Опыт формирования предпринимательских университетов в контексте модели «тройной спирали»
В статье на примере некоторых развитых стран анализируются проблемы формирования предпринимательских университетов как одного из элементов новой инновационной модели развития – модели «тройной спирали». Особое внимание уделяется России, в которой процесс становления предпринимательских университетов находится на начальной стадии. Показаны особенности этого процесса, обусловленные специфическими социально-экономическими факторами.
На рубеже XXI в. начали развиваться процессы, в дальнейшем существенно изменившие основной вектор мирового экономического развития и сформировавшие экономику нового типа (инновационную экономику), в которой решающую роль стали играть знания, а «производство знаний» превратилось в источник новых форм организации бизнеса и экономического роста. Наиболее полное воплощение идея инновационной экономики получила в концепции "тройной спирали", а модель такого инновационного развития – в модели «тройной спирали» [1]. В настоящее время лишь немногие развитые страны вступили на такой инновационный путь развития.
В последнее время в научной литературе стали появляться работы, посвященные как проблемам формирования модели «тройной спирали» в целом, так и ее отдельных элементов, в частности, проблемам развития предпринимательских и корпоративных институтов [2,3]. Этим институтам уделяется особенное внимание в силу ряда причин, связанных с проведением реформ высшего образования, необходимостью повышения конкурентоспособности вузов и их международных рейтингов, коммерциализации научных разработок, необходимостью перехода к инновационной модели развития [4; 5; 6].
В данной работе на примере некоторых стран рассматриваются проблемы развития предпринимательских университетов как элемента модели «тройной спирали».
1. Понятие модели «тройной спирали» и предпринимательского университета
Напомним, что теория тройной спирали, созданная в начале XXI в. Г. Ицковицем и Л. Лейдесдорфом, базируется на синтезе ряда социологических теорий с использованием аналогий из биологической и физической наук. Применительно к инновационному развитию модель «тройной спирали» описывает межорганизационное взаимодействие трех институтов (наука (или университет)-государство-бизнес) на каждом этапе создания инновационного продукта. Если ранее, в индустриальную эпоху взаимодействие между тремя институтами было линейным, то в современной экономике оно напоминает сцепление спиральных структур ДНК, позволяющее институтам перенимать и удерживать некоторые характеристики друг друга. Ее основными элементами являются: 1) в обществе, основанном на научном знании, характерно усиление роли университетов во взаимодействии с промышленностью и правительством; 2) три института (университет-государство-бизнес) стремятся к сотрудничеству, при этом инновационная составляющая генерируется из данного взаимодействия, а не по инициативе государства; 3) в дополнение к традиционным функциям, каждый из трех институтов частично берет на себя функции других институциональных сфер, а способность выполнять нетрадиционные функции является источником инноваций. На практике это выражается в том, что университеты, занимаясь образованием и научными исследованиями, вносят также свой вклад в развитие экономики через создание новых компаний в университетских инкубаторах, бизнес частично оказывает образовательные услуги, а государство выступает как общественный предприниматель и венчурный инвестор в дополнение к своей традиционной законодательной и регулирующей роли. В данной модели ведущее значение отводится университетам, которые превращаются в предпринимательские университеты или университеты промышленного типа, применяя знания на практике и вкладывая результаты в новые образовательные дисциплины [1,7].
В отличие от классических вузов предпринимательские университеты совмещают преподавательскую, научно-исследовательскую и предпринимательскую деятельность и получают от нее доход, а также имеют в своей структуре объекты инновационной инфраструктуры. Тем самым университет выстраивает модели подготовки специалистов, которые нацелены, с одной стороны, на подготовку и выпуск поколений инноваторов, а с другой – на производство инновационных идей и продуктов для разных отраслей экономики.
Напомним, что термин «предпринимательский университет» в научный оборот ввел Б. Кларк, сформулировав в 1998 г. его основные характеристики: 1) усиление управленческого ядра университета, 2) расширение связей с группами и организациями за пределами вуза, 3) диверсификация источников финансирования, 4) стимулирование предпринимательской активности подразделений вуза, 5) развитие всеобъемлющей предпринимательской культуры. Предпринимательский университет необходимо рассматривать как организацию, принявшую «предпринимательский» способ управления и формирующую внешние и внутренние связи с учетом внутренних ресурсов для продолжения и развития уставной деятельности. Иными словами, получение прибыли (предпринимательского дохода) не запрещается, а приветствуется, но основная задача – это развитие предпринимательской культуры. Кроме того, задачами такого университета являются: управление вузом с использованием мирового опыта передовых университетов; формирование объектов инновационно-предпринимательской инфраструктуры; расширение финансовых источников и инструментов управления и использование их для собственного развития; формирование зависимости оплаты труда основного профессорско-преподавательского состава от результатов их деятельности, в том числе в направлении развития предпринимательства (создание совместных с вузом малых предприятий, выполнение перспективных для внедрения научно-исследовательских проектов и т.д.). Дополнительно основы предпринимательской деятельности должны присутствовать в большинстве программ обучения специалистов вуза и в программах повышения квалификации [8].
По мнению российских экономистов под “предпринимательской организацией” применительно к университету понимают: 1) организацию, базирующуюся в своей деятельности на целевой инновации и способную работать в условиях риска и динамичного спроса; 2) экономически эффективную организацию, занимающуюся прибыльной деятельностью и опирающуюся в первую очередь на свои собственные возможности; 3) либеральную организацию с гибким сетевым построением; 4) организацию, в которой ключевыми факторами являются люди, группы и их компетентность, а их деятельность основана на балансе выгоды и риска; 5) организацию, руководство которой максимально делегирует права и ответственность исполнителям; 6) организацию, которая повернута лицом к потребителю и позволяет своевременно и гибко реагировать на изменение его требований [8].
2. Зарубежный опыт развития предпринимательских университетов
Еще в середине прошлого века в некоторых развитых странах стала формироваться тенденция перестройки классических вузов в предпринимательские независимо от того, началось ли в них создание инновационной системы по типу «тройной спирали». А сама концепция развития предпринимательских университетов определялась целым набором социально-экономических, политических, культурных и прочих факторов.
Классическим примером этого процесса считается создание Силиконовой долины в США. История развития Силиконовой долины связана с желанием властей штата Массачусетс преодолеть влияние великой депрессии 30-х гг. XX в. при помощи совместного диалога бизнеса и науки в лице Массачусетского технологического института. Первоначально это было двойное взаимодействие «университет-предприятие» и «государство-университет». В университете акцент был сделан на развитие не только фундаментальных наук (физика и химия), но и прикладных, ориентированных на практическое применение результатов в производственной деятельности. Основой успеха стали многолетние усилия по созданию фирм, государственной поддержке НИОКР и выработке политики поддержки бизнеса. Постепенно двойные взаимоотношения переросли в отношения тройной спирали. Особую роль в ее становлении сыграли поправки к закону о патентах и торговых знаках 1980 г. Согласно этому документу, университетам и другим исследовательским учреждениям стали принадлежать права интеллектуальной собственности на разработки, которые были проведены при финансовой поддержке государства [2].
Сегодня основой предпринимательских университетов США является примерно 235 университетов (так называемые исследовательские университеты I и II категории), представляющих ядро американской системы высшего образования и основной центр фундаментальной науки [9]. Это – Гарвардский университет, Йельский университет, Колумбийский университет, университет Беркли, Стенфордский университет, Массачусетский технологический институт, университет Минессоты, Висконсинский университет и др., значительная часть из которых занимает первые места в мировых рейтингах. Именно в них сосредоточены основные исследования в области фундаментальной науки и значительная часть прикладных исследований. Университеты имеют большие финансовые ресурсы, обладая земельными владениями и значительными финансовыми фондами, постоянно пополняемыми богатыми выпускниками. В США регулярно проводятся рейтинги университетов, а также рейтинги среди однопрофильных факультетов различных университетов. Такое рейтингование чрезвычайно важно для привлечения студентов и лучших профессоров, а также использования новейших методов обучения.
Помимо проведения исследовательских разработок и их коммерциализации предпринимательские университеты выполняют и другие, не свойственные традиционным вузам функции, связанные с лицензированием научных разработок, содействием образованию компаний, развитию территорий и т.п. (см. приложение 1, таблицу 1).
По мнению ряда экономистов, отличительными признаками подобного рода университетов являются:
- полифункциональность или способность генерировать и обеспечивать трансфер современного знания;
- ориентация на фундаментальные научные исследования, включая современные направления науки и высоких технологий;
- высокая степень информационной открытости и интеграция в международную систему науки и образования;
- восприимчивость к мировому опыту и гибкость в отношении новых направлений научных исследований и методологии преподавания;
- конкурсность и селективный подход при наборе студентов;
- формирование вокруг университета научно-технического и экономического пространства [10].
Важнейшим из приведенных признаков является, на наш взгляд, коммерциализация научных знаний, осуществляющаяся по схеме: исследования – открытие (изобретение) – оценка коммерческой привлекательности – защита интеллектуальной собственности – разработка бизнес-плана продвижения продукта – лицензирование. О результатах этого процесса можно судить по ряду индикаторов, открыто публикуемых в отчетах каждого американского университета:
- количество изобретений, представленных изобретателями в офис трансфера технологий для экспертизы на предмет того, получен ли охранноспособный результат,
- количество изобретателей, получивших консультационные или иные услуги в офисе трансфера технологий,
- количество поданных патентных заявок,
- количество полученных патентов,
- количество действующих лицензий,
- количество новых лицензий, опционов или других соглашений,
- количество созданных новых спин-офф компаний,
- величина дохода, полученного от различных видов коммерциализации в абсолютных величинах и в процентном отношении к исследовательскому бюджету [11].
Наличие данных по приведенным выше индикаторам позволяет судить о практических результатах инновационной деятельности университета.
Еще одним значимым признаком предпринимательского университета является, на наш взгляд, его вклад в региональное экономическое развитие. Первыми эту функцию стали выполнять так называемые «земельные» университеты, которые готовили необходимые кадры для развивающейся индустрии и сельского хозяйства конкретного штата. Это произошло еще в 1862 г. с момента принятия Конгрессом США Акта о «земельных» университетах (Закон Моррилла). В настоящее время, сохранив прежние функции, многие их них превратились в крупные исследовательские центры, охватывающие практически все области науки.
Сегодня неоценим вклад исследовательских (предпринимательских) университетов по концентрации высокотехнологичных и наукоемких компаний на одной территории и формированию исследовательских и технологических парков, объединяющих потенциал университета, бизнеса и инвестиционных организаций. Результатом является создание новых рабочих мест, новых отраслей промышленности и производство новых продуктов. Так, например, в Стэнфордском исследовательском парке (Силиконовая долина) сегодня представлены 150 компаний в сфере электроники, программного обеспечения и биотехнологий, в которых занято примерно 23 тыс. человек [9]. Самыми известными из них являются «Сиско Системс» (Cisco Systems), «Сайпресс Семикондактор» (Cypress Semiconductor), «иБэй» (eBay), «Гэп» (Gap), «Гугл» (Google), «Хьюлетт-Паккард» (Hewlett-Packard), «Лоджитек» (Logitech), «Найк» (Nike), «Орбитц» (Orbitz), «Силикон Графикс» (Silicon Graphics), «Иаху!» (Yahoo!) и др. Таким образом, привлечение множества инновационных компаний превратило южную территорию залива Сан-Франциско в общеизвестную Силиконовую долину, которая остается мировым лидером по производству современной техники, программного обеспечения и биотехнологий.
Другим ярким примером исследовательского парка, который повлиял на развитие штата Северной Каролины, является парк Исследовательский треугольник, основанный еще в 1959 г. на базе трех университетов. Привлечение научного потенциала и инновационных компаний позволило превратить регион, ранее зависимый от производства монокультуры (табачная индустрия), в один из самых развитых и образованных в США. Сегодня в парке функционируют около 130 исследовательских учреждений и 160 компаний с общей занятостью 40 тыс. человек [9]. Среди них разместились подразделения крупнейших высокотехнологичных компаний мира: «Сиско Системс» (Cisco Systems), «Дюпон» (DuPont), «Дженерал электрик» (General Electric), Ай-Би-ЭМ (IBM), «Леново» (Lenovo), «Огилви» (Ogilvy), «Сони Эриксон» (Sony Ericsson) и др. [9].
И, наконец, еще один яркий пример – это технопарк ''Бостонский маршрут 128'', располагающийся в окрестностях города Бостон, основан на базе трех крупнейших вузов северо-восточных штатов США: Северо-Восточного и Гарвардского университетов, а также Массачусетского технологического института. Процесс его формирования продолжался более 20 лет. В настоящее время технопарк «Бостонская дорога 128», представляющий собой место соединения университетской науки с производством, превратился в один из крупнейших научно-производственных центров США. Здесь действует более 350 промышленных фирм, около трети которых — филиалы крупнейших американских ТНК, и более тысячи научно-исследовательских лабораторий и организаций. Основные научно-исследовательские разработки технопарка, которые затем превращаются в товарную продукцию, связаны с развитием электронной, ракетно-космической промышленности, генной инженерии, созданием новых конструкционных материалов [12].
В заключение подчеркнем, что история развития и становления предпринимательских университетов США является синтезом традиций, накопленных за долгие годы развития этой страны, и новейших тенденций в науке и образовании. Университеты превратились в мощные образовательные, исследовательские и научно-производственные комплексы, тесно связанные с бизнесом, индустрией и новыми системами управления.
В развитых странах Западной Европы процесс становления предпринимательских университетов начался сравнительно недавно и его развитие опирается, как правило, на реформирование существующих классических университетов. В каждой стране имеется свой подход, учитывающий потребности и традиции экономического, культурного и социального развития. Однако в целом можно сказать, что университеты не являются столь мощной научной базой, как в США, а представляют собой один из элементов системы, включающей крупные НИИ, национальные лаборатории, научные парки и прочие структуры.
В настоящее время в развитых европейских странах наблюдается процесс формирования предпринимательских университетов на принципах, заложенных Г. Ецковицем и Б. Кларком, в которых подчеркивается лидерство университета; развитие инфраструктуры поддержки; укрепление исследовательской междисциплинарной базы; диверсификация источников финансирования и развитие предпринимательской культуры. Придерживаясь этих принципов, университеты, тем не менее, реформируются разными путями в зависимости от их исторического развития, организационной культуры, а также среды, в которой они существуют.
Так, например, в Великобритании классические университеты с давней историей, такие как Кэмбридж, университет Йорка и др., уже начали реализовывать некоторые функции предпринимательских университетов (см. приложение 1, таблица 2). А с 2008 г. журнал «Таймс Высшее Образование» (Times Higher Education) совместно с Национальным Советом по Предпринимательству в Образовании (National Council for Entrepreneurship in Education) ежегодно проводят конкурс среди всех Британских университетов с тем, чтобы признать те вузы, которые «встроили предпринимательскую деятельность во все области деятельности университета таким образом, что их внутренняя среда и культура не только способствует развитию предпринимательского мышления среди всех сотрудников и студентов, но также обеспечивает значительное воздействие на региональном, национальном и международном уровнях». В первый год проведения конкурса победителем стал Университет Ноттингема, ведущий исследовательский вуз Великобритании, который одним из самых первых внедрил предпринимательское образование еще в 1980-х гг. Победителями следующих конкурсов стали Университет Хертфордшира, Университет Ковентри, Университет Хаддерсфилда, Университет Восточной Англии, Университет Стратклайда. Среди университетов, которые не один раз вошли в число финалистов, – Университет Эдинбурга, Университет Нортхемптона и Университет Плимута [13]. Каждый из этих университетов внес свой существенный вклад в развитие научной и предпринимательской деятельности. По мнению зарубежных специалистов, является ли университет предпринимательским или нет, в конечном итоге определяется тем, каков вклад университета в достижении региональных и национальных предпринимательских целей, в том числе, каким образом университет распространяет свои предпринимательские практики и оказывает политическое влияние [13].
В Германии, с ее богатыми научными традициями, развитие предпринимательских университетов связано с особенностями формирования региональных инновационных систем, условно объединенных по двум типам: 1) территории, имеющие очень большой инновационный потенциал; 2) территории, имеющие средний инновационный потенциал с уклоном трансфера технологий и тенденций размещения высокотехнологичных предприятий.
Типичным представителем первого типа является земля Баден-Вюртенберг, где сосредоточено 14 исследовательских институтов, осуществляющих фундаментальные и поисковые исследования, 14 институтов прикладных исследований, более 60 исследовательских центров промышленных компаний, 9 университетов, 39 технических колледжей и т.д. [14]. Это научно-ориентированный регион с высокой степенью автономности, целенаправленности, независимости и коммерциализации.
Ко второму типу можно отнести федеральную землю Саар, где имеются достаточная научная поддержка и инфраструктурное обеспечение. Инновационный комплекс земли Саар включает 2 университета, 8 специализированных организаций, в том числе для поддержки инновационной деятельности, и 5 центров, которые содействуют созданию новых, высокотехнологичных предприятий и предоставляют льготные условия аренды.
Другой уникальный научно-территориальный комплекс Германии – это так называемый Маас-Рейнский треугольник (Meuse Rhine Triangle) или Еврорегион Маас-Рейн, который охватывает западную часть Германии (земля Северный Рейн – Вестфалия), южную часть Нидерландов (регион Южный Лимбург) и восточную часть Бельгии (регион Валлония). В Еврорегионе Маас-Рейн сегодня насчитывается семь ведущих технических и три медицинских университета, ряд государственных и частных исследовательских центров мирового уровня: Аахенский университет земли Северный Рейн – Вестфалия (RWTH Aachen University); Аахенский университет прикладных наук (Aachen University of Applied Sciences); Университет города Льеж (University of Liege); Университет города Маастрихт (University of Maastricht); Хассельтский университет (Hasselt University); Международный университет города Лимбург (Transnational Univrsity Limburg); Открытый Нидерландский университет (Open Universiteit Nederland).
Сегодня федеральное правительство в лице Министерства инноваций, науки, исследований и технологий земли Северный Рейн – Вестфалия (с учетом того, что 22% ВВП Германии обеспечивается именно этой территорией) решает задачи создания рамочных условий для превращения этой федеральной земли в лидера инновационной сферы. Рамочные условия планируется развивать, в частности, по таким направлениям:
- изменение статуса государственных университетов по согласованию их бюджетов с министерством;
- создание Интернет-портала по обмену информацией между университетами и предприятиями: «наука – бизнес»;
- поддержка исследовательских инициатив университетов на конкурсной основе через тендеры;
- ежегодное увеличение на 3% объемов финансирования инновационной деятельности;
- трансфер технологий и стратегия патентной защиты;
- поддержка школьников и молодежи, формирование их заинтересованности естественными науками;
- возвращение на родину немецких ученых, работающих в научных лабораториях мира;
- кластерная стратегия развития отраслей промышленности.
По последнему направлению министерством образованы 16 кластеров по пяти рынкам: энергия; здравоохранение; логистика; инновационные материалы и технологии; услуги, основанные на знаниях. Работу в каждом кластере координирует кластерный менеджер, а ее результаты оценивает специальная комиссия.
Для реализации права университетов, которые с 2002 г., согласно изменениям в законодательстве Германии, стали владельцами изобретений, в земле Северный Рейн –Вестфалия в 2001 г. было создано специальное агентство Provendis. Это неприбыльная организация, задачей которой является оценка патентоспособности новых знаний, полученных в университетских лабораториях федеральной земли. Сегодня Provendis обслуживает более 20 тыс. ученых в 24 университетах земли. Миссия Provendis – искать инновации, давать техническую и технологическую оценку и обеспечивать защиту инноваций, решать вопросы коммерциализации инноваций. В случае успешной деятельности по конкретной инновации агентство Provendis платит 30% прибыли изобретателю, после чего покрывает все налоги и расходы и 50% оставшейся суммы отдает университету, а остальные 50% оставляет себе. Фактически, агентство Provendis выполняет функцию внешнего офиса по лицензированию технологий для университетов федеральной земли [15].
Сегодня для оценки конкурентоспособности и научной эффективности университетов используется целый комплекс индикаторов: результаты конкурсов «выдающихся инициатив», участие в масштабных научных проектах, количество выдающихся ученых (например, лауреаты премии Лейбница, Нобелевской премии), количество публикаций в престижных изданиях, количество иностранных профессоров и студентов, количество международных договоров и проектов [16]. А с 2005 г. в рамках Инициативы качества стал проводиться конкурс университетов с целью выявления кандидатов на получение дополнительного финансирования на развитие научных исследований. Победителями конкурса стали: Свободный Берлинский университет, Технический университет Аахена, Университет Фрайбурга, Университет Геттингена, Университет Хайдельберга, Университет Констанц, Университет им. Людвига-Максимилиана в Мюнхене, Технический университет Мюнхена, Технический институт Карлсруэ [17]. Кроме того, для оценки качества предпринимательского образования с 2001 г. составляются рейтинги вузов по следующим показателям: предлагаемые курсы по предпринимательству, маркетинг и коммуникации, стимулирующие и развивающие программы (например, бизнес-планов), деятельность по учреждению новых компаний и создание благоприятных условий для нее, деятельность по передаче (особенно технологий), мотивация целевых групп, сети, внутреннее сотрудничество и контакты [18].
Примеры некоторых предпринимательских университетов Германии приведены в приложении 1, табл.3.
Ассоциация частных спонсоров немецкой науки проанализировала ситуацию в 393 государственных и частных немецких вузах. Результаты были отражены в рейтинге под названием "Стартап-радар" ("Gründungsradar"). На первом месте из крупных вузов оказалась Мюнхенская высшая школа. Среди вузов среднего размера топ-позицию занял Люнебургский университет (Leuphana Universität Lüneburg). А среди высших учебных учреждений с числом учащихся 5000 и меньше человек лидирует Лейпцигская высшая школа менеджмента (HHL Leipzig Graduate School of Management). Всего 26 вузов причислены к ведущим в сфере развития предпринимательской культуры [19].
Примером успешного взаимодействия бизнеса, государства и системы образования по формированию предпринимательских университетов по типу «тройной спирали» может служить Швеция. Начиная с 1980-х годов правительство Швеции стало последовательно реализовывать курс на превращение университетов из чисто образовательных в предпринимательские, существенно расширяя их государственное финансирование, а крупные компании, в свою очередь, становились спонсорами и заказчиками их научной продукции. Широкая поддержка крупного бизнеса развития предпринимательских университетов – отличительная черта шведской модели «тройной спирали». При этом почти во всех университетах были созданы системы практического предпринимательского образования, а также коммерциализации научных разработок. В качестве примера можно привести Университет Лунда, который одним из первых реализовал курс на практическое предпринимательство и превратился в один из самых наукоемких университетов; Каролинский университет – один из крупнейших медицинских университетов Европы и самый крупный в Швеции медицинский учебный и исследовательский центр; Технический университет Чалмерс и Университет Гетеборга, Королевский Технологический институт – крупнейшие в области инновационных разработок и их внедрения. Предпринимательские университеты стали тем ядром, вокруг которого сформировались крупнейшие технопарки. Это технопарк Идеон (на базе Университета Лунда), специализирующийся на разработке и внедрении наукоемкой и высокотехнологичной продукции, технопарк Kista Science City (на базе Университета информационных технологий, образованного Королевским Технологическим институтом и Стокгольмским Университетом), который называют «Силиконовой Долиной Швеции» [20].
Не все страны Западной Европы использовали единый подход к формированию предпринимательских университетов. Примером страны, которая стоит неким особняком на этом пути, является Франция. Здесь большинство научных разработок осуществляются в научных центрах и лабораториях, а не в университетах. В сфере инноваций задействованы Национальный центр научных исследований (CNRS) и его семь специализированных НИИ, Национальный институт математических наук (INSMI), Национальный институт ядерных исследований и физики элементарных частиц (IN2P3), Национальный институт наук о Земле и астрономии (INSU) и др., которые, как правило, входят в состав особых кластеров инновационного развития – так называемых полюсов конкурентоспособности. И только с начала 2000-х гг. стали предприниматься усилия по усилению роли университетов в разработке и коммерционализации научных исследований в основном по трем направлениям: принятие ряда законодательных инициатив, формирование новых институциональных структур, существенное расширение государственного участия в виде внедрения новых программ и проектов. Начало этому процессу положило принятие закона об инновациях, позволяющего учебным заведениям создавать стартапы и коммерциализировать результаты исследований, проводимых за государственный счет. Этот процесс ускорился с принятием в 2006 г. закона о реформе научных исследований во Франции. Он сделал возможным создание новой институциональной структуры – Центров исследований и высшего образования (PRES), которые объединяют вузы и научно-исследовательские учреждения [21]. Создание такой структуры можно расценивать как промежуточный этап последовательного процесса объединения образовательных и научных функций в составе одного института и перехода от чисто фискальных мер поддержки инноваций к более системному подходу.
Другой инновационной структурой, оказывающей финансовую поддержку малому и среднему бизнесу, стало Агентство (государственное учреждение) по финансированию и сопровождению малых и средних предприятий (OSEO). Разделяя риски, эта структура оказывает содействие малым и средним компаниям на этапе создания, развития и передачи инновационных проектов, имеющих реальные коммерческие перспективы [22].
Отметим также инициативу французского государства по усилению взаимодействия между частными компаниями и государственными научными учреждениями. В начале 2000-х гг. была принята программа «Инициатива совершенствования», получившая в 2010 г. финансовую поддержку в виде государственного заимствования у национального банковского сектора под названием «Инвестиции в будущее». Цель программы – преодоление раздробленности системы высшего образования и научных исследований и стимулирование создания десятка мультидисциплинарных центров образования и исследований мирового уровня. Дополнительно в пяти французских регионах были образованы так называемые общества по ускорению передачи технологий (SATT). Первыми участниками программы «Инициатива совершенствования» стали Парижский университет естественных и гуманитарных наук, имеющий в составе 13 вузов, университеты Страсбурга и Бордо [21].
В заключение отметим, что французские университеты входят в состав полюсов конкурентоспособности, но решающее значение в проведении передовых научных разработок пока имеют научные институты. Среди самых выдающихся кластеров конкурентоспособности стоит отметить Sophia Antipolis (информационные технологии) в Ницце; Minalogic (нанотехнологии и встраиваемые системы) в Гренобле, который объединяет Minatec (уникальный парк инноваций в Европе, один из лучших в области микро- и нанотехнологий); «аэрокосмическую долину» (авиация) в Тулузе; Optitec (оптика и фотоника) в Марселе и Lyon Biopôle (биотехнологии) в Лионе (Монсан, 2011) [23]. Доминирующая роль в формирование предпринимательских университетов сохраняется за государством.
Таким образом, опыт формирования предпринимательских университетов в странах Западной Европы свидетельствует о том, что этот процесс тесно связан с экономическими потребностями конкретной страны и соответствует ее культурным и национальным традициям. Разнообразие подходов говорит о том, что не существует (и не может существовать) универсального приема в построении новой инновационной модели развития, а значит и предпринимательских университетов. При этом в цепочке взаимосвязей модели «тройной спирали» – бизнес-государство-университеты – в ряде стран преобладают взаимосвязи бизнес-университеты или государство-университеты.
3. Предпринимательские университеты в России
Интенсивное развитие университетов нового типа как предпринимательских университетов началось с принятием в 2009 г. государственной программы по поддержке ведущих российских вузов. Ее реализация предусматривает расширение системы высшего образования посредством создания новых вузов – федеральных университетов и национальных исследовательских университетов, а также развитие инновационной инфраструктуры вузов и их кооперации с производственными предприятиями.
Юридическим обоснованием этого процесса стали постановления Правительства №№ 217, 218, 219, 220, в соответствии с которыми регламентировалось создание малых предприятий при вузах, проведение совместной исследовательской работы между университетами и корпорациями, создание инновационной инфраструктуры в вузах и привлечение ведущих ученых в вузы. Однако как показала практика, эффективность этих постановлений оказалась невысокой.
Целью создания федеральных университетов является развитие системы высшего профессионального образования на основе оптимизации региональных образовательных структур и укрепления связей образовательных учреждений высшего образования с экономикой и социальной сферой федеральных округов. Федеральный университет реализует эту миссию, организуя и координируя в федеральном округе работы по сбалансированному обеспечению крупных программ социально-экономического развития территорий и регионов в его составе квалифицированными кадрами, а также научными, техническими и технологическими решениями, в том числе путем доведения результатов интеллектуальной деятельности до практического применения. Первые федеральные университеты были созданы в 2007 г. на базе действующих вузов и академических центров в Южном (Ростов-на-Дону) и Сибирском федеральных округах (Красноярск). В 2009 г. был подписан Указ «О создании федеральных университетов в Северо-Западном, Приволжском, Уральском м Дальневосточном федеральных округах». В них были созданы 5 новых федеральных университетов: Северный (Арктический), Казанский (Приволжский), Уральский, Дальневосточный и Северо-Восточный.
На сегодня образовано 9 федеральных университетов. В созданных федеральных университетах внедряются новые системы управления, а сами вузы являются интегрированными комплексами образования, науки и бизнеса, которые станут центрами инновационно-технологического развития и подготовки кадров международного уровня.
Национальный исследовательский университет (НИУ) – высшее учебное заведение, одинаково эффективно осуществляющее образовательную и научную деятельность на основе принципов интеграции науки и образования. Важнейшими отличительными признаками НИУ являются: способность генерировать знания и обеспечивать эффективный трансфер технологий в экономику; проведение широкого спектра фундаментальных и прикладных исследований; наличие высокоэффективной системы подготовки магистров и кадров высшей квалификации, развитой системы программ переподготовки и повышения квалификации. Он представляет собой интегрированный научно-образовательный центр, осуществляющий проведение исследований по общему научному направлению и подготовку кадров для определенных высокотехнологичных секторов экономики.
В 2009 и 2010 гг. были проведены конкурсные отборы программ развития университетов, в отношении которых устанавливается категория «национальный исследовательский университет». В результате первого конкурсного отбора этот статус получили 12 университетов, включая МГТУ им. Н.Э.Баумана, Высшую школу экономики, Новосибирский государственный университет, Томский политехнический университет, Пермский государственный технический университет и др. В результате второго конкурсного отбора статус НИУ получили еще 15 вузов, в том числе: Московский государственный строительный университет, Иркутский государственный технический университет, Российский государственный университет нефти и газа им. И.М.Губкина, Южно-уральский государственный университет и др. Примеры некоторых предпринимательских университетов России и их основных функций приведены в приложении 1, табл. 4.
С целью развития кооперации российских вузов и производственных предприятий в 2010 г. утверждено постановление Правительства РФ №218 «О мерах государственной поддержки развития кооперации российских высших учебных заведений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства». Постановлением предусмотрена возможность выделения субсидий производственным предприятиям до 3-х лет для финансирования комплексных проектов организации высокотехнологичного производства, выполняемых совместно производственными предприятиями и высшими учебными заведениями. Выделение субсидий осуществляется на конкурсной основе. По окончания действия договора производственное предприятие обязано предоставить информацию о высокотехнологичной продукции, разработанной в рамках проекта, а также о ходе реализации проекта и об объемах выпускаемой продукции. По результатам открытого публичного конкурса по отбору организаций на право получения субсидий на реализацию комплексных проектов по созданию высокотехнологичного производства победителями оказались 57 предприятий страны.
Что касается развития инновационной инфраструктуры вузов, то в 2010 г. утверждено постановление Правительство РФ №219 «О государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования», согласно которому осуществляется государственная поддержка вузов на основе конкурсного отбора программ развития инновационной инфраструктуры. Конкурсный отбор программ развития в свою очередь проводится на основе анализа научного, образовательного и инновационного потенциала образовательных учреждений за последние 3 года. Постановлением устанавливается, что бюджетные ассигнования могут финансировать следующие расходы: развитие объектов инновационной инфраструктуры в образовательных учреждениях (бизнес-инкубаторы, технопарки, центры сертификации, трансфера технологий и проч.) и их оснащение современным оборудованием и программным обеспечением; правовую охрану результатов интеллектуальной деятельности вуза; реализацию и разработку целевых программ подготовки и повышения квалификации кадров в сфере малого инновационного предпринимательства; стажировку и повышение квалификации сотрудников вузов в иностранных университетах; консалтинговые услуги иностранных и российских экспертов в сфере трансфера технологий.
В августе 2010 г стали известны победители первого конкурса программ развития инновационной инфраструктуры по постановлению №219. Ими оказались 56 вузов из 199 вузов России, принявших участие в конкурсе, среди которых 14 московских учебных заведений, 4 вуза из Санкт-Петербурга, 2 – из Томска. Спустя год в результате проведения второй очереди конкурса победителями стали еще 22 вуза страны (данные Минобрнауки РФ).
В сентябре 2012 г. была создана Ассоциация предпринимательских университетов России, основной целью которой является содействие формированию государственной политики, продвижению передового российского опыта, активному включению в процессы трансфера технологий и коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности, а также развитию эффективного партнерства с государственными органами власти и бизнеса в рамках модели «Тройной спирали». На данный момент участниками Ассоциации предпринимательских университетов являются 7 университетов: Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики (ИТМО), Московский физико-технический институт (МФТИ), Национальный исследовательский ядерный университет (МИФИ), Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР), Национальный исследовательский технологический университет МИСИС, Высшая школа экономики и Томский государственный политехнический университет (ТПУ). Все университеты-члены этой Ассоциации — поставщики технологий, решений, сервисов в инновационную систему страны, активно взаимодействуют с институтами развития, государственными корпорациями и компаниями. Кроме того, в их стенах готовятся кадры, необходимые для инновационного развития экономики и социальной сферы — инженерные, управленческие, предпринимательские. Основной задачей Ассоциации является содействие эффективному сотрудничеству между университетами, бизнесом и правительством. Кроме того, к задачам университетов-членов Ассоциации относятся:
- продвижение управленческих моделей, наработанных университетами-участниками;
- изучение и распространение корпоративной культуры университетов-членов для обобщения конкретного опыта с целью выработки вектора движения к модели нового университета;
- формирование критериев предпринимательского университета;
- поиск более эффективного механизма взаимодействия университетов и институтов развития;
- организация и координация совместной работы Фонда Сколково и университетов для повышения их роли в построении экономики знаний;
- распространение среди участников Ассоциации и ведущих университетов России инструментов формирования пояса инновационных компаний вокруг университета как основного «интерфейса» работы университета с государственными корпорациями и глобальным рынком [24].
В октябре 2012 г. на второй конференции «Развитие предпринимательских университетов как системообразующих элементов инновационных территориальных кластеров» были обозначены ключевые стратегические направления развития предпринимательских университетов до 2020 г., включающие:
- развитие российской модели предпринимательского университета, отвечающей специфике российских региональных, правовых, институциональных и политических условий;
- создание нормативно-правовой базы и механизмов для обеспечения успешного развития по модели предпринимательского университета, включая модернизацию федерального налогового кодекса, изменение текущего законодательства в области инноваций и инновационных территориальных кластеров,
- активное сотрудничество с Ассоциацией Тройной Спирали.
Перечень поставленных задач свидетельствует о том, что многие из них, в особенности задачи правого обеспечения и региональной адаптации, по-прежнему актуальны.
Анализируя результаты всех проведенных конкурсов, можно заключить, что только 10 российских вузов стали победителями и получили статус национального исследовательского университета, одновременно выиграв конкурсы по развитию кооперации с организациями высокотехнологичного производства, а также развитию инновационной инфраструктуры и только 3 из них являются членами Ассоциации предпринимательских университетов. Это – государственный университет Высшая школа экономики, Московский физико-технический институт и Томский политехнический университет (рассчитано по данным Минобрнауки РФ).
В настоящее время в рамках масштабных правительственных мер в России сформирована сеть ведущих российских вузов: два университета с особым статусом – МГУ им. М.Ломоносова и Санкт-Петербургский государственный университет, 9 федеральных университетов и 29 национальных исследовательских университетов, среди которых 9 – классических университетов, 17 – вузов технического профиля, один университет медицинского профиля, один – экономического, а также академический научно-образовательный центр Российской академии наук. Совокупность НИУ составляет достаточно ограниченный кластер в системе отечественных вузов. Он включает сегодня 2,6% от общего числа вузов страны и около 6% от числа вузов, осуществляющих исследовательскую деятельность. На долю исследовательских университетов приходится 6,03% численности персонала, занятого исследованиями и разработками. В НИУ обучается около 5,3% общей численности студентов и аспирантов. При этом четверть численности зарубежных преподавателей, работающих в высших учебных заведениях РФ, приходится именно на исследовательские университеты. Значительную часть затрат на исследования и разработки исследовательские университеты составляют бюджетные средства. В НИУ этот показатель лишь немного ниже, чем в целом по науке России: 54% против 65%. При этом доля исследований, проводимых по договорам с организациями предпринимательского сектора почти вдвое выше среднего уровня по России (19,5%) и составляет 36,2%. В своих программах национальными исследовательскими университетами определены 106 приоритетных направлений развития. Распределение работы НИУ по приоритетным направлениям модернизации и технологического развития экономики Российской Федерации следующее: 13 вузов – стратегические информационные технологии; 13 вузов – энергоэффективность и энергосбережение; 5 вузов – космические технологии; 5 вузов – медицинские технологии; 1 вуз – ядерные технологии. Из общего списка НИУ 5 вузов не работают по принятым направлениям модернизации [25].
В 2013 г. состоялся Национальный рейтинг 165 российских вузов, включая классические, федеральные и национальные исследовательские университеты. Рейтинг проводился по целому ряду критериев (блоки «Образование», «Исследования», «Социальная среда» и т.п.), но в отличие от предыдущих в нем было усилено внимание к предпринимательскому потенциалу университетов (блок «Инновации и Предпринимательство»).
В целом результаты рейтинга иллюстрируют результаты проводимой в последние годы реформы образования, отражающие формирование своеобразной иерархической пирамиды, вершиной которой являются два вуза – Московский и Санкт-Петербургский университеты. Далее следуют правительственные, федеральные и национальные исследовательские университеты – победители конкурса программ стратегического развития и далее по нисходящей к основанию пирамиды – университеты по различным классификационным признакам подчиненности министерствам и ведомствам, территориям и отраслям. Помимо образовательной миссии, в ведущих российских вузах формируется миссия по развитию научных исследований, пояса инновационных компаний, содействию развитию малого и среднего бизнеса, развитию предпринимательской активности, участию в социально-экономическом развитии территорий. В течение последних двух лет наблюдается устойчивая тенденция применения модели предпринимательского университета ко многим региональным и столичным (две столицы) университетам, инициатором которой стали томские вузы.
По результатам рейтинга университетов 2013 г. критерию «Инновации и предпринимательство» соответствуют: ранг 1–2 – Московский государственный технический Университет им. Н.Э.Баумана (национальный исследовательский университет) и Национальный исследовательский Томский политехнический университет; ранг 3 – Казанский национальный исследовательский технологический университет, ранг 4 – Национальный Исследовательский Ядерный университет «МИФИ»; ранг 5 – МГУ им. М.В.Ломоносова [26].
Результаты проведенных конкурсов и рейтингов среди российских вузов свидетельствуют о том, что лидерами становятся различные вузы в зависимости от разных критериев оценки. Поэтому определить общее число предпринимательских университетов пока затруднительно, оно может меняться в пределах от 3 до 40. Это связано также с процессом расширения и совершенствования структуры и функций вузов, уже признанных предпринимательскими, и с появлением новых.
В настоящее время российские вузы апробируют различные формы и схемы учебной и научно-производственной интеграции. Наиболее известны учебно-научно-инновационные комплексы (УНИК), учебно-научно-производственные комплексы (УНПК) и научные парки.
В структуру УНИК обычно входят вузы, малые и средние инновационные предприятия, чаще всего формирующиеся на базе вузов, венчурный фонд для финансирования инновационной деятельности УНИК, а также бизнес-инкубаторы, студенческие инкубаторы и технологические инкубаторы, оказывающие содействие в разработке инновационной продукции. Инновационной продукцией УНИК являются новые специальности и направления для подготовки и переподготовки кадров, опытные образцы новых материалов, новые технологии, наукоемкая продукция. В основные задачи УНИК входит создание новых образовательных продуктов, повышение качества образования, увеличение инновационного потенциала вуза, развитие научного потенциала элементов структуры УНИК, привлечение молодых специалистов и студентов к научно-исследовательской и инновационной деятельности. Финансирование деятельности УНИК осуществляется не только венчурным фондом, но также бюджетными источниками, международными и внебюджетными фондами поддержки инновационной деятельности и банковскими кредитами. В настоящее время формирование учебно-научно-инновационных комплексов активно осуществляется во многих университетах России таких, как ПГТУ (Пермь), БГУ (Белгород), ДВГТУ (Владивосток), АГТУ (Барнаул), ТРТУ (Таганрог), ТУСУР (Томск), СГТУ (Саратов), НИЯУ МИФИ (Москва), УГТУ — УПИ (Екатеринбург).
Примером формирования инновационных комплексов может служить опыт Томского политехнического университета (ТПУ) и Новосибирского государственного технического университета (НГТУ).
В ТПУ сформированы и функционируют следующие элементы инновационной инфраструктуры:
- Управление инновационной и производственной деятельностью;
- Центр трансфера технологий;
- Студенческий технологический бизнес-инкубатор;
- Отдел правовой охраны РИД;
- Проектно-конструкторский институт;
- Центр опытного производства;
- ООО «Технологический инкубатор ТПУ»;
- 10 инновационных научно-образовательных центров;
- 20 центров коллективного пользования; Выставочный центр «Наука и образование в ТПУ: традиции и новации».
Сформированная инновационная инфраструктура ТПУ обеспечивает воплощение в жизнь основных этапов инновационного процесса — поиск, отбор и доведение плодов интеллектуальной деятельности университета до наукоемкого коммерческого продукта.
Инновационная инфраструктура Новосибирского государственного технического университета в настоящее время включает в себя следующие элементы:
- Инновационно-технологический центр (ИТЦ), включающий патентную службу, группу маркетинга, центр бизнес-технологий, технологический бизнес-инкубатор, студенческий бизнес-инкубатор;
- Техноцентр (опытный завод);
- Центр социального предпринимательства;
- Информационно-правовой центр;
- Кабинет художественного конструирования (дизайн-центр);
- Фонд поддержки инновационных проектов;
- Независимый испытательный центр;
- Студенческие конструкторские бюро.
Также в рамках реализации поправок к положениям Федерального закона №83 «О бюджетных учреждениях» на базе НГТУ созданы малые инновационные предприятия. Эти предприятия выполняют следующие задачи:
- содействуют привлечению в хозяйственный оборот интеллектуальной собственности университета;
- формируют позитивный имидж наукоемкого предпринимательства, обеспечивают учебные и рабочие места для студентов и выпускников университета;
- создают рыночную направленность научных исследований;
- раскрывают допуск к финансовым ресурсам для осуществления инновационных проектов;
- проявляют спонсорскую поддержку университета [27].
Учебно-научно-производственные комплексы представляют собой форму объединения образовательного, научно-технического и производственного секторов экономики. Основной функцией УНПК является координация учебных программ для подготовки специалистов, способных работать с новыми технологиями, разрабатываемыми научно-производственным комплексом. В состав УНПК могут входить школы, профессионально-технические училища, колледжи, НИИ, вузы, производственные структуры различных форм организации. В зависимости от организаций входящих в состав УНПК, его структура может выглядеть как «ВУЗ — НИИ — промышленное предприятие», «Технический ВУЗ — промышленное предприятие» и так далее. Основными задачами, стоящими перед УНПК являются научное обеспечение отраслевых структур, подготовка и повышение квалификации специалистов, интеграция высшего образования, науки и производства с целью повышения эффективности использования потенциала организаций, входящих в состав комплекса. Для решения этих задач УНПК проводит научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, разрабатывает планы научно-исследовательских работ, контролирует их выполнение и решает вопросы финансирования отдельных направлений научно-исследовательской деятельности, планирует учебный процесс в соответствии с планами подготовки специалистов по актуальным направлениям, направляет преподавателей в организации для повышения квалификации специалистов, привлекает работников промышленных предприятий в учебные заведения УНПК на повышение квалификации, способствует трудоустройству студентов и выпускников в организациях, входящих в структуру УНПК. УНПК формируются на базе таких вузов, как УГТУ (Орел), НГУ (Великий Новгород), МФТИ (Москва). Финансирование их инновационной деятельности происходит не только из бюджетных и фондовых средств, но также из прибыли от реализации инновационных продуктов и услуг.
Примером научно-производственной интеграции является сотрудничество между Дальневосточным федеральным университетом и открытым акционерным обществом «Приморские лесопромышленники» по реализации совместного проекта «Организация высокотехнологичного инновационного производства деревянных зданий и сооружений», ставшего победителем конкурса Министерства образования и науки РФ «Образование». Суть проекта – производство готовых домокомплектов для сборки малоэтажных деревянных домов на месте строительства по разработанному ряду типовых проектов жилых домов, ориентированных на разные категории заказчиков. Технология предполагает высокую степень заводской готовности, высокую степень унификации элементов для различных проектов домов и является новой концепцией строительства жилых зданий, существенно отличающуюся от существующих оригинальными конструктивными решениями элементов (каркас, балки перекрытия, ограждающие конструкции). Основные преимущества предлагаемых конструкций:
- малая материалоемкость и поэтому малая деформативность от влажностных воздействий, что особо важно в районах с влажным климатом;
- 100% заводская готовность конструктивных элементов здания;
- относительно низкая себестоимость конструктивных элементов;
- простая технология изготовления и несложное производственное оборудование;
- элементы дома имеют малый вес и не требуют грузоподъемной техники при монтаже;
- сборка на строительной площадке дома в 100 м2 выполняется за 10–20 дней, что резко сокращает стоимость строительства и сроки ввода дома в эксплуатацию;
- позволяют применять различные архитектурные решения;
- обладают полной унификацией [28].
Реализация проекта намечается по двум направлениям: строительство домов эконом-класса и инновационных домов с максимальным использованием энергии солнца и ветра, предусматривающее принципиально иную систему кондиционирования, теплоотдачи и особую архитектуру. Экологически чистые, энергосберегающие деревянные дома подходят для рекреационных посёлков, туристических центров, детских и юношеских оздоровительных лагерей и индивидуального жилья на юге Дальнего Востока и Сибири, Краснодарского и Ставропольского краёв. Государство выделяет на проект 110 млн. рублей на три года, ОАО «Приморские лесопромышленники» – ещё около 200 млн. рублей [29].
Для реализации проекта на базе университета был открыт технопарк «Инновационное домостроение», объединивший усилия специалистов различных направлений – архитекторов, строителей, деревообработчиков, энергетиков, механиков. Кроме того, предполагается организация научно-производственного объединения (НПО), включающего конвейерный завод на базе промышленных цехов “Приморсклеспрома”, и инновационную площадку на базе университетского производственного модуля. Специалисты вуза займутся проектированием, конструированием, апробацией, тестированием новых строительных решений и архитектурных конструкций в деревянном домостроении, а на заводе будут контролировать серийное производство.
Основными эффектами от реализации проекта по строительству и запуску домостроительного комбината в целях рационального природопользования и энергосбережения станет:
- создание новых рабочих мест в области деревянного малоэтажного домостроения;
- создание условий и инфраструктуры для развития малого и среднего бизнеса на рынке деревянного домостроения Приморского края;
- вывод на рынок новой наукоемкой продукции с высокими конкурентными преимуществами (комплексные проекты на основе собственной архитектурной системы, реализующие концепции «таунхаусов» и урбанизированных деревень, включая все инфраструктурные решения; готовая линейка домов разных типов и т.д.);
- создание условий для занятости студентов и аспирантов реальной работой в будущей профессиональной сфере. Повышение качества подготовки студентов, сокращение периода адаптации молодых специалистов в профессиональной деятельности;
- достижение нового технологического уровня в области малоэтажного домостроения и, как следствие, качественно новые услуги и продукты в этой области;
- удовлетворение потребностей Дальневосточного региона в строительстве малоэтажного жилья. [30].
Попытка реализовать концепцию тройной спирали по взаимодействию государства, бизнеса и науки с «чистого листа» была предпринята в 2010 г. путем создания фонда «Сколково».
Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий (сокращенно «Сколково») создан в соответствии с федеральным законом ФЗ-244 «Об инновационном центре «Сколково» в сентябре 2010 г. Его основная цель – сформировать пул инновационных проектов (компаний) и обеспечить их взаимодействие между собой и с ключевыми субъектами инновационной системы. Это предполагает решение многочисленных задач, основными из которых можно назвать: формирование полного цикла инновационного процесса, включающего в себя образование и научно-исследовательские работы, опытно-конструкторские разработки и коммерциализацию их результатов, консолидация передовых научных идей и исследовательских разработок мирового уровня, а также интеллектуально-творческих ресурсов, ориентированных на развитие технологий по пяти приоритетным направлениям: энергоэффективность и энергосбережение (ЭЭТ), ядерные технологии (ЯТ), космические технологии и телекоммуникации (КТиТК), биомедицинские технологии (БМТ), стратегические компьютерные технологии и программное обеспечение (ИТ), а также обеспечение ускоренного внедрения новых технологий в реальный сектор экономики и предоставление централизованных услуг, связанных с организацией инновационного процесса и его финансированием.
В структуру «Сколково» входят:
- Пять кластеров, в рамках которых разрабатываются инновационные проекты (кластеры ИТ – стратегические направления информационных технологий от поисковых систем до облачных вычислений; биомедицинских – инновации в области биомедицинских технологий; энергоэффективных – прорывные технологии, нацеленные на сокращение энергопотребления объектами промышленности, ЖКХ, муниципальной инфраструктуры; ядерных – поддержка неэнергетических применений ядерных технологий и трансфер ядерных технологий в другие отрасли; а также космических технологий и телекоммуникаций – от космического туризма до систем спутниковой навигации);
- Университет (Сколковский институт науки и технологий, СколТех), интегрирующий перспективные исследования, образование и предпринимательство, Открытый университет Сколково (ОтУС) и общеобразовательную школу «Сколково»;
- Технопарк, предоставляющий резидентам «Сколково» различные сервисы (бухгалтерский учет, кадровый учет и поиск персонала, юридическое обслуживание, проведение семинаров и тренингов и др.);
- Центр интеллектуальной собственности, оказывающий услуги в области управления интеллектуальной собственностью (консультирование, подготовка и подача в Роспатент заявок на объекты интеллектуальной собственности и др.);
- Таможенно-финансовая компания, оказывающая резидентам «Сколково» услуги таможенного представителя при импорте товаров, консультационные и др.
Основной задачей технопарка «Сколково», образованного в 2010 г., является создание инфраструктуры для обеспечения успешного развития инновационного бизнеса и коммерциализации технологий компаний-участников. В рамках этой задачи ставятся следующие цели: создание научно-исследовательской инфраструктуры, а также стартапов и иных исследовательских структур в Российской Федерации в исследовательской деятельности с помощью Центров коллективного пользования; привлечение необходимого количества соискателей на статус Участника "Сколково" и сопровождение процедуры получения этого статуса [31].
Приведем результаты деятельности функционирующих подразделений фонда «Сколково». Так, по итогам работы за 2011 г., технопарком выполнены задачи по созданию организационной структуры (включая консультативный центр), сервисного обслуживания, модели деятельности центров коллективного пользования [32]. По итогам 2012 г. в технопарке проведено 62 патентных исследования, подано 143 заявки на регистрацию объектов интеллектуальной собственности [33].
Итоги работы кластеров в 2011 г.:
- Участниками кластера энергоэффективных технологий стали 84 компании, среди которых 23 компании получили грантовое финансирование на сумму 1052 млн. руб. Наибольшее количество проектов (28) отмечалось по направлению «энергоэффективность в промышленности», 12 – в «генерация и накопление электроэнергии» , 11 – в «зеленая энергетика».
- Участниками кластера ядерных технологий стали 26 компаний, из которых 6 компаний получили грантовое финансирование на сумму 189,8 млн. руб. Наибольшее количество проектов (по 7) наблюдалось по направлениям «радиационные технологии» и «технологии создания новых свойств материалов».
- Участниками кластера космических технологий и телекоммуникаций стали 18 компаний, грантовое финансирование на сумму 1,3 млн. руб. получил 1 участник. Наибольшее количество проектов (5) отмечалось по направлению «целевые комплексы в области навигации, поиска и спасения».
- Участниками кластера биологических и медицинских технологий стали 96 компаний, среди которых грантовое финансирование на сумму 624,5 млн.руб. получили 10 компаний. Наибольшее количество проектов (50) отмечалось по направлению «медико-биологические и биологические науки».
- Участниками кластера информационных компьютерных технологий стали 108 компаний, среди которых грантовое финансирование на сумму 951,6 млн.руб. получили 30 компаний. Наибольшее количество проектов (по 16) разрабатывались по направлениям «распознавание и обработка образов, видео и аудио» и «новые методы хранения, обработки и передачи информации».
Итого, по состоянию на конец декабря 2011 г., 332 компании получили статус участников проекта, из которых 70 компаний получили грантовое финансирование [32].
К концу 2012 г. статус участника проекта получили 793 компании, одобрено 185 грантов на сумму 9 млрд. руб., выручка участников составила 1,2 млрд. руб. [33].
Одной из основных стратегических составляющих Сколково является образовательная среда. План ее создания предполагает формирование трех образовательных институтов: Сколковский институт науки и технологии (Сколтех), Открытый университет «Сколково» (ОтУС), сколковская школа. Развитие этих институтов позволит повысить уровень образования российских студентов и стать связующим звеном между образованием, исследованиями и предпринимательством. Системообразующим элементом этой системы является Сколтех. Сколковский институт науки и технологий (Сколтех) – негосударственный образовательно-исследовательский институт, созданный в 2011 г. при участии Массачусетского технологического института, и контролируется международным попечительским советом. Его учредителями являются: Московский физико-технический институт, Национальный исследовательский Томский политехнический университет, Московская школа управления «Сколково», ОАО «РОСНАНО», ОАО «Российская венчурная компания», государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности», Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Научный центр РАН в Черноголовке, Европейский университет в Санкт-Петербурге [32]. Сколтех готовит новые поколения исследователей и предпринимателей, продвигает научные знания и содействует развитию инноваций. Обучение (только на магистерском и докторском уровнях) и исследования сконцентрированы не вокруг академических дисциплин, как в обычных университетах, а вокруг решения междисциплинарных технологических задач по пяти приоритетным направлениям работы «Сколково», а именно:
- энергетические,
- информационные,
- биомедицинские технологии,
- космические науки и технологии,
- мировая ядерная наука и технологии [34].
В дальнейшем предполагается создать 15–20 исследовательских центров по 3–4 для каждого из базовых направлений. И в рамках каждого исследовательского центра будут работать 3–4 лаборатории.
В июне 2012 г. Сколтех завершил первый набор студентов. В пилотной группе – 21 человек из 14 российских высших учебных заведений. По данным на сентябрь 2013 г. – 70 студентов [32].
Формирование университета планируется завершить к 2020 г.: здесь будет 1,2 тыс. студентов, 200 профессоров, 300 научных сотрудников и исследователей, в том числе из ведущих зарубежных вузов. Как ожидается, пилотный учебный курс стартует осенью 2013 г., а полноценная программа обучения и исследований — в 2014 г.
Открытый университет Сколково (ОтУС) – программа Фонда Сколково, целью которой является формирование и развитие сообщества талантливых молодых людей с научно-технологическими и предпринимательскими компетенциями. ОтУС не является образовательным учреждением, а источник абитуриентов (магистров и аспирантов) для Сколтеха, поставщик стажеров и сотрудников для компаний-партнеров «Сколково».
На сегодняшний момент в Сколково функционируют, хотя и не в полном объеме, только инновационные кластеры и технопарк. Это означает, что стимулируются в основном научные исследования, а участие бизнеса ограничивается традиционными функциями – финансирование, включая венчурное, и формирование критической массы спроса и предложения. Новых функций, которые подразумевает концепция тройной спирали, этот участник пока не приобрел. Поэтому говорить о каком-либо вкладе Сколково в развитие российской инновационной системы по типу тройной спирали еще преждевременно. Кроме того, по-прежнему не решены и другие проблемы, порожденные фондом «Сколково», в частности, проблема взаимодействия фонда с уже существующими технопарковыми инновационными структурами в технико-внедренческих зонах. Более того, функционирование фонда «Сколково» постоянно сопровождается сообщениями о финансовых и прочих нарушениях, выявленных в ходе многочисленных проверок.
Таким образом, в России процесс превращения традиционных вузов в предпринимательские только начался. Он охватывает в основном ведущие вузы страны, расположенные в крупных городах, и их количество пока невелико. В структуре таких вузов стала появляться научно-исследовательская компонента. Однако ее развитие происходит в большей степени за счет создания инновационной инфраструктуры и в меньшей степени – за счет изменения программ подготовки специалистов и привлечения студентов к научной деятельности. Что касается взаимосвязи вузов с промышленностью, то пока наблюдается традиционная линейная модель передачи знаний от университетов промышленности, главная особенность которой состоит в том, что университеты отвечают за функцию образования и исследований, промышленность – за производство и реализацию, а организации-посредники (при их наличии) – за собственно процесс передачи. Вместе с тем новая модель передачи знания, свойственная предпринимательским университетам, предполагает тесное взаимодействие всех участников процесса, начиная с постановки научной задачи, и далее – на всех этапах анализа, разработки, применения, адаптации и получения конечного результата. Ключевым понятием становится не передача, а взаимодействие, что предполагает существенный пересмотр позиции университетов. Прежде всего, университет более активно стремится к установлению различного рода взаимосвязей с другими учреждениями, производящими знания, с возможными внешними заказчиками и потребителями его исследовательских услуг. Это предполагает также вхождение в стратегические альянсы, партнерства, участие в совместных проектах с промышленными предприятиями, научно-исследовательскими организациями и другими участниками научной индустрии, создание исследовательских консорциумов, которые объединяют усилия вузов и промышленных предприятий. В свою очередь промышленные партнеры играют ведущую роль в определении направлений исследовательской работы, исходя из потребностей и перспектив развития своей отрасли. Они также выполняют обязательства по созданию благоприятных условий для коммерциализации результатов научно-исследовательской деятельности институтов. Учитывая это и ряд других обстоятельств, можно заключить, что пока еще преждевременно говорить о развитии тройных отношений в системе «государство-бизнес-образование». Мы разделяем точку зрения о том, что пока прослеживается цепочка парных связей:
- Государство-государственный сектор науки, где несоответствие между спросом и предложением научной продукции и неэффективность использования имеющихся ресурсов приводят к моральному старению человеческого капитала.
- Государство-сырьевые отрасли промышленности, где часть высоких отраслевых доходов расходуется на исследования и разработки, связанные с инновационным развитием, а также на установление доверительных отношений с государством. Бизнес сырьевых отраслей заинтересован в консервации существующего положения.
- Государство-остальной бизнес, где инновационный спрос предприятий концентрируется лишь на приобретении импортного оборудования.
- Наука-бизнес, где взаимодействие остается недостаточно развитым [3].
Доминирование государства практически во всех парных взаимосвязях по принципу вертикали существенно затрудняет становление тройной модели инновационного развития в России.
Анализируя процесс формирования предпринимательских университетов в России в целом, отметим, что пока он больше генерирует новые проблемы, чем помогает решать уже существующие.
Заключение
Мировой опыт свидетельствует о том, что ответом на новые инновационные потребности экономики и бизнеса в области образования становятся предпринимательские университеты – образовательные, научно-исследовательские и производственные центры. В процессе их функционирования активную роль играют бизнес и государство, реализуя тем самым новую концепцию инновационного развития – концепцию «тройной спирали». Кроме того, сегодня они решают широкий круг задач социального и регионального развития.
Формирование предпринимательских университетов происходит различными способами, соответствующими национальным особенностям. Чем выше уровень экономического развития и спрос на инновационную продукцию, тем совершеннее и эффективнее система предпринимательских университетов (и наоборот).
В России процесс формирования предпринимательских университетов находится на начальной стадии, по ряду позиций только около 40 вузов можно отнести к этой категории. К сожалению, слабость правовой базы и несогласованность действий по формированию предпринимательских университетов порождает множество проблем. Обозначим некоторые из них:
- неразвитость правовой базы, регламентирующей функционирование предпринимательских университетов и их структур;
- невысокая эффективность инновационных инфраструктур, входящих в состав университетов, и ограниченная прозрачность и доступность сведений о результатах их функционирования, включая данные о коммерциализации научной деятельности (количество выданных патентов, лицензий, авторских свидетельств и проч.);
- отсутствие усилий по налаживанию деловых взаимосвязей между предпринимательскими университетами и другими организациями, осуществляющими научные разработки, включая широкую сеть институтов Российской академии наук, а также коммерциализацию технологий, как, например, существующие технопарковые структуры в технико-внедренческих зонах.
От решения этих и многих других, смежных с ними проблем будет зависеть ответ на вопрос, сможет ли Россия войти в состав мировых инновационных экономик XXI века.
Приложение 1. Примеры предпринимательских университетов в некоторых странах
Инновационные функции | Инновационная деятельность и структуры |
---|---|
Генерация научных исследований | Стэнфорд – исследовательский парк; университеты штата Северной Каролины – парк «Исследовательский треугольник»; университет Пурдью – парк открытий; Калтех – обсерватория Маунт-Уилсон, лаборатория реактивного движения; Принстон – 60 исследовательских институтов и центров; Пенсильванский университет – 164 исследовательских институтов и центров; МТИ – Линкольновская лаборатория. |
Коммерциализация научных разработок | Университет штата Нью-Йорк – центр развития малого бизнеса; МТИ – бизнес-инкубаторы, «Университетский парк»; Питтсбургский университет – Офис менеджмента технологий; университет Северной Каролины – Офис трансфера технологий, технологический инкубатор; университет Дьюка – Офис корпоративного и венчурного развития; университет Пурдью – исследовательский парк Пурдью; университет Хьюстона – центр предпринимательства им. Вольфа; Калтех – Офис технологического трансфера |
Содействие образованию и развитию компаний | Стэнфорд – более 3 тыс. компаний; университет Бейлора – Центр предпринимательства им. Дж.Ф. Бау; институт технологического предпринимательства Мэриленда – программа промышленного партнерства MIPS |
Патентование и лицензирование технологий | Гарвард, Стэнфорд – Отдел технологического развития; МТИ – Управление технологического лицензирования; Калифорнийский университет – Отдел передачи технологий |
Программы предпринимательского образования | Стэнфорд – 90 программ дополнительного образования; Колумбийский университет – 30 образовательных программ; Питтсбургский университет – курс повышения квалификации «Научное предпринимательство: коммерциализация инноваций»; университет Пурдью – программа «Предпринимательство и инновации»; МТИ – программы «Инновации и глобальное лидерство», «Лидеры для промышленности»; университет Хьюстона – программа Wolffest; университет Нотр Дам – 37 курсов по предпринимательству |
Содействие региональному развитию | «Земельные» университеты Калифорнии; Гарвард, Бостонский университет – обеспечение занятости Калифорнийский университет – «Программа совместных исследований»; университет Северной Каролины – Центр развития малого бизнеса и технологий, программы SBIR и STTR |
Сост. по: [9, 11, 13]
Инновационные функции | Инновационная деятельность и структуры |
---|---|
Генерация научных исследований | Кембридж — Центр обучения предпринимателей, Офис по корпоративным связям; Ноттингем — Институт Предпринимательства и Инноваций; Хертфордшир — биохимическая лаборатория; Имперский Колледж Лондона — Предпринимательский центр; Ковентри — Институт прикладного предпринимательства предприятий; Йорк — Научный парк Йорка (инновационный центр; био-центр; IT-центр) |
Коммерциализация научных разработок | Кембридж — Кембриджский исследовательский центр (международные исследования в области нефтедобычи и нефтепереработки); Суррей — исследовательский парк, бизнес-инкубатор (информационные и коммуникационные технологии, мобильная телефония, программное обеспечение, в т.ч. компьютерные игры, биомедицина, био- и химические технологии, фармацевтика); Имперский Колледж Лондона — кафедра трансфера технологий; Хертфордшир — Студия игр; Плимут — Студия интерактивных систем |
Содействие образованию и развитию компаний | Нортхемптон — создано 83 новых предприятия (2010–11гг.); Хертфордшир (Биопарк Университета) — ежегодное взаимодействие с 250 тыс. малых и средних компаний, помощь в создании 10 тыс. новых предприятий; Эдинбург — создано 40 новых компаний (2009–10 гг.); Плимут — сотрудничает с 5 тыс. компаний, поддержал создание 150 предприятий. |
Содействие региональному развитию | Кембридж — малые и средние наукоемкие фирмы НТП обеспечивают около 20% занятости; Суррей — создание новых рабочих мест (3 тыс.), обеспечение товарами и услугами отечественного производства. Из 80 предприятий, покинувших парк с 1992 г., 50% остались в регионе; Плимут — участие в реализации региональных проектов, 250 выпускников стажируются в 111 компаниях и 73% выпускников остаются работать на постоянной основе; ПлимутХаддерсфилд — взаимодействие с региональными МСП, с местными властями по развитию предпринимательства среди молодежи, организация мастер-классов и конкурсов. |
Программы предпринимательского образования | Нотингемский Институт Предпринимательства и Инноваций — предпринимательское образование на всех кафедрах и факультетах, дополнительный курс для студентов первого курса; Хертфордшир — на всех факультетах и отделениях программы предпринимательства и предприимчивости; Ковентри — курс «Лидерство в предпринимательском университете»; первое место по числу консультаций представителям малого и среднего бизнеса; Эдинбург — группы обмена знаниями, идеями, сетевые мероприятия, семинары, мастер-классы и конкурсы, программы поддержки малых предприятий, создаваемых студентами, преподавателями и научными сотрудниками; Нортхемптон — внедрение социального предпринимательства в процесс обучения; Хаддерсфилд — программы предпринимательской стажировки для студентов, бакалаврская программа «Создание бизнеса». |
Сост. по: www.cibfund.ru/files/uk_technoparks.pdf?t=fl&id=74; tpark.ru/19/index19.htm; metolit.by/ru/dir/index.php/1865.
Инновационные функции | Инновационная деятельность и структуры |
---|---|
Генерация научных исследований | Бранденбургский технический университет — Центр BIEM an der BTU Cottbus; Университет прикладных наук Гельзенкирхена — Институт развития инноваций и предпринимательства |
Коммерциализация научных разработок | Мюнхенская высшая школа — бизнес-инкубатор; Потсдамский университет — Центр Potsdam Transfer; Бранденбургский технический университет — Центр 'BIEM an der BTU Cottbus; Университет прикладных наук Гельзенкирхена — Центр содействия предпринимательству и инновациям |
Содействие образованию и развитию компаний | Мюнхенская высшая школа — бизнес-инкубатор (ежегодный выпуск 15–20 стартапов); Бранденбургский технический университет — Центр BIEM an der BTU Cottbus, координация стартапов, трансфер технологий, помощь в расширении деловых связей; Частная высшая школа Гёттингена — лаборатории E-LAB при центре предпринимательства, сопровождение стартапов (поиск инвесторов и выхода на рынок); Университет Гельзенкирхена — бизнес-инкубатор, бесплатные услуги для предпринимателей Лейпцигская высшая школа менеджмента — три кафедры предпринимательства по теории и ведению бизнеса, студенческая инициатива Accelerate@HHL для основания стартапа; Университет прикладных наук Гельзенкирхена — проведение исследований рынка; финансовая поддержка начинающих предпринимателей |
Программы предпринимательского образования | Люнебургский университет — семинар по основам предпринимательства; проект "Social Change Hub"; Университет Виттен-Хердеке — обязательная учебная программа по предпринимательству, занятия в мастерской стартапов GründerWerkstat; Университет прикладных наук Гельзенкирхена — общеуниверситетские программы предпринимательства, производственная стажировка и апробация выпускных проектов студентов на предприятиях, разработка и внедрение платных программ повышения квалификации и переподготовки работников фирм; обучение предпринимательской деятельности в рамках программы МВА «Руководство и управление инновациями»; консультации по разработке бизнес-планов. |
Сост. по: [18, 19]; viperson.ru/wind.php?ID=425641; metolit.by/ru/dir/index.php/1865.
Инновационные функции | Инновационная деятельность и структуры |
---|---|
Генерация научных исследований | ТУСУР – Институт инноватики СПбНИУ ИТМО – ИКВО, ЛИМТУ, ИХиБТ; ЛЭТИ – 5 НИИ; ННГУ – 6 НИИ, Нижегородский объединенный УНЦ; ВШЭ – 107 НИИ и центров, 32 научно-учебных и проектно-учебных лабораторий, 16 международных лабораторий; МФТИ – учебно-научно-производственный комплекс, био бизнес-инкубатор, лаборатория инновационных образовательных технологий; ТПУ – 11 научно-образовательных и учебных институтов, 9 инновационных научно-образовательных центров, 66 научно-исследовательских лаборат. |
Коммерциализация научных разработок | ТУСУР – студенч. бизнес-инкубатор, Офис коммерциализации разработок; СПбНИУ ИТМО – технопарк; ЛЭТИ – технопарк, научно-образовательный центр, центр коммерциализации и трансфера технологий; ННГУ – инновационно-технологический центр; ВШЭ – Центр предпринимательства, инновационный центр; МФТИ – Центр развития молодежного предпринимательства; ТПУ – инновационно-технологический центр, центр трансфера технологий, студенческий бизнес-инкубатор, ОО «Технологический инкубатор ТПУ» |
Содействие образованию и развитию компаний | ТУСУР – учебно-научно-инновационный полюс, создано 135 компаний; СПбНИУ ИТМО – 33 малых инновационных предприятий; ВШЭ – отдел развития инновационных проектов; ТПУ – стратегическое партнерство с 252 предприятиями, создано 28 коммерческих предприятий |
Патентование и лицензирование технологий | ТУСУР – Агентство по защите интеллектуальной собственности; ЛЭТИ – правовая охрана объектов интеллектуальной собственности; ВШЭ – отдел по вопросам интеллектуальной собственности; МФТИ – центр трансфера технологий (правовая защита); ТПУ – отдел патентования и охраны |
Программы предпринимательского образования | ТУСУР – групповое проектное обучение, программы «Инноватика», «Управление инновациями в электронной технике», «Управление инновациями в мехатронике и робототехнике»; СПбНИУ ИТМО – программа «Инновационная система подготовки специалистов нового поколения в области информационных и оптических технологий»; ЛЭТИ – институт непрерывного образования, программы «УМНИК», «Стратегическое партнерство», «Маркетинг инноваций»; ННГУ – 16 образовательных проектов европейской программы ТЕМПУС-Тасис; ВШЭ общеуниверситетские курсы «Основы инновационного предпринимательства», «Маркетинг инноваций»; МФТИ – обучение в центре корпоративного предпринимательства; ТПУ – программы по информационным технологиям, 678 инновационных образовательных учебно-методических ресурсов |
Содействие региональному развитию | ТУСУР – элемент Томской ОЭЗ по направлению «Электроника, информационные и телекуммуникационные технологии», НИР по федеральным и ведомственным целевым программам; СПбНИУ ИТМО – разработчик RUNNet; ЛЭТИ – включен в Реестр инновационных организаций и инновационных проектов Санкт-Петербурга; ННГУ – сотрудничество с ПФО и ЕС в области информационных и коммуникационных технологий; ТПУ – участие в федеральных целевых программах и 11 технологических платформах |
Сокращения: СПбНИУ ИТМО – Санкт-Петербурский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики; ЛЭТИ – Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет им.В.И. Ульянова (Ленина); ННГУ – Нижегородский государственный университет им.Н.И. Лобачевского; остальные институты – см. текст
Сост. по: www.tusur.ru; www.ifmo.ru; www.eltech.ru; www.unn.ru; www.hse.ru; www.mipt.ru; www.tpu.ru.
Литература
- Ицковиц Г. Модель тройной спирали// Инновационная Россия, №4, 2011.
- Ицковиц Г. ДНК инновационного развития. ОПЕК.ru. Экспертный портал Высшей школы экономики. www.opec.ru/1335337.html.
- Дежина И.Г., Киселева В.В. Государство, наука и бизнес в инновационной системе России. М.: ИЭПП, 2008.
- Рубин Ю.Б. Высшее образование в России: качество и конкурентоспособность. МФПА, 2011.
- Акинфеева Е.В., Голиченко О.Г. Институты производства знаний и процессы функционирования технопарков // Экономическая наука современной России, №1 (60), 2013.
- Голиченко О.Г., .Клейнер Г.Б., Самоволева С.А. Анализ реализации основных направлений государственной инновационной политики в России (2002-2010 гг.). М.: ЦЭМИ РАН, 2011.
- Катуков Д.Д., Малыгин В.Е., Смородинская Н.В. Институциональная среда глобализированной экономики: развитие сетевых взаимодействий. М.: Институт экономики, 2012.
- Грудзинский А.О. Университет как предпринимательская организация // Социологические исследования, №4, 2003.
- Исследовательские университеты США: механизм интеграции науки и образования. Под ред. В.Б. Супяна. М.: Магистр, 2013.
- Е.Водичев. Исследовательские университеты США: анализ особенностей и приоритетов развития в контексте реформирования российской университетской системы.// webcache.googleusercontent.com
- Организация инновационной деятельности в университетах США. Сборник учебно-методических материалов. Нижний Новгород, 2011.
- Карабанова О.В. Мировая практика формирования и использования человеческого капитала в особых экономических зонах // Вопросы инновационной экономики. — 2011. — № 9 (9). — c. 13-19. — www.creativeconomy.ru/articles/14588
- Программа «ЭВРИКА». Университет-регион-бизнес: на путях интеграции. М., 2013
- Диваева Э. А., Мухамедьяров А. Зарубежный опыт формирования инновационной системы в регионах // Экономика и управление: научно-практический журнал, №3, 2011.
- Проект программы Европейской Комиссии ТЕМПУС–IV «Навстречу модели университета исследовательского и предпринимательского типа в системе высшего образования России, Украины и Молдовы» N 144855-TEMPUS-2008-DE-JPHES. Университет исследовательского и предпринимательского типа: европейский опыт для Молдовы, России и Украины, 2011.
- Певзнер М.Н., Петряков П.А. Новое общественное управление» в вузах Германии: путь к автономии или утрата академических традиций?//Непрерывное Образование: XXI век, №3, 2013.
- Бережная Г.С. Организация научных исследований в Германии // Балтийский Регион, №3, 2012.
- Тараканов В.В. Модернизация системы университетского управления: зарубежный опыт // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3: Экономика. Экология. Выпуск 11, 2007.
- Как немецкие вузы студентам путь в бизнес прокладывают. www.dw.de.
- Лучко М.Л. Развитие инноваций в Швеции: традиции, современность и будущее // Научные исследования экономического факультета. Электронный журнал. №1, 2010.
- Галье Э.-П. «Каждый кластер конкурентоспособности составляет пятилетний план» // Инновационные тренды, №11, 2011.
- Шансон Г. Центры конкурентоспособности – наиболее значительные элементы французской инновационной системы // Инновационные тренды, №11, 2011.
- Монсан П. Финансовые гранты от исследовательских организаций постепенно исчерпывают себя // Инновационные тренды, №11, 2011.
- Конференция «Развитие предпринимательских университетов как системообразующих элементов инновационных территориальных кластеров», октябрь 2012, г. Томск. community.sk.ru.
- Казанцев А.К. Инновационное развитие университетов: аналитический обзор ведущих российских вузов. Санкт-Петербургский государственный университет Высшая школа менеджмента НАУЧНЫЕ ДОКЛАДЫ, № 6 (R)–2012 Санкт-Петербург 2012.
- Национальный рейтинг университетов 2012/2013 г. www.univer-rating.ru.
- Досужева Е. Е. Лямзин О. Л. О современных особенностях формирования инновационной инфраструктуры с участием вузов в Российской Федерации (часть 2) // Проблемы современной экономики, № 2 (42), 2012.
- Дальневосточный федеральный университет. www.dvfu.ru.
- Наука и технологии России. Деревянные инновации, 2010. www.strf.ru.
- Досужева Е. Е. Лямзин О. Л. О современных особенностях формирования инновационной инфраструктуры с участием вузов в Российской Федерации.// Проблемы современной экономики, N 1 (41), 2012.
- Сколково. community.sk.ru).
- Фонд «Сколково». Годовой отчет -2011. www.sk.ru.
- Задачи и результаты Сколково, январь 2013 г. community.sk.ru).
- Сколково (инновационный центр) www.tadviser.ru.
Написать комментарий