Почему реальные процентные ставки растут в России?
Центральный банк России повысил ключевую процентную ставку до 21% и предупредил о дальнейших повышениях. Центральный банк утверждает, что этот шаг был необходим для борьбы с инфляцией, которую он связывает с предполагаемым чрезмерным ростом внутреннего спроса.
Однако есть и альтернативная точка зрения. По мнению экономиста Валерия Кизилова, именно Центральный банк подстегивал инфляцию, необоснованно поощряя кредитный бум.
Россия привыкла жить с инфляцией, близкой к 10%, незначительным реальным ростом и процентными ставками по кредитам, превышающими 25% в год. Отойти от этого курса сложно, пишет Кизилов, и те, кто поддался эйфории, склонны игнорировать риски и не думать о будущем.
Ипотечное кредитование в России резко сократилось: общий объем выданных жилищных кредитов в августе снизился на 56% по сравнению с тем же месяцем 2023 года. Несубсидируемые рыночные программы, на долю которых пришлось 1 трлн (10,6 млрд долларов США) из общего объема 3,6 трлн рублей (38,16 млрд долларов США), выданных с января по август, показали падение на 51% по сравнению с прошлым годом. Ожидается, что эта тенденция сохранится, поскольку средние ставки по ипотеке достигли рекордного максимума в 20,8% в год. Дело не только в том, что правительство завершило свою масштабную программу субсидирования — повышение ключевой ставки делает кредиты более дорогими по всей России в целом.
В настоящее время денежные кредиты предлагаются по ставке 27,1% годовых — самой высокой с апреля 2022 года. Даже государство, выпуская однолетние ОФЗ (купонные облигации федерального займа, выпускаемые правительством России), берет в долг под 17,25% годовых по сравнению со ставкой 13,32% годовых по аналогичным облигациям в январе.
Стоимость кредита включает в себя как инфляционную, так и реальную составляющие. Повышение ключевой ставки, устанавливаемой Банком России, — далеко не главный фактор удорожания кредитов. Ведь кредиты ЦБ составляют всего около 3% пассивов российских банков, что в 8–9 раз меньше средств физических лиц и в 10–11 раз меньше средств других российских банков. Коммерческие банки могли бы вообще не заимствовать средства у Центробанка, и их совокупная задолженность перед Банком России на 30 июня составляла не более 5 трлн руб., тогда как на их счетах в Банке России находилось около 14 трлн руб.
Почему реальные процентные ставки растут в России? С точки зрения экономиста, причиной может быть либо рост спроса на кредиты, либо снижение предложения.
Рост спроса на кредиты означает, что больше заемщиков готовы брать большие суммы по более высоким ставкам. Кто эти заемщики? Некоторые берут кредиты для прибыльных инвестиций, в то время как другие берут кредиты для финансирования текущих расходов сверх своих доходов. Первая группа берет инвестиционные кредиты, а вторая группа берет потребительские кредиты.
Спрос на «инвестиционные» кредиты увеличивается, когда появляются более прибыльные инвестиционные возможности. Обычно это происходит, когда открываются новые технологии и бизнес-модели, но еще не внедрены, когда выявляются неиспользованные природные ресурсы или когда становятся доступными новые торговые пути, но не используются в полной мере. Этот тип заимствования требует делового оптимизма — настроения, которое в настоящее время редкость в России.
Напротив, спрос на потребительские кредиты растет, когда люди отдают приоритет настоящему, а не будущему, игнорируя реальность того, что в конечном итоге им придется затянуть пояса, чтобы выплатить кредиты с высокими процентами. Это может произойти среди тех, кто сталкивается с немедленными финансовыми трудностями, тех, кто сознательно выбирает настоящие удовольствия вместо будущей безопасности, или тех, кто ожидает неопределенного и рискованного будущего — такого, которое делает сбережения бесполезными.
Альтернативно, проблема может заключаться не в увеличении спроса на кредиты, а в снижении предложения. Это также может быть связано со смещением предпочтений с будущего на настоящее. Раньше кто-то мог откладывать десятую часть своей ежемесячной зарплаты, но теперь он перестал.
Аналогичные рассуждения применимы к предпринимателям и инвесторам. Кредитование становится более рискованным во времена длительной диктатуры и войны, которые усиливают угрозу невозврата кредитов, девальвации валюты, репрессивного регулирования, налогообложения — и, наконец, преступности. Это известно как «страновые риски». В настоящее время они особенно высоки в России, и они продолжают расти. Никто не будет давать кредиты по низким процентным ставкам в такой обстановке.
Написать комментарий