Открытая Россия: как меняется власть в регионах и что ей мешает
Правительство Дмитрия Медведева давно разработало и внедряет концепцию открытого правительства, региона и бюджета. В рамках XII Международного инвестиционного форума «Сочи-2013» представители нескольких регионов поделились своим опытом. Что мешает быть открытыми для граждан и привлекательными для инвесторов?
Россия достигла стабильности и предсказуемости, но так и не ответила на вопрос о дальнейшем развитии. На инвестиционном форуме в Сочи премьер-министр Дмитрий Медведев призвал глав регионов вспомнить, какой уровень жизни был 10-15 лет назад и как выглядели «наши города и села». Но в ходе встречи стало понятно – определить, что такое «развитие» в целом для государства при существующем уровне расслоения регионов по ключевым экономическим и социальным показателям – крайне затруднительно.
«Двадцать лет назад мы выживали, а сейчас перед нами стоит задача развиваться», – заметил Медведев после слов о необходимости уравнивания регионов между собой. «Все мы разные, все мы равные, – процитировал он социальную рекламу телеканала «Дождь», который за день до этого устраивал панельную дискуссию о равных правах для людей с ограниченными возможностями. – Но есть то, что нас объединяет – это задача улучшить жизнь».
В майских указах президента Владимира Путина региональные и муниципальные власти видят сформулированные задачи для повышения качества жизни большинства населения. «Важно выполнение указов президента, – говорит губернатор Тульской области Владимир Груздев. – Они охватывают все сферы деятельности». Но повышать оценочную характеристику без обратной связи с гражданами не представляется возможным. Поэтому ряд регионов в пилотном режиме осваиваются с новейшим подходом в государственном управлении – открытым правительством.
«В ручном режиме управлять долго мы не сможем»
«Мы должны услышать президента и простого человека, чтобы разорвать дистанцию между гражданами и властью», – говорит мэр города Якутска Айсен Николаев. Специально для этого в Якутске работает информационный сайт, на котором, по словам мэра, собираются не только жалобы, но и идеи по благоустройству города. Проблемы устраняются в течение недели, а сам глава городской администрации демонстрирует новые способы управления. Так, на собрании, посвященном вывозу мусора, господин Николаев вместо выслушивания докладов предложил чиновникам проехать в городской Парк культуры и отдыха и убрать скопившийся там мусор. «Женщины на шпильках ходили…» – вспоминает Николаев и делает замечание в адрес местных властей: «У вас тут много мусора, кстати».
По словам главы Якутска, в интернете люди чувствуют себя независимо и могут задавать самые острые вопросы. На них и должна отвечать власть любого уровня, но сначала нужно перейти к открытости и прозрачности. «Чем больше информации становится открытой, тем больше людей хотят что-нибудь изменить», – говорит губернатор Тульской области Владимир Груздев. В Туле успешно пилотируется правительственный проект «Открытый регион». Обратиться к администрации можно через предназначенный для этого сайт «Открытый регион 71». Как утверждает Груздев, за один год работы ресурса количество удовлетворенных ответов, подразумевающих решение проблемы, с которой гражданин обратился к местным властям, выросло с 30 до 40%. По стране же этот показатель все еще не превышает 20%.
Региональные власти, по собственному признанию, осознанно идут и на политические риски в связи с полной информационной открытостью. На том же портале для обратной связи есть раздел «Дороги Тульской области». Губернатор признает, что дороги находятся в ужасном состоянии, но сокрытие реального положения может быть еще более рискованным для региональной администрации. В 2013 году власти отремонтировали 600 км дорог из 11 тыс. км, однако этого не скрывают, в соответствие с принципами прозрачности и подотчетности. Министр открытого правительства Михаил Абызов называет дороги в Тульской области «наиболее востребованным элементов общественного контроля». А господин Груздев признается, что контрольная функция общества помогает властям в работе. «В ручном режиме управлять долго мы не сможем», – говорит он, возлагая надежды на развитие проекта «Открытый регион».
Проект в его пилотном исполнении Михаил Абызов считает не идеологическим, а в чистом виде технологическим. «Человек, пользуясь этим ресурсом, четко понимает, что такое открытая власть», – комментирует министр. Новые элементы управления, подобные технологическим платформам открытого правительства и региона, позволяют определять деятельность власти на перспективу, которая должна быть понятна, по словам Абызова, на 5-6 лет вперед. Только так общество может вместе с государством строить совместные институты. Это напрямую повлияет и на оценку качества жизни, которая складывается из текущего момента и ожиданий. Однако пока только 32 субъекта федерации запустили порталы с расписанной стратегией и планами по выполнению президентских указов, а комиссии, которые должны координировать исполнение задач, поставленных президентом, созданы лишь в 24 регионах.
«Мы живем, чтобы согреть землю, других задач у нас нет»
Можно сказать, искомая региональными властями формула «управляем вместе» еще не везде нашла применение. В вопросе качества жизни, считает господин Абызов, 50% зависит от государства (по большинству опросов с ним согласны 48% граждан), но не менее 25% от слаженной работы людей, от их стремления к лучшему. «Мы выросли в стране, где решения принимает только власть», – говорит ректор Московской школы управления «Скольково» Андрей Шаронов. Тем не менее местные сообщества могут решать большинство вопросов без привлечения власти. Об этом же говорит и Михаил Абызов, в задачах которого перенести принципы открытости с регионального на муниципальный уровень.
И хотя интернет удобный инструмент для совершенствования коммуникации между властью и обществом, у него есть издержки. «Сколько человек можно охватить лично? – задает риторический вопрос губернатор Тульской области Владимир Груздев. – Поэтому мы вцепились в проект "Открытый регион"». Однако в небольших населенных пунктах личный контакт все еще превалирует над электронным общением.
«В маленьких городах личный контакт весьма важен, – говорит глава города Канска Надежда Качан. – Население с властью на "ты": Иваныч, Петрович». Но в Канске это не мешает участвовать населению в программе обустройства территорий – жители указывают, что они хотели бы благоустроить, городская администрация составляет бюджет и даже предлагает горожанам краудфандинг – вкладывать в предложенные проекты совместно с властью. Практически отсутствующая дистанция с представителями администрации гарантирует доверие местных жителей к «инвестиционным» инициативам.
Губернатор Мурманской области Марина Ковтун делится опытом: «Интернет еще и опасная вещь: тебя могут затроллить, заслать статьи на сайты и испортить интернет-профайл». Но, тем не менее, госпожа Ковтун начинает рабочий день с чтения писем обычных граждан и говорит, что, отталкиваясь от этого, можно построить весь рабочий день губернатора. «Люди не мыслят жизнь без интернета и диалога с властью», – убеждена Ковтун. Губернатор рассказывает, как она отправилась в село Краснощелье Мурманской области, куда добраться можно только на вертолете. Первый вопрос, который ей задали местные жители, был не о квотах на улов рыбы, а о том, когда в поселке появится высокоскоростной интернет.
Истории успешного взаимодействия и установления контакта властей с местным населением сегодня можно услышать меньше, чем в половине регионов. «Слишком много государства и слишком мало людей, которые готовы взять власть в свои руки», – констатирует общее положение член экспертного совета при правительстве Леонид Меламед. За ширмой «открытости» и новых технологий скрываются реальные проблемы общегосударственного масштаба, которые никаким диалогом с гражданами не решить, потому что решение лежит зачастую на федеральном уровне.
При общении с Дмитрием Медведевым губернатор Мурманской области Марина Ковтун обозначила главную проблему заполярных территорий: «Мы живем, чтобы согреть землю, других задач у нас нет». Но, по ее же словам, «Газпром» не наносит Мурманскую область на карту планов развития монополии до 2030 года. Область, зависящая от мазута на 81%, сталкивается с тем, что в стране снижается переработка нефтепродуктов, поступает все меньше жизненно важного топлива. Но если в арктических и полярных регионах России основная точка напряженности – энергетический дисбаланс, то глава Дагестана Рамазан Абдулатипов подсчитал, что республике понадобится 200 млрд руб., чтобы уровнять развитие региона с передовыми Татарстаном, Калужской областью и Краснодарским краем.
«У меня на первом месте выступает фактор безопасности, – говорит Абдулатипов. – Как бы я не старался, я не смогу обеспечить безопасность, потому что у меня нет никаких рычагов». Глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров считает более сложными условия привлечения инвестиций в республику, чем в других регионах, поэтому и современные подходы работы власти с населением в регионе труднее организовать. «Я никогда не осилю те задачи, которые стоят по инфраструктуре», – говорит Евкуров. «Если мы делаем пилотные проекты, не выделяйте сильные регионы, выбирайте слабые по тем или иным направлениям». Далее он вспоминает свой военный опыт: в дивизионных учениях выбирали самую слабую часть, и за полгода подготовки эта часть становилась наравне с другими.
На площадке сочинского форума Дмитрий Медведев признал правоту региональных коллег. «Есть регионы передовики, с них надо брать пример – Калужская область, Татарстан, Кубань. Но нам нужно предъявлять лучшие практики, которые есть в других регионах». Премьер-министр призвал сломать формат, пояснив это так: по действующим критериям успешности глава Дагестана Абдулатипов не сможет сесть на скамейку передовиков. Поэтому должны быть другие критерии оценки эффективности региональных администраций по привлечению инвестиций и развитию таких проектов, как «Открытый регион».
«У нас не будет универсального решения по стандарту, потому что страна такая», – объяснил Медведев отказ от еще одного проекта – введения инвестиционного стандарта. В конце он попросил поддержки региональных властей и предложил передавать конкретные идеи по развитию прямиком правительству. Рассмотрят, заверил он, и обеспечат «должный уровень согласования».
Написать комментарий
Региональные власти "открываются" с трудом. Но ещё хуже ситуация с открытостью у компаний, пытающихся высти дело в сфере отходов. "Инэкотехнологии", "Гостех", "РТ-Инвест" и другие засекретили свою деятельность до грифа "совершенно секретно". Правительство, Регионы и муниципальные образования в Год охраны окружающей среды приняли множество документов, которые к 2017 году приведут к экологическому коллапсу. Так, Тульская область уже признала в "РГ", что выполнение региональной программы идет трудно, скоро подчиненные В. Груздева поймут, что выбрали тупиковый путь. Разработчики технологии рационального обращения с муниципальным хламом (технология РОМХ), суть которой изложена в изобретении № 2468875, готовы дать независимую оценку любому региональному и муниципальному документу.