08 АВГ, 17:21 МСК
USD (ЦБ)    60.3696
EUR (ЦБ)    61.3610


Очередная катастрофа «Прогресса». Куда и зачем лететь «Роскосмосу»?

6 Декабря 2016 9188 1 Наука и технологии
Очередная катастрофа «Прогресса». Куда и зачем лететь «Роскосмосу»?

Вечером 1 декабря запущенный с Байконура грузовой корабль «Прогресс-МС04» потерпел аварию на шестой минуте полета. Крушение это продолжило череду катастроф, которые преследуют наши корабли в последние годы. Причины нынешней аварии не известны, но все чаще говорят о кризисе, постигшем всю нашу космическую отрасль. Что представляет из себя сегодня отечественная космонавтика, каковы ее перспективы и каким видит руководство страны будущее отрасли?

И снова «Прогресс»

В минувший четверг с космодрома Байконур состоялся пуск ракеты-носителя (РН) «Союз-У» с транспортным грузовым кораблем «Прогресс МС-04». Грузовик должен был доставить к Международной космической станции (МКС) топливо, воду, сжатые газы, научное оборудование, комплектующие для системы жизнеобеспечения, продукты, одежду, медикаменты и многое другое, включая подарки для обитателей МКС к Новому году.

На 382-й секунде полета прием телеметрической информации с «Прогресса» прекратился, корабль на расчетную орбиту не вышел. Средствами ПВО Центрального военного округа 1 декабря был зафиксирован полет двух тел, которые идентифицировали как части корабля «Прогресс».

Крушение произошло на высоте 190 км над труднодоступными районами Республики Тыва. На данный момент государственная комиссия разбирается с причинами аварии, информации о жертвах или пострадавших нет, большинство фрагментов корабля сгорело в атмосфере, а на местности специалисты МЧС ищут оставшиеся обломки.

В СМИ часто отмечают сходство этой аварии с катастрофой 2011 года, когда та же ракета-носитель «Союз-У» с грузовым кораблем «Прогресс» потерпели крушение над Тывой. Тогда пришли к выводу, что причиной аварии стала нештатная работа двигателя РД-0110 третьей ступени «Союз-У».

В связи с нынешней аварией намеченные запуски с Байконура решено отложить, двигатели этого типа (в том числе и уже установленные на ракеты-носители) будут сняты и отправлены производителю на воронежское КБ Химавтоматики, а системы управления – на харьковское ГНПП «Коммунар».

Семейство РН «Союз» представляет из себя, по сути, модификацию ракеты «Р-7», которая использовалась в РН «Восток», когда в 1961 году Юрий Гагарин совершил первый пилотируемый полет в космос. За всю историю на этих ракетах совершено почти 2 тыс. пусков, с 1973 года сделано около 800 пусков, из которых нештатными были менее 3%. Это очень неплохой показатель. Гораздо хуже дело обстоит с семейством ракет «Протон» – тут из 300 запусков успешными являются только 90%. У ближайших иностранных аналогов (европейская Ariane 5, американская Atlas V и Delta IV Heavy) этот показатель лучше в разы. Стоимость запусков иностранных ракет при этом выше. Сильно подпортили статистику наших РН запуски последних лет – в период 2011-2015 годов при 36 пусках «Протонов» они и разгонные блоки шесть раз не выполнили свою задачу.

В прессе все чаще говорят о том, что на ухудшающуюся статистику оказывает влияние человеческий фактор и даже прослеживаются намеки на чей-то злой умысел.

Велики ли потери?

Среди груза, который должен был доставить на МКС «Прогресс», были вещи, которые являются уникальными. К таким можно отнести образец нового скафандра для работы в космосе «Орлан-МКС», оранжерею, в которой предполагалось проводить эксперименты по выращиванию некоторых сельхозкультур, оборудование для приготовления кисломолочных продуктов на борту станции и система регенерации воды для установки в российском модуле «Рассвет». Потеря остального груза критичной не является.

Обитателям МКС авария грузовика ничем не угрожает, запас жизнеобеспечения на станции рассчитан на несколько месяцев, а в случае режима экономии – до полугода.

По информации НАСА, ближайший пуск к КМС будет совершен 9 декабря японским аэрокосмическим агентством, грузовик «Конотори-6» доставит на станцию продукты питания, воду, солнечные батареи. В январе запланирован старт к МКС американского SpaceX CRS-10, возможно, передвинут сроки запуска резервного «Прогресс МС-05», запланированного ранее на февраль 2017 года.

Если же говорить о потерях в денежном выражении, то они таковы. Стоимость корабля «Прогресс МС-04» производства РКК «Энергия» составляет около 1 млрд руб. Пусковые работы, включая стоимость ракеты «Союз-У», подготовку к старту, работу наземной инфраструктуры превышает 3 млрд руб. (50–60 млн долларов). Запуск осуществлялся в рамках федеральной космической программы, таким образом, бюджету эта авария обошлась в 4 млрд руб. Страховку рисков запуска корабля «Прогресс МС-04» и РН «Союз-У, а также стыковки с МКС осуществляла компания «ВТБ-страхование».

Страховая премия составила 90 млн руб., перестрахованы эти риски были в известных российских и зарубежных компаниях. Если страховой случай будет признан, то выплаты за «Союз-У» составят около 800 млн руб., а за «Прогресс МС-04» – 1,3 млрд руб. Таким образом, выплаты, если они будут произведены, покроют около половины всех затрат бюджета.

Больше не лидеры

В прошлом году треть всех мировых пусков ракет-носителей приходились на Россию. В этом году наша страна уступила по числу пусков Китаю и США.

Мировой рынок коммерческого космоса превышает 300 млрд долларов, космические пуски в его объеме составляют менее 4%. Основная доля рынка приходится на космические услуги связи, на втором месте – производство платформ и приборов для космоса. В этих сегментах рынка доля России практически близка к нулю. То есть, зарабатывать удается только на продаже ракетных двигателей и доставке грузов и иностранных космонавтов на орбиту. Все вместе это позволяет первой космической державе владеть менее чем 1% мирового рынка коммерческого космоса. С 2018 года США планируют самостоятельно доставлять своих космонавтов на МКС, а грузовые полеты к станции США и Япония в состоянии осуществлять своими силами уже сегодня.  

Заявлять о себе на мировом рынке космических услуг чем либо еще кроме доставки нам не позволяет отсутствие собственной микроэлектроники. Импортозависимость в этой части достигает 80–90%. Санкционная война с Западом не могла не отразиться на отрасли, а китайцы, пользуясь случаем, на свою электронику взвинтили цены тотчас же. Кроме того, качеством китайская продукция заметно уступает европейской или американской.

Эксперты говорят, что в той части космической отрасли, которая относится к оборонке, дело обстоит несколько лучше. Но и там проблем хватает – например, спутники производимые нашей промышленностью, оказываются существенно тяжелее западных аналогов (иногда их не выводят на орбиту именно по этой причине) и срок службы у наших в несколько раз ниже, чем у западных спутников (3–4 года против 15 лет).

«Преумножить позиции России в мировой космической индустрии»

Так обозначил задачи отечественной космонавтики президент Путин на совещании по стратегии развития «Роскосмоса» до 2030 года. По его мнению, «Роскосмосу» нужно активнее участвовать в коммерческих проектах, повышать объемы товаров и услуг, которые Россия может предложить потребителям. Также президент сообщил, что нужно «добиться прорывных достижений в изучении космоса, предложить рынку инновационные технологии и востребованные услуги в космической сфере». А еще «большую отдачу должен приносить и российский сегмент МКС», так как «на финансирование станции направляются значительные бюджетные ресурсы».

Требовал ли кто-нибудь из советского руководства от Гагарина перед его полетом в космос, чтобы тот «большую отдачу» приносил, так как «значительные бюджетные ресурсы» потрачены, информации нет. Также неизвестно, шла ли речь о большом профите, когда в далеком 1955 году основатели советского (а теперь и российского) ракетостроения Королев, Келдыш и Тихонравов вышли в правительство с предложением запустить искусственный спутник земли. На тот момент знаменитая «Р-7» даже не прошла еще летных испытаний, но спутник в 1957 году был запущен. Всего через 11 лет после окончания войны. А еще через четыре года в космос отправили космонавта.

Сегодня «Роскосмос» страшно горд тем, что американцы не могут обойтись без его ракетных двигателей РД-180 и РД-181. Так это двигатели из далекого прошлого, продукт той самой коммерчески никак не обоснованной (по нынешним меркам) деятельности Королева. То же самое можно сказать и о «Союзах», и о «Протонах». «Роскосмос» может предложить только их модификации, которые, к тому же, все чаще «сбоят». Программы по испытаниям «Ангары-А1.2» едва теплятся, проект по тяжелой «Ангаре-А5» и вовсе заморожен. Программа освоения космоса, принятая в прошлом году, сокращена вдвое по причине отсутствия денег. Судя по всему, заработать на космосе нашим потомкам лет через 50 будет проблематично.

CJF – ДЕТСКАЯ МОДА-2022. ОСЕНЬ, Международная выставка: 27–30 сентября ЦВК «Экспоцентр». Посетить бесплатно keyboard_double_arrow_right
ЛЕСДРЕВМАШ, Международная выставка: 12–15 сентября ЦВК «Экспоцентр». Посетить бесплатно keyboard_double_arrow_right
МИР ДЕТСТВА, Международная выставка: 27–30 сентября ЦВК «Экспоцентр». Посетить бесплатно keyboard_double_arrow_right
Галина Яшина

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий
А
08.12.2016 0 0
Алга:

Заработать на космосе России будет проблематично уже через 20 лет или раньше, с учетом того, что закончатся сделанные в прошлые годы двигатели, а новых нет. Пойдут на пенсию остатки тех, кто еще как-то разбирался в космической технике. И все. Но это все фигня, главное - маневры. Импортозамещение, контрсанкции, Крымнаш, Путинбох...



Капитал страны
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Отметьте самые значимые события 2021 года:
close
check_box check_box_outline_blank Демонстратор будущего двигателя для многоразовой ракеты-носителя в Свердловской области
check_box check_box_outline_blank Демонстратор нового авиадвигателя ПД-35 в Пермском крае
check_box check_box_outline_blank Полет МС-21-300 с крылом, изготовленным из российских композитов в Иркутской области
check_box check_box_outline_blank Открытие крупнейшего в РФ Амурского газоперерабатывающего завода в Амурской области
check_box check_box_outline_blank Запуск первой за 20 лет термоядерной установки Токамак Т-15МД в Москве
check_box check_box_outline_blank Создание уникального морского роботизированного комплекса «СЕВРЮГА» в Астраханской области
check_box check_box_outline_blank Открытие завода первого российского бренда премиальных автомобилей Aurus в Татарстане
check_box check_box_outline_blank Старт разработки крупнейшего в Европе месторождения платиноидов «Федорова Тундра» в Мурманской области
check_box check_box_outline_blank Испытание «зеленого» танкера ледового класса ICE-1А «Владимир Виноградов» в Приморском крае
check_box check_box_outline_blank Печать на 3D-принтере первого в РФ жилого комплекса в Ярославской области
Показать ещеexpand_more