Откуда придет ядерная катастрофа?
В мире накоплено много горячих точек, которые могут служить источником ядерной войны. Финансовый кризис резко обостряет все проблемы и мирового капитала, и национальных правительств. В любой момент накапливаемое напряжение может сдетонировать.
1. Мир готовится к войне? Негативное влияние мирового кризиса проявляется, прежде всего, в ухудшении экономической обстановки и снижении уровня жизни. Все это неизбежно влечет за собой неуверенность в завтрашнем дне, возрастание всеобщей нервозности и, как следствие, эскалацию межнациональных и межгосударственных конфликтов, стремление к переделу мира насильственным путем. Именно мировой кризис, начавшийся в 1929 году, позволил прийти к власти в Германии фашистам и стал, в конечном итоге, причиной 2-й мировой войны.
По мнению некоторых аналитиков, помимо объективного нарастания нестабильности, напряженность в отдельных регионах может также поддерживаться искусственно. В этом, в частности, заинтересованы США, поскольку война помогла бы отвлечь внимание населения от насущных экономических вопросов, ослабить возможных конкурентов и, кроме того, усилить доллар и поддержать промышленность за счет роста поставок вооружения.
По данным отчета АРМС-ТАСС в готовящемся к печати журнале "Рынки вооружений" №3, в 2008 году общемировой объем поставок продукции военного назначения (ПВН) стал рекордным за последние 5 лет и составил 59,7 млрд. дол. Это более чем вдвое превышает показатель 2004 г. (27,2 млрд. дол). Столь значительный рост объемов поставок вооружений зафиксирован впервые после окончания "холодной войны". Причем в последние два года имел место "лавинообразный" рост объемов мировых поставок вооружений. Для сравнения: в 2007 г. объем поставок составил 54,1 млрд. дол., в 2006 г. - 35,1 млрд. дол, в 2005 г. - 29,6 млрд. дол. Таким образом, на 2008 г. пришлось 29% от всех мировых поставок ПВН за 5-летний период.
В кризисный период обладание надежным современным военным потенциалом является гарантией сохранения стабильности как внутри страны, так и в ближайшем окружении (прежде всего в региональном аспекте). Однако ситуация усугубляется тем, что в последнее время страны с очень низким уровнем жизни и нестабильными политическими режимами становятся обладателями ядерного вооружения, что увеличивает вероятность локальных ядерных конфликтов.
2. Возможные очаги ядерных конфликтов. В настоящее время просматривается три возможных центра глобального обострения военных конфликтов. Это «Северная Корея-Южная Корея», «Индия-Пакистан» и «Иран-Израиль». Так, по мнению аналитиков, военный конфликт с угрозой применения ядерного оружия вполне может разгореться на Корейском полуострове. Как уже сообщалось, Северная Корея привела в полную боеготовность свои вооруженные силы и объявила о дате испытания баллистической ракеты "Тэпходон-2". Это стало ответом на военные учения США и Южной Кореи, с которой Северная Корея фактически до сих пор находится в состоянии войны. В Вашингтоне считают, что истинной целью северокорейского военного командования является испытание ракеты, способной поразить Аляску, а не запуск спутника. Япония завила о намерении сбить ракету, если она взлетит, а в Пхеньяне готовы расценить это как объявление войны и нанести ответный удар. Точных данных о действительном положении с ракетно-ядерным потенциалом КНДР нет у экспертного сообщества ни на Западе, ни в России. На сегодняшний день после испытания ядерного боевого заряда мощностью 5-10 килотонн у страны, как считается, предположительно имеется от 6 ядерных зарядов.
Стоит отметить, что резкое обострение ситуации на Корейском полуострове совпало с состоявшимися в Северной Корее 8 марта выборами верховного народного собрания - однопалатного парламента, который формально считается высшим органом государственной власти. По мнению заведующего сектором Института востоковедения РАН Дмитрия Мосякова, "объявленная в КНДР всеобщая мобилизация указывает на то, что передача власти в Северной Корее вступила в решающую фазу. При этом Ким Чен Ир делает все для того, чтобы сохранить у власти династию Ким, идущую от его отца Ким Ир Сена".
Другим очагом ядерного конфликта может стать Пакистан. Недавние террористические акты в индийском Мумбаи и пакистанском Лахоре привели к резкому обострению постоянной конфронтации между Индией и Пакистаном - двумя ядерными державами. По мнению аналитиков, такое развитие событий могло быть спровоцировано пакистанскими исламистами, связанными с Аль-Каидой, чтобы отвлечь силы пакистанской армии и не допустить разгрома талибов.
Как напоминает политолог Георгий Мирский, "когда в 1990-х годах талибы начали свой поход из Пакистана в Афганистан, они целиком зависели от пакистанских военных и спецслужб, которые фактически их и создали, финансировали и вооружили - точно так же, как десятью годами раньше американцы поддерживали и вооружали тех моджахедов, которые воевали против советских войск. Но после 11 сентября, не желая раздражать Америку, Пакистан прекратил поддержку талибов, а затем начал военные операции против них на северо-западе страны с целью изгнать их обратно в Афганистан. Однако эти операции ведутся как-то половинчато, не слишком активно", поскольку главным и непримиримым врагом Пакистана остаются не талибы, а "Индия - как ввиду конфликта из-за Кашмира (большая часть Кашмира, населенная мусульманами, входит, однако, в состав Индии), так и потому, что Пакистан, трижды неудачно воевавший с Индией, убежден, что его могущественный сосед только и думает о том, чтобы окончательно расчленить и уничтожить мусульманское государство".
Ситуация осложняется тем, что на территории Индии и Пакистана действует множество экстремистских и террористических организаций, в обеих странах у власти находятся слабые и непопулярные правительства. Наибольшую тревогу вызывает борьба за власть в Пакистане, от исхода которой зависит, кто получит доступ к ядерному арсеналу страны. Рассуждая на тему о наступлении талибов в Афганистане, Генри Киссинджер писал в «Нью-Йорк таймс» 27 февраля: «Если верх возьмут джихадисты, Пакистан без сомнения будет следующей мишенью... если это случится, заинтересованным странам придется начать консультации по поводу того, каковы могут быть последствия ситуации, при которой джихадисты овладевают ядерным арсеналом Пакистана или хотя бы угрожают ему».
Не меньшее беспокойство вызывает Иран. Ядерное оружие может появиться в этой стране в течение ближайшего года. "Это создаст новую угрозу для мирового сообщества, в первую очередь тем, что Иран, открыто игнорирующий резолюции Совета безопасности ООН, в качестве ядерного государства приобретет определенную неприкосновенность", отмечает глава российского Центра исследования стратегических вооружений, генерал запаса Владимир Дворкин. "Режим в Тегеране получит возможность для расширения поддержки террористических организаций, таких, как ХАМАС и "Хизбалла". Кроме того, неизбежно ускорится процесс глобального неконтролируемого ядерного распространения. Именно это, может, в конечном счете, спровоцировать применение ядерного оружия".
Возможный ядерный потенциал Ирана вызывает особую тревогу у Израиля, поскольку президент Ирана Махмуд Ахмадинежад неоднократно заявлял, что хочет уничтожить Израиль. По словам вице-президент США Ричарда Чейни, израильтяне "воспринимают возможность появления Ирана, вооруженного ядерным оружием, как фундаментальную угрозу самому существованию государства Израиль". Ситуация висит на волоске, так как ни Израиль, ни Иран не исключают нанесения упреждающего удара. Новый премьер-министр Израиля Беньямин Нетаньяху обещает начать действовать до того, как Иран сможет воплотить свою атомную угрозу в жизнь.
3. Кризис - катализатор войны? Возникновение ядерного конфликта в любом из перечисленных регионов может дестабилизировать обстановку в Азии и затронуть интересы России, Европы и США. Политологи не исключают вероятности, что такой конфликт может стать прологом третьей мировой, которая и станет выходом из экономического кризиса.
Основная проблема заключается в том, что в отличие от периода экономического благоденствия, когда уровень жизни большей части людей растет, в кризисное время все проблемы обостряются. При этом усугубляется не только политическое противостояние названных стран, но и проблема крупного капитала, который в этот период мечется не находит экономических рынков, на которых он мог бы эффективно обращаться и давать высокую норму прибыли - процент. Хотя бы частичное разрушение созданных материальных благ очень выгодно мировому капиталу, т.к. в этом случае он сможет предложить свои услуги по восстановлению хозяйства и тем самым обрести второе дыхание.
Разумеется, было глупо обвинять мировой капитал в желании развязать мировую ядерную войну. Также как не очень верно было бы говорить и о том, что правительство какой-то страны жаждет повоевать. Просто-напросто, когда и мировой капитал, и национальные правительства, загнаны в тупик финансовым кризисом, вероятность поспешных и необдуманных действий резко возрастает. Что послужит детонатором напряженных отношений ядерных держав, сказать трудно. Но то, что при затягивании кризиса рано или поздно повод найдется, в этом сомневаться не приходится.
По мнению некоторых аналитиков, помимо объективного нарастания нестабильности, напряженность в отдельных регионах может также поддерживаться искусственно. В этом, в частности, заинтересованы США, поскольку война помогла бы отвлечь внимание населения от насущных экономических вопросов, ослабить возможных конкурентов и, кроме того, усилить доллар и поддержать промышленность за счет роста поставок вооружения.
По данным отчета АРМС-ТАСС в готовящемся к печати журнале "Рынки вооружений" №3, в 2008 году общемировой объем поставок продукции военного назначения (ПВН) стал рекордным за последние 5 лет и составил 59,7 млрд. дол. Это более чем вдвое превышает показатель 2004 г. (27,2 млрд. дол). Столь значительный рост объемов поставок вооружений зафиксирован впервые после окончания "холодной войны". Причем в последние два года имел место "лавинообразный" рост объемов мировых поставок вооружений. Для сравнения: в 2007 г. объем поставок составил 54,1 млрд. дол., в 2006 г. - 35,1 млрд. дол, в 2005 г. - 29,6 млрд. дол. Таким образом, на 2008 г. пришлось 29% от всех мировых поставок ПВН за 5-летний период.
В кризисный период обладание надежным современным военным потенциалом является гарантией сохранения стабильности как внутри страны, так и в ближайшем окружении (прежде всего в региональном аспекте). Однако ситуация усугубляется тем, что в последнее время страны с очень низким уровнем жизни и нестабильными политическими режимами становятся обладателями ядерного вооружения, что увеличивает вероятность локальных ядерных конфликтов.
2. Возможные очаги ядерных конфликтов. В настоящее время просматривается три возможных центра глобального обострения военных конфликтов. Это «Северная Корея-Южная Корея», «Индия-Пакистан» и «Иран-Израиль». Так, по мнению аналитиков, военный конфликт с угрозой применения ядерного оружия вполне может разгореться на Корейском полуострове. Как уже сообщалось, Северная Корея привела в полную боеготовность свои вооруженные силы и объявила о дате испытания баллистической ракеты "Тэпходон-2". Это стало ответом на военные учения США и Южной Кореи, с которой Северная Корея фактически до сих пор находится в состоянии войны. В Вашингтоне считают, что истинной целью северокорейского военного командования является испытание ракеты, способной поразить Аляску, а не запуск спутника. Япония завила о намерении сбить ракету, если она взлетит, а в Пхеньяне готовы расценить это как объявление войны и нанести ответный удар. Точных данных о действительном положении с ракетно-ядерным потенциалом КНДР нет у экспертного сообщества ни на Западе, ни в России. На сегодняшний день после испытания ядерного боевого заряда мощностью 5-10 килотонн у страны, как считается, предположительно имеется от 6 ядерных зарядов.
Стоит отметить, что резкое обострение ситуации на Корейском полуострове совпало с состоявшимися в Северной Корее 8 марта выборами верховного народного собрания - однопалатного парламента, который формально считается высшим органом государственной власти. По мнению заведующего сектором Института востоковедения РАН Дмитрия Мосякова, "объявленная в КНДР всеобщая мобилизация указывает на то, что передача власти в Северной Корее вступила в решающую фазу. При этом Ким Чен Ир делает все для того, чтобы сохранить у власти династию Ким, идущую от его отца Ким Ир Сена".
Другим очагом ядерного конфликта может стать Пакистан. Недавние террористические акты в индийском Мумбаи и пакистанском Лахоре привели к резкому обострению постоянной конфронтации между Индией и Пакистаном - двумя ядерными державами. По мнению аналитиков, такое развитие событий могло быть спровоцировано пакистанскими исламистами, связанными с Аль-Каидой, чтобы отвлечь силы пакистанской армии и не допустить разгрома талибов.
Как напоминает политолог Георгий Мирский, "когда в 1990-х годах талибы начали свой поход из Пакистана в Афганистан, они целиком зависели от пакистанских военных и спецслужб, которые фактически их и создали, финансировали и вооружили - точно так же, как десятью годами раньше американцы поддерживали и вооружали тех моджахедов, которые воевали против советских войск. Но после 11 сентября, не желая раздражать Америку, Пакистан прекратил поддержку талибов, а затем начал военные операции против них на северо-западе страны с целью изгнать их обратно в Афганистан. Однако эти операции ведутся как-то половинчато, не слишком активно", поскольку главным и непримиримым врагом Пакистана остаются не талибы, а "Индия - как ввиду конфликта из-за Кашмира (большая часть Кашмира, населенная мусульманами, входит, однако, в состав Индии), так и потому, что Пакистан, трижды неудачно воевавший с Индией, убежден, что его могущественный сосед только и думает о том, чтобы окончательно расчленить и уничтожить мусульманское государство".
Ситуация осложняется тем, что на территории Индии и Пакистана действует множество экстремистских и террористических организаций, в обеих странах у власти находятся слабые и непопулярные правительства. Наибольшую тревогу вызывает борьба за власть в Пакистане, от исхода которой зависит, кто получит доступ к ядерному арсеналу страны. Рассуждая на тему о наступлении талибов в Афганистане, Генри Киссинджер писал в «Нью-Йорк таймс» 27 февраля: «Если верх возьмут джихадисты, Пакистан без сомнения будет следующей мишенью... если это случится, заинтересованным странам придется начать консультации по поводу того, каковы могут быть последствия ситуации, при которой джихадисты овладевают ядерным арсеналом Пакистана или хотя бы угрожают ему».
Не меньшее беспокойство вызывает Иран. Ядерное оружие может появиться в этой стране в течение ближайшего года. "Это создаст новую угрозу для мирового сообщества, в первую очередь тем, что Иран, открыто игнорирующий резолюции Совета безопасности ООН, в качестве ядерного государства приобретет определенную неприкосновенность", отмечает глава российского Центра исследования стратегических вооружений, генерал запаса Владимир Дворкин. "Режим в Тегеране получит возможность для расширения поддержки террористических организаций, таких, как ХАМАС и "Хизбалла". Кроме того, неизбежно ускорится процесс глобального неконтролируемого ядерного распространения. Именно это, может, в конечном счете, спровоцировать применение ядерного оружия".
Возможный ядерный потенциал Ирана вызывает особую тревогу у Израиля, поскольку президент Ирана Махмуд Ахмадинежад неоднократно заявлял, что хочет уничтожить Израиль. По словам вице-президент США Ричарда Чейни, израильтяне "воспринимают возможность появления Ирана, вооруженного ядерным оружием, как фундаментальную угрозу самому существованию государства Израиль". Ситуация висит на волоске, так как ни Израиль, ни Иран не исключают нанесения упреждающего удара. Новый премьер-министр Израиля Беньямин Нетаньяху обещает начать действовать до того, как Иран сможет воплотить свою атомную угрозу в жизнь.
3. Кризис - катализатор войны? Возникновение ядерного конфликта в любом из перечисленных регионов может дестабилизировать обстановку в Азии и затронуть интересы России, Европы и США. Политологи не исключают вероятности, что такой конфликт может стать прологом третьей мировой, которая и станет выходом из экономического кризиса.
Основная проблема заключается в том, что в отличие от периода экономического благоденствия, когда уровень жизни большей части людей растет, в кризисное время все проблемы обостряются. При этом усугубляется не только политическое противостояние названных стран, но и проблема крупного капитала, который в этот период мечется не находит экономических рынков, на которых он мог бы эффективно обращаться и давать высокую норму прибыли - процент. Хотя бы частичное разрушение созданных материальных благ очень выгодно мировому капиталу, т.к. в этом случае он сможет предложить свои услуги по восстановлению хозяйства и тем самым обрести второе дыхание.
Разумеется, было глупо обвинять мировой капитал в желании развязать мировую ядерную войну. Также как не очень верно было бы говорить и о том, что правительство какой-то страны жаждет повоевать. Просто-напросто, когда и мировой капитал, и национальные правительства, загнаны в тупик финансовым кризисом, вероятность поспешных и необдуманных действий резко возрастает. Что послужит детонатором напряженных отношений ядерных держав, сказать трудно. Но то, что при затягивании кризиса рано или поздно повод найдется, в этом сомневаться не приходится.
Спасибо, что читаете «Капитал страны»! Получайте первыми самые важные новости в нашем Telegram-канале или Вступайте в группу в «ВКонтакте» или в «Одноклассниках»
* — соцсеть Х (бывшая Twitter; заблокирована в РФ)
Написать комментарий
Статья «Откуда придет ядерная катастрофа» во многом ангажирована и грешит большим количеством весьма поверхностных суждений, но в ней содержится 2 весьма трезвых, и как мне кажется основополагающих для современной геополитики мысли: «….заинтересованы США, поскольку война помогла бы отвлечь внимание населения от насущных экономических вопросов, ослабить возможных конкурентов и, кроме того, усилить доллар и поддержать промышленность за счет роста поставок вооружения.» , «прологом третьей мировой, которая и станет выходом из экономического кризиса.». На мой взгляд это два не оспариваемых тезиса, отрицание которых есть основная задача современных пропагандистских машин как стран НАТО и США, так и нашей страны. Конфликт неизбежен, он необходим для выхода из культурной, экономической и политической стагнации, навязанной двум третям мира модели либеральной экономики и демократии. Вот только очаг напряженности очерчен неверно, все те локальные конфликты, которые были описаны в статье есть ни что иное как детонаторы большого конфликта оси США-Россия, все они есть управляемые рычаги будущей войны, их целью является создание наиболее благоприятной ситуации для начала большой войны одной из сторон, прежде всего США, поскольку наша страна и армия к большому конфликту не готова .Корейский полуостров является наименее вероятной точкой эскалации конфликта поскольку, КНР самый сильный игрок в азиатском регионе, видит в КНДР свою непосредственную сферу интересов, и не позволит невыгодно разыграть карту проблемы Кореи. Наиболее вероятно проявление конфликта на Ближнем Востоке, Израель и Иран уже ядерные державы, а бездарная военная политика США в данном регионе, усугубившая нестабильность и разрушившая систему безопасности региона, только усугубляет возможный вариант начала конфликта мирового масштаба из этого региона.