О состоянии делового климата в Российской Федерации
Россия должна перейти к активному формированию имиджа страны с благоприятным климатом для обычного инновационного бизнеса. Любые действия, направленные на улучшение как делового климата, так и экономического имиджа страны, должны осуществляться скоординировано государством и бизнесом. Только в случае установления партнерских отношений между государством и бизнесом в данной сфере (в т.ч. при учреждении структур, основной функцией которых будет продвижение имиджа страны) эти усилия будут эффективны..
Из доклада
«о состоянии делового климата в Российской Федерации»
подготовлен по заказу Российского союза промышленников и предпринимателей при поддержке Общественной палаты Российской Федерации Фондом «Бюро экономического анализа»
1. Общий имидж России и экономический имидж во многом сформировались как результат конфликтов и расхождений ожиданий и реальных последствий проведения реформ в 1990-е годы и экономической политики 2000-х годов. Ограничения на допуск иностранного капитала, усиление роли государственных компаний и другие факторы, сопровождающие отсутствием четкого позиционирования России, сформировали достаточно устойчивое, стереотипное, восприятие делового климата страны. В результате, можно констатировать, что в настоящий момент экономический имидж России хуже реального состояния ее делового климата.
2. Имидж России в мире имеет значение не сам по себе, а c точки зрения выгод и издержек, которые возникают для граждан России, российских и иностранных бизнесменов, граждан других государств, приезжающих в Россию в качестве туристов, других групп при осуществлении инвестиций, устройстве на работу, смене места жительства, и, в конечном счете, поможет оказать влияние на результаты экономической деятельности.
3. В настоящий момент недостаточно благоприятные оценки имиджа России, прежде всего экономического, не вполне (особенно при проведении международных сопоставлений) соответствуют ее реальной макроэкономической ситуации, притоку иностранных инвестиций (и прямых, и портфельных), а значит и реальному состоянию делового климата. Поэтому следует осторожно относиться к оценкам международных агентств – методики могут не учитывать ряд аспектов фактического положения дел. С другой стороны при этом не следует идеализировать деловой климат страны, явно нуждающийся в улучшении.
Вообще, экономический имидж страны, как и ее деловой климат, различается в зависимости от отрасли или региона, и говорить об общем имидже можно с определенными оговорками.
4. В отсутствие адекватных систем измерения делового климата и его стереотипного восприятия с теоретической точки зрения повышается риск манипулирования (умышленного или нет) показателями и использования экономического имиджа страны для вменения российскому бизнесу дополнительных издержек при совершении сделок. Подтверждением отсутствия устойчивой взаимозависимости между имиджем страны и ее климатом является тот факт, что иностранные инвесторы, уже работающие на территории России оценивают ее климат лучше, нежели потенциальные иностранные инвесторы. Это указывает на смещение информации о России и отсутствии адекватного отражения реального климата в распространяемых сведениях.
5. Иностранные инвесторы готовы вкладывать средства в экономику, демонстрирующую стабильные темпы роста ВВП и потребительского рынка, не взирая на ее имидж. Это не означает, что в условиях благоприятной экономической ситуации можно не обращать внимания на экономический имидж – остаются отрицательные ренты. И в этом случае остается открытым вопрос о том, что произойдет с объемами иностранных инвестиций в случае сокращения темпов экономического роста при сохранении активной международной конкуренции за привлечение инвестиций.
Можно предположить, что при отсутствии действий катастрофического характера в экономической жизни, спровоцированных либо внешними шоками, либо недостаточно адекватными действиями государства, развитие экономики будет происходить с умеренным учетом фактора имиджа.
Получается, что оценка имиджа происходит не столько при принятии решения об осуществлении или не осуществлении инвестиций, сколько при оценке премии за риск (или дисконта при приобретении российских активов). Иными словами, Россия не столько теряет потенциальные иностранные инвестиции, сколько платит завышенную цену за осуществляемые иностранные инвестиции.
6. Важнейшим направлением формирования российского экономического имиджа является поведение российских компаний, приобретающих активы в развитых странах, и положительная репутация, формирующаяся у российского бизнеса, как приобретателя.
Действующий в рамках развитого правого поля на западе российский бизнес и иностранный бизнес, осуществляющий инвестиции на территории России, заинтересованы в совершенствовании делового климата нашей страны.
Основными факторами, негативно влияющим на российский деловой климат и экономический имидж страны является коррупция, бюрократизм и административные барьеры, т.е. факторы, непосредственно связанные с реформированием государственного аппарата. Иными словами, от государства необходимы не столько меры экономического характера, сколько административная реформа.
7. Россия выходит из имиджа «страны кризисов», но еще не получила благоприятной оценки по многим показателям. Отнесение России в очень низкие группы со странами совершенно другого уровня и типа развития несколько подрывают доверие российских наблюдателей и бизнесменов к обсуждаемым индексам. Однако при всей относительности международных индексов российский бизнес платит за скрытые ренты, а главное – они все же о многом говорят.
Россия должна перейти к активному формированию имиджа страны с благоприятным климатом для обычного инновационного бизнеса. Любые действия, направленные на улучшение как делового климата, так и экономического имиджа страны, должны осуществляться скоординировано государством и бизнесом. Только в случае установления партнерских отношений между государством и бизнесом в данной сфере (в т.ч. при учреждении структур, основной функцией которых будет продвижение имиджа страны) эти усилия будут эффективны..
Источник: официальный сайт Российского союза промышленников и предпринимателей
Написать комментарий