ОМС: в ожидании реформ
В России назрела необходимость в очередной раз реформировать систему здравоохранения. На повестке дня вопрос: как вывести отечественную медицину из-под государственных дотаций? И возможен ли переход от гарантированных каждому медицинских услуг к качественному медицинскому обеспечению?
1. История вопроса
Первые попытки введения обязательного медицинского страхования (ОМС) были предприняты еще в конце 80-х, а именно в 1989 году, когда был выработан надлежащий экономический механизм, впрочем, так и не заработавший. В 1991 году создали внятную, юридически прописанную систему страхования, которая была списана в частности с голландского прототипа. Но и ей не суждено было воплотиться в жизнь: разработчики опасались, что страховые компании начнут проводить так называемую селекцию рисков, то есть предпочитать застраховывать людей с крепким здоровьем и отказываться от страдающих хроническими болезнями или престарелых клиентов.
В 1993 году был открыт страховой фонд, который выполнил важную функцию в истории здравоохранения. Благодаря ему удалось сохранить бесплатное оказание медицинских услуг, ведь согласно конституции все граждане России могут получить медицинскую помощь совершенно безвозмездно. В 1994 году ОМС улучшали, делая привязку эффективности оплаты услуги из фонда к результату лечения. С 1995 года резко сократились государственные расходы на медицинское страхование, и список бесплатных услуг был существенно скорректирован. В 1997 году была развернута программа государственных гарантий; считается, что это стало одним из серьезнейших достижений медицинского страхования.
С 2000 по 2004 годы предпринимались всяческие попытки поменять закон об ОМС. Это подразумевало стандартизацию, повышение доступности и достижение такой сложной категории как справедливость в отношении застрахованных граждан. Для этого предложили ряд проектов, начиная с национального проекта «Здоровье», системы дополнительного лекарственного обеспечения, заканчивая привязкой к результатам деятельности медицинских учреждений. С 2010 года к ОМС поменялись требования. Возросла потребность населения в качественном медицинском обслуживании.
2. Когда количество должно перейти в качество
Таким образом, можно сказать, что свою первоначальную задачу медицинское страхование выполнило. «Сейчас мы понимаем, – говорит Лариса Попович, Исполнительный директор ОАО "РОСНО-МС", – что объединения рисков рутинной помощи, хронических заболеваний или возрастные риски – все эти риски очень разные по своей природе и требуют разных решений». Поэтому сегодня будущее системы ОМС определяется как действия по фрагментации рисков и выведение их в отдельное финансирование. Но пока реформаторам предстоит решить три основных проблемы.
Это недофинансирование, которое по самым скромным подсчетам в 2-3 раза меньше необходимого, неоптимальное использование страховых средств и неграмотный менеджмент на местах. Странно выглядит недофинансирование в области здравоохранения, поскольку российские расходы на нее совершенно мизерные 3,5-3,6% от ВВП (для сравнения в Молдавии эта статья расходов порядка 5,6% от ВВП). Большим вопросом остается лекарственное обеспечение граждан. Однако количество людей пользующихся им неуклонно растет. На данный момент оно составляет 17 млн. человек, тогда как еще в 2010 году эта цифра была 14,5 млн.
Также нарастает негативная тенденция, в соответствии с которой люди предпочитают денежные выплаты реальному предоставлению медикаментов. Получается, что отдельная программа в рамках медицинского страхования не выполняет поставленной задачи, то есть не работает. Об этом говорит то, что финансирование выплат увеличилось на 113%. На лекарственное возмещение сегодня тратится 17 млрд. долларов. Раскладка примерно такая: 5 млрд. – безрецептурная продукция, 1 млрд. – госпитальный сегмент, 3 млрд. – орфанные медикаменты и 8 млрд. – потребление рецептурных препаратов.
Очевидно, нужна более тщательная экономия и ее можно достигнуть за счет объемов продаж рецептурных лекарств, имеющих более дешевые аналоги (до 3 млрд. долларов) и экономией на наценке (1 млрд. долларов). «Мы никогда не будем себя обеспечивать полностью лекарственными препаратами, – считает Давид Мелик-Гусейнов, фармэксперт, директор по маркетинговым исследованиям. – Ограничить (свой рынок – прим. ред.) от импортной продукции мы никогда не сможем».
3. Здравоохранение как инвестиционно привлекательная отрасль
Чтобы оптимизировать нагрузку на бюджет, необходимо привлекать инвестиции и, таким образом, из дотационного сделать ОМС инвестиционным. В этом случае возврат инвестиций для государства может быть в виде экономически активного населения, потому что сегодняшняя картина не может радовать – 20% трудоспособного населения страны производят 80% ВВП. Это значит, что всего лишь 15 млн. человек воспроизводят российскую экономику. Именно поэтому от количественного охвата ОМС нужно перейти к качественному углублению. Тем более что «задача не просто увеличивать продолжительность жизни, но увеличивать качественную продолжительность жизни», – говорит Юрий Крестинский, директор Института проблем общественного здравоохранения.
По его мнению, «система здравоохранения в ряду других отраслей в нашем государстве остается падчерицей и выражается это в реальных цифрах». Государству трудно справляться с некоей социальной обязанностью, которая не становится его эффективным инструментом. С 2012 года планируется проводить реформы и привлекать серьезные инвестиционные ресурсы в область медицинского страхования. Поэтому программа государственных гарантий конкретизируются до инвестиционной привлекательности.
В конце концов, то же лекарственное здравоохранение это, прежде всего, решение системных проблем. «Ситуация заключается в том, что здесь необходимо политическое решение, – говорит Юрий Крестинский – пока такого решения не будет, то и системы лекарственного здравоохранения тоже не будет». В принципе, это высказывание можно обобщить – всей системе ОМС на новом витке развития способна дать толчок только политическая воля.
Написать комментарий