Новый российский президент перед лицом политических и экономических проблем
Уходя в среду со своего поста, Президент Владимир Путин оставляет после себя бурно развивающуюся российскую экономику и новое появление Москвы на мировой арене.
Однако, избранного преемника Путина, Дмитрия Медведева, неискушенного пока в международной политике, ожидает напряженная дипломатическая борьба и крупные экономические вопросы, которые необходимо решить для того, чтобы экономический рост России соответствовал ее стремлению стать членом ВТО.
Несмотря на временную победу российской дипломатии в ее усилиях блокировать вступление Украины и Грузии в НАТО, лидеры западного военного альянса обещали-таки пост-советским соседям России желанное членство в недалеком будущем.
У России давно есть взаимные претензии с обеими странами, и она отнюдь не в восторге от планов НАТО сформировать вдоль ее границ «защитную зону» из новых союзников.
Кроме того, следующему российскому президенту придется продолжить жесткие переговоры со своими коллегами из Вашингтона по поводу размещения систем ПРО в Восточной Европе.
Администрация Буша утверждает, что присутствие систем ПРО в Чехии и Польше необходимо как щит против таких «злых стран», как Иран. Но попытки Вашингтона успокоить тревогу Москвы по поводу шпионажа за ее ядерным потенциалом ни к чему не привели.
Плохие отношения России с пост-советскими странами негативно повлияли и на ее репутацию в Евросоюзе, куда уже приглашены некоторые бывшие республики СССР.
Несмотря на то, что ЕС является основным торговым партнером России, заключение нового стратегического партнерского соглашения взамен истекшего уже неоднократно встречало оппозицию новых членов Союза, недовольных политикой России по поводу поставок энергии, торговли и прав человека.
Следующая встреча с участием ЕС и России намечена на конец июля.
Россия уже в течение 10 лет заявляет о своем намерении войти в ВТО. Но несмотря на то, что цель близка, все те же дипломатические разногласия, пиратство и отказ снизить таможенные тарифы на основные товары тормозят процесс ее формального вхождения в эту организацию.
Инфляция, в виде резкого скачка цен на основные товары, делает практически нереальной задачу правительства удержать ее в пределах планируемых 8 процентов. Согласно официальной статистике, в 2007 году она достигла 12 процентов.
Часть проблемы кроется в том, что традиционные антиинфляционные меры, такие как повышение стоимости рубля, неэффективны и не оставляют правительству средств к преодолению этих трудностей перед лицом недовольства некоторых слоев населения, которое 1 мая вылилось в уличные протесты с участием более 10 000 демонстрантов.
Государственная естественная монополия Газпром уже давно намеревается поднять искусственно сдерживаемые цены на газ на внутреннем рынке и для стран СНГ. Но эти шаги не популярны и весьма тяжелы на практике.
Рост российской экономики во многом зависит от подарков судьбы в виде цен на нефть, и правительство не раз призывало к диверсификации экономики в сторону других секторов, ради обеспечения более долговременного роста и защиты от превратностей нефтяной конъюнктуры.
6 мая 2008 г.
IANS
Написать комментарий