Общая характеристика акционерных обществ с государственным участием
Государство выступает участником большого количества акционерных обществ, что требует формирования оптимальной системы управления федеральными пакетами акций. Каким должен быть первый шаг на пути построения такой системы? Как осуществить учет всех пакетов акций, которыми владеет российское государство?
В конце ноября 2012 г. состоялось очередное заседание коллегии Министерства экономического развития Российской Федерации по теме: «Повышение качества управления государственной собственностью». Главной темой обсуждения стал проект Концепции по управлению федеральным имуществом на период до 2018 года [10].
На коллегии представители власти провозгласили следующую государственную миссию по управлению активами: «100% активов, вовлеченных в хозяйственный оборот, со 100% эффективности».
В чем же государство видит реализацию данной стратегии?
Прежде всего, это определение дальнейшей судьбы каждого актива, находящегося в его распоряжении, а именно:
- сохранение в федеральной собственности;
- отчуждение из федеральной собственности.
При этом следует иметь в виду, что в отношении объекта государственной собственности может быть несколько целей использования, которые в свою очередь зависят от многих параметров: социальной значимости объекта, отраслевой принадлежности, доходности, законодательных ограничений на формы управления и приватизации госимущества и др. Однако в независимости от выбора одного из данных направлений, чиновники поставили перед собой цель достижения 100% эффективности в решении управленческих задач. Для отчуждаемого имущества это будет означать, что необходимо извлечь максимально возможный доход от его продажи, а для сохраняемого в федеральной собственности актива – это совокупность управленческих воздействий, направленных на обеспечение выполнения объектом своего предназначения.
Среди всех многообразных объектов государственного имущества автором предпринята попытка проанализировать находящиеся в федеральной собственности пакеты акций.
Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации (далее – ГК РФ) государство может принимать участие в деятельности хозяйственных обществ, к которым относятся акционерные общества как открытого, так и закрытого типа (далее – АО).
Прежде всего, стоит отметить, что Российская Федерация приобретает права акционера следующим образом:
- Выступая в качестве учредителя АО. При этом общества, учредителем которых выступает государство (за исключением обществ, образованных в процессе приватизации государственных предприятий), могут быть только открытыми [3, п.4 ст.7]. Согласно п.6. ст.98 ГК РФ акционерное общество может состоять из единственного участника, в качестве которого может выступать государство (в частности, АО со 100%-ным государственным капиталом).
- Преобразование государственных унитарных предприятий в АО в процессе приватизации. После преобразования предприятий в АО имущество переходит в собственность общества, а государство получает их акции. Открытое акционерное общество, созданное путем преобразования унитарного предприятия, становится правопреемником этого унитарного предприятия [4, п.1, ст.37].
- Приобретение акций уже существующих АО путем проведения сделок купли-продажи.
- Приобретение акций путем внесения вкладов (в виде денежных средств, объектов недвижимости, прав на объекты интеллектуальной собственности и т.д.) в уставные капиталы АО.
- Приобретение акций путем конвертации долга АО перед РФ по государственным гарантиям и бюджетным кредитам на акции этого общества.
- Возникновение права государственной собственности на эквивалентную часть уставных капиталов АО в случае предоставления им бюджетных инвестиций [1, ст.80].
В целях настоящей статьи для обобщения всевозможных синонимов и оборотов, описывающих предмет исследования, автором вводится понятие «государственные пакеты акций».
Под государственными пакетами акций (ГПА) в настоящей статье понимаются пакеты акций, принадлежащие государству на праве собственности и предоставляющие ему права на получение части прибыли от деятельности АО в виде дивидендов, на участие в управлении общества и на часть имущества, остающегося после его ликвидации. Под управлением государственными пакетами акций понимается целенаправленная деятельность уполномоченных органов власти и управления по осуществлению прав акционера – Российской Федерации.
Нельзя не отметить, что АО являются коммерческими организациями, в связи с чем не вызывает сомнения тот факт, что любой собственник имущества, используемого в коммерческих целях, рассчитывает, прежде всего, на максимизацию своего дохода от управления данным имуществом. Доход может быть получен им как в краткосрочном периоде, так и с определенным временным лагом, а также может быть распределен во времени.
В данном контексте можно перейти непосредственно к описанию, пакеты акций каких АО находятся в собственности Российской Федерации, ведь для того чтобы управление было эффективным, собственнику необходимо знать, чем он управляет, т.е. какими активами и что из себя эти активы представляют.
По состоянию на 1 сентября 2012 года в реестре федерального имущества содержится информация о 2596 акционерных обществах, акции которых находятся в федеральной собственности. Учитывая тот факт, что АО находятся в различных статусах, отражающих их финансово-экономическую самостоятельность, можно представить реестр АО в разбивке, как показано в табл.1.
Статус АО | Количество АО |
---|---|
Ведущие стабильную ФХД | 1798 |
Внесено/завершается внесение в УК ВИС | 356 |
Банкротство (конкурсное производство) | 197 |
Не ведет ФХД | 77 |
Ликвидация | 64 |
Приватизировано | 55 |
Банкротство (наблюдение) | 18 |
Выпуск акций не зарегистрирован | 15 |
Банкротство (внешнее управление) | 11 |
Реорганизация | 2 |
Ликвидировано | 1 |
Передано в собственность субъекта РФ | 1 |
Общий итог | 2595 |
Общий итог | 2595 |
Российская Федерация – специфический участник процесса управления акционерной собственностью, который осуществляет права акционера в указанных АО всегда опосредованно, т.е. через соответствующие федеральные органы исполнительной власти либо посредством передачи акций в доверительное управление. Проведем анализ АО в зависимости от субъекта, осуществляющего права акционера от имени Российской Федерации (табл.2).
Субъект осуществления прав акционера-РФ | Количество АО |
---|---|
Росимущество | 2260 |
Минобороны России | 277 |
ГК «Ростехнологии» | 30 |
ГК «Росатом» | 18 |
Доверительное управление | 5 |
Минкомсвязь России | 1 |
Минэкономразвития России | 1 |
ЦБ РФ | 1 |
Минтранс России | 1 |
Правительство РФ | 1 |
Общий итог | 2595 |
Основная цель исследования, предпринятого в настоящей статье, состоит в том, чтобы показать, какими компаниями государство управляет. Управлять – значит оказывать влияние на деятельность объекта управления для достижения определенной цели.
При первом приближении, очевидно, что не на все АО с ГПА, чьими акциями обладает Российская Федерация, она может оказывать воздействие. Например, если акции переданы в доверительное управление, это означает, что управление этими пакетами акций осуществляется иным субъектом (доверительным управляющим), хоть и в интересах государства. Кроме этого, как видно из табл.1, исходя из описанных выше статусов АО, из процесса дальнейшего анализа целесообразно исключить следующие госкомпании:
- в отношении которых проводятся процедуры банкротства – конкурсное производство и внешнее управление (208 АО) [6, ст.94, 126];
- находящиеся в стадии ликвидации (63 АО) или в процедуре реорганизации (2 АО);
- пакеты акций которых фактически отсутствуют в собственности Российской Федерации (например, приватизированы (55 АО), переданы в уставные капиталы вертикально-интегрированных структур (240 АО), завершаются процедуры по передаче пакетов акций в уставные капиталы вертикально-интегрированных структур (119 АО), выпуск акций не зарегистрирован (15 АО), либо деятельность таких АО прекращена в связи с ликвидацией или реорганизацией (1 АО), либо АО переданы в собственность субъекта федерации (1 АО), но информация об этом находится на стадии внесения в реестр федерального имущества.
В соответствии с п.1 статьи 53 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. №208-ФЗ предложения акционера в повестку общего собрания акционеров принимаются только в том случае, если акционер владеет более 2% от уставного капитала АО. Таким образом, логичным представляется перейти к анализу АО в разрезе размеров пакетов акций, принадлежащих государству.
Российская Федерация является единственным акционером в 1012 стабильно функционирующих обществах, что составляет 53% от общего количества таких организаций. Далее по убыванию федерального участия идут общества с долей участия Российской Федерации менее 2% – 479 обществ (25%), с блокирующим пакетом – 175 обществ (9%) и с контрольным – 76 обществ (4%) (рис.1).
Рис.1. Анализ АО в зависимости от размера государственных пакетов акций.
Итак, Российская Федерация владей пакетами акций 1414 стабильно функционирующих АО, размер которых позволяет ей оказывать влияние на принимаемые в АО решения и участвовать в управлении АО.
Стоит отметить, что в 88 АО, в уставных капиталах которых государству принадлежит менее 2% акций, введено специальное право («золотая акция»). Использование специального права («золотой акции») проявляется в том, что у государства нет каких-либо имущественных прав в отношении пакетов акций общества, но существует право вето при принятии общим собранием акционеров определенных решений.
Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» устанавливает три формы реализации специального права по участию в управлении акционерным обществом:
- участие представителя в организации общего собрания акционеров ОАО и принятии им решений:
- право внесения предложений в повестку дня годового общего собрания акционеров,
- право требования созыва внеочередного общего собрания акционеров;
- право вето при принятии общим собранием акционеров решений о:
- внесении изменений и дополнений в устав ОАО;
- реорганизации АО;
- ликвидации АО, назначении ликвидационной комиссии и об утверждении промежуточного и окончательного ликвидационных балансов;
- изменении уставного капитала АО;
- совершении АО крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность;
- участие представителя в деятельности совета директоров ОАО;
- участие представителя в деятельности ревизионной комиссии ОАО [4, п.3, ст.38].
Специальное право используется в случае и с момента отчуждения из государственной собственности 75 процентов акций ОАО. Спецправо также введено еще в 15 из стабильно функционирующих АО с участием Российской Федерации более 2%. Перечень рассматриваемых АО, в отношении которых при управлении используется «специальное право», представлен в отраслевом разрезе в табл.3.
Отрасль | Количество АО |
---|---|
ВПК | 45 |
Геология и разведка недр, геодезическая и гидрометеорологическая службы | 22 |
Все виды машиностроения и металлообработка | 11 |
Наука и научное обслуживание, НИОКР | 5 |
Транспорт (воздушный, водный, автомобильный, ж/д), грузоперевозки | 4 |
Химическая и нефтехимическая промышленность | 3 |
ТЭК | 2 |
Легкая, пищевая, мебельная промышленность | 2 |
Строительство (дорожное, жилищное, промышленное) и ремонт | 2 |
Металлургия | 2 |
Полиграфическая деятельность и предоставление услуг в этой области | 2 |
Прочие отрасли | 1 |
Торговля, материально-техническое снабжение и сбыт | 1 |
Предоставление услуг | 1 |
Общий итог | 103 |
Далее рассмотрим госкомпании без учета АО с долей госучастия менее 2%. На основе изучения Постановления Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2004 г. №738 «Об управлении находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ и использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении открытыми акционерными обществами («золотой акции»)» все АО, акции которых находятся в собственности РФ, можно условно разделить на три группы:
1. АО, решения по вопросам определения позиции акционера (Российской Федерации) в отношении которых принимаются Росимуществом на основании предложений отраслевых федеральных органов исполнительной власти (далее – ФОИВ).
В этой связи интересно проанализировать как АО разделены между ФОИВ (табл.4).
ФОИВ | Количество АО | Доля АО за каждым ФОИВ от общего итога, % |
---|---|---|
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации | 258 | 18% |
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации | 248 | 18% |
Министерство энергетики Российской Федерации | 157 | 11% |
Федеральное дорожное агентство | 141 | 10% |
Министерство регионального развития Российской Федерации | 106 | 7% |
Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям | 89 | 6% |
Министерство обороны Российской Федерации | 67 | 5% |
Федеральное агентство воздушного транспорта | 30 | 2% |
Министерство образования и науки Российской Федерации | 29 | 2% |
Федеральное агентство по недропользованию | 29 | 2% |
Федеральное агентство морского и речного транспорта | 28 | 2% |
Федеральное космическое агентство | 26 | 2% |
Министерство культуры Российской Федерации | 24 | 2% |
Министерство финансов Российской Федерации | 22 | 2% |
Федеральное агентство по рыболовству | 19 | 1% |
Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации | 18 | 1% |
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации | 12 | 1% |
Федеральное агентство железнодорожного транспорта | 12 | 1% |
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом | 11 | 1% |
Иные ФОИВ (за каждым из ФОИВ «закреплено» менее 10 АО) | 88 | 6% |
Общий итог | 1414 | 100% |
Таким образом, на основе данных таблицы можно сделать вывод о том, что наибольшее количество стабильно функционирующих АО находится в ведении Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Министерства энергетики Российской Федерации и Федерального дорожного агентства.
2. АО, включенные в специальный перечень распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 января 2003 г. №91-р (далее – специальный перечень) – крупнейшие системообразующие организации, монополисты, ключевые управленческие решения по которым принимает Правительство Российской Федерации. Анализ АО, включенных в специальный перечень, представлен в табл.5.
ФОИВ | Количество АО соответствующего размера государственного пакета акций | Общий итог | |||
---|---|---|---|---|---|
100% | от 50% до 100% | от 25% до 50% | от 2% до 25% | ||
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации | 16 | 1 | - | 1 | 18 |
Федеральное космическое агентство | 9 | 2 | 1 | - | 12 |
Министерство транспорта Российской Федерации | 4 | 2 | 2 | 1 | 9 |
Министерство энергетики Российской Федерации | 3 | 4 | 1 | 1 | 9 |
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации | 3 | 1 | - | - | 4 |
Министерство финансов Российской Федерации | 2 | 2 | - | - | 4 |
Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации | - | 1 | 1 | 1 | 3 |
Федеральное агентство по государственным резервам | 1 | - | - | - | 1 |
Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации (федеральное агентство) | - | - | 1 | - | 1 |
Министерство экономического развития Российской Федерации | - | 1 | - | - | 1 |
Федеральное агентство по недропользованию | 1 | - | - | - | 1 |
Министерство регионального развития Российской Федерации | 1 | - | - | - | 1 |
Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка | 1 | - | - | - | 1 |
Общий итог | 41 | 14 | 6 | 4 | 65 |
3. АО, права акционера от имени Российской Федерации, в отношении которых осуществляются субъектами, указанными в табл.2.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 4 августа 2004 г. №1009 «Об утверждении перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ» АО, включенные в данный перечень (далее – стратегические АО) могут быть включены в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества только лишь после принятия Президентом Российской Федерации решений об исключении компаний из числа стратегических или об уменьшении степени участия Российской Федерации в управлении стратегическими акционерными обществами. Таким образом, существует определенный перечень АО, в отношении которых решения о приватизации государственных пакетов акций принимается Президентом Российской Федерации. Анализ таких АО представлен в табл.6.
ФОИВ | Количество АО соответствующего размера государственного пакета акций | Общий итог | |||
---|---|---|---|---|---|
100% | от 50% до 100% | от 25% до 50% | от 2% до 25% | ||
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации | 16 | 1 | 17 | ||
Федеральное космическое агентство | 8 | 2 | 1 | 11 | |
Министерство энергетики Российской Федерации | 3 | 4 | 1 | 1 | 9 |
Министерство финансов Российской Федерации | 2 | 2 | 4 | ||
Министерство транспорта Российской Федерации | 2 | 2 | 4 | ||
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации | 2 | 2 | |||
Федеральное агентство по государственным резервам | 1 | 1 | |||
Федеральное агентство по недропользованию | 1 | 1 | |||
Министерство регионального развития Российской Федерации | 1 | 1 | |||
Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации (федеральное агентство) | 1 | 1 | |||
Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации | 1 | 1 | |||
Общий итог | 36 | 11 | 4 | 1 | 52 |
Далее целесообразно рассмотреть вопрос территориального распределения госкомпаний. Стоит отметить, что география расположения АО на территории Российской Федерации весьма широкая: хотя бы 1 компания функционирует в каждом из субъектов Российской Федерации. В части концентрации количества организаций на территории субъекта лидирующую позицию занимает г. Москва. На ее территории располагается 289 АО (в том числе 28 стратегических), что составляет 21% от общего количества АО. Далее по количеству АО, расположенных на их территории, идут Московская область, Краснодарский край и Санкт-Петербург. Более подробная информация о распределении АО по территориальному признаку представлена в табл.7, при этом в таблице не представлены сведения о государственных компаниях, находящихся за рубежом (таких компаний 8, что составляет 0,6% от общего количества АО).
Наименование региона РФ | Количество АО | Доля АО в каждом субъекте РФ от общего итога, % |
---|---|---|
г. Москва | 293 | 21% |
Московская область | 92 | 7% |
Краснодарский край | 79 | 6% |
Санкт-Петербург | 73 | 5% |
Свердловская область | 53 | 4% |
Новосибирская область | 37 | 3% |
Ростовская область | 34 | 2% |
Красноярский край | 29 | 2% |
Тульская область | 25 | 2% |
Саратовская область | 25 | 2% |
Хабаровский край | 23 | 2% |
Челябинская область | 23 | 2% |
Ярославская область | 19 | 1,3% |
Воронежская область | 19 | 1,3% |
Приморский край | 19 | 1,3% |
Самарская область | 19 | 1,3% |
Тверская область | 18 | 1,3% |
Ивановская область | 18 | 1,3% |
Смоленская область | 18 | 1,3% |
Пермский край | 18 | 1,3% |
Кемеровская область | 17 | 1,2% |
Ставропольский край | 16 | 1,1% |
Нижегородская область | 16 | 1,1% |
Архангельская область | 15 | 1,1% |
Алтайский край | 15 | 1,1% |
Иные субъекты РФ (в каждом из субъектов расположено менее 15 АО) | 393 | 27,8% |
Общий итог | 1406 | 100% |
Одним из основных аспектов анализа, по мнению автора, является представление о том, в каких отраслях экономики функционируют АО с участием государства (рис.2). Из всех стабильно функционирующих госкомпаний, в уставных капиталах которых Российской Федерации принадлежит более 2% акций, большинство организаций относится к сельскохозяйственной отрасли (14% от общего количества АО, из них 1 АО включено в специальный перечень). В строительной отрасли (строительство дорожное, жилищное, промышленное) функционирует 127 АО (9% от общего числа АО), из них 1 АО включено в специальный перечень. К топливно-энергетическому комплексу относится 7% от общего количества АО, при этом 9 из них включены в специальный перечень. К военно-промышленному комплексу относится 5% от общего количества АО, вместе с этим 21 из данных компаний включена в специальный перечень.
В табл.8 представлена разбивка перечня АО в зависимости от их расположения по территории федеральных округов в разрезе крупнейших отраслей (количество АО, осуществляющих свою деятельность, в которых более 50%).
Отрасль | Количество АО, расположенных на территории соответствующего федерального округа | Общий итог | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Дальне-восточный ФО | Приволж-ский ФО | Северо-западный ФО | Северо-Кавказс-кий ФО | Сибирс-кий ФО | Уральс-кий ФО | Централь-ный ФО | Южный ФО | Зарубежная собствен-ность | ||
Сельское хозяйство | 8 | 34 | 11 | 14 | 30 | 4 | 57 | 38 | - | 196 |
Строительство (дорожное, жилищное, промышленное) и ремонт | 8 | 9 | 12 | 6 | 14 | 14 | 55 | 9 | - | 127 |
ТЭК | 6 | 4 | 10 | 6 | 8 | 11 | 35 | 23 | 3 | 106 |
Предоставление услуг | 5 | 14 | 11 | 5 | 12 | 7 | 33 | 13 | 100 | |
Прочие отрасли | 3 | 11 | 4 | 1 | 16 | 2 | 48 | 10 | 2 | 97 |
Полиграфическая деятельность и предоставление услуг в этой области | 6 | 8 | 13 | 3 | 4 | 8 | 46 | 3 | - | 91 |
Все виды машиностроения и металлообработка | 1 | 12 | 18 | 3 | 5 | 10 | 38 | 2 | 1 | 90 |
Дорожное хозяйство | 18 | 11 | 7 | 4 | 11 | 2 | 24 | 10 | - | 87 |
Транспорт (воздушный, водный, автомобильный,ж/д), грузоперевозки | 21 | 9 | 13 | 3 | 6 | 6 | 14 | 10 | 2 | 84 |
ВПК | 1 | 10 | 12 | - | 9 | 5 | 37 | - | - | 74 |
Наука и научное обслуживание, НИОКР | 5 | 7 | 6 | 1 | 6 | 3 | 41 | 2 | - | 71 |
Химическая и нефтехимическая промышленность | 1 | 6 | 5 | - | 4 | 5 | 26 | 4 | - | 51 |
Иные отрасли (количество АО, осуществляющих свою деятельность в которых менее 50) | 14 | 17 | 32 | 7 | 22 | 29 | 103 | 16 | - | 240 |
Общий итог | 97 | 152 | 154 | 53 | 147 | 106 | 557 | 140 | 8 | 1414 |
В соответствии со ст.14 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» первым отчетным годом для вновь созданных организаций считается период с даты их государственной регистрации по 31 декабря соответствующего года, а для организаций, созданных после 1 октября – по 31 декабря следующего года. Таким образом, для того чтобы перейти к описанию результатов финансово-хозяйственной деятельности госкомпаний по итогам 2011 г., необходимо из рассматриваемого перечня исключить АО, созданные после 1 октября 2011 г. и имеющие право не представлять годовую отчетность за указанный период. Сведения о госкомпаниях в зависимости от объема суммарной выручки, полученной организациями по итогам 4 квартала 2011 г. представлены в табл.9.
Объем выручки, полученной по итогам 2011 г. | Количество АО | |
---|---|---|
всего | включенных в специальный перечень | |
более 1 млрд. руб. | 82 | 38 |
от 500 млн. руб. до 1 млрд. руб. | 36 | 8 |
от 100 млн. руб. до 500 млн. руб. | 140 | 13 |
от 10 млн. руб. до 100 млн. руб. | 344 | 6 |
от 1 млн. руб. до 10 млн. руб. | 218 | - |
менее 1 млн. руб. | 547 | - |
Общий итог | 1367 | 65 |
Можно отметить, что всего 6% госкомпаний получили по итогам 2011 г. выручку, превышающую 1 млрд. руб., при этом 46% из них включены в специальный перечень. Выручка по итогам 2011 г. для 38% от общего количества АО находится в пределах от 10 млн. руб. до 1 млрд. руб. Более 50% АО получили по итогам 2011 г. выручку менее 10 млн. руб. (при этом для большинства из данных компаний годовая выручка не превысила 1 млн. руб.). Более наглядно крупнейшие АО, исходя из полученного по итогам 2011 г. объема выручки более 100 млн. руб., представлены в табл.10 в отраслевом разрезе.
Отрасль | Количество АО |
---|---|
ВПК | 36 |
Транспорт (воздушный, водный, автомобильный,ж/д), грузоперевозки | 27 |
ТЭК | 26 |
Строительство (дорожное, жилищное, промышленное) и ремонт | 24 |
Все виды машиностроения и металлообработка | 21 |
Дорожное хозяйство | 19 |
Полиграфическая деятельность и предоставление услуг в этой области | 16 |
Химическая и нефтехимическая промышленность | 12 |
Прочие отрасли | 11 |
Финансово-кредитная сфера, консалтинг, управление | 11 |
Наука и научное обслуживание, НИОКР | 11 |
Геология и разведка недр, геодезическая и гидрометеорологическая службы | 8 |
Легкая, пищевая, мебельная промышленность | 7 |
IT, коммуникации, информационно - вычислительное обслуживание | 6 |
Предоставление услуг | 5 |
Сельское хозяйство | 5 |
Металлургия | 5 |
Культура, искусство, архитектура, кинематография | 3 |
Торговля, материально-техническое снабжение и сбыт | 2 |
Горнодобывающая промышленность | 1 |
Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумжная промышленность | 1 |
Промышленность строительных материалов | 1 |
Общий итог | 258 |
Сведения о госкомпаниях в зависимости от объема чистой прибыли, полученной организациями по итогам 4 квартала 2011 г. представлены в табл.11.
Объем чистой прибыли, полученной по итогам 2011 г. | Количество АО соответствующего размера государственного пакета акций | Общий итог | |||
---|---|---|---|---|---|
100% | от 50% до 100% | от 25% до 50% | от 2% до 25% | ||
более 500 млн. руб. | 11 | 9 | 4 | 6 | 30 |
от 10 млн. руб. до 500 млн. руб. | 38 | 7 | 31 | 20 | 96 |
от 500 тыс. руб. до 1 млн. руб. | 38 | 1 | 6 | 3 | 48 |
от 100 тыс. руб. до 500 тыс. руб. | 91 | 1 | 3 | 3 | 98 |
от 1 млн. руб. до 10 млн. руб. | 107 | 1 | 16 | 11 | 135 |
менее 100 тыс. руб. | 456 | 39 | 77 | 88 | 660 |
убыток | 224 | 18 | 38 | 20 | 300 |
Общий итог | 965 | 76 | 175 | 151 | 1367 |
Как видно из табл.11, 78% из рассматриваемых АО по итогам 2011 г. получен положительный объем чистой прибыли, при этом значительный объем чистой прибыли по итогам 2011 г. (более 10 млн. руб.) получили 9% госкомпаний. Большинством АО (48% от общего количества) по итогам 2011 г. получена чистая прибыль в размере менее 100 тыс. руб.
По итогам более детального анализа крупнейших АО с выручкой более 100 млн. руб., можно отметить, что только 11% из указанных АО получили по итогам 2011 г. чистую прибыль в размере, превышающем 500 млн. руб. Большинство из указанных АО (31%) получили по итогам 2011 г. чистую прибыль в размере от 10 млн. руб. до 500 млн. руб. Также 18% крупнейших АО получили по итогам 2011 г. убыток.
Одним из показателей эффективности финансово-экономической деятельности АО является рентабельность по чистой прибыли. Оценив данный показатель, можно отметить, что в собственности Российской Федерации находится лишь 60 компаний, рентабельность которых по чистой прибыли, полученной по итогам 2011 г. имеет высокие значения (более 25%). При этом деятельность 22% АО убыточная. Анализ эффективности финансово-хозяйственной деятельности госкомпаний по показателю рентабельности представлен в отраслевом разрезе в табл.12.
Отрасль | Количество АО соответствующего размера рентабельности по чистой прибыли | Общий итог | Процент рентабельных от общего количества АО | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Высокорент абельные (более 25%) | Рентабель-ные (15%-25%) | Малорента-бельные (менее 5%) | Убыточные | |||
Сельское хозяйство | 22 | 6 | 123 | 41 | 192 | 79% |
Строительство (дорожное, жилищное, промышленное) и ремонт | 5 | 4 | 90 | 24 | 123 | 80% |
ТЭК | 6 | 1 | 79 | 20 | 106 | 81% |
Предоставление услуг | 3 | 83 | 12 | 98 | 88% | |
Прочие отрасли | 4 | 4 | 66 | 23 | 97 | 76% |
Полиграфическая деятельность и предоставление услуг в этой области | 3 | 1 | 69 | 18 | 91 | 80% |
Все виды машиностроения и металлообработка | 3 | - | 68 | 16 | 87 | 82% |
Транспорт (воздушный, водный, автомобильный,ж/д), грузоперевозки | 4 | - | 47 | 30 | 81 | 63% |
Дорожное хозяйство | - | 1 | 52 | 25 | 78 | 68% |
ВПК | 4 | 2 | 52 | 13 | 71 | 82% |
Наука и научное обслуживание, НИОКР | - | - | 46 | 15 | 61 | 75% |
Химическая и нефтехимическая промышленность | 1 | - | 36 | 13 | 50 | 74% |
Иные отрасли (количество АО, осуществляющих свою деятельность в которых менее 50) | 8 | 4 | 170 | 50 | 232 | средняя рентабельность: 79% |
Общий итог | 60 | 26 | 981 | 300 | 1367 | 78% |
Проанализировав данные таблицы, можно отметить, что в крупнейших по количеству госкомпаний отраслях экономики (ТЭК, строительство, сельское хозяйство, предоставление услуг, ВПК и т.д.) большинство (более 60% от общего количества АО по отрасли) компаний являются рентабельными.
В заключении хотелось бы отметить, что государство в настоящее время является крупным собственником пакетов акций АО, что требует формирования оптимальной системы управления федеральными пакетами акций, поиска путей увеличения доходов федерального бюджета и повышения инвестиционной привлекательности компаний с государственным участием в российской экономике.
Литература
- Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 года № 145-ФЗ (действующая редакция). URL: http://www.consultant.ru/popular/budget/.
- Гражданский кодекс Российской Федерации часть 1 от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (действующая редакция). URL: http://www.consultant.ru/popular/gkrf1/.
- Федеральный закон от 26.12.1995 №208-ФЗ «Об акционерных обществах» (действующая редакция). URL: http://www.consultant.ru/popular/stockcomp/.
- Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (действующая редакция). URL: http://www.rg.ru/2002/01/26/private-dok.html.
- Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (действующая редакция). URL: http://www.consultant.ru/popular/buch/.
- Федеральный закон от 26 октября 2002 г. №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (действующая редакция). URL: http://www.consultant.ru/popular/bankrupt/.
- Указ Президента Российской Федерации от 4 августа 2004 г. №1009 «Об утверждении перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ» (действующая редакция). URL: http://base.garant.ru/187281/.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2004 г. №738 «Об управлении находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ и использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении открытыми акционерными обществами («золотой акции»)» (действующая редакция). URL: http://www.referent.ru/1/185211.
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23 января 2003 г. №91-р (действующая редакция). URL: http://poisk-zakona.ru/131171.html.
- Официальный сайт Федерального агентства по управлению государственным имуществом. URL: http://www.rosim.ru.
Написать комментарий
спасибо за статью