«Панамские документы». Как Россия подменяет борьбу с коррупцией идеологической войной с Западом
Россия пытается отгородиться от глобальной дискуссии об использовании офшоров для оптимизации налогов и отмывания денег привычной антизападной риторикой. Почему для страны это непродуктивный способ осмысления скандала, разгоревшегося вокруг «панамского досье»?
«Происки врагов»
Известное изречение Авраама Линкольна гласит: «Можно обманывать часть народа все время. Можно обманывать весь народ некоторое время. Но нельзя все время обманывать весь народ». Российские власти упорно стараются делать последнее, несмотря на обреченность попыток. Накануне публикации международного расследования об офшорных компаниях, принадлежащих как главам государств, так и высокопоставленным чиновникам на официальном уровне прозвучало, что «англосаксонские СМИ» развязали против России информационную войну и в Кремле приготовились к обороне от фабрикующегося в недрах ЦРУ «вброса».
Последующие события не заставили себя долго ждать. «Происки врагов» выглядели таким образом: из панамской юридической фирмы Mossack Fonseka, которая регистрировала офшорные компании по всему миру, произошла крупная утечка документов – 11,5 млн файлов, занимающих терабайты памяти. При этом появилось сразу несколько версий, как сведения попали в руки журналистов. Согласно одной из них, некий аноним, совестливый сотрудник компании, год назад передал редакции немецкого издания Süddeutsche Zeitung весь массив информации, охватывающий десятилетия работы Mossack Fonseka. Позднее один из двух основателей панамской конторы Рамон Фонсека, опровергая сообщения о предательстве, представил свой бизнес жертвой хакерской атаки. Но близкие к нему источники рассказали о любовной мести: якобы бывшая сотрудница фирмы находилась в интимных отношениях с партнером компании и после неприятного расставания обнародовала доступные ей данные.
На самом деле обстоятельства крупнейшей информационной утечки, позволяющей теперь в течение долгих лет разоблачать схемы ухода от налогов и отмывания средств, полученных нелегальным путем, совершенно не важны; куда интереснее восприятие скандала в разных странах и его последствия. «Основной целью таких вбросов являлся и является наш президент», – прокомментировал новость пресс-секретарь главы Российского государства Дмитрий Песков. Впрочем, подобного типа заявления повторяются раз от раза с тех пор, как США ввели санкции против ближнего круга Путина, в частности акционеров банка «Россия», среди которых они наиболее широко и символично представлены. Очевидно, в Кремле видят в этом продолжение дипломатической войны другими средствами. И готовятся к выпадам как к спецоперации: анонсируют подготовку провокации, затем изучают, что удалось добыть «журналистскому сообществу», укомплектованного из «бывших представителей и Госдепа, и ЦРУ, других спецслужб».
А на следующий день, не увидев ничего нового и облегченного вздохнув, повторяют теорию заговора Запада против Путина, который и есть Россия. Известная максима гласит: «Есть Путин – есть Россия, нет Путина – нет России». Судя по этой логике, на Западе учитывают столь сильную зависимость целого государства от отдельной личности и бьют по последней. После этого можно больше ничего не объяснять, но пресс-секретарь зачем-то подчеркивает, что сфабрикованные данные о связи с президентом офшоров на 2 млрд долларов не соответствуют действительности. В самом деле, в отличие от президента Украины Петра Порошенко и премьер-министра Исландии Сигмундюра Гуннлейгссона Путин напрямую не владел счетами и компаниями в безналоговых юрисдикциях. Главной сенсацией длившегося год журналистского расследования, в котором было задействовано около 400 человек почти из ста стран мира, собственно, стало не то, что близкие друзья российского президента пользуются известными способами не платить налоги дома, а то, что его имени нет ни в одном документе. Попались даже 13 высокопоставленных российских чиновников и депутатов, которые не имеют права управлять офшорами и должны декларировать прибыль от них, а он нет.
Виолончелист-миллиардер и будущее режима
Но у кремлевской версии о причастности к «вбросу» США есть один существенный недочет: под удар попал президент Порошенко, ключевой клиент Вашингтона на Украине и союзник в борьбе с «российской агрессией» на европейском континенте. Это стало настоящим подарком российским телеканалам и информационным агентствам – «раскрывая» двуличность украинского лидера, они умалчивали о российской части «панамского архива». А замалчивать было что. В фокусе расследования Международного консорциума журналистов-расследователей (ICIJ) и Центра по исследованию коррупции и оргпреступности внезапно оказался Сергей Ролдугин – известный российский виолончелист, который через офшорную компанию International Media Overseas владеет состоянием в 2 млрд долларов. Справедливо возникает вопрос: как исполнитель классической музыки мог заработать «золотые горы»? Но он сразу отпадает, если упомянуть особый статус музыканта – крестный отец первой дочери президента. Основное богатство «свалилось» на Ролдугина после 2014 года, когда против друзей Путина были введены санкции США, а он как миноритарный акционер банка «Россия» единственный не попал в «черный список». Так незаметный виолончелист стал «лазейкой» для людей из «карманного» банка ближнего круга президента.
Они давали его компании миллионы долларов в виде «коммерческих» кредитов под 2%, которые проводили через кипрский RCB Bank (46% принадлежат ВТБ, остальное – «Открытию»), а затем прощали крупные долги, он покупал доли в крупных российских компаниях по заниженной стоимости, а на следующий день перепродавал обратно, но с прибылью для себя – все это, как считают некоторые, сложный вид взяток. Доказать, кому они предназначались, очевидно, будет невозможно. Но движение средств в «панамском деле» отражено документально. Плохая новость для окружения президента в том, что США уже рассматривают санкции против Ролдугина и могут заблокировать 2 млрд долларов на иностранных счетах (чтобы понять масштаб суммы, достаточно сказать, что в 2015 году прибыль «Роснефти» составила 5 млрд долларов).
Собственно, на этом можно было бы и остановиться. Но Кремль давно проводит мысль о попытках смены режима, приготовления к которому проводятся к предстоящим выборам. Очевидно, что в администрации президента не могут не воспринимать многочисленные сигналы западных партнеров о неудобности Путина. Но для внутреннего потребления Песков говорит, что так пытаются перебить успех военной операции в Сирии и освобождение от террористов Пальмиры. Однако переживать за итоги выборов у Кремля нет никакого повода. Ведь, согласно сталинскому правилу, тот, кто считает, тот и побеждает. При этом до массового зрителя, основной массы избирателей, информацию о глобальном скандале в ее российском разрезе телеканалы не донесли.
Таким образом, военный фронт англосаксонских СМИ наглухо изолирован, и реляции с боевых полей поступают ограниченному числу заинтересованных граждан. На дворе не Перестройка, и «Голос Америки» не сообщит правду зрителям «Первого канала», а если кого и угораздит попасть под тлетворное влияние Запада, то его предупреждали: на войне, как на войне. Цель на этот раз не богатые ресурсы России, которые, по идее, принадлежат всему народу, а более высокая ценность в понимании Кремля – президент. И этим людям сообщается: Путин отстаивает интересы России, за это его не любит мировая закулиса и желает сместить. Значит, подключаем логику, обвинения в адрес Путина есть признание его принципиальной правоты в служении отечеству.
Коррупция и патриотизм элиты
Конкретных доказательств неуплаты налогов в российский бюджет или коррупционных сделок «панамские архивы» не предоставили, но этим уже пообещала заняться Генеральная прокуратура России. Вопрос о том, законны ли счета в безналоговых юрисдикциях в принципе, тоже не поднимается – с 1960-х годов они вполне легальны. Другое дело, нарушает ли их использование, во-первых, отдельные законы государств, а во-вторых, соответствует ли морально-этическим аспектам деятельности того или иного лица. В случае с президентом Украины Порошенко или премьер-министром Исландии Гуннлейгссоном – оптимизировать налоги, а точнее платить как можно меньше в стране, которую ты возглавляешь попросту аморально.
Для России же первостепенен вопрос не офшоров и этичности ухода от высоких налогов (хотя официально за их оптимизацию судили Михаила Ходорковского в 2003 году). Буквально он формулируется так: откуда у виолончелиста Сергея Ролдугина, крестного отца старшей дочери президента Владимира Путина, столько денег. И речь уже идет о коррупции. К сожалению, российское общество взбудоражить самыми громкими коррупционными делами невозможно. Граждане признают (36% опрошенных Левада-центром), что в России коррупция гораздо сильнее, чем на Западе, в большинстве своем (62%) россияне считают недопустимым коррупцию в государственных органах власти, но повальное большинство (87%) уверены – чиновники берут взятки. Кроме того, 44% разделяют мнение, что Путину не удастся ее победить, а 26% убеждены, что президент несет ответственность за коррупционные преступления высокопоставленных чиновников. Но все это цифры, которые не говорят о готовности общества к активным действиям, призыву к президенту ответить на прямые и косвенные доказательства коррупции в высших эшелонах власти.
В ближайшем будущем Россия будет жить в «новой реальности» или мириться с «новой нормальностью» – в частности, с растущим дефицитом бюджета и проеданием резервов. И использование приближенных к президенту бизнесменов офшоров для ухода от налогообложения (причем все они кормятся от груди России: получают госконтракты, госзаказ и госсредства) при растущих налогах, сокращении социальных расходов и т.д. – ставит вопрос о патриотичности путинской элиты. Она настаивала на патриотизме, когда против нее были введены санкции Запада. Но это преданность стране на словах, а не на деле. Миллиардеры Алишер Усманов и Виктор Вексельберг переводят свои состояния из офшоров в Россию. Однако они не путинские олигархи. Друзья президента, его чиновники все еще одной ногой на Западе, в том числе через подставных лиц. И глава ВТБ Андрей Костин с усмешкой говорит, что это нормально, уходить от налогов, по сути, в стремительно беднеющей стране. Так что не мнимое противостояние Путина с Западом будет определять его заботу об отечестве, а успех заявленной деофшоризации, когда крестный отец старшей дочери Ролдугин, как и те, кто за ним стоят, переведет свои баснословные средства в Россию и будет платить с них налоги в российский бюджет.
Для граждан развитых стран, в том числе Исландии, это так и работает: зачем стране власть и элита, которые пользуются серыми схемами, подворовывают и не хотят платить налоги своему же государству? В этом главный смысл офшорного скандала, в этом его важный урок для гражданина, избирателя. Поймет ли его российская аудитория, смотрящая «Первый канал»? Естественно, нет, ибо едва ли подобная мысль мелькнет в не рассеивающемся тумане идеологической войны. Запрос на ответственную власть и элиту в итоге не будет сформирован. Никаких политических изменений не произойдет. Вот для чего Кремль пускает пыль в глаза и переводит все на привычные рельсы. В состоянии войны миров – «русского мира» и англосаксонского – с рук сходит и чудовищная коррупция на самом высоком уровне, и нежелание платить в казну, выводя капиталы в тихие гавани глобального капитализма.
Слишком разные
Должны ли россияне в свете этого негативно воспринимать заявление Минюста США о запуске программы противодействия иностранной коррупции? Если это поможет России не терять в офшорах до 2 млрд долларов через «близкое окружение» президента, то американская инициатива будет благом для страны. Если неуверенные в своем российском будущем чиновники и бизнесмены будут знать, что на Западе они тоже не в безопасности, они окажутся между плохим и очень плохим выбором. Придется быть патриотами, вынуждено жить и держать деньги в России, как бизнесмену Геннадию Тимченко, кредитки которого блокируются в Европе из-за санкций США.
Пока в России рассуждают о «бацилле путинофобии», президент США Барак Обама говорит о «глобальном уклонении» от уплаты налогов. В Transparency International еще более категоричны: офшоры это не столько про уход от налогов, сколько про покровительство коррупции в глобальных масштабах. Но в России эта тема не в фокусе, она не входит в повестку. В этом различие восприятия офшорного скандала в России и развитых странах. Обама предлагает изменить американское законодательство и исключить возможность открывать офисы компаний в низко- или безналоговых юрисдикциях. В России же продолжают смеяться: офшоры это законно и нормально, и выглядит это, как вчерашний день, потому что именно сейчас «панамское дело» может все изменить. А то, что безнравственно, так бизнесу по большей части понятие нравственности неведомо, а российской политике – тем более.
Глава Сбербанка Герман Греф призвал «не жарить горячих пирожков», так как «панамские документы» сильно «политизированы». Но в этом и есть смысл: на фоне неустойчивого положения мировой экономики добиться отмены порочной практики ухода от налогов и сокрытия коррупции, отмывания денег. Безусловно, в этом есть политизация. А как иначе бороться с узаконенными порядками, которые, мягко говоря, несправедливы и совершаются не в интересах отдельных государств? Смириться, что из России законно выкачивают ресурсы на протяжении как минимум 25 лет? В этом и отличие бизнесмена от политика: первый следует законам, в частности пользуется «лазейками» в них, второй законы меняет и издает в зависимости от потребностей страны. В России же все ровно наоборот.
Пример того же Порошенко показывает: чтобы выкрутиться из патового положения, политику приходится идти на реформы и спасать свою репутацию, сделав невозможным использование офшорных счетов на Украине. Пойдет ли Путин против своего окружения, запретит ли он неконтролируемое выкачивание денег, когда они так необходимы стране? Отвечая на этот вопрос, следует быть пессимистами: идеологическая война с Западом все спишет. Таким образом, Россия остается на мировой периферии: весь мир говорит о проблеме офшоров и только в российском информационном пространстве – о врагах и кознях ЦРУ и Госдепа США. «Панамское дело» лишь очередной раз доказывает степень включенности российской элиты в глобальный мир, как и то, насколько российское понимание того, что хорошо, а что плохо, отличается от общепринятого.
Написать комментарий
Я думаю что такие авторы, да и все остальные его братья по перу - недоумки и ушлепки.
Песков обиделся за президента: что его там, за бомжа имеют, что ли? Несчастных пару миллиардов долларов шьют... Вот если бы отмывали для Путина 200 миллиардов, то это да, это солидно и соответствует статусу президента России.
В заговорщиках против России числится даже антидопинговое агентство WADA. Что уж говорить о связке Mossack Fonseka - ЦРУ.