Почему Россия не пользуется преимуществами ВТО?
Исполнился год, как Россия вступила в ВТО. Высказывались многие опасения, но большинство из них не оправдалось. Однако, получив шанс развить торговлю со 150 странами мира, Россия им не воспользовалась. Каковы итоги первого года?
Присоединение России к Всемирной торговой организации пока не позволило полноценно поддержать экспорт российских производителей. Это признают все доклады и исследования, посвященные первой годовщине России в ВТО. В сельском хозяйстве, животноводстве и легкой промышленности при росте импорта разговор идет исключительно об удержании российскими компаниями позиций на внутреннем рынке.
В металлургии и химической промышленности отечественные производители по-прежнему страдают от демпинговых мер и ограничений других стран. В докладе лондонской стратегической компании Global Counsel «Россия в ВТО – год спустя» исследователи пришли к выводу, что в полном объеме выгоды от членства в ВТО российская экономика ощутит в течение 10 лет. Первый же год оказался «пилотным», обнаружив слабые места и нераскрытый потенциал возможностей.
В результате 18 лет непростых переговоров 22 августа 2012 года Россия присоединилась к Марракешскому соглашению об учреждении ВТО. Наша страна стала 156 членом организации. Правительство говорило о ВТО как о стимуле для поднятия конкурентоспособности ряда отраслей, наиболее уязвимые из которых – сельское хозяйство и легкая промышленность – работали преимущественно на внутренний рынок и были защищены тарифной политикой государства. Согласно требованиям ВТО, Россия взяла на себя обязательства снизить общую ставку налога на импорт с 9,6 до 7,8%. Только с 1 сентября 2013 года на 1-3% будет снижена половина импортных пошлин. Изменения затронут тарифы по 5,1 тыс. позиций.
Складывается ситуация, при которой постепенное открытие российского рынка для иностранных производителей ведет к росту импорта и зависимости от него в условиях отсутствия конкуренции. Так, например, в легкой промышленности со вступлением в ВТО на рынке появились ожидания по снижению цены на продукцию за счет удешевления импорта. Об этом говорит президент Российского союза производителей одежды Светлана Беляева. Это привело к сокращению оптовых заказов на продукцию швейного, трикотажного и кожевенно-обувного производства. В итоге за год доля импорта на рынке в этих сегментах достигла 84%, увеличившись на 12,8%.
Немного иное положение в свиноводстве, которое фонд «Петербургская политика» весной этого года называл главной пострадавшей от ВТО отраслью. Внутри квоты Россия снизила пошлину на импортную свинину с 15% до нуля, а на объемы, ее превышающие – с 75 до 65%. Из-за большого количества импорта оптовая цена на свинину упала в среднем на 25-30%, что привело к закрытию неконкурентных хозяйств. На встрече с президентом 15 мая лидер КПРФ Геннадий Зюганов говорил об убытках фермеров в размере 15-20 руб. за килограмм, а в июле правительство впервые с 2011 года запретило ввоз свинины с одного из американских предприятий на основании того, что в мясе были обнаружены антибиотики.
В жесткой конкуренции домохозяйств от увеличения импорта и собственного производства выигрывают пока только потребители. Но государству, возможно, придется поддерживать отечественных свиноводов – снижением цены на корма или изобретательным ограничением импорта. Оговоренная в рамках ВТО поддержка оказывается государством сельскому хозяйству. Эксперты компании Global Counsel считают аграрный сектор в большей мере нуждающимся в субсидиях. В этом году хозяйства получат 9 млрд долларов, но к 2017 году объемы субсидирования снизятся до 4,5 млрд. При этом страны Европейского Союза ограничивают экспорт российской пшеницы. И если Россия не научится работать с законодательствами других стран и процедурными нормами ВТО, аграрный сектор, вероятно, будет ущемлен.
Трудности из-за антидемпинговых мер в Китае и ограничений в Индии и Мексике испытывают представители российской металлургии и химической промышленности. Компания «Русал» вынуждена закрывать убыточные заводы с падением цен на алюминий, которое вызвано китайским демпингом. Руководство компании считает рентабельной цену в 2400 долларов за тонну, тогда как сегодняшняя стоимость алюминия не превышает 1800 долларов. Снижается потребление и на внутреннем рынке: вместо 860 тыс. тонн алюминия в этом году «Русал» может реализовать в России на 12% меньше. Глава компании Олег Дерипаска не раз заявлял, что тарифная политика российских монополий ведет к потере конкурентных качеств у отечественных производителей.
Особенно эксперты опасались ухудшения самочувствия автомобильной промышленности. Неслучайно вступление в ВТО совпало с введением утилизационного сбора, которым облагался исключительно импорт новых и поддержанных машин, а отечественные производители брали будущие расходы по утилизации на себя. Выглядело это странно, потому что гарантия ничем не подкреплялась. Еврокомиссия назвала меру протекционизмом и 1 июля 2013 года обжаловала ее в рамках ВТО. К претензии Европейского Союза на данный момент присоединились США, Япония, Китай, Турция и даже Украина. Теперь стороны могут урегулировать конфликт в досудебном порядке либо через год российской стороне придется отвечать в суде. Пока же небольшое снижение выпуска автомобилей объясняется замедлением темпов промышленного производства и слабеющим спросом. Однако утилизационный сбор сильно ударит по российским производителям, говорят эксперты.
По данным Федеральной Таможенной службы, с января по июль общая доля импорта на российском рынке увеличилась на 3,5%, что равняется 155 млрд долларов. Больше всего импорта среди продуктов питания, в особенности среди молочной продукции, где доля выросла на 5-8%. Тем не менее в этом сегменте цены не пересматриваются. Производители объясняют это тем, что поставщики завышают их, оценивая объективную зависимость страны от импорта. Поэтому в несомненном выигрыше от вступления в ВТО пока остаются только крупные ритейлеры. Более того, согласно опросу агентства Moody’s, 68% представителей российских компаний не заметили никаких изменений, связанных со вступлением в ВТО, 17% отозвались негативно, а 15% видят в этом для себя преимущества.
Аналитики агентства подсчитали, что против российских производителей сегодня в мире действует более 100 ограничений и демпинговых мер. Если добавить к этому неблагоприятную конъюнктуру на основных для отечественного экспорта рынках, то получается, что у компаний нет другого выбора, кроме как отстаивать свою долю на внутреннем рынке. Между тем в штаб-квартире ВТО у России до сих пор нет своего постоянного представителя. Хотя в марте Минэкономразвития предлагало несколько кандидатур, правительство ни одного кандидата на этот пост не назначило.
Кроме этого, Росси не хватает квалифицированных юристов и экспертов для работы в международной организации. Также необходимо присоединение к ВТО Белоруссии и Казахстана, которые вместе с Россией находятся в Таможенном союзе. Хотя они и выполняют часть возложенных на Россию обязательств, это облегчит согласование. В целом, около 3-5 лет уйдет у России на снятие ограничений и облегчение доступа к внешним рынкам, считают эксперты Moody’s. Возможно, это слишком оптимистичная оценка, но она могла бы положительно сказаться на российской экономике и уверенности отечественных компаний.
Написать комментарий
В настоящий момент от вступления в ВТО Россия ничего положительного не получила. А негативные последствия уже есть. Миронов правильно отметил: российская экономика, сельское хозяйства и граждане терпят большие потери. Надо признать, что совершена ошибка.