«Нью-Йорк, я люблю тебя!» – оглавление вместо содержания
Фильм о любви и Нью-Йорке, вышедший на мировой экран в 2009 году, стал вторым в серии киноальманахов о самых знаковых городах мира. Насколько успешной оказалась эта идея? Кто и за что любит Нью-Йорк? Может ли фильм, представляющий собой нарезку из 5-минутных фрагментов, считаться удачным?
1. Столицы мира сквозь призму любви. Жизнь становится все стремительней, люди – все мобильнее, а города все больше напоминают библейский Вавилон. Смешение религий и обычаев, языков и стремлений – неотъемлемая черта нынешних мегаполисов. Но за всей этой пестротой по-прежнему угадывается уникальное лицо каждого города, его неповторимая атмосфера, складывающаяся на протяжении многих веков из характеров и привычек его обитателей.
Портрет города сквозь призму любви – так можно охарактеризовать идею серии киноальманахов о мировых столицах (в широком смысле этого слова). Первым, в 2006 году, вышел фильм о Париже, вторым, три года спустя – киноальманах о Нью-Йорке. В 2010 году ожидается выход фильма о Москве, а на 2011 год запланировано ещё три признания в любви – Иерусалиму, Рио-де-Жанейро и Шанхаю.
Каждый фильм – это серия 5-минутных новелл о любви. Судя по первым двум картинам, любовь в каждом из городов тоже имеет свое лицо. В Париже она романтична, в Нью-Йорке – сексуальна, о любви в остальных столицах людям без соответствующего опыта остается пока только догадываться.
2. Секс – не самоцель. Ньюйоркцы энергичны и целеустремленны, отвлеченным мечтателям с недостатком жизненной энергии выжить здесь непросто, а квинтэссенцией жизненной энергии служит, похоже, секс. В той или иной форме он присутствует почти везде – при почти полном отсутствии откровенных сцен, что говорит о наличии вкуса у авторов киноновелл. Однако секс служит лишь фоном или, точнее, ширмой, скрывающей или, наоборот, подчеркивающей движения души, потребность в человеческом тепле, стремление постичь тайну мира. Секс – это стиль жизни, способ самовыражения, весомая, грубая и зримая манера общения. Ньюйоркцы из Гонконга и Пенджаба, Парижа и Иерусалима тоскуют о любви и способны почувствовать родственную душу, несмотря на разницу религий и строгость обычаев. Мостиком, соединяющим два хрупких "Я", может стать что угодно – от парика и фиалок, до кантонского диалекта и романов Достоевского.
3. Разносторонний взгляд на многоликий город. Киноальманах состоит из 11 новелл, объединенных в некое целое благодаря единству места и ряду общих героев. Создателями новелл стали режиссеры не только из США, но и из Индии и Китая, Японии и Франции. Одна из новелл является режиссерским дебютом Натали Портман. Первоначально в фильм планировалось включить также первую режиссерскую работу Скарлетт Йоханссон и ленту Андрея Звягинцева, однако затем эти два эпизода не вошли в окончательную версию фильма.
Интересно, что "национальный колорит" новелл не всегда "сходу" соотносится с национальностью режиссера. Так, новеллу о художнике, встретившем свою музу в китайском квартале, снял немецкий кинорежиссёр турецкого происхождения Фатих Акын, а новеллу о начинающем композиторе, вынужденном читать Достоевского – японский режиссер Сюндзи Иваи. Другими словами, несмотря на столь многонациональную подборку режиссеров, их работы получились достаточно унифицированными. Исключением можно считать разве что новеллу о хасидке Рифке и джайнисте Равви, снятую Мирой Наир, американским режиссером из Индии, и диалог писателя и прекрасной китаянки, созданный Иваном Атталем, живущим в Париже.
Тем не менее, многоликость города в фильме присутствует, чему немало способствуют специальные связки между отдельными сюжетами, созданные Рэнделлом Болсмайером.
4. Формат в духе времени. Все более стремительный ритм жизни приводит к тому, что газета заменяет роман, этюд – картину, а увлекательное оглавление – книгу. Вчитываться и всматриваться некогда, к тому же это требует определенных усилий. А вот этюд и оглавление – это максимум надежды при минимуме затрат. Здесь все впереди – можно домысливать и предвкушать: сколько интересного таится за каждым пунктом, каким прекрасным является нечто, наскоро запечатленное на этюде. 5-минутные новеллы – то же оглавление, можно гадать, как сложится дальше судьба героев. Впрочем, можно и не гадать, просто воспринять их как струну, задетую и прозвучавшую лишь однажды, но внесшую красивый перелив в общую мелодию. Сомнительно, чтобы подобные тенденции способствовали расцвету культуры – однако это тема отдельного разговора.
В данном же случае такой формат вполне оправдан тематикой фильма – сродни занятным эпизодам, которые случается порой наблюдать на улице и в метро, в кафе и даже на работе. Впрочем, режиссеры все же постарались, чтобы новеллы стали, скорее, не оглавлением, а дайджестом – выжимкой всего самого интересного и значительного из жизни Нью-Йорка. Удалось им это в разной степени.
Пока идея такого киноальманаха еще не изжила себя, и следующие работы ожидаются с любопытством – причем не только "сравнительно-оценочным", но и "этнографическим": все же о Шанхае и Рио-де-Жанейро мы знаем гораздо меньше, чем о Нью-Йорке и Париже.
Написать комментарий
Фильм длится 110 минут: 11 новелл + связки. Он чуть короче "Парижа" и, на мой взгляд, от связок выигрывает. Хотя при этом и вспоминаются бессмертные слова Хармса "И никто не знал, какая между ними связь, и не узнает этого до самой смерти")
ОписАли интересно, сразу захотелось посмотреть. Сколько времени длится фильм?