24 НОЯ, 06:20 МСК
USD (ЦБ)    102.5761
EUR (ЦБ)    107.4252


Новое поколение стратегий развития России

2 Декабря 2009 9664 0 Наука и технологии
Новое поколение стратегий развития России

Россия сильно отстала от развитых стран и разрыв не уменьшается. Можно ли разомкнуть порочный круг? Какие новые «информационные» угрозы встают перед страной? Есть ли сегодня информационные технологии, позволяющие принципиально повысить эффективность российской экономики?

1. Проблемы развития России. Значительное количество проблем в самых разных сферах является крайне существенным обременением России. В результате незавершенных реформ сложился тип экономики с затратным ценообразованием, низкой заработной платой, несовершенной инженерной, транспортной и рыночной инфраструктурой, с отсутствием потребности и экономической целесообразности инноваций, эффективности. Законодательная система, как и система правоприменения, несовершенна. Правовой нигилизм начинается с разработки законов по заявкам лоббистов, его проводником  становится судебная система, готовая провести через такую законодательную базу решение, поддерживаемое звонком или деньгами. В ручном режиме управления реализуется власть не закона, а государства. Управление становится принципиально неэффективно и провоцирует коррупцию.

Происходит постепенное замещение рыночных механизмов административными, коррупционными и даже криминальными. Процветает рейдерство, внерыночная конкуренция. Регуляторы малоэффективны как по причине ангажированности, так и из-за отставания развития нормативной базы и уровня междисциплинарной подготовки от бизнеса. Тем не менее, численность органов власти регулярно возрастает на 10% в год, и уже превысила 2 млн. чел. На фоне продуктивно работающих 15 млн. россиян – за вычетом из общего числа трудоспособных инвалидов, наркоманов, алкоголиков, бомжей, лиц с доходами на уровне нищих и пр. – это целая армия. Отставание в сфере науки и техники от развитых стран увеличивается. Это приводит к снижению конкурентоспособности России, уровня жизни и барьерам реализации перехода на инновационный путь развития.

2. Внешние факторы развития России. Мировое хозяйство трансформируется с удивительной для недавних лет скоростью. Изменяются сами основы механизмов функционирования рынков и социальной координации, системы ценностей потребителей и цели властей. Результаты, принципиально не соответствующие ожиданиям ведущих мировых специалистов, получены при реализации рекомендаций МВФ в Африке и в странах с переходной экономикой. Недавние истины становятся «заблуждениями» не за столетия, а за сроки в нескольких месяцев.

«Переходное состояние рынка» закрепляется в качестве его постоянного свойства, становится основной чертой «постоянно новой экономики». Понятие равновесия теперь может быть локальным и динамичным в условиях неравномерного развития государств, территорий и рынков. Возникает понятие «гиперрастущих рынков», которые формируются в два-три года, изменяют финансовые потоки и стоимость экономических ресурсов.

Традиционные механизмы социальной координации – иерархия, рынок, культура, дополняются механизмом самоорганизации и координации –гетерархией. Наиболее мотивированный и динамичный общественный институт – бизнес – «сжимает время»: скорость изменений превышает скорость реакции систем централизованной власти. Решение многих динамичных вопросов, не отражаемых быстро устаревающими нормативно-правовыми документами, берет на себя бизнес, действуя по правилу «разрешено все, что не запрещено». Взамен централизованной власти приходит полиархия – множественность центров власти. Спектр интересов «полиархов» требует исследования экономических интересов и процессов их замещения, причем марксистский классовый подход  устарел – мир за 150 лет существенно усложнился. Предпосылки традиционных экономических учений низвергнуты; налицо информационная асимметрия, которая усиливается с течением времени, развивается как на уровне государств, так и социальных слоев, инициирует принципиально новые процессы и явления.

Кризис экономической теории, впервые отмеченный в 60-70-х годах прошлого столетия, регулярно исследуемый и в России, углубляется. Сегодня список неувязок теории от Блауга, Полтеровича, Акоффа и др. может быть увеличен втрое даже без учета последствий информационной революции. По мнению Дж.Гэлбрейта, «главенствующая система истин экономического мира значительно оторва­лась от реальности».

Такая ситуация получила название турбулизации экономики и ряд чиновников высокого ранга, поддерживаемый ядром ведущих специалистов в области экономики, объявил невозможным прогнозирование ситуации – начался всплеск действий, исходящих из текущих интересов. По всему миру прокатилась волна корпоративных скандалов, связанная с присвоением общественных и корпоративных средств.

Основой большинства изменений стало опережающее развитие информационных технологий (ИТ). Доминирующим мотивом экономического пове­дения людей в США становится не потребление, а инвестиции. Потребитель втягивается в процесс производства и становится «протребителем».

Американское государство для повышения глобальной конкурентоспособности нашло способ преодоления экономических ограничений своих рас­ходов – выпуск необеспеченных ценных бумаг. В результате на рубеже веков объем эмитированных государством и част­ными компаниями долгосрочных финансовых инструментов в США более чем в 5 раз превышал объем денежного рынка. Американские заимствования уже поглотили более двух третей совокупных накоплений стран с поло­жительным (долларовым) платежным балансом, включая Китай и Россию.

3. Угрозы внешнего латентного управления Россией как части глобального регулирования мирового развития США. Чтобы понять логику происходящих стремительных трансформаций, необходимо охарактеризовать их источник – США. Это страна-сверхдержава, финансовая и экономическая, сосредоточившая в своих руках около 80% мировых сбережений, производящая около 20% мирового валового продукта, но потребляющая 40%. США – ведущая научно-техническая держава мира, 50 лет находящаяся на инновационном пути развития. Удельный вес США в общемировых расходах на НИОКР примерно 45%. Совокупные расходы на научные исследования со­ставили в США в 2005 г. более 282 млрд. долл. или около 2,7% ВВП. Поддержание мощного научно-технического потенциала обес­печивает лидерство США и является главным конкурентным преимуществом страны. США являются мировым центром силы и имеют возможность защиты своих интересов в любой точке мира и проведения политики давления на любую из стран.

США встали на путь постиндустриального развития по параметрам преобладания сферы услуг в 1956 г., по сетевым – с 90-х годов. В настоящее время США, также как и Россия, находятся в переходном состоянии, только это этап перехода от постиндустриального общества к информационному. По критерию превышения доли занятых в сфере информационных услуг 50-процентной отметки информационное общество в США возникло уже в 1974г.

4. США как информационная сверхдержава. В США сосредоточено более 40% вычислительных ресурсов мира (в России – менее 1%) и около 60% информационных ресурсов Интер­нета.

Значительное увеличение роста инвестиций в ИТ американского бизнеса отмечает Бюро экономического анализа Министерства тор­говли США: 1965 г. – 5%, в начале 80-х гг. (после появления персо­нальных компьютеров) – уже 15%, в начале 90-х гг. (после появле­ния коммерческого Интернета) – более 30%, а на рубеже веков – почти 50%. В начале XXI в. ежегодные расходы бизнеса на ИТ превысили 2 трлн. долл.

К началу 90-х гг. в результате широкого распространения ИТ все ключевые процессы функционирования капитала автоматизированы. В 2002 г. в результате Интернет-бума зарегистрированные доходы бизнеса, cвязанного с ИТ-услугами, составили примерно 1,4 трлн. долл. ИТ в эти годы превратились в типичный производственный фактор: его наличие (подобно электрифика­ции) больше не давало конкурентных преимуществ, тогда как его отсутствие снижало конкурентоспособность любого бизнеса.

В 2005 г. через Интернет американцы осуществили закупки на сумму порядка 150 млрд. долл., при этом примерно 60% дохо­дов от Интернета составили туристические услуги. Онлайновый рынок рос на 25% в год.

На инфор­мационное потребление в 2000 г. американцы тратили 38% общего бюджета времени, а в 2008 г. – более 40%. Именно высокая доля ИТ-медиа в бюджете времени, а не в денежных рас­ходах, лучше всего характеризует насыщенность американского общества информационными технологиями.

В Стратегии внешней разведки США подчеркивается, что при сборе разведданных необходимо использовать новейшие техноло­гии. Реализуется система ТIА,  которая будет объединять (интегрировать) всевозмож­ную цифровую информацию из корпоративных, медицинских, торговых, образовательных, туристических, телефонных и даже ветеринарных источников, а также такие биометрические данные, как отпечатки пальцев, рисунки радужной оболочки и сетчатки глаз, ДНК и графические параметры лица. Все это делается с целью создания беспрецедентного  хранилища  информации как об американ­ских гражданах, так и об иностранцах, имеющих контакты в США, чтобы осуществлять мониторинг местонахождения, передвижений и деловой актив­ности населения. Подобная сверхкрупная база данных будет содержать информа­цию о том, что делает каждый конкретный человек в конкретное время. В начале 2003 г. администрация Буша учредила Центр интеграции террористи­ческих угроз, на административно-бюджетное управление Белого дома было возложено использование националь­ной сети ЭВМ. Все новое программное обеспечение проходит соответствующее тестирование в Агентстве национальной безопасности (АНБ) США.

5. Неоконкуренция или «игра»: реалии глобального перераспределения ресурсов. Формиро­вание основной части ежегодного прироста ВВП США (до 75%) связано не с созданием новой стоимости, а с торгов­лей, лизингом, залогами и иными услугами по перераспределе­нию прав на уже существующее имущество и интеллектуальную собственность (в том числе зарубежную). Адекватный подход к описанию современного механизма глобального перераспределения ресурсов – интерактивное взаимодействие стратегий противостоящих сторон (госу­дарств, корпораций и др.), т.е. «игра».

Современная инновационная экономика США позволяет изменять если не правила, то условия игры (бизнеса). Игроки, пытающиеся приспособиться к новым правилам, приме­няют все более совершенные информационные и юридические технологии (особенно в сферах финансового и корпоративного менеджмента, информационной безопасности и деловой раз­ведки). Однако, если темпы инноваций очень высоки, большинство участников игры за ними не поспевает.

6. Глобальная прогностическая система США. Цели и стра­тегии современных войн шестого поколения, а также меры противодействия им могут быть неявными. Цель может состоять не в разгроме противника, а в использовании его потенциала в интересах победителя. Для такой войны необходимо не столько ударное оружие, сколько конкурентные преимущества для легального захвата стратегически значимых ресурсов противника, о чем он может даже не догадываться.

ИТ – это множество специальных (разведывательных и контрразве­дывательных) информационных технологий (СИТ), коммерциа­лизация которых в США в 90-х гг. ускорилась. В результате использования СИТ в качестве инструмента повышения конкурентоспособности создается ситуация устойчивого информационного преобладания США, включая контроль рынка, активное воздействие на клиентов, создание и защита  имиджа (в том числе с помощью манипулирования), проведение агрессивной корпоративной политики и др. Это создает новые угрозы для основной массы участников рынка.

Правительство США признает, что применение информационного оружия «способно вызвать катастрофы, разрушительные последствия кото­рых сопоставимы с последствиями применения оружия массового уничтожения». Один из руководителей «Центра стратегических и международных исследований» В.Лакуэреше в 1996 г. предсказывал: «Если новые террористы направят свои усилия на освоение информационного оружия, его разрушительная сила может быть многократно больше биологического и химического оружия».

Пентагон является не только одним из крупнейших владельцев и пользователей инфор­мационных и телекоммуникационных ресурсов (свыше 2 млн. компьютеров, 100 тыс. локальных сетей, 10 тыс. информационных систем), но и законодателем государственной политики и стан­дартов в области информационной безопасности.

В целом в мире на государственные службы перехвата сообщений ежегодно расходуется более 20 млрд. евро. Система перехвата сообщений «КОМИНТ» — это крупномасштабная фабрика информации, поставляющая США разведывательную информацию о политических, дипломатических, экономических и научно-технических событиях. АНБ удалось тайно приобрести у «Крипто АГ» копии ранее проданных шифровальных систем, что позволило службам перехвата США свободно читать кодированные военные и дипло­матические сообщения более чем 130 стран мира.

Авторы доклада «Возможности перехвата-2000» при­ходят к заключению, что существующие в настоящее время техни­ческие возможности позволяют США перехватывать, обрабатывать и анализировать информацию, передающуюся по любой современной системе связи, включая высшие уровни Интернета. Специальные системы наце­лены на перехват информации с пейджеров, мобильных телефонов и новых каналов спутниковой связи. Почти в каждый компьютер, проданный за пределами США, зашиты программы, позволяющие АНБ «раскапывать» код пользователя и читать зашифрованные сообщения.

При этом правитель­ство США опиралось на решения «ИКРАДИ» в системе управления доменных имён, где «ИКРАДИ» имела возможность устанавливать обязательные стандарты (правила) не путем издания законов, а с помощью контрактов и соглашений.

Но уже сделан следующий шаг – в США развиваются элементы глобальной прогностической системы, о чем свидетельствуют многочисленные совместные работы крупнейших прогностических организаций, наличие  в 40 странах мира их филиалов. Значителен опыт создания «микромиров» и «обучающихся организаций», способных дать новые импульсы ее развитию. Десятки современнейших прогностических комплексов ведут работы по 50 технологическим направлениям, располагая более чем 1500 сайтов с открытым доступом к экономической статистике, ориентированной на почти 45 миллионов аналитиков. В США находятся «Rand Corporation», создавшая методику «Foresight», и Институт сложности в Санта-Фе. В Пентагоне работает 1500 специалистов по Форсайту – одной из современных систем прогнозирования.

Ни одна другая страна в мире не собирает и не публикует столько прогностической информации. Еще недавно данные экономической статистики достаточно дорого продавались в фирмах, специализирующихся на сложных экономических расчетах. Сегодня практически вся эта информация распространяется в США бесплатно, что дает каждому — от опытного профессионала до начинающего инвестора — возможность прочитать и провести анализ полученной информации. Начиная с 2004 г., публикуются рекомендации по анализу и выбору показателей – так называемых «скрытых ключей к будущим экономическим тенденциям и инвестиционным возможностям». О масштабности мероприятий можно судить по возможностям ведущих компаний делать прогнозы товарных рынков, включающих 3 триллиона позиций, с точностью до 3% на один год и с точностью до 10% на три года. США располагают уникальной системой разработки и реализации глобальных экономических стратегий, которая является ключевым и глобальным конкурентным преимуществом.

7. Разработка новой модели  развития с использованием современных технологий и подходов. Признав, что и рынку, и плану свойственны проблемы, что реальная экономика является смешанной, россияне пока удовлетворились построением эклектичной модели развития, в которой собраны противоречивые рыночные и административные механизмы. Альтернативой такому подходу может быть построение системы прогнозирования и координации с использованием конкурентоспособных информационных интеллектуальных технологий.

Кризис подталкивает Россию вперед – отставая из-за невысокой и постоянно снижающейся конкурентоспособности от развитых и быстро развивающихся стран, она обречена на разработку и реализацию седьмого – социотехнологического – уклада, в котором реализуются:

- целостная система сбора, обработки информации, проверки гипотез, выявления нового знания и обучения в этом процессе;

- полиархичная, гетерархическая сетевая система управления и взаимодействия;

- дебюрократизация за счет делегирования большинства полномочий государства некоммерческим организациям и институтам гражданского общества, пересаживания чиновников в кресла коммерческих структур, некоммерческих организаций, институтов гражданского общества;

- условия вовлечения и развития творческого потенциала всего населения в процесс развития;

- гиперпрогностическая система (ГПС);

- стратегическая вертикаль управления, стратегическая координация предприятий;

- распределенный постоянный мониторинг состояния здоровья населения и контроля безопасности, включая социальную защищенность;

- система персонифицированного развития личности и подбор ресурсов для ее самореализации взамен обучения отжившим технологиям и социально-политическим преданиям;

- регулирование конкуренции и взаимодействия как организаций, так и персоналий;

- постановка целей развития является динамической на основе растущих потребностей и изменения системы ценностей при увеличении качества жизни;

- достройка традиционной системы экономических механизмов реализации стратегий инновационно-технологическими и социально-политическими;

- социальные проекты, в рамках которых для каждой социальной группы вырабатывается система мероприятий, соответствующих ее экономическим интересам, увязываемым в рамках стратегической координации развития: строительство легко возводимого малоэтажного и мобильного комфортабельного жилья, нового поколения распределенной энергетики, позволяющее удешевить энергию за счет вовлечения в оборот возобновляемых источников энергии и пр.;

- выбор программ для развития независимыми экспертами, каждый из жителей страны имеет свой личный фонд исследований и инвестиционной реализации, формируемый за счет капитализации личного имущества и интеллектуальной собственности;

- реализуется социально-рыночный тип экономики с глубоким саморегулированием на основе функциональных экономических систем (ФЭС), саморегулируемых организаций (СРО), регулированием уровня конкуренции и взаимодействия, системой «эластичного регулирования», координационных рекомендаций.

8. ГПС – инструмент для новой стратегии развития. Усложнение приводит к зависимости процессов от факторов находящихся вне предметной сферы (цены на нефть), появлению значительного количества обратных связей с различными ресурсными характеристиками, в том числе временными (скоростью обратной связи и временем задержки), неоднозначным соответствием поведения системы при одних и тех же факторах за счет гистерезиса или обучаемости среды и т.п. Для уточнения прогноза требуется  учет все большего числа факторов влияния. Повышение качества жизни приводит к формированию новых потребностей (товаров, механизмов, экономических ресурсов), выделяемых по признакам незаменимости, происходит их перераспределение, трансформация, изменение соотношения  их стоимостей.

Выходом является совместная обработка прогнозов научно-технологического развития, развития техники, социально-экономического развития территорий и др., что позволяет существенно повысить эффективность обработки информации. Такая модель должна включать модели 50 крупнейших корпораций, 1500 предприятий, 7 федеральных округов, 84  регионов и 1095 городов России. Модель должна исследовать связи между ними и динамику этих связей – число, мощность, спектрально-частотные и др. характеристики, которые определяют информационные, технологические, материальные, людские, финансовые и энергетические потоки.

Важнейший вопрос – выбор системы показателей, небольшой по их числу, адаптированной к объектам: соответствующей целям, критериям оценки ситуации с точки зрения достижения целей, агрегируемой и пр. Задача крайне сложна для разных периодов рассмотрения, цели в которых противоречивы, для подсистем с разными скоростями протекания процессов и обратных связей и их числа. Конкретные микрохарактеристики объектов дискретны, они непосредственно используются в расчетах различных микро-, мезо и макромоделей без обработки, которая может скрывать формирование новых механизмов и угасание ранее действующих.

Распределенные системы вычислений (ГРИД и «Облака»), использование суперкомпьютеров, интерактивного режима отработки стратегий и прогнозов как для предприятий, так и населения, позволит построить систему динамически взаимосвязанных моделей. Основой построения могут быть информационные системы отраслей, городов, предприятий, управленческих и властных структур. Нормативно-правовая база отчасти существует и может быть усовершенствована при создании ГПС. Система обработки информации – человеко-машинная с автоматическим формированием гипотез и вычислением невязки с фактическими данными. Проводится ретрообработка для выявления образования новых ресурсов, развития достижимого технологического пространства, зон экономически обоснованных операций, новых потребностей, товаров и услуг, экономических механизмов и т.п.

Развивать ГПС можно, отталкиваясь от решения любой актуальной задачи – создания антикризисной программы, национальной инновационной системы и др. Перспективным представляется использование ГПС совместно с  новыми системами регулирования экономики на основе функциональных экономических систем (ФЭС), «эластичного регулирования» (ЭР), саморегулируемых организаций (СРО), регулирования уровня конкуренции и взаимодействия, увязки регуляторов в комбинированную систему регулирования, позволяющую проводить активное регулирование процессов в соответствии с поставленными целями Долгосрочной стратегии по любому из целевых критериев.

Система позволит выявлять новые знания, вычисляя невязку реалий относительно гипотез, автоматически генерировать новые гипотезы. Научно-методологическим результатом может стать формирование новой экономической науки, анализа быстротекущих процессов, формирование методологии выявления новых ресурсов и механизмов, формирование методики долгосрочного прогнозирования.

ГПС позволит перестроить саму систему образования и подготовки новых специалистов, реализовать на практике применение инновационных технологий, выбрать место России в будущем мире, адекватное возможностям развития, и реализовать стратегию в виде сборки программ в метапроект. Дорогостоящее «нащупывание» решения по ситуации, трактуемое с позиций системного анализа как «сползание с целей», заменяется синтезом. Система восполняет диспропорцию «анализ-синтез», причем данная диспропорция характерна даже для стран-лидеров.

Результатом внедрения ГПС может стать ускоренное строительство сетевого общества, экономики знаний, построение траектории сбалансированного развития с максимальной скоростью с учетом доступного набора отечественных и мировых ресурсов, включая знание, регулирование процесса развития по заданной траектории. Роль ГПС возрастает с развитием методов социально-экономической координации.

Возможности человека для восприятия информации о сложных объектах достаточно ограничены – в среднем человек в состоянии отслеживать изменения 7+2 комплексных объектов. Существующие традиционные способы представления информации о сложных системах крайне неудобны. Они используют значительное количество разнородных показателей, часто не отвечающих происходящим процессам, принципиально ориентированы на устаревшие знания о системах. Это приводит к потере информации и принятию неоптимальных решений.

Предлагается использовать для сигналов о состоянии сложных объектов систему цветовой кодировки. Человек может различать примерно 7 миллионов различных цветовых оттенков – в сетчатке глаза насчитывается тоже около 7 миллионов колбочек. Хороший монитор в состоянии отобразить более 16 миллионов оттенков. Такой способ информационного сопряжения позволит создать человеко-машинную систему, способную оперировать с огромными массивами информации.

9. Система диагностики в ГПС. ГПС предусматривает оперирование данными, доступными через системы Росстата, интеграцию с системами «электронного правительства» - региональными и федеральными. Для верификации и сбора дополнительной информации предусматривается создание интерактивной системы взаимодействия как с предприятиями и корпоративными управленцами, так и с населением.

         Прообразы системы – реализованная система анализа финансовых потоков наркотрафика «Нить Ариадны» и комплект стратегий развития предприятий Москвы, разрабатываемый по единой форме. Предприятиям, согласным на взаимодействие, предоставляются соответствующие преференции, а также информация о текущем прогнозе развития города-региона-страны, если получение такой информации требуется в соответствии с реализуемыми предприятием проектами. Система стратегий позволяет вести стратегическую координацию бизнеса за счет «мягкого» регулирования после реализации антикоррупционной программы.

Система интерактивной диагностики ментальных моделей лиц принимающих решения (ЛПР) предусматривает создание целостной системы корпоративной подготовки, развитие системы независимых директоров и системы кадровых агентств.

С учетом того обстоятельства, что количество активно действующих связей человека за его жизнь составляет примерно тысячу, а число связей менеджера – около сотни, редукция системы связей не приведет к потере значимых данных, возникает возможность диагностирования связей системы и восстановления ее потоков – информационных, технологических, финансовых, материальных.

         Работа с населением ведется в рамках развития электронной торговли, справочных интерактивных систем, кадровых и образовательных систем, систем безопасности и медицинской диагностики. Существенным вкладом в развитие ГПС является создание электронного паспорта по типу мобильного телефона, с электронным расчетным устройством на его основе взамен кредитных карточек. По запросу пользователя может быть проведена проверка расчетов, диагноза. Нательные датчики, регистрирующие состояние здоровья, имеют связь с дистанционными системами здравоохранения через электронный паспорт.

         Существующая система регистрации звонков с мобильных телефонов ведет записи, доступные для оперативного использования пользователем. Доступ правоохранительных органов к информации – с санкции прокурора или по решению суда. Доступ к интегрированной обезличенной информации определяется в рамках текущей  необходимости прогностическими службами и органами власти. Система должна обеспечить сбор и возможность доступа для всего возможного массива данных.

10. Система комплексной обработки прогнозов. Система комплексной обработки данных и прогнозов строится на основе получения информации о транзакциях,  построения транзакционных матриц (М.М.Мусин), выявлении информационных, технологических, материальных и финансовых потоков, совместного использования различных моделей прогнозирования предприятий и территорий. ГПС позволит разработать и взаимно увязать научно обоснованные прогнозы развития технологий, техники, человеческого потенциала, управ, округов и города в целом, последствий принимаемых управленческих решений. ГПС оперирует реальной информацией обо всех запасах и потоках города, модель экономики Москвы при этом строится «неусеченной», не теряющей информации о возникающих новых экономических механизмах, как это происходит в существующих моделях при восстановлении зависимостей и обработке временных рядов из прошлого. Для обработки используются современные математические методы (нечеткая и отрицательная логика, фреймы и пр.), модели. Базой для обработки является платформа «недоопределенных моделей» (А.С.Нариньяни), позволяющая вести обработку как при наличии неопределенностей, так и в случае избыточной и противоречивой информации.

11. Применение ГПС. ГПС позволяет связать в единую систему все народное хозяйство страны, включая потенциал территорий и населения. Увязка проводится посредством включения подсистем, которые в настоящее время существуют раздельно, в состав единой системы. При этом неувязки, противоречия ликвидируются (разрешаются), транзакционные издержки существенно уменьшаются или ликвидируются. ГПС позволяет устранить систематический недостаток, присущий реализации стратегий и программ, разбитых на отдельные задачи, увязывая деятельность в единый, постоянно пересчитываемый, мета-проект; провести динамическую перестройку экономики в режиме реального времени, откорректировав стратегии развития и оперативные планы предприятий.

ГПС выполняет самые разнообразные системные функции:

- административные и кадровые;

- дистанционного мониторинга состояния здоровья;

- образования и обучения;

- безопасности и обороны;

- прогнозирования и стратегической поддержки экономического развития;

-  научно- экспертной системы и базы знаний;

- независимой конкурсной системы;

- датчика систем регулирования инновационного развития, координации, уровня конкуренции и взаимодействия, «эластичного регулирования»;

- антикризисной и мобилизационной системы.

ГПС позволит выявлять новые знания из реальных событий, провести координацию деятельности власти и бизнеса, проводить мобилизационную перестройку экономики в режиме текущего времени. ГПС позволит организовать интерактивный режим, скоординировать в реальном времени кадровую службу, производство, образование и переподготовку кадров, деятельность банков и внедрение инноваций. Город сможет создать рычаг для управления 10-процентным бюджетом всеми 100% экономики на основе рынка и научного прогноза последствий принимаемых решений.

Возможно, что при обсчете на ГПС-модели удастся применить для погашения кризиса современные системы регулирования экономики – функциональные экономические системы (ФЭС) и отраслевое «эластичное регулирование», регулирование инновационности развития. Существует возможность сглаживания и даже принципиальной ликвидации экономических циклов за счет организации внешней обратной отрицательной связи для экономических процессов, имеющих внутренние положительные обратные связи, подстройкой их параметров по ситуации.

Ориентировочно затраты на создание гиперпрогностической системы можно оценить в соответствии с рекомендациями ООН по инвестированию в прогнозирование мирового развития для развитых стран – 1% ВВП. Для условий запаздывания развития ряда технологических направлений в России сумму инвестиций следует увеличить в 1,5-2 раза. Таким образом, сумма инвестиций, обеспечивающая конкурентоспособность, может быть оценена в 1,5% ВВП в год. Разовый эффект составит 10-12% ВВП за счет упорядочения и согласованности программ, годовой на уровне 5% (экспертная оценка).

 

Литература

1. Мусин М.М. Управление экономическими интересами: учебное пособие для вузов/ VI М.Мусин. — VI: Гардарики. 2006.

2. Роговский Е.А. США:  информационное общество (экономика и  политика). — М.: Междунар. отношения, 2008.

3. Напреенко В.Г., Нариньяни А.С. Опыт недоопределенного моделирования экономики/ Труды 9-й национальной конференции по искусственному интеллекту с международным участием – КИИ'2004. Т.1. Москва: Физматлит, 2004.

4. Напреенко В.Г., Нариньяни А.С., Асанович В.Я., Печко Е.В.  Моделирование экономики Республики Беларусь на основе технологии Н-Моделей/ Труды 11-й национальной конференции по искусственному интеллекту с международным участием – КИИ'2008. Москва: Физматлит, 2008.

Владимир Ворожихин

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий


Капитал страны
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Отметьте самые значимые события 2021 года:
close
check_box check_box_outline_blank Демонстратор будущего двигателя для многоразовой ракеты-носителя в Свердловской области
check_box check_box_outline_blank Демонстратор нового авиадвигателя ПД-35 в Пермском крае
check_box check_box_outline_blank Полет МС-21-300 с крылом, изготовленным из российских композитов в Иркутской области
check_box check_box_outline_blank Открытие крупнейшего в РФ Амурского газоперерабатывающего завода в Амурской области
check_box check_box_outline_blank Запуск первой за 20 лет термоядерной установки Токамак Т-15МД в Москве
check_box check_box_outline_blank Создание уникального морского роботизированного комплекса «СЕВРЮГА» в Астраханской области
check_box check_box_outline_blank Открытие завода первого российского бренда премиальных автомобилей Aurus в Татарстане
check_box check_box_outline_blank Старт разработки крупнейшего в Европе месторождения платиноидов «Федорова Тундра» в Мурманской области
check_box check_box_outline_blank Испытание «зеленого» танкера ледового класса ICE-1А «Владимир Виноградов» в Приморском крае
check_box check_box_outline_blank Печать на 3D-принтере первого в РФ жилого комплекса в Ярославской области
Показать ещеexpand_more