Оценка эффективности мероприятий по развитию инновационной деятельности
В статье предложен альтернативный метод оценивания эффективности мероприятий по формированию и улучшению условий для развития инновационной деятельности. Рассматриваются методы, используемые в настоящее время в России и за рубежом. Представлен обзор и анализ реализации основных мероприятий, реализованных государством в целях формирования и улучшения условий для развития инновационной деятельности. Представлен анализ взаимодополнения/дублирования различных мероприятий по территориальному и функциональному аспектам. Выявлены субъекты РФ, для которых рассчитанные альтернативные издержки формирования и улучшения условий для развития инновационной деятельности ниже фактических. Рассчитан коэффициент эффективности проведения указанных мероприятий. Даны рекомендации по реализации инновационной и кластерной политики.
1. Введение
В контексте формирования российской инновационной системы политика государства в течение ряда последних лет была направлена на формирование и развитие условий для развития инновационной деятельности. К таким условиям в первую очередь относятся работоспособная инновационная инфраструктура и кадры, имеющие компетенции на всех стадиях инновационного процесса. Проведение эффективной инновационной политики и ее своевременная корректировка требует мониторинга результатов и оценивания эффективности проведенных мероприятий. В данном контексте эта задача усложняется из-за большого временного лага между сроком проведения мероприятий и появлением их результатов, а также влиянием многочисленных и в том числе случайных факторов на развитие инновационной деятельности.
Проблемы мониторинга и оценки эффективности мероприятий, проводимых государством в целях формирования и развития таких условий, остаются актуальными несмотря на то, что был предложен ряд подходов к оценке. Обзор основных подходов используемых для оценки эффективности инновационной инфраструктуры в России и за рубежом представлен в [1]. В [1] выделены типы подходов оценке эффективности инновационной инфраструктуры (в том числе и кадровой составляющей) в зависимости от вида полученного с помощью нее результата (непосредственный выпуск, либо стимулирование экономического роста), а также в зависимости от вида самой инфраструктуры (для каждого вида инновационной инфраструктуры – финансовая, производственно-технологическая – и типа инфраструктурного объекта – технологических бизнес-инкубаторов, технопарков, центров трансфера технологий и др.) Следует отметить, что на официальном уровне не принят ни один из разработанных подходов. В этой связи становится актуальным выбор оптимального подхода или их комплекса, который будет охватывать как тип результата, так и тип инфраструктурного объекта, и разработка предложений по его внедрению.
2. Перечень и описание основных мероприятий, реализованных государством в целях формирования и улучшения условий для развития инновационной деятельности.
Согласно Основным направлениям политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года результатом реализации мероприятий по формированию условий для развития инновационной деятельности должно являться повышение доли конкурентоспособной инновационной продукции на базе передовых достижений науки, технологий и техники в структуре производства. [3]
Были выделены следующие направления государственной инновационной политики:
- создание благоприятной экономической и правовой среды в отношении инновационной деятельности,
- формирование инфраструктуры инновационной системы,
- создание системы государственной поддержки коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности (РИД).
Необходимо отметить, что понятие инновационной инфраструктуры широко, и выделяют ее производственно-технологическую, консалтинговую, финансовую, кадровую, информационную, сбытовую составляющую. [4] Поэтому в дальнейшем, рассматривая условия развития инновационной деятельности, будем понимать под ними благоприятную для инновационной деятельности экономическую и правовую среду, инновационную инфраструктуру и систему поддержки коммерциализации РИД.
Формирование перечня оцениваемых мероприятий предполагает определение сроков их проведения. Целесообразно проводить оценку эффективности реализации подобных мероприятий с большим временным лагом, поскольку, они, как правило, предполагают отложенный эффект. Перечень государственных инициатив в области инновационной политики был составлен РА «Эксперт». Ряд инициатив из этого перечня, относящихся к формированию и развитию условий для развития инновационной деятельности, был отобран автором и сведен в таблицу 5 наряду с другими мероприятиями по развитию инновационной инфраструктуры, проведенными за период.
Цель мероприятия | Содержание мероприятия | Нормативный документ |
---|---|---|
Формирование инновационной инфраструктуры | Создание Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Фонд Бортника) | Постановление Правительства РФ от 3 февраля 1994 г. N 65 «О Фонде содействия развитию малых форм предприятий в научно-тех¬нической сфере» base.garant.ru/102860 |
Создание ОАО «Российская венчурная компания» | Распоряжение Правительства РФ от 07.06.2006 № 838-р rusventure.ru | |
Создание ГК «Роснано», реорганизация ГК «Роснано» в ОАО | Федеральный закон от 19 июля 2007 г. N 139-ФЗ «О Российской корпорации нанотехнологий» base.garant.ru/12154723 Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 211-ФЗ «О реорганиза¬ции Российской корпорации нанотехнологий» rg.ru Распоряжение Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. №2287-р «О реорганизации государственной корпорации «Российская корпорация нанотехнологий» в открытое акционерное общество «РОСНАНО» правительство.рф/gov/results/13545/ | |
Создание инновационного центра и Фонда «Сколково» | Федеральный закон от 28.09.2010 N 244-ФЗ (ред. от 23.12.2010) «Об инновационном центре «Сколково» (принят ГД ФС РФ 21.09.2010) consultant.ru | |
Создание территориальных инновационных кластеров | Перечень инновационных территориальных кластеров, утвержденный Председателем Правительства Российской Федерации 28 августа 2012 года economy.gov.ru | |
Создание технологических платформ | Порядок формирования перечня технологических платформ (Утвержден решением Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям от 3 августа 2010., протокол № 4) economy.gov.ru | |
Оптимизация системы налогообложения в инновационной сфере | Налоговое стимулирование инновационной деятельности. Целью налоговой политики должно стать устранение имеющихся препятствий для модернизации и инновационной дея¬тельности, как с точки зрения величины налоговых обязательств, так и сложности их исполнения. Для достижения по-ставленной цели предлагается реализовать набор мер по следующим основным направлениям: Корректировка тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование. Амортизационная политика. Уточнение порядка учета расходов на научные исследования и (или) опытно- конструкторские разработки. Сокращение перечня документов, необходимых для подтверждения правомерности применения нулевой ставки НДС при экспортных операциях. Создание благоприятных условий налогового админи¬стрирования. Освобождение от налогообложения налогом на имущество организаций энергоэффективного обору¬дования сроком на 3 года с момента ввода в эксплуатацию, а также оборудования, используемого для создания научно- технической продукции. Передача полномочий по принятию решения о предоставлении инвестиционного налогового кредита по налогу на прибыль организаций и налогу на имущество организаций субъектам РФ. Совершенствование налогообложения организаций, осуществляющих деятельность в социально-значимых областях. Освобождение от налогообложения доходов в виде остаточной стоимости имущества, оставшегося после окончания действия договора гранта. Уточнение порядка принятия для целей налогообложения расходов в виде платежей по лицензионным (сублицензионным) договорам. Разрешение переноса убытков на будущее при совершении операций в рамках до¬говора простого товарищества. Распространение налогового вычета по налогу на доходы физических лиц на суммы уплаченных процентов по образовательным кредитам. Прочие направления поддержки инновационной активности. Планируется освобождение от налогообложения доходов от реализации ценных бумаг, необращающихся на организован¬ных рынках и находящихся в собственности лица не менее 5 лет. Введение данного освобождения предполагается рас¬пространить на ценные бумаги, приобретенные начиная с 2011 г. Указанная мера позволит небольшим инновационным компаниям привлекать долгосрочные инвестиции на более выгодных условиях. | «Основные направления налоговой политики РФ на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» (одобрено Правительством РФ 20.05.2010) consultant.ru |
Минфину России совместно с Минэкономразвития России и Минобрнауки России подготовить согласованные предложения по внесению в законодательство РФ о налогах и сборах изменений, касающихся освобождения от налогообложения доходов в виде остаточной стоимости имущества, оставшегося после окончания действия договора гранта | Перечень поручений Президента РФ по итогам заседания Комиссии при Президенте РФ по модернизации и технологическому развитию экономики России 29 ноября 2010 г. i-russia.ru | |
Минфину России (А.Л.Кудрину) обеспечить проведение мониторинга эффективности введенных налоговых льгот, направленных на стимулирование инновационной деятельности. О результатах проведения мониторинга представить доклад в Комиссию в срок до 1 сентября 2010 г. | Протокол заседания Правительственной комиссии по высоким техно¬логиям и инновациям от 3 марта 2010 года №1 nanonewsnet.ru strf.ru |
Наряду с основными мероприятиями, указанными в таблице, на формирование и развитие условий для развития инновационной деятельности опосредованно влияет и ряд других действий государства, в том числе политика в сфере высшего профессионального образования, кадровая политика в сфере исследований и разработок и др.
Для всех указанных мероприятий в той или иной форме осуществляется мониторинг и формируется отчетность, что обеспечивает наличие информации об их результатах. Однако отчетные данные порой не сопоставимы, поскольку перечисленные мероприятия имеют различную природу. Ряд из них носит не только экономический, но и институциональный характер. Они порождают не только экономические, но и социальные, трудно оцениваемые в денежном выражении, эффекты. Это в свою очередь затрудняет оценку эффективности системы мероприятий в целом. Вместе с тем, можно предположить наличие синергетического эффекта реализации ряда мероприятий.
3. Методология оценивания эффективности мероприятий по формированию и улучшению условий для развития инновационной деятельности
Главным принципом методологии, предлагаемой в данной статье, является комплексный подход к оценке эффективности реализации различных мероприятий по формированию и улучшению условий для развития инновационной деятельности. Рассматривая указанные мероприятия как систему, можно провести анализ скоординированности, выявление взаимного дополнения, усиления или, напротив, дублирования и избыточности позволяет оценить альтернативные издержки реализации указанных мероприятий. В том случае, если разница между альтернативными и фактическими затратами на проведение мероприятий положительна, комплекс реализованных мероприятий оценивается как эффективный. В обратном случае предлагаются решения по повышению эффективности.
Предлагается осуществлять анализ взаимодополнения/дублирования различных мероприятий по следующим аспектам:
- территориальное,
- функциональное.
Согласно [3] инновационная инфраструктура должна быть развита, в первую очередь, на территориях субъектов и муниципальных образований Российской Федерации с высокой концентрацией инновационного потенциала, включая наукограды, академгородки, особые экономические зоны, закрытые административно-территориальные образования и иные виды технополисов. Территориальный разброс инновационной инфраструктуры может отрицательно сказываться на эффекте ее работы и может быть причиной ее недозагруженности. В этой связи встает вопрос анализа территориальной сконцентрированности инновационной инфраструктуры, оценка ее географического разброса и удаленности от территорий с высокой концентрацией инновационного потенциала.
Наряду с созданием объектов инновационной инфраструктуры требуется развитие системы региональных и отраслевых фондов поддержки инновационной деятельности, включая фонды стартового финансирования и венчурного предпринимательства; формирование системы информационной поддержки, включая оказание консалтинговых услуг для организации взаимодействия участников инновационной деятельности [3]; а также обеспечение всех перечисленных институтов научными и инженерными кадрами в оптимальном соотношении [6].
Проанализируем реализацию рассматриваемых мероприятий по вышеперечисленным аспектам.
4. Анализ взаимодополнения/дублирования реализованных государством мероприятий по формированию и улучшению условий для развития инновационной деятельности
Расположение технологических кластеров в особых экономических зонах (ОЭЗ) технико-внедренческого типа, или в наукоградах или в непосредственной близости от них позволило бы их участникам использовать налоговые преференции и таможенные льготы ОЭЗ. Однако появление на территории наукограда ОЭЗ приведет к дублированию функции различных органов управления, потребует упорядочения взаимоотношений между различными органами власти. Данная ситуация может привести к усилению неразберихи в управлении, противостоянию. Если статус наукограда распространяется на всех жителей города, то особая экономическая зона охватывает только работников, занятых на отдельном предприятии, которые уже пользуются социальной инфраструктурой города, то есть преимуществами, предоставленными всему городу. Наряду с противоречием между населенными пунктами, имеющими статус наукограда и не имеющими такового, возникают противоречия внутри самих наукоградов. [7]
Вместе с тем и ряд технологических кластеров, находится в стороне от ОЭЗ и наукоградов и не имеют преференций, обеспечиваемых указанными территориальными образованиями. Автором были агрегированы данные о территориальных образованиях с особым статусом в субъектах РФ.
Таким образом, ряд технологических кластеров (на территории Самарской области, Татарстана, Хабаровского края) находится за пределами ОЭЗ ТВТ (несмотря на то, что в непосредственной территориальной близости находятся ОЭЗ торгово-промышленного типа) и инновационных кластеров и не имеет доступа к их преференциям. Однако при наличии благоприятных условий за счет статуса ОЭЗ и наукограда в г. Санкт-Петербурге отсутствуют инновационные кластеры.
Какие издержки несет дублирование статуса ОЭЗ и наукограда у одного и того же населенного пункта? И насколько выше издержки функционирования инновационного кластера за пределами ОЭЗ и наукоградов по сравнению с функционированием на их территории.
Географическое пересечение различных территориальных образований влечет за собой взаимовлияние реализации их функций. В таблице 3 представлен анализ схожести и противоречивости функций наукоградов, ОЭЗ, кластеров.
Направление | Функция | Усиление | Ограничение |
---|---|---|---|
Финансовое обеспечение инфраструктуры | предоставление из федерального бюджета межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации для предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам наукоградов в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации | Наукоград, кластер | Эффект Матфея |
Преференции для инвесторов | Необходимая инфраструктура на льготных условиях, налоговые льготы, особый таможенный режим, особый административный режим, гарантии Правительства Российской Федерации, доступ к квалифицированным кадровым ресурсам | ОЭЗ | - |
Они могут как усиливать друга, так и ослаблять. Так, например, финансовое обеспечение, предоставляемое из бюджетных средств на развитие ОЭЗ и наукоградов, может стимулировать развитие субъектов РФ за счет нескольких механизмов одновременно. Вместе с тем, при распределении финансирования наблюдается эффект Матфея, описанный Р.Мертоном, феномен неравномерного распределения преимуществ, в котором сторона, уже ими обладающая, продолжает их накапливать и приумножать, в то время как другая, изначально ограниченная, оказывается обделена ещё сильнее и, следовательно, имеет меньшие шансы на дальнейший успех [10]. В научной литературе эффект Матфея чаще всего описывает распределение грантового финансирования между исследователями, однако он наблюдается и при присуждении статусов наукоградов Муниципальное образование получает этот статус только в том случае, если удовлетворяет критериям, характеризующим научный потенциал его территории. Таким образом, поддерживаются территории с уже имеющимся высоким потенциалом. Наращивание научного потенциала других территорий происходит косвенным путем, в частности через создание территориальных инновационных кластеров, которые требуют развития на своих территориях научной и инновационной инфраструктуры. Таким образом, создание необходимой инфраструктуры на территориях, не наделенных особым статусом, все равно происходит, в рамках программ развития кластеров, как одно из мероприятий, при этом сокращая объем расходов непосредственно на развитие кластера как такового. Объем финансирования, требуемый для создания и развития инновационной инфраструктуры, представляет собой величину альтернативных издержек на создание условий, благоприятных для инновационной деятельности. Таким образом, комплексность и последовательность являются залогом успешного формирования указанных условий.
Величину альтернативных издержек можно рассчитать, вычтя из объема финансирования программ развития кластеров объем финансирования, выделенный на создание и развитие инновационной инфраструктуры.
Сф– объем финансирования программ развития кластеров,
Си– объем финансирования, выделенный на создание и развитие инновационной инфраструктуры в программе развития кластера.
Соответственно и коэффициент эффективности в данном случае рассчитаем как отношение величины альтернативных издержек к фактическим.
По формулам (1) и (2) рассчитаем величину альтернативных издержек и коэффициент эффективности для кластеров, располагающихся в субъектах РФ, где отсутствуют наукограды или ОЭЗ ТВТ (Самарская область, р. Татарстан, Хабаровский край) [14], [15], [16].
Результаты расчетов показывают, что коэффициент эффективности для рассматриваемых кластеров ниже 1. Для Самарской области коэффициент эффективности сильно отличается от 1, для республики Татарстан и Хабаровского края, отклонение от 1 незначительно.
Пример Самарской области показывает, что намного более эффективно предварять организацию инновационных кластеров созданием условий для развития инновационной деятельности, как например в рамках развития наукоградов и ОЭЗ ТВТ, для того чтобы организовывать кластеры в субъектах с уже имеющейся развитой инновационной инфраструктурой. Это позволит использовать ресурсы, направленные на развитие кластера, на реализацию мероприятий, связанных с его функционированием, вместо того, чтобы расходовать их существенную часть на создание необходимой инновационной инфраструктуры.
Эффективность формирования условий для развития инновационной деятельности на территории рассматриваемых регионов была бы выше при реализации более последовательной политики. В ряде других регионов (таблица 2) реализация политики по формированию благоприятных условий для инновационной деятельности отличается большей последовательностью и систематичностью, что позволяет сформированным инновационным территориальным кластерам использовать преференции и результаты использования целевого финансирования территориальных образований с особым статусом, входящих в их состав.
Список литературы:
- Баринова В.А. и др. Подходы к оценке эффективности функционирования объектов инновационной инфраструктуры в России. Инновации №3, 2014.
- Электронный ресурс http://www.adamsmithinternational.com/
- "Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года" (утв. Правительством РФ 05.08.2005 N 2473п-П7)
- Шепелев Г.В. Проблемы развития инновационной инфраструктуры. Наука и инновации в регионах России 2004. Электронный доступ http://regions.extech.ru/left_menu/shepelev.php дата обращения 10.10.2014
- Государственные инициативы в области инноваций. РА «Эксперт» Электронный доступ http://raexpert.ru/researches/expert-inno/part2/ дата обращения 10.10.2014
- Ширяев А.А. Характер и степень зависимости ВВП Соединенных Штатов Америки и России от кодифицированных и некодифицированных знаний. 2011 Электронный доступ http://riep.ru/upload/iblock/07d/07d0dbb2c5b4a002954f969df43e5a13.pdf дата обращения 10.10.2014
- Барабанов И.П. Наукограды и особые экономические зоны в инновационной политике России Электронный доступ http://www.econ.asu.ru/lib/sborn/natc2006/pdf/24.pdf
- Отчет о результатах функционирования особых экономических зон за 2013 год и за период с начала функционирования особых экономических зон. Министерство экономического развития РФ. Электронный доступ http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/sez/main/
- Перечень наукоградов Российской Федерации. Союз развития наукоградов России Электронный доступ http://www.naukograds.ru/naukograds/naukograds_inf/naukograds_list/
- Robert K. Merton. The Matthew Effect in Science, II: Cumulative Advantage and the symbolism of intellectual property// ISIS, 1988, v.79, p. 606-623
- Федеральный закон от 07.04.1999 N 70-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "О статусе наукограда Российской Федерации"
- Сайт Министерства экономического развития РФ. Электронный доступ http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/sez/main/
- Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации. Министерство экономического развития РФ. Электронный доступ http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/innovations/politic/doc201001081702
- Программа развития Самарского аэрокосмического инновационного территориального кластера Электронный доступ http://innovation.gov.ru/node/3569
- Программа поддержки Камского инновационного территориально-производственного кластера на 2013 – 2016 годы Электронный доступ http://innovation.gov.ru/node/3568
- Программа развития инновационного территориального кластера авиа- и судостроения Хабаровского края Электронный доступ http://innovation.gov.ru/node/3582
Написать комментарий