23 ДЕК, 04:42 МСК
USD (ЦБ)    103.4207
EUR (ЦБ)    107.9576


Особенности национального бренда России

17 Ноября 2011 9703 10 Экономика
Особенности национального бренда России

Как известно, бренд в современных корпорациях составляет весомую часть ее капитализации. Примерно то же самое наблюдается и для бренда государства. Но тогда каким должен быть этот бренд? Как следует строить бренд России? Что он должен кодировать и что содержать в себе? И какова его роль?

В этой статье речь пойдет о главном капитале государства – о гражданах. Но о гражданах не как электорате  или  экономической единички, не как об источнике  налогов или военном потенциале, а о гражданах как  составной части имиджа страны, как о носителях российской культуры. Мы расскажем, как  благодаря четкому самосознанию построить сильный бренд государства, который позволит решить внутренние проблемы страны, заключив в себе главные архетипы поведения россиян. Мы попытаемся описать основные ценности, которые считаем необходимым кодировать в бренде России.

Отдавая себе отчет, что эту статью я пишу не для профессионального брендингового сообщества, а для экспертов в политологии и экономике, коротко зафиксирую основные понятия.

Бренд государства – это набор ценностей, как рациональных, так и эмоциональных, которые закодированы в визуальных, звуковых и прочих коммуникациях и возникают в качестве прямых ассоциаций при упоминании  объекта брендинга, в нашем случае – страны.

Основным  отличием бренда государства от бренда корпораций или продуктов является множественность целевых аудиторий, с которыми должен взаимодействовать бренд:

1. внешняя политическая среда (для продвижения национальных интересов);

2. внутреннее население (для укрепления единства общества);

3. внутренний бизнес (для экспорта);

4. внешний  бизнес (для инвестиций) и многие другие ЦА.

В качестве главнейших мы выделяем первые две ЦА.

Во внешней среде бренд страны необходим для продвижения ее национальных интересов  на международной арене. Однако, прежде чем думать над вопросом «как продвигать», необходимо сформулировать «что продвигать», следует сформулировать понятную точку зрения, свою концепцию будущего. Мы намерено сейчас не будем ее раскрывать: во-первых, многим, я уверен, она покажется сейчас слишком утопичной, а во-вторых, я бы хотел написать об этом отдельно, сосредоточившись исключительно на этой теме.

Сейчас  нас больше интересует вопрос, как брендинг может повлиять на внутреннюю среду государства, на культурную идентичность россиян.

Культурная идентичность – это результат анализа общественного сознания на предмет понимания своей специфики, индивидуальности, и выделение себя из своего окружения.

Несмотря на замечания  политологов, что это не управляемый процесс, управлять им можно. И не только можно, но и нужно. Я убежденный сторонник идей Эрика Берна, и уверен в том, что  ложная самоидентичность может в крайней степени негативно сказаться на всей жизни субъекта. В масштабах страны  риски вырастают,  неверные шаги могут привести к очень печальным последствиям. Россия – это страна, где вопрос самоидентичности стоит  крайне остро и требует скорейшего вмешательства.

Мы с вами живем в очень интересное время – в период глобализации.  Основным двигателем этого процесса является информатизация общества. Информация не имеет географических границ. И мировые культуры столкнулись с сильнейшей конкуренцией за все время существования цивилизаций. Идет настоящая война культур в сознании человека. Я говорю «война», потому что этот процесс направляем и также управляем, государства используют  экспансию собственных культур как инструмент  политического воздействия для реализации своих конкретных целей. Если хотите, это можно назвать «информационной бомбой», она страшнее ядерной и биологической, потому что воздействует на самое ценное, что есть у человека – на сознание, и превращает его в культурологического раба. Звучит ужасно, но это не значит,  что нам надо отвергать все инокультурное, повесить железный занавес. Ни в коем случае, регионализм так же страшен, как и глобализм. Мы не должны запираться, уединённость приводит к деградации культуры, мы должны использовать объективный процесс глобализации для обогащения своей культуры, при этом, сохраняя собственные ценности.

А для этого нужно  понимать, что они из себя представляют, то есть  самоидентифицировать  культуру. Но как же в этом может помочь брендинг?

Это очень хороший вопрос, я знаю множество  рекламщиков и   пиарщиков, которые считают,  что  брендинг – наука исключительно рекламная и отношения не имеет к таким тонким материям, как культура. Они считают, что  невозможно  брендинговыми инструментами помочь такому   сложному механизму, как национальное самосознание, что это вопрос исключительно политический.

Но это не так!

Брендинг позволяет простым языком современных коммуникаций  кристаллизовать сложные  культурологические ценности и донести их до каждого. Благодаря простому и понятному общению брендинг превращает непонятные, умом не постигаемые и аршином общим не измеряемые категории, в любимые  символы, в  родные образы.

Какие ценности и образы  мог бы доносить бренд России?
Какие ассоциации должны рождаться при слове «Россия»?

Очевидно, что они должны быть реальными, не слащаво пряничными и не трешово депрессивными. И самое главное – каждый гражданин России, а вернее, каждый представитель среднего класса, который и есть внутренняя целевая аудитория бренда государства, разделял бы эти  ценности.

Первую ценность, которую я  считаю необходимо заложить в бренд-код, – это душевность. Иными словами «широта души», «сердечность», трудно подобрать правильные синонимы и тем более перевод, потому что душевность отображает исключительно российскую (русскую) черту  национального характера. Это не доброта. Душевность – черта не перманентная, а  появляющаяся временами и на время. Если добрый  человек,  руководствуясь принципами доброты, поступит при двух равных ситуациях одинаково, то человек душевный – далеко необязательно. Душевность, можно определить как  своевольную или импульсную,  часто неосознанную   доброту. Россия – душевная страна.

Вторая черта – это безмерность. Никогда в России не видели меру. Николай  Бердяев называл эту черту апокалиптичностью  духа, подразумевая, что российский дух стремится к своему пределу. Я, честно говоря, не знаю, связано ли это с бескрайностью страны или с «незрелостью и несобранностью»  души, но факт остается фактом. Безмерность во всем – и в плохом, и в хорошем - свойственна россиянам несоизмеримо больше, нежели  представителям Запада или Востока.

Возможно, многим эта  ценность может показаться негативной и недостаточно положительной для того, чтобы укладывать ее в национальный бренд, но я так не считаю. По моему мнению, такая яркая, ни с чем не схожая черта в правильных руках коммуникаций может превратиться в одну  из мощнейших движущих сил  личности  и страны в целом. Представьте себе человека, окрыленного чувством отсутствия границ, рамок, пределов. Представьте себе, что все  ограничения, придуманные для Вашего духа и интеллекта, в один миг исчезли. Ничего не может вас  удержать или ограничить, вы чувствуете безграничное желание творить, и уверены в своем результате. Вы чувствуете неограниченную силу в своих руках. Для вас нет ничего невозможного. Именно в таком смысле следует представлять ценность «безмерность» – как отсутствие меры и  пределов для реализации  себя, для самовыражения, для становления себя.

          Третья ценность, безусловно, – творчество.  То, что «голь на выдумки хитра», вспоминаем мы часто. Так вертеться и крутиться, как приходится это делать россиянам, не пожелаешь никому. Веками  русский народ, будучи брошенный властями, выживал только благодаря своей смекалке. Недаром появился даже аутентичный сказочный образ хитрого старичка. Хитрого, но  душевного. Творчество в крови у каждого россиянина, потому что только творческий ум, постоянно находящийся в поисках решений, может прожить  в России. Мы не привыкли к правилам и схемам, одну и ту же дорогу каждый раз проходим по-разному. Столетия нас  научили тому, что правила и схемы не работают. Творческий подход и желание проверить все  «назубок» стало еще одной национально-культурной  чертой  России.  Не побоюсь сходства с  Михаилом  Задорновым и приведу  маленький, но показательный пример.

Никогда не обращали внимание, как люди в России  реагируют на надпись «Закрыто» на двери магазина? Я  специально обратил. Практически 100% людей дергают дверь, проверяя, не врет ли табличка. Но, будучи за границей или наблюдая в кино, я ни разу не видел, чтобы кто-нибудь в Европе или Штатах, и тем более в Азии, проделывал бы такое.

Это маленький наглядный пример большой особенности. Благодаря тому, что народ привык не доверять властям, у него выработалась удивительная черта – искать иные пути  в решении того или иного вопроса, постоянно все перепроверять, не верить словам и цифрам. Это уникально. Россия  действительно самая творческая страна. Да, соглашусь, что реализация этого творчества – в основном народная, направленная на выживание и обустройство быта. Конечно, Россию не сравнить с Голландией,  Японией и Кореей. Конечно, наши креативщики и агентства далеки  от западных конкурентов, и уровень креатива и дизайна  несопоставим, если дело касается  профессиональной сферы. Но нас интересует на узкое профессиональное сообщество, а массы в целом. В профессиональной среде качество творчества, креатива вплотную связано с технологиями производства, со стандартами работы, с менеджментом и прочими  элементами, которые, к глубокому сожалению, до сих пор нами не приняты. Мы можем подковать блоху – да, но выпустить ее в серийное производство – нет. И это громаднейший минус.  Однако, мы сейчас говорим не о профессиональной элите, а о творчестве как массовом явлении. О творчестве как способе  адаптации к жизни. И если смотреть под таким углом, то  в России самый творческий народ.

Я вижу одну из задач национального бренд – направить  творчество на созидание, вытащить его из бытового уровня в тонкие миры. Для начала хотя бы до уровня экономически  оправданного существования. Направить потенциал, накопленный многовековой историей,  не на выживание, а на создание  интеллектуальной и духовной надстройки. Творчество должно перестать быть инструментом  выживания, а стать инструментом духовного роста. Творчество не  должно решать исключительно бытовые вопросы, а переместившись  в мир тонкой материи, помогать в решении вопросов  духовных.  Бренд государства как  концентрат национальных ценностей должен взывать к этому, стимулировать и направлять  процесс  эволюции творчества.

Оставил напоследок  такую ценность как свобода, но не потому, что она   второстепенная,  а потому что очень уж она  спорная. И спор зарождается именно тогда, когда речь заходит о свободе в  России. О, сколько, я  слышал  речей про то, что россиянам свобода не нужна, что Россия сильная только при единовластии, что нам нужен батюшка-царь  и все такое прочее. На зубах завязли рассуждения о «проекте Россия», мол, вот дали свободу и поглядите, что вышло, разворовали все демократы. Люди, говоря так, и сами в это верят. Как надо заблуждаться, чтобы попросить лупить  себя палкой и быть убежденным, что помогаешь этим своей спине. Тема боязни российским народом свободы – это тема отдельной книги. А вот тот факт, что мы путаем со свободой все что угодно – беззаконие, вседозволенность и  произвол, налицо.

Для этого  нужно конкретизировать: свобода кого и от чего? Свобода  должна быть направлена. Слово «свобода» вообще нельзя употреблять без второго слова привязки, поясняющего кто и от чего свободен. Лично  я говорю о свободе мысли от  рамок и клише (вспоминаем безмерность, безграничность), я говорю о свободе самовыражения, об отсутствии страха за индивидуальность (вспоминаем творчество). Свобода  мысли и самовыражения – это основа основ. Это то, без чего не может существовать личность. Ограничь человека в движении –  он все равно останется собой. Но отними у него право самостоятельно рассуждать и выражать свои мысли –  он потеряет себя. Потерянная личность – потерянная нация. Чтобы не допустить этого, нужны  всеми средствами коммуникаций  пропагандировать свободу, нужно культивировать умение творить и мыслить.

Стратегия развития бренда России должна исходить из стратегических задач страны на современном этапе. А сегодня у нас самая приоритетная задача – сохранение единства (территориального, социокультурного и социально-политического),  обеспечение прорыва в экономике и построение социально-ориентированного государства. Не возврат к социализму, как призывают коммунисты, и не построение «дикого» капитализма, как хотят либералы, а именно создание социально ориентированного общества, в котором было бы комфортно жить простым гражданам, а не только чиновникам и олигархам. А это предполагает адекватное отношение к нашей стране, чему и  призван служить ее бренд.

 

Арсен Даллакян

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий
А
28.11.2011 0 0
А.И.Оксанов:

Арсен Даллакян "Не увольняю" - потому что и я не считаю российский народ рабским. Именно о том, что считаю совсем иначе, я и написал. Но "средний класс" - это вовсе не народ. Такое - всего лишь разделение единого целого - народа - на своеобразные классы по уровню достатка. Более того, ныне, в силу особенностей политической и экономической систем России, средний класс скорее поддерживает власть, чем заинтересован в народе. Что до российской интеллигенции, то после "реформ" нельзя считать её той частью народа, которая понимает народ, стремится к благосостоянию народа, заинтересована в будущем страны. Российская интеллигенция, точнее, та её часть, которая поддалась мифам "либерализма", всего лишь исповедует веру в примитивных божков, которых ей придумали. Потому что современный либерализм (цитирую "Современную энциклопедию"): "...Современный либерализм (неолиберализм) исходит из того, что механизм свободного рынка создает наиболее благоприятные предпосылки для эффективной экономической деятельности, регулирования социальных и экономических процессов; вместе с тем постоянное вмешательство государства необходимо для поддержания нормальных условий конкуренции. В последние десятилетия происходит сближение идей либерализма, консерватизма и социал-демократии." Ничего подобного в России не было и нет. Была и есть религия примитивной веры в собственность и прочие слова, при отрицании всего истинно либерального. Я ведь не случайно сослался на Новодворскую. Просмотрите её статьи - сколько там ненависти к народу. Если большая часть интеллигенции попрежнему защищает таких "либералов", народу она не нужна. Как ни странно, но к верному пониманию либерализма было наиболее близко то, что ЮРИДИЧЕСКИ ЗАКРЕПИЛОСЬ при позднем Горбачёве - в Конституции, в демократии, в народовласти, в равенстве видов экономической деятельности. Потом всё это было уничтожено. Догадайтесь: кем и в чьих интересах. В том то и состоит нынешняя трагедия российского народа, вернее большей части населения страны, что он оказался ОДИНОК. Поэтому он пытается ВЫЖИТЬ, надеясь на то, что в его среде появятся народные герои, которые помогут народу победить "оба дома". Вам покажется парадоксальным, но одной из особенностей СССР был именно "средний класс" - не отсутствовавшие в СССР предприниматели, а то громадное большинство, которое и по доходам, и по пониманию положения в стране, практически, и было народом. Именно такой средний класс и был уничтожен. Представление о "среднем классе", как о решающей силе в современном обществе - один из навязанных российской интеллигенции мифов. Всюду в мире люди со средним достатком весьма полярны в своих политических взглядах, точно так и малообеспеченные придерживаются различных политических взглядов. Нация - совсем другое. Очень многоплановое.Примитивным брендом тут не обойтись. Надо завоёвывать мировой авторитет. Вы верно отметили: культура - одна из важнейших составляющих нации. Ну а в России и "средним", и "интеллигенции", пора перестать презирать народ, отказаться от мифов о его покорности властям, любви к рабству, неизменности со времён татаро-монгольского ига. Я тоже хотел вырастить в России внуков, да вот Россия не позволила. При этом я в течение многих лет стараюсь помочь России, для неё я изучал современную экономику, для неё постоянно "вякал" в интернете. И не считаю, что патриотизм определяется местом доживания - он в ином. Оксанов.

А
27.11.2011 0 0
Арсен Даллакян:

Господин Оксанов, странно, но все описанное вами о народе - близко мне. Я не политолог и, к своему стыду, недостаточно досконально знаю историю. И к политическим формациям не имею никакого отношения. Я маркетолог, не желающий уезжать из страны, и желающий вырастить здесь и детей и внуков. И, конечно же, я убежден, что без осознания того кто ты есть и каков твой путь мы обречены как «копчение» небес. И тоже самое нас ожидает с ложной самоидентификацией. Я убежден, что процесс формирования культурной идентификации схож с процессом бренд билдинга. Без современных бренд технологий и коммуникаций здесь не обойтись . И главный мой посыл, что идентифицировать и продвигать нужны ценности не отдельной личности – политика, ни заводы, ни политические взгляды, и даже не территорию, а культуру, и более того, носителя этой культуры. А кто это? А это средний класс, включающий в себя и интеллигенцию. Именно народ и надо делать основой российского бренда. Россия – это люди в ней проживающие. И конечно же, в таком ключе, я не могу считать, что мы – рабский народ, народ- паразит. Увольте.

А
26.11.2011 0 0
А,И.Оксанов:

Уважаемый Арсен Карленович! У меня весьма своеобразные (для российской публика) позиции. Не уверен, что Вы с ними согласитесь. Многое имеется в моём журнале (http://a-i-oksanov.livejournal.com/),многое в моих комментариях в этом журнале. С чем я принципиально несогласен, это со всеми негативными определениями от многих российских "пикейных жилетов" и особенно, натянутых на голое "либеральное" тело, - о том, что российский народ исторически обречён быть народом-рабом, что он нуждается в "заботе власти", вплоть до кормления, что он всегда поддерживал царей и вождей. Мало кто знает о том, что в СССР на социальные нужды (т.е. для народа-"паразита") государство тратило 16,2% ВВП, а в странах Европы, при гораздо большем душевом ВВП, на социальные нужды шла двойная, а то и б0льшая доля ВВП. Ну а ныне этот самый "народ-паразит" умудряется выживать, хотя по душевому ВВП он находится в положении американцев перед Великой депрессией.Но тогда гораздо б0льшая доля ВВП, чем ныне в России, шла на доходы от труда, США страдали от перепроизводства продовольствия, а Генри Форд говорил, что главными потребителями его автомобилей должны быть его рабочие. Тут многие начнут спорить с пеной у рта, но есть цифры, есть признания даже тех,кто находится в руководстве страны - ныне в России очень многое, прежде всего потребление продовольствия, хуже, чем в РСФСР в 1990 году. Никакой народ бы не выжил в течение 20-ти лет при снижающемся уровне жизни, народ-паразит - точно. А россияне живут, невзирая на свою власть. Честь им и хвала. Как и за то, что они не голосуют за всяких новодворских, немцовых и пр.: те хотят стать новой хунтой у власти, сохранив не только экономическую, но и политическую систему. Если Вы посмотрите последнюю статью Новодворской в "Гранях.ру" (http://grani.ru/opinion/novodvorskaya/m.193283.phtml), то прочитаете её признание о том, что "либералам" не так повезло, как Франко и Пиночету. Но народы многих фашистских стран часто поддерживали своих фашистов, россияне же просто ждут "чуму на оба дома", т.е. на нынешнюю власть и на тех, кто изображает из себя оппозицию. Как видите, не всякий поддержит такого "ортодокса" в его отношении к российскому народу. Всего наилучшего. Оксанов

Д
21.11.2011 0 0
Даллакян:

Господин Оксанов, мне очень понравился Ваш комментарий, видна глубина знаний. Я ищу единомышленников и мне было бы приятно, если мы держали связь по почте или фейбук, напишите пожалуйста, свои координаты на arsdallan@gmail.com ________________________

А
21.11.2011 0 0
А.И.Оксанов:

Матвеев Александр Леонидович О чём спорим? Должен быть и ОБРАЗ, должна быть и РЕАЛИЗАЦИЯ. Верно, статья об ОБРАЗЕ, т.е о том, что надо РЕАЛИЗОВАТЬ. Автор не рассматривает проблемы возможности реализации, верооятно, такую статью просто не напечатали бы. У меня очень и очень большие сомнения в том, что ОБРАЗ может быть РЕАЛИЗОВАН - слишком необратимы изменения. Так что же делать тем, кто живёт в России, и тем, кто в ней рождается? Бежать или перестраивать? Всем убежать невозможно, не говоря о том, что сначала бегут лучшие, а в обществе при этом коцентрируются худшие. Завернуться в простыню и ползти? Ползут, потому и приползли. Ведь если вообще не станет России (а такое вероятно), то не нужен будет и бренд. Нужно ДЕЛО - и его делать должны россияне, точно не ПВЖ. Оксанов.

М
19.11.2011 0 0
Матвеев Александр Леонидович:

Брэнд, насколько я понимаю, это ОБРАЗ, а не суть. Создание положительного образа, если на деле делается мизер, а деньги от продажи ресурсов вкладываются в долговые обязательства других стран, это перекраска отечественной ВАЗ-2101 в металлик и установка спойлера - понтов много, двигатель и трансмиссия едва живые... Не надо путать виртуальные образы и действительность, а то мы так далеко уйдем... в сторону.

А
18.11.2011 0 0
А.И.Оксанов:

Статья не "бредовая". В ней очень многое увидено верно. Другое, как это реализовано ныне. И то, на каких спекуляциях построена нынешняя власть и нынешняя оценка россиян той же интеллигенцией. "Голь на выдумки хитра" - никаких сомнений. Наблюдал многократно отличие подходов "русских" эмигрантов и "коренных" американцев. Не говоря о знаменитом: "Сделать ракету на коленках" - это непереводимо. Творческий подход - во многом согласен. Успехи многих "русских" за границей это подтверждают. Насчёт "душевности" - не уверен, слишком далеко она спрятана. Безмерность - бывает. Интересно и со свободой. Основной тезис интелигенции - "рабский народ". Мне много доводилось общаться с "простым народом" - работа была такая и жизнь. Я не встречал тех, кто свято верил во всё, что втемяшивалось, как при Сталине, потом при прочих вождях, и в России. Совсем не случайно ни Горбачёв, ни Ельцин, ни Гайдар, ни "либералы" и "демократы", думаю, что и Путин,не были воспринято однозначно положительно народом. Есть существенное отличие народа от интеллигенции: у народа "руки знают", т.е главенствует реальное практическое восприятие всего, и оно не очень поддаётся пропаганде, у интеллигенции восприятие окружающего связано с ОБУЧЕНИЕМ, а учителя могут и втемяшить. Когда в нации сочетается то и другое - нация развивается, когда одно - стагнирует. Стагнация России - следствие пренебрежения народным во имя догматического. Ну а детали - уже от уровня тех, кто на этом сумел неплохо устроиться. Учтите: автор пишет о том, как надо бы, а не о том, как есть. Очень многое из национального бренда россиян потеряно за последние двадцать лет. Советских людей воспринимали иначе - не всегда положительно, но точно отмечали коллективизм, самопожертвование, умение пренебречь сиюминутным ради "зато детям будет лучше". Сейчас "русская мафия", "русские дела" - преобладает. Оксанов.

Н
18.11.2011 0 0
Николай:

Господин Матвее, ваша заметка - бредовая. Я психолог и прекрасно понимаю, насколько сильно архетипы влияют на поведение и образ жизни социальной го объекта или группы. Об этом-то и статья - как управлять сознанием во благо нации. А то, что у нас все разворовали/пропили - ноет каждый второй вор и алкаш.

М
18.11.2011 0 0
Матвеев Александр Леонидович:

Можно забрендить Россию на каждом углу плакатами с довольными рожами россиян, но действиельноть в виде мизерных зарплат и пенсий + информация о развале промышленности, сельского хозйства и неуклонном росте числа миллиардеров в России прератит этот брэнд в издевательскую насмешку над людьми. Не помню уже, в каком романе на гербе рыцаря была надпись - "Быть, а не казаться". Бредовая статья, в общем.

В
17.11.2011 0 0
Владимир:

Точно подмечено!

Показать еще комметарии (3)


Капитал страны
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Отметьте самые значимые события 2021 года:
close
check_box check_box_outline_blank Демонстратор будущего двигателя для многоразовой ракеты-носителя в Свердловской области
check_box check_box_outline_blank Демонстратор нового авиадвигателя ПД-35 в Пермском крае
check_box check_box_outline_blank Полет МС-21-300 с крылом, изготовленным из российских композитов в Иркутской области
check_box check_box_outline_blank Открытие крупнейшего в РФ Амурского газоперерабатывающего завода в Амурской области
check_box check_box_outline_blank Запуск первой за 20 лет термоядерной установки Токамак Т-15МД в Москве
check_box check_box_outline_blank Создание уникального морского роботизированного комплекса «СЕВРЮГА» в Астраханской области
check_box check_box_outline_blank Открытие завода первого российского бренда премиальных автомобилей Aurus в Татарстане
check_box check_box_outline_blank Старт разработки крупнейшего в Европе месторождения платиноидов «Федорова Тундра» в Мурманской области
check_box check_box_outline_blank Испытание «зеленого» танкера ледового класса ICE-1А «Владимир Виноградов» в Приморском крае
check_box check_box_outline_blank Печать на 3D-принтере первого в РФ жилого комплекса в Ярославской области
Показать ещеexpand_more