Почему политическая и экономическая догмы узбекской «оппозиции» ошибочны?
Была ли узбекская оппозиция самой активной политической силой в СССР в период его распада, как, например, оппозиция в Прибалтике? Почему сейчас в Узбекистане не поощряется рождаемость, как в России? С чем связана трудовая миграция населения Узбекистана в Россию и другие страны мира?
Из цикла статей «Информационная война обиженных против Узбекистана».
1. Предисловие
В первой части своей речи на съезде «Народного движения Узбекистана» (НДУ), состоявшемся в Берлине 23-24 мая 2011 года, поэт Салай Мадаминов, имеющий псевдоним Мухаммад Солих, являющийся лидером этой вновь созданной реакционной организации, позволил себе назвать ту стабильность, которая воцарилась в Узбекистане, «стабильностью кладбища». А тот мир, установленный в нашей стране усилиями нашего народа, миром «хуже самой страшной войны». Поэтому он заявил, что будто бы именно по этим причинам «из Узбекистана бегут миллионы людей, спасая свою жизнь не только по политическим мотивам, а по мотивам экономическим».
Проанализируем эти политические и экономические догмы (от греч. dogma – учение). Учитывая, что на вопрос: кто сбежал из Узбекистана по политическим мотивам и как их называть? – я уже в какой-то степени отвечал в своей статье [1-3], в этой статье я начну свой анализ с той догмы, которую можно назвать «экономической догмой» Мухаммада Солиха или узбекской «оппозиции», в которой он утверждает, будто бы «из Узбекистана бегут миллионы людей, спасая свою жизнь… по мотивам экономическим». В тексте своей речи он не комментирует и не дает расшифровки этого утверждения, поэтому оно не имеет ни доказательства, ни обоснования. Но мы расшифровку такой, мягко говоря, ошибочной экономической догмы или учения узбекской «оппозиции» можем найти, если обратимся к статье другого его последователя из партии «Эрк», к статье некоего С.Умирзакова, который, выступив на сайте «Ponauz.com» с «трогательным» ответом на мою статью «Информационная война обиженных против Узбекистана», задает мне в числе других следующие два очень важных вопроса:
1. «Разве не правда что государство (узбекское – прим. автора) при рождении ребёнка не оказывает финансовую помощь семьям, как, например, в России выделяют для этих целей по 300 тысяч рублей?»;
2. «Разве не правда, что уже около 2-х миллионов трудоспособных граждан Узбекистана являются «гастарбайтерами» в России?».
Так что теперь я, обстоятельно ответив на эти вопросы, смогу доказать не только ошибочность и несостоятельность экономической догмы узбекской «оппозиции» в лице его «лидера» поэта Мухаммада Солиха, но и то, что мой оппонент с сайта «Ponauz.com» С.Умирзаков не понимает суть взаимосвязанных проблем демографии и миграции трудовых ресурсов. Вместо того, чтобы нормальным тоном задать свои вопросы для получения ответа от меня и пополнить свои знания, он пытается обвинить наше государство. В чем? Во-первых, в том, что оно не оказывает помощь узбекским семьям при рождении ребенка как в России. А во-вторых, в том, что наше государство якобы виновато в появлении трудовых мигрантов, число которых только в России достигает 2 млн. человек и которых он называет «гастарбайтерами» в самом плохом смысле этого слова.
Таким образом, теперь для того, чтобы доказать несостоятельность экономической догмы «оппозиции» Узбекистана в лице Мухаммада Солиха, если ответить на вопросы, поставленные его последователем С.Умирзаковым, и с этой целью обратиться к литературным источникам, то очень скоро обнаружится, что их даже и искать не стоит. Поскольку на эти вопросы я уже давал довольно обстоятельные ответы в своей статье «Узбекистан: вызовы, угрозы, проблемы и решения», опубликованной на сайте «Капитала страны» еще в 2009 году [4-5]. В статье, с которой С.Умирзаков, видимо, не знаком, хотя он и заявляет, что следит за моими публикациями, а некоторые из них даже и комментирует. Не читал он и статьи «О чем спорят Таджикистан и Кыргызстан с Узбекистаном?» и «Как нам следует относиться к детям национальных лидеров?», которые подняли большой шум среди оппозиционно настроенных эмигрантских кругов нашей страны…
2. Почему в Узбекистане не поощряется рождаемость, как в Российской Федерации?
Отвечая на этот вопрос, который я сформулировал, всего лишь незначительно отредактировав первый вопрос С.Умирзакова, можно констатировать следующее.
Да, в Российской Федерации действительно поощряется рождение детей и это делается из-за существования демографического кризиса – сокращения численности ее населения. В своем Послании Федеральному Собранию РФ от 10 мая 2006 года Владимир Путин говорил, что в среднем число жителей России становится меньше ежегодно на 700 тысяч человек. Поэтому он предлагал три пути решения этого демографического кризиса. Первое – снижение смертности. Второе – эффективная миграционная политика. И третье – повышение рождаемости.
При этом для поощрения рождения второго ребенка Владимир Путин тогда и предлагал поднять социальный статус матерей в российских семьях путем введения «материнского капитала» в размере 250000 рублей, который с учетом индексации сейчас достигает 300000 рублей.
У нас в Узбекистане тоже существует демографическая проблема. Но эта проблема у нас имеет кризисный, но полностью противоположный характер, чем в Российской Федерации. Ибо в нашей стране происходит не сокращение численности населения за счет его вымирания, а его чрезмерный рост, составлявший за период независимости нашей страны в среднем около 400 тыс. человек в год. Поэтому Узбекистан в отличие от России и многих других Европейских стран страдает от перенаселенности, как, например, Китай, Индия и Мексика.
Так, в 1990 году Андижанская область Узбекистана занимала первое место в СССР по густонаселенности (427,4 чел./кв.км), Ферганская область – второе (313,6 чел/кв.км), то Наманганская область – пятое место (197,2 чел/кв.км), приводя к различного рода негативным явлениям, связанным с избыточностью трудовых ресурсов. Именно такое положение дел в 1988 году приводило к беспорядкам при объединении четырех сельских районов в Наманганской области, а в 1989 году – к межнациональному конфликту в Ферганской области. К конфликту местного населения с туркми-месхетинцами, которые были депортированы в Узбекистан в период сталинского режима с территории Грузии. Эти области Ферганской долины Узбекистана остаются такими же густонаселенными до сих пор…
Именно из-за перенаселенности своей территории Узбекистан вынужден не только отказаться от поощрения рождаемости, но и ограничивать такой процесс, также как в Китае, но путем демографической политики, которая осуществляется значительно мягче, чем там.
3. Почему существует трудовая миграция населения Узбекистана в Россию и другие страны мира?
Отвечая и на этот вопрос, который я также сформулировал, незначительно отредактировав второй вопрос С.Умирзакова, могу сказать следующее.
В пункте 2 первой части своей статьи «Узбекистан: вызовы, угрозы, проблемы и решения» [5], я приводил краткий анализ работы экспертов ШОС А.Парамонова и А.Строкова. Эта работа, хотя и была выполнена достаточно добросовестно и посвящена изучению экономики нашей страны за годы ее независимости, но содержала некоторые ошибочные выводы авторов. Согласно им в советское время в нашей республике якобы проблем, связанных с избытком трудовых ресурсов и незанятостью населения, вовсе не было, а безработица полностью отсутствовала. Я в своей статье на основе изучения статистических данных советского периода указывал на ряд моментов.
Так, в то время, когда в сельской местности развитых стран проживало всего лишь от 2 до 5% общей численности населения, в сельской местности Узбекистана проживало более 60% населения, которое в 1990 году составляло 20,7 млн. человек. Но из этих 60% сельского населения, составлявшего 12,3 млн. человек, было занято только лишь 15,5% или 1,9 млн. человек. Эти цифры советской статистики, ориентированные на восхваление социалистической системы хозяйствования и ее экономики даже тогда, когда она у всех на глазах разрушалась, скрывали огромное количество незанятого населения и безработных среди сельского населения Узбекской ССР. По моим приблизительным расчетам число безработных в Узбекистане в 1990 году, т.е. за год до распада СССР, составляло округленно около 4 млн. человек. А эта цифра всего лишь на 22,4% меньше, чем число самих занятых во всем народном хозяйстве республики того периода, ибо число всех занятых в Узбекской ССР составляло 5,2 млн. человек. Но в официальных источниках показывали, будто бы в том же 1990 году в Узбекской ССР с просьбой о трудоустройстве в государственные органы обратилось всего лишь 321 тыс. человек. Эта цифра составляет всего лишь около 8% от общего числа незанятого населения!
На мой взгляд, существование такой огромной армии незанятого населения и безработных в Узбекской ССР в советское время скрывали по той простой причине, что в соответствии с господствовавшей тогда идеологией таких людей у нас не должно было быть. Поэтому такие явления, как незанятость и безработица, трактовалось как уклонение от общественно полезной деятельности и даже паразитический образ жизни, подпадая под уголовно наказуемые деяния, а именно, к «тунеядству».
Не вдаваясь в детали, хочу подчеркнуть, что именно из-за существования такой острой проблемы, как огромный избыток трудовых ресурсов, что можно назвать и скрытой безработицей, в таком густонаселенном регионе Узбекистана, как Ферганская долина, в 1988 год вспыхнули массовые беспорядки при объединении сельских районов. Например, беспорядки имели место при объединении таких сельских районов Наманганской области, как Янгикурганский район с Чартакским районом и Нарынский район с Учкурганским районом.
Я был в гуще этих событий, работая в должности заместителя председателя Нарынского райисполкома, а потом и объединенного Учкурганского райисполкома. Именно тогда я стал обращать пристальное внимание на эти проблемы и искать научные и практические пути выхода из сложившейся сложной ситуации, связанной с избытком трудовых ресурсов. Именно этим обстоятельством и было обусловлено выделение приусадебных земельных участков каждой сельской семье по 0,20 га в 1990 году в соответствии с решением правительства нашей республики.
Таким образом, избыток трудовых ресурсов и трудовая миграция населения Узбекистана, которая приобрела огромные масштабы для нашей республики за годы ее независимости, является наследием советских времен, связанных с ошибками в планировании и демографической политике СССР. Именно поэтому в своей статье «Узбекистан: вызовы, угрозы, проблемы и решения» [5], анализируя такие вопросы и в других странах, в частности в Китае, со ссылкой на литературные источники, я писал следующее. В Китае происходит «экономическое чудо», но там незанятых и безработных людей почти в 10 раз больше, чем все население Узбекистана. Годовой доход многих миллионов людей в западных провинциях Китая не достигает даже 100 долларов в год, не говоря уж о том, что миллионы пожилых людей этой части Китая не получают даже пенсии. Далее, отвечая на вопрос «Трудовые мигранты: добро или зло?», я подчеркивал, что, говоря о безработных Китая, нельзя обойти вниманием и вопрос, связанный с трудовыми мигрантами из Узбекистана и других стран Центральной Азии. По этому вопросу на сайте «ЦентрАзия» была опубликована статья А.Асророва под названием «Миграция консервирует режимы ЦентрАзии». Несмотря на то, что некоторые тезисы, высказанные этим автором о трудовых мигрантах, являются обоснованными, со многими его выводами, включая то, что правительство Узбекистана этими вопросами не занимается, никак нельзя согласиться.
Во-первых, Госдума РФ еще 5 июня 2009 года ратифицировала Федеральным Законом №2197-5 ГД межправительственное соглашение с Узбекистаном, регулирующее трудовую деятельность и защиту прав трудовых мигрантов. Цель этого соглашения – регулирование трудовой деятельности граждан РФ в Узбекистане и граждан Узбекистана в России. Но такое соглашение между Казахстаном и Узбекистаном еще не подписано. Тем не менее, многие трудовые мигранты из Узбекистана работают в Казахстане вполне легально.
Во-вторых, если в 2009 году в Узбекистане было создано 940 тыс. новых рабочих мест, то в 2010 году их планируется создать не менее 950 тыс.
В-третьих, рабочая сила, как и всякое другое благо, является товаром, который экспортируют и импортируют. Этот экономический закон о том, что рабочая сила является товаром, была доказана великим вождем и защитником пролетариата Карлом Марксом в его знаменитом «Капитале», увидевшем свет еще в 1867 году. Поэтому у нас, например, действует Агентство по вопросам внешней трудовой миграции при Министерстве труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан. Это агентство создано в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан №75 от 13 февраля 2001 г. Но как и в любом новом и сложном деле, в деятельности этого агентства существует множество недостатков. Поэтому, видимо, и существует нелегальная миграция трудовых ресурсов Узбекистана.
Что же касается валютных поступлений в Узбекистан за счет экспорта рабочей силы, то исследования доктора экономических наук Евгения Винокурова, основанные на данных МВФ и Всемирного банка и опубликованные на сайте Евразийского банка развития, показывают следующее. Размер денежных поступлений, достигая 15% ВВП Узбекистана, только лишь за первое полугодие 2008 года составлял сумму не менее 2 млрд. долларов США, что благотворно повлияло на уровень и качество жизни нашего населения. Об этом свидетельствует и то, что в сельской местности оживилось индивидуальное жилищное строительство, находившееся до этого в глубоком упадке.
При этом следует подчеркнуть, что, по словам директора Федеральной миграционной службы Российской Федерации Константина Ромодановского, в 2008 году только лишь на территории РФ пребывало порядка 2 миллионов граждан Узбекистана. Причем он отмечал, что у ФМС РФ имеется электронное досье на каждого из этих узбекских мигрантов и об этом я писал еще за два года до появления второго вопроса «оппозиционера» С.Умирзакова.
Таким образом, на граждан из стран с избытком трудовых ресурсов, разными путями мигрирующих и устраивающихся на работу в других странах, испытывающих потребность в них, необходимо смотреть не только как на простых трудовых мигрантов, называя их гастарбайтерами и вкладывая в это понятие отрицательное значение (несмотря на то обстоятельство, что этот немецкий термин означает Gast + Arbeiter = гость + рабочий). К этому процессу надо относиться, главным образом, как к экспорту и импорту рабочей силы.
И этот экономический процесс является отнюдь не злом, как это преподносил А.Асроров в вышеуказанной статье на сайте «ЦентрАзия», теперь же еще и Мухаммад Солих и его последователь С.Умирзаков, а добром или благом как для обладателя рабочей силы, так и импортеров, использующих ее в своих интересах. И эта рабочая сила особенно полезна не только для России, которая еще долго будет остро нуждаться в трудовых ресурсах, имея такую огромную территорию и стратегические планы своего развития, но и для Казахстана. Последний, имея всего лишь 15,9 млн. чел. населения, из которого трудовые ресурсы составляют 8,8 млн. чел., а занятые 6,4 млн. чел., занимает огромную территорию – 2,7 млн. кв. км. Там есть чего освоить и чего развивать не только такому малому числу населения Казахстана, но и значительно большему числу людей. Там и для «гостящих работников» тоже хватит рабочих мест, тем более, когда такими гостями являются ближайшие соседи. Причем соседи, на родине которых говорят: «добрый сосед – лучше дальнего родственника».
Так что, если в какой-либо стране имеется большой избыток рабочей силы, то следует наладить высокоэффективный экспорт этого ресурса в другие страны, где есть потребность в них. Разумеется, не забывая при этом о том, что обладателями таких сил являются наши люди, нуждающиеся в защите своего государства в той стране, где они трудятся. А для этого необходимо своевременно заключать со странами-импортерами этого товара соответствующие соглашения и договора о защите их прав и интересов в стране их пребывания. И надо налаживать работу собственных служб, которые будут заниматься этими вопросами как внутри страны, так и за ее пределами.
При этом хочу здесь дополнительно подчеркнуть, что трудовые мигранты, которых С.Умирзаков с оскорбительным тоном называет «гастарбайтерами», отличаются от эмигрантов, как он и Мухаммад Солих, тем, что они в любое время свободно могут выезжать и выезжают из Узбекистана в любую страну мира. Особенно те из них, в отношении которых наше государство имеет соответствующие соглашения об их трудовой деятельности и о защите их прав. Они могут свободно возвращаться оттуда обратно, в свою страну. Потому, что они не являются беглецами из своей собственной страны – Узбекистана, как Мухаммад Солих или С.Умирзаков. И тем более теми людьми, которые бегут из Узбекистана, спасая свою жизнь «по мотивам экономическим», как утверждает Мухаммад Солих в первой части своей речи на съезде НДУ. Они являются свободными трудовыми мигрантами, выгодно реализующими свой товар, т.е. собственную рабочую силу.
Почему я к этим вопросам я в отличие от наших «оппозиционеров» отношусь положительно? Потому, что я точно знаю, что те наши соотечественники, среди которых много и моих родственников и знакомых, которые в качестве трудовых мигрантов уехали работать в другие страны, как, например, в Южную Корею и Россию, получают там новые профессии. Работая на заводах и фабриках, использующих новые современные технологии и технику, соответствующие мировым стандартам, приобщаясь к современному образу жизни и другой культуре, а также получая за свой труд приличный заработок, они меняются в лучшую сторону. Поэтому, когда они возвращаются обратно в Узбекистан, они становятся носителями такого современного образа жизни и культуры, которые очень необходимы сельским жителям, составляющим большинство населения нашей страны.
4. Почему политическая догма «оппозиции» Узбекистана ошибочна?
Тот факт, что иммиграция людей в ту или иную страну стала в современном мире не политическим, а вполне обычным явлением, могут доказать и такие цифры, которые связаны с численностью иммигрантов в европейских странах.
Так, например, в ФРГ сейчас проживает 6,8 млн. иностранных граждан, из которых 1,7 млн. — турки, 930 тыс. — граждане республик бывшей Югославии, 187,5 тыс. – граждане России и 129 тыс. – граждане Украины. Во Франции, по данным переписи 1990 года, 870 тысяч иммигрантов составляли выходцы из Алжира, 450 тысяч — из Марокко, 190 тысяч — из Туниса, 180 тысяч — из Турции и 160 тысяч с Африканского континента. а также 600 тысяч — из Португалии, 520 тысяч — из Италии, 450 тысяч — из Испании и 200 тысяч — из стран Восточной Европы.
Как видно из этих цифр, среди указанных иммигрантов наши соотечественники отсутствуют, поскольку их там так мало, что статистика этих стран на них не обращает внимания. Аналогичное положение, но с другими данными можно установить, анализируя статистику процессов иммиграции и по другим странам Европы и всего мира в целом.
Эти факты доказывают только лишь одно обстоятельство —ошибочность политической догмы Мухаммада Солиха или «оппозиции» Узбекистана о том, будто бы из нашей страны «бегут миллионы людей, спасая свою жизнь … по политическим мотивам».
5. Была ли узбекская оппозиция политически активной силой в СССР на момент его распада?
Теперь зададимся следующим вопросом: была ли узбекская оппозиция политически высокоактивной силой в СССР на момент его распада, как, например, оппозиция Прибалтики?
Отвечая на этот вопрос, хочу доказать ложность другого утверждения Мухаммада Солиха, которое содержится в его анализируемой речи: «Узбекистан на момент распада СССР был самой (после републик Прибалтики) политически активной республикой».
Ложность этого утверждения Мухаммада Солиха пять могут доказать слова все того же «Отца-основателя» оппозиционного движения в Узбекистане Дадахона Хасанова, поскольку он еще в 2008 году в своем интервью VoiceofFreedom категорично заявлял, что «Никакой борьбы не было, стремления к Независимости тоже не было, всему способствовала сама Россия. Россия взяла и объявила себя независимой и остальные последовали за ней, причем вынужденно. Эти достижения не были результатами борьбы. Борьбы нет, ни «Эрк», ни «Бирлик» не боролись за независимость. Было проведено несколько выступлений, правда, мы их даже снимали на видео, но ни в одном из них не говорились, что мы являемся колонией, захваченной Москвой, что надо стремиться к независимости, бороться за нее. Говорили только о языке, что он должен быть государственным, об Арале, детской смертности, о суицидах среди женщин, хлопковой монокультуре и все. О том, что нужно бороться за независимость, что если станем свободны, страна будет воистину независимой, не говорилось…».
6. Заключение
Теперь о тех высказываниях Мухаммада Солиха где он, оскорбляя патриотические чувства узбекистанцев, воцарившуюся стабильность в нашей стране называет «стабильностью кладбища», а установившийся мир – миром «хуже самой страшной войны». Его соратник С.Умирзаков сам Узбекистан называет тюрьмой – оставим это на его совести. Если здесь коротко остановиться на вопросе, который выведен в заголовок нашей статьи (почему несостоятельны политическая и экономическая догмы «оппозиции» Узбекистана?), то по этому поводу можно сказать следующее.
Политическая и экономическая догмы «оппозиции» Узбекистана или конкретно Мухамада Солиха, ошибочны и несостоятельны потому, что все эти «оппозиционеры», начиная с него самого и кончая Ядгором Норбутаевым, Алишером Таксановым, Салаватом Умирзаковым и другими, абсолютно не компетентны в социально-экономических и общественно-политических вопросах. В своей статье я доказал, что они абсолютно некомпетентны и в вопросах демографии и трудовой миграции. Не говоря уж о том, что Алишер Таксанов, имеющий ученую степень кандидата экономических наук, не отличает даже понятие иммиграции от понятия эмиграции, на что я обращал внимание читателей в своей статье «Информационная война обиженных против Узбекистана» [5].
А что касается использования в заголовке анализируемой части речи Мухаммада Солиха такого технического термина и понятия, как «автопилот», которым инженеры и конструкторы таких сложных летательных аппаратов, как самолеты, называют умные части своих машин, которые автоматически и очень эффективно ими управляют, можно сказать, следующее. Мухаммад Солих даже название первой части своей статьи назвал очень неудачно, поскольку ее название («Режим на автопилоте») дает не отрицательную, а положительную оценку как правоприменительной, так и всей системе управления нашей страной, оценку как умной государственной машины. А за это от имени служащих всей этой умной государственной машины, стоит его поблагодарить…
Так что «оппозиционеры» не достойны даже называться цивилизованной оппозицией, обладающей необходимыми знаниями, тем более, когда речь касается экономики знания, которая сейчас становится краеугольным камнем всех наших реформ. Именно по этой причине, я даже само слово оппозиция записываю в кавычках… Перефразируя самого Мухаммада Салиха, можно сказать, что его ум и здесь подводит и его самого, и всех его последователей, ибо политическая и экономическая догмы и другие идеи, которые он предложил на уровне съезда НДУ, жалки и смешны. Они выдвинуты для того, чтобы воздействовать в качестве инструмента или орудия информационной войны на сознание простых людей, вызывая недовольство среди той категории из них, которые относятся к числу трудовых мигрантов…
Что же касается темы о несостоятельности идеологической догмы «оппозиции» Узбекистана, то я на этом вопросе намерен остановиться в следующей статье. Так что продолжение следует.
1. http://www.kapital-rus.ru/index.php/articles/article/185171.
2. http://www.kapital-rus.ru/index.php/articles/article/185172.
3. http://www.kapital-rus.ru/index.php/articles/article/185173.
4. http://www.kapital-rus.ru/index.php/articles/article/176564.
5. http://www.kapital-rus.ru/index.php/articles/article/176565.
Написать комментарий
Глупец не тот, кто не знает, а тот кто не хочет знать; слепец не тот, кто не видит, а тот, кто не хочет видеть.Абдуллаев Р., величающий себя академиком не хочет знать, не хочет видеть. Если он экономист - пусть открыто посмотрит на нашу экономику. Наш гос.бюджет почти на 90% сформирован за счет косвенных налогов и ресурсных платежей. Вождь мирового пролетариата - В.И.Ленин - назвал косвенные налоги самыми позорными налогами в мире (акцизы, импортные и экспортные пошлины, НДС и др.), именно эти налоги оплачивает простой гражданин из своего кармана. Но зачем это Абдуллаеву? Он пользуется офиц.статистикой, согласно которой мы всегда идем с профицитом бюджетаЮ инфляция у нас не выше 8% в год и прочая чушь. Зачем ему знать, что у нас практически нет конвертации? - он же не бизнесмен, а академик.
Ув. Зумбале Балеевич! Мне кажется, что Вы из тех же обиженных эмигрантов, как Алишер Таксанов, Ядгор Норбутаев и Замира Раззакова, считающих себя «оппозиционерами», имеющими право на любое хамство, о которых один из комментаторов моей статьи «Информационная война обиженных против Узбекистана» сказал примерно так: «они читать какого-либо автора не любят, но обсуждать непрочитанные их работы очень любят, как круглые идиоты, каковыми были и есть все обиженные эмигранты. Так, что обиженные «оппоненты» Р.Абдуллаева – это самые глупые люди, если не сказать больше...». Иначе Вы не отрицали бы то утверждение где я говорю, что «экономический закон о том, что рабочая сила является товаром, была доказана великим вождем и защитником пролетариата Карлом Марксом в его знаменитом «Капитале», увидевшем свет еще в 1867 году». Тем самым доказывая, что ничего о Карле Марксе, о его «Капитале» и политической экономии, не знаете. Я констатируя такой факт, решил совсем немножко просветить Вас, во-первых, указав, что я, хотя и являюсь оппонентом Карла Маркса, посвятившим опровержению его теории о прибавочной стоимости несколько своих работ, но никогда не пытался доказывать несостоятельность тех его теоретических положений, которые являются обоснованным. Во-вторых, его идеи, разработанные, когда он находился в эмиграции в таких странах, как Франция, Англия и Бельгия, в отличие от всяких несостоятельных догм узбекских эмигрантов, оказали мощное воздействие таким областям обществознания, как история, социология, политология и политическая экономия. На основе этих идей формировались влиятельные политические партии и общественные движения, оказавшие заметное влияние на историю ХХ века. Если помните в СССР марксизм использовался в качестве основы государственной идеология, в Китае и некоторых других странах, он выполняет эту роль и поныне. А что касается, моего утверждения, что он в своем «Капитале» доказывал, что рабочая сила является товаром, могут подтвердить следующие цитаты из его книги. Так, например в одном из параграфов на странице 178 «Капитала» (— М., Политиздат, 1978 г.) под заголовком «Купля и продажа рабочей силы» (с. 177), он пишет: «…владелец денег находит на рынке… специфический товар; это — способность к труду, как рабочая сила. Под рабочей силой, или способностью к труду, мы понимаем совокупность физических и духовных способностей, которыми обладает организм, живая личность человека, и которые пускаются им в ход всякий раз, когда он производит какие-либо потребительные стоимости. Но для того чтобы владелец денег мог найти на рынке рабочую силу как товар, должны быть выполнены различные условия. Обмен товаров, сам по себе, не содержит никаких иных отношений зависимости, кроме тех, которые вытекают из его собственной природы. А раз это так, рабочая сила может появиться на рынке в качестве товара лишь тогда и лишь постольку, когда и поскольку она выноситься на рынок или продается ее собственным владельцем, т.е. тем самым лицом, рабочей силой которого она является. Чтобы ее владелец мог продавать ее как товар, он должен иметь возможность распоряжаться ею, следовательно, должен быть свободным собственником своей способности к труду, своей личности. Он и владелец денег встречаются на рынке и вступают между собой в отношения как равноправные товаровладельцы, различающиеся лишь тем, что один — покупатель, а другой — продавец, следовательно оба — юридически равные лица. Для сохранения этого отношения требуется, чтобы собственник рабочей силы продавал ее постоянно лишь на определенное время, потому что, если бы он продал ее целиком раз и навсегда, то он продал бы вместе с тем самого себя, превратился бы из свободного человека в раба, из товаровладельца в товар. Как личность, он постоянно должен сохранять отношение к своей рабочей силе как к своей собственности, а потому как к своему собственному товару… Второе существенное условие, необходимое для того, чтобы владелец денег мог найти на рынке рабочую силу как товар, состоит в том, что владелец рабочей силы должен быть лишен возможности продавать товары, в которых овеществляется его труд, и, напротив, должен быть вынужден продавать как товар самое рабочую силу, которая существует лишь в его живом организме», чем и занимаются трудовые мигранты из нашей страны.
Еще один шарлатан и очковтиратель... Меня поразила фраза: мигранты "...Работая на заводах и фабриках, использующих новые современные технологии и технику, соответствующие мировым стандартам, приобщаясь к современному образу жизни и другой культуре, а также получая за свой труд приличный заработок, они меняются в лучшую сторону. Поэтому, когда они возвращаются обратно в Узбекистан, они становятся носителями такого современного образа жизни и культуры, которые очень необходимы сельским жителям, составляющим большинство населения нашей страны". Но комментс, просто..
Господи! Да это же бред! Его, автора, «академиком» наверняка считают только в своей палате! Или это всё шутка? Тогда – респект! «Этот экономический закон о том, что рабочая сила является товаром, была доказана великим вождем и защитником пролетариата Карлом Марксом в его знаменитом «Капитале», увидевшем свет еще в 1867 году». Антон Павлович, Николай Васильевич! Вот бы вам такой материальчик!