Очередная встреча Путина и Лукашенко, или сколько стоят братские связи между народами
На прошлой неделе в Минске состоялась встреча лидеров России и Белоруссии в рамках Высшего государственного совета (ВГС) Союзного государства. Заседание прошло в расширенном формате: с каждой стороны кроме президентов, участвовали еще по пять высших государственных лиц, включая премьер-министров. Кроме того, состоялась отдельная встреча Путина и Лукашенко за закрытыми дверями. По итогам длительных переговоров прессе было сообщено, что результатом встречи стало принятие бюджета Союзного государства, присуждение премий в области литературы, обсуждение «ключевых аспектов в области сотрудничества» и многое другое в таком же роде. Что же происходит во взаимоотношениях двух государств, и о чем могли в действительности вести переговоры столь представительные делегации?
Что такое Союзное государство сегодня?
На заседании ВГС обсуждалось более десятка вопросов. Среди них награждение премиями в области литературы и искусства, итоги экономического сотрудничества, принятие резолюции о выполнении Плана мероприятий СГ на 2014–2015 годы, посвященных 70-летию победы в Великой Отечественной войне, отчет об исполнении бюджета Союзного государства (СГ) за 2014 год и другие документы. Был также принят бюджет СГ на 2016 год. Его доходная часть составляет 6,6 млрд руб., доля России в нем – 3,2 млрд руб., белорусская сторона перечислит 1,7 млрд руб., еще 1,7 млрд руб. перейдут в виде неизрасходованных средств с прошлого года. Расходная часть запланирована в сумме 4,9 млрд руб. Из них 37% идут на содержание органов Союзного государства, а также по статье «прочие расходы». Остальные деньги должны идти на поддержание науки, культуры, промышленности и многого другого. То есть около 3 млрд руб. на все, включая оборону и безопасность, ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций и так далее по списку. По итогам прошлого года, этих денег оказалось даже много, излишки перекочевали на этот год, хотя заявки на оказание финансовой поддержки от деятелей науки, культуры и промышленников руководителям СГ поступали.
Масштаб обсуждавшихся на заседании ВГС вопросов поводом для встречи президентов быть не может. За последних два с небольшим месяца Путин и Лукашенко встречались уже трижды. По мнению экспертов, причины столь частых встреч заключаются в обостряющихся разногласиях между государствами по вопросам взаимодействия как в экономике, так и в политике.
Какова ситуация в экономике Белоруссии?
За прошлый год внешняя торговля республики сократилась более чем на четверть, в такой же пропорции упал и товарооборот с Россией, хотя в физических объемах он сократился всего на 4%. Внешний долг страны к началу года превысил 12 млрд долларов, что составляет почти четверть ВВП и приближается к порогу экономической безопасности. Золотовалютные резервы Белоруссии на начало февраля упали почти до 4 млрд долларов. На обслуживание и погашение внешнего долга Минску в этом году потребуется более 3 млрд долларов. Республика остро нуждается в финансовой поддержке.
Насколько велико участие России в экономике Белоруссии?
На Россию приходится до 60% внешнеторгового оборота Белоруссии. Доля российских резидентов в общем объеме прямых иностранных инвестиций в республику составляет более 45%. За прошлый год Минск привлек более 2 млрд внешних госзаймов, около трех четвертей из них пришлись на российское правительство и российские банки. Традиционно велики инвестиции российских компаний в энергетическую отрасль Белоруссии. В 2018–2020 гг. планируется запуск энергоблоков АЭС в Гродненской области, которая строится при участии «Росатома». Участие российской стороны в этом проекте оценивается в 10 млрд долларов. «Газпром» планирует вложить в газотранспорную систему республики более 3 млрд долларов до 2020 года. Справедливости ради нужно отметить, что «Газпром» обладает контрольным пакетом в «Белтрансгазе», поэтому инвестиции «Газпрома» в республику можно рассматривать и как вложения в свою собственную инфраструктуру.
Как белорусское руководство пытается бороться с нехваткой денег?
Самыми различными способами, в том числе и такими, которые идут вразрез интересам союзного государства – России. С началом санкционной войны России и Запада на российский рынок стали попадать запрещенные ко ввозу европейские товары под белорусскими брендами. О белорусских устрицах и креветках в прессе написано достаточно много. Лукашенко факта подобной торговли не отрицает, сообщая лишь, что данная продукция проходит на территории Белоруссии глубокую переработку и поэтому к санкционной ее отнести никак нельзя. Несостоятельность подобной аргументации прекрасно понимают обе стороны. Справедливости ради можно лишь отметить, что объемы ввозимых в Россию устриц и креветок назвать сколько-нибудь значимыми в общем товарообороте с Белоруссией нельзя. Внимание, уделяемое этому вопросу в медийном пространстве, явно не соответствует величине проблемы.
Пытается заработать Белоруссия также на поставках российской нефти, эта статья доходов является весьма значимой для бюджета республики.
В текущем году белорусские НПЗ должны получить 24 млн российской беспошлинной нефти. Взамен белорусы должны поставить на российский рынок не менее 1 млн тонн нефтепродуктов. На деле за январь белорусская сторона поставила на российский рынок нефтепродуктов около 0,2% от прошлогоднего уровня, в феврале поставки прекращены вовсе. Продукцию белорусы предпочитают отгружать в Европу, где с тонны бензина получают на 100 долларов больше, чем на российском рынке. Белорусское руководство свои действия объясняет тем, что соглашения, подписанные в рамках ЕАЭС, позволяют поступать подобным образом, если это для белорусской стороны более выгодно. В ответ российская сторона заявляет, что согласно тем же соглашениям она может сократить объемы поставок сырой нефти в республику впятеро. Подобные споры между Минском и Москвой в вопросах дележа доходов от продажи нефти и нефтепродуктов стали многолетней традицией. Можно лишь добавить, что доля белорусского бензина на российском рынке колеблется в пределах 3–5%. Кстати, российские нефтяные компании тоже не желают насыщать отечественный рынок дешевыми нефтепродуктами, предпочитая перерабатывать нефть на своих зарубежных НПЗ и продавать бензин на европейском рынке. На российские нефтяные компании у Минэнерго управы нет никакой.
Еще одним источником получения денег для Белоруссии являются внешние заимствования. В этом вопросе для достижения результата белорусский лидер использует все способы торговли, включая откровенный шантаж.
У кого берет кредиты Белоруссия?
Кроме российских источников, Белоруссия получает кредиты также от МВФ, МБРР, Евразийского фонда стабилизации и развития, от банков Китая и из других источников. Объемы этих задолженностей (кроме китайских) по сравнению с российскими, невелики. Среди них есть даже такие экзотические, как долг банкам Венесуэлы – белорусский лидер несколько лет назад решил продемонстрировать энергетическую независимость от России и приобрел нефть в Венесуэле. Разумеется, по цене существенно выше российской. В прошлом году эта «независимость» обошлась республике в сумму более 100 млн долларов в пользу банков Венесуэлы.
Вторым по величине кредитором после России для Белоруссии является Китай.
Четверть внешних кредитов республики приходится на китайские банки (более 500 млн долларов). Китайские кредиты являются связанными, то есть выдаются строго с условием покупки на эти деньги китайской же продукции. Когда в прошлые годы на такие китайские кредиты Белоруссия модернизировала государственные деревообрабатывающие и цементные заводы, то, по утверждению специалистов, зачастую вместо заказанного оборудования приходил просто хлам.
На каких условиях Россия готова предоставлять финансовую помощь Белоруссии?
Все переговоры лидеров России и Белоруссии проходят при закрытых дверях, и прессе остается лишь питаться догадками о том, на каких условиях заключаются договоренности Путина и Лукашенко. Впрочем, и сам предмет переговоров тоже является для широкой общественности поводом для догадок. Эксперты полагают, что среди основных вопросов, которые обсуждались на переговорах, – предоставление Россией кредита в обмен на размещение российской авиабазы на территории Белоруссии. Торг этот идет не первый день. В прошлом году российская сторона предложила Лукашенко привлекать средства не по линии межправительственных кредитов, а в рамках Евразийского фонда стабилизации и развития. Кредиты в этом случае выдаются на более жестких условиях, списать их впоследствии на «братскую взаимопомощь» может не получиться. Белорусскую сторону подобный вариант не устраивает, и в прошлом году в своей предвыборной речи Лукашенко в достаточно категоричной форме заявил, что никакой российской авиабазы в республике не будет. Заявление это удачно «совпало» с отменой большей части западных санкций, под которыми Белоруссия находилась более 10 лет. В итоге, к концу года глава российского Минфина Силуанов объявил, что российские кредиты не могут быть выданы, потому как в Белоруссии недостаточно активно идут реформы, слишком медленно растут тарифы на ЖКХ, транспорт и иные социальные расходы, недостаточно активно идет приватизация госсобственности. Словом, тот же перечень требований, которыми сопровождают выдачу «колониальных» кредитов МВФ или Всемирный банк.
Не принесла никаких результатов, судя по информации в прессе, встреча Лукашенко с Путиным в начале февраля в Сочи. Зато 8 февраля белорусский лидер заявил о готовности выполнить требования МВФ. Спустя всего пару недель, 23 февраля, в Минск пожаловала представительная европейская делегация во главе с заместителем руководителя Еврокомиссии и вице-президентом Европейского инвестиционного банка. Речь на переговорах шла о получении финансирования, о привлекательности «Восточного партнерства» и о необходимости более плотного участия республики в этом проекте.
В итоге, через день в Минске появился «десант» в составе президента РФ, премьера, спикера Совфеда, главы МИДа и других высших государственных чиновников РФ.
Каковы перспективы этих «торгов»?
По мнению экспертов, Белоруссия слишком важна для России как один из немногих оставшихся стратегических партнеров в прямом понимании этого определения. Поэтому Москва будет поддерживать республику финансово в любом случае, хотя помощь эта будет на уровне недопущения социального взрыва в Белоруссии и не более. Сумма, которую пытается найти белорусское руководство в этом году для стабилизации экономики, находится в пределах 5 млрд долларов, получить от российской стороны белорусы надеются около 2 млрд долларов. Цифра эта для России не является критической даже в свете текущих экономических проблем. Специалисты полагают, что идея Союзного государства была ближе всего к осуществлению в начале нулевых, а сегодня это скорее фикция, существующая лишь на бумаге.
Российское руководство крайне непоследовательно в союзнических отношениях. Чего стоит одно только решение российского ЦБ отправить рубль в свободное плаванье, что мгновенно сделало убыточным экспорт в Россию для Белоруссии. Соответственно, и белорусский лидер не очень щепетилен при выборе средств для «выколачивания» из российского руководства очередных кредитов. Лукашенко под разговоры о «братском плече» запросто заявляет о том, что военная доктрина республики может поменяться, что нужно «держать в уме» возможность российского вторжения и быть готовым к сотрудничеству с НАТО. Можно вспомнить также отнюдь не союзнические поступки белорусского лидера, когда он отказался признать Крым российским или же занял нейтральную позицию в оценке инцидента со сбитым Турцией российским истребителем. Под разговоры о «едином народе», белорусский лидер проводит политику «белорусизации», одним из компонентов такой политики является «дерусификация». Соответствующие белорусские министерства и ведомства говорят о переводе ряда вузов и других учебных заведений республики на преподавание исключительно на белорусском языке. В информационное пространство страны власти вбрасывают идеи дискриминации русскоязычных. Чиновники всех уровней рьяно взялись за популяризацию национальных праздников, одежды, языка. Активизируются многочисленные националистические организации, «сидящие» на западных грантах.
Российскую же сторону в этой ситуации интересуют только возможности «отжать» какой-нибудь лакомый белорусский госактив или максимально увеличить свою долю доходов от поставляемой в республику нефти. Подобная политика проводилась в течение многих лет в отношении Украины. К каким последствиям это привело, известно всем.
Написать комментарий
лажа