О наставничестве в Финансовом университете
Как известно, наставничество – это дорога в двух направлениях, которые могут как дополнять, так и усиливать друг друга.
Эффективность и популярность института наставничества в вузах объясняется тем, что, во-первых, это достаточно гибкая форма сотрудничества: в ней нет жестко регламентированного набора правил и стандартов, она может быть реализована различными методами в зависимости от парадигмы образования вообще и ситуаций/требований образовательного учреждения в частности. Во-вторых, в основе наставничества всегда лежит взаимодействие, ценностно-ориентированная мотивация вовлеченных в проект субъектов, их взаимный интерес. В-третьих, адаптация к профессии может осуществляться на любом этапе профессиональной карьеры (например, преемник, начинающий свою работу в вузе, имеет большой педагогический опыт, но у него нет опыта работы в научно-педагогической сфере; молодой специалист хотел бы работать над диссертацией, но ему нужен наставник из числа коллег с ученой степенью, который прошел все этапы научно-исследовательской деятельности, и т.д.). Перечисленные признаки подтверждают значимость этого метода профессионального становления личности, его действенность и образовательную ценность. Доказали данный постулат и результаты совместной деятельности наставников и преемников, которые были достигнуты в Департаменте английского языка и профессиональной коммуникации Финансового университета при Правительстве РФ (Москва).
В 2020-2021 году из числа опытных преподавателей и административного аппарата департамента с одной стороны и новых сотрудников, прошедших отбор на должности ассистентов и преподавателей Финуниверситета с другой стороны, было сформировано 11 пар наставник-преемник (это около 13% состава департамента). Совместная работа коллег доказала, что наставничество — это одна из эффективных форм профессионального обучения, имеющая живую «обратную связь», в рамках которой наставник может не только координировать и стимулировать процессы адаптации преемника из числа молодежи, но и управлять этими процессами, используя дополнительные методы обучения нового сотрудника вуза.
Первые шаги по реализации программы наставничества были сделаны Советом департамента английского языка и профессиональной коммуникации в самом начале учебного года, Необходимость определения тандемов «наставник-преемник» на ранних стадиях, утверждение поэтапного плана развития данной программы заложили хорошую основу для работы, которая позволила начать поддержку молодых специалистов департамента немедленно, практически с первых чисел сентября. На первом этапе – адаптационном – наставники смогли познакомиться с подопечными и определить круг обязанностей/полномочий молодого специалиста, а также выявить возможные пробелы в его умениях и навыках. Второй этап – проектировочный – позволил наставникам реализовать программу адаптации, осуществляя корректировку профессиональных умений подопечных, а также помогая выстраивать преемникам собственную программу профессионального самосовершенствования. На третьем этапе, контрольно-оценочном, наставники смогли убедиться в том, что уровень профессиональной компетентности их молодых коллег вырос, обозначилась их степень готовности к выполнению функциональных обязанностей.
В заключении стоит отметить, что польза наставничества будет видна лишь при условии, что данная работа ведется планомерно, системно и постоянно, имеет конкретную практическую цель, а именно – подготовить высококвалифицированного специалиста для работы в образовательном учреждении без отрыва от учебного процесса.
Написать комментарий