученых-теоретиков и экспериментаторов можно за счет создания для них - не для всех, на что практически  отсутствуют средства, - а только для них материальные условия, сопоставимые с их заграничным пребыванием. Причем, по информации «Независимой газеты», проект «Сколково» обойдется не много, не мало, в 4 млрд долларов. Эти средства могли бы, как представляется,  с большим успехом быть вложены в уже существующие инновационные центры. В России насчитывается более 110 технопарков, свыше 110 центров трансфера технологий, около 120 бизнес-инкубаторов, особые экономические зоны. Это дает нам право говорить о наличие базовых инфраструктурных элементов современных сетей   продвижения инноваций к внутренним и зарубежным потребителям. Естественно, это сеть нуждается в своем развитии и наполнении новым содержанием. Но основа для этого  уже существует.

Создание новых отечественных технологий,  безусловно, важнейшая задача  в переходе России к новому технологическому укладу. Однако, с учетом нынешних условий весьма важно опереться и на закупку иностранных патентов и лицензий. По оценке ТПП России, только 7 процентов наших предпринимателей интересуются этим. Между тем   такие закупки стали основным источником быстрой модернизации экономик  Японии, Южной Кореи, да и Китая. Думаю, что этому аспекту проблемы инновационного роста России должно быть придано  особое внимание.

За последние полгода Палата России разработала и внесла в правительство РФ, Государственную думу и Совет  Федерации целый ряд предложений, направленных на формирование полноценного инновационного законодательства, налоговое стимулирование малого и среднего бизнеса, занятого в сфере инноваций, улучшение качества деятельности инновационных институтов. Сегодняшнее обсуждение несомненно пополнит потенциал предложений, исходящих из Палаты по инновационному развитию нашей страны.

Редакция

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий
Ш
08.05.2010 0 0
Шабаева Эльвира:

Читая эту статью,мне вспомнился урок биологии,где мы проходим круговорот веществ в природе. Здесь тоже самое...Все взаимосвязано. Есть идеи,нет средств.КаК только средства появится на разработку,как только в нашей стране найдется хоть один человек,который рискнет вложить свои деньги в что-то новое,так у нас возникнет другая проблема-не будет разработчиков. И еще одна маленькое замечание...Мы только можем обсуждать эту тему часами,но так к выводу придти не сможем. Вообще-финансировать инновации сейчас очень рискованное дело. Ведь каждый из нас хочет получить прибыль от вложения,никто не хочет проиграть,не то время,чтобы разбрасываться деньгами,да и к тому же инновации требуют больших вложений. Поэтому большой процент разработчиков уезжает туда,где происходит финансирование его разработки.На мой взгляд,эти люди все правильно делают. На сегодняшний день никто никому ничего не должен.Каждый вправе делать то,что он захочет. Каждый создает сам себе жизнь. Предателем его никто не будет считать. Виноват не он,а государство,которое не обеспечило ему условия проживания в нашей стране. Наверное это звучит слишком негативно. Но у России есть все шансы разрабатывать проекты. Также ведутся разработки что-то нового. Существуют лаборатории,где работают,не просто ученые,а настоящие патриоты нашей страны. Так вот государство не должно оттолкнуть оставшихся гениев,которые работают и создают на благо нашей страны. Каким образом это сделать? На мой взгляд,само государство должно искать финансистов для разработок. Находить "золотую серидину" в заключении договоров.

Ш
03.05.2010 0 0
Шангареев Руслан:

Соглашусь с комментариями, строить ничего не надо. Если будут строить, половину разворуют, а вложить деньги и развивать имеющиеся технологии было бы благоразумнее. Можно отследить использование финансовых средств если не всех, хотя бы большую часть. Правительство уже выделяло для поддержки предпринимательства и малого бизнеса миллиарды рублей, я считаю что надо было построить на эти деньги какой-нибудь завод, фабрику в общем создать промышленное производство, рабочие места, а так деньги ушли как через сито, а эффекта нет. Вернуть все государственное имущество государству, и это нельзя назвать экспроприацией так как экспроприация это лишение собственности, а собственность это то, что нажито непосильным трудом, а не ухвачено при разделе.

О
10.04.2010 0 0
Олег:

...а лучше от слов переходить к делу. Однако хотелось бы заметить, что наше руководство давно перешло к делу! И действуют необдуманно, даже нагло, лишь бы показать, что они работают 24 часа в сутки. На самом деле лучше бы молча работали, а то целыми днями интерьвью раздают. На них работают десятки тысячь людей, готовят доклады, делают анализы и т.п. Единственно чего они не могут - выбрать верное решение. Народ уже загоняли. В любой экономике порядок и дисциплина (в правильном её понимании) дают 50% успеха, остальное мозги. У нас даже с первым справится не могут. Практически ни какой ответственности. А если даже поймали, заплати и продолжай дальше! Все законы последних лет направлены именно на это. Честно работать не выгодно(выкладки давать в комментарии сейсас нет смысла). Как никогда сейчас возросла роль интеллектуального труда во всем мире. Почему? Потому что время на раскачку нет. Циклы НТП сокращаются на глазах. Нужно принимать решения и быстро и правильно, а мозгов то нет. Поэтому нет ни результативности, ни эффективности. Ближайшее окружение уже называет академиков "мракобесами". Умный такое не скажет. А народная мудрость говорит: Скажи кто твои друзья и я скажу кто ты. У нас тысячи умных людей, только таких к власти на километр не подпускают. И это на любом уровне: федеральном, региональном и местном. Специфика РФ в том, что нужна политическая воля - не на словах, а на деле! Что бы принимать правильное решение надо быть во-первых, честным - это те 50%, во-вторых, если нет мозгов - доверься коллективному разуму (как - академики объяснят, только не Фурсенко и ему подобные). Главное была бы воля... А ситуация сечас в стране такая, что честный дворник, если бы управлял страной, дал бы эти 50% успеха, а может и больше, если прислушается к коллективному разуму.

В
08.04.2010 0 0
Владимир.Белоусов .:

Е.Примаков по сути констатировал, что нынешние наши так называемые «бизнесмены» не вкладывают своих денег в модернизацию своих бизнесов, скорее паразитируют на приватизированном общенародном капитале, фактически используют вылеляемые Правительством РФ на модернизацию бюджетные средства в качестве кормушки, которая не лежит рядом с деятельностью по обеспечению конкурентоспособности нашей экономики, ибо не формирует спроса не только на прорывные, но и на эволюционные инновации. На это же обратил внимание и Президент РФ Д.Медведев в ходе совещания комиссии по модернизации экономики. Сформулировал Е.Примаков и истинную цель создания так называемой Силиконовой долины в Сколково. Безусловно важно использовать опыт нащих ученых, уехавших по личным соображениям за рубеж. Но ведь у нас немало талантливых людей, ждущих поддержки у себя в России. Смешными выглядят попытки запустить Постановление 217 о малых инновационных предприятиях, скажем, при госвузах, ибо эта бумага в нынешнем виде фактически не создает стимулов для инноваторов. Вызывает недоумение и назначение Вексельберга в качестве куратора этой работы в Сколково от бизнеса. Этот человек вряд ли способен сделать что-либо полезное для России, разве что только пополнить свой итого не малый личный капитал за счет бюджетных средств. К такому мнению меня подводят два известных факта. Приобретя якобы для России яйца Феберже, он лишь подразнил ими публику и тут же « спрятал их в свой карман». Получив от Правительства 81 миллиард Вексельберг фактически прихватил бесплатно какой-то бизнес, а по словам В.В.Путина одновременно не вложил ничего в согласованную программу развития, по моему, энергетики страны. Какого результата для России можно ждать от человека, способного к подобному жлобству? А вот другой известный бизнесмен Аликперов (кажется) купив коллекцию, по моему Растроповичей, передал ее музею для всеобщего обозрения и использования. Этот поступок вызывает лишь уважение и доверие к этому человеку. Думаю, что жизнь покажет правоту Е.Примакова. А нашим «модернизаторам» есть над чем подумать, а лучше от слов переходить к делу. Заболтались мы как то. Инновации ведь есть то, что и создает конкурентные преимущества.Других источников пока не придумали.



Капитал страны
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Отметьте самые значимые события 2021 года:
close
check_box check_box_outline_blank Демонстратор будущего двигателя для многоразовой ракеты-носителя в Свердловской области
check_box check_box_outline_blank Демонстратор нового авиадвигателя ПД-35 в Пермском крае
check_box check_box_outline_blank Полет МС-21-300 с крылом, изготовленным из российских композитов в Иркутской области
check_box check_box_outline_blank Открытие крупнейшего в РФ Амурского газоперерабатывающего завода в Амурской области
check_box check_box_outline_blank Запуск первой за 20 лет термоядерной установки Токамак Т-15МД в Москве
check_box check_box_outline_blank Создание уникального морского роботизированного комплекса «СЕВРЮГА» в Астраханской области
check_box check_box_outline_blank Открытие завода первого российского бренда премиальных автомобилей Aurus в Татарстане
check_box check_box_outline_blank Старт разработки крупнейшего в Европе месторождения платиноидов «Федорова Тундра» в Мурманской области
check_box check_box_outline_blank Испытание «зеленого» танкера ледового класса ICE-1А «Владимир Виноградов» в Приморском крае
check_box check_box_outline_blank Печать на 3D-принтере первого в РФ жилого комплекса в Ярославской области
Показать ещеexpand_more