Неписаные законы бизнеса Кинга и Скакуна
В 2009 г. в издательстве «Питер» вышла в свет книга Дж.Кинга и Дж.Скакуна «Неписаные законы бизнеса». О чем она? Что о ней можно сказать? Насколько актуальна и содержательна она для современных деловых кругов? Стоит ли ее читать?
1. Возврат в далекое прошлое. В 2009 г. в издательстве «Питер» вышла в свет книга Дж.Кинга и Дж.Скакуна «Неписаные законы бизнеса» [1]. Что же о ней можно сказать?
Прежде всего, следует отметить поразительную смелость или, быть может, неосмотрительность издателя этой книги. Надо сказать, что с эстетической точки зрения книга оформлена очень хорошо. Качественная бумага, добротный переплет, надпись на корешке, почти карманный формат, наличие академической библиографии и т.п. Все это оставляет очень благоприятное впечатление. Нельзя не отметить и очень неэкономное использование издателем бумаги: в книге множество пустых и полупустых страниц. Невольно задаешь себе вопрос: а стоит ли эта книга того, чтобы ее так холил издатель?
На мой взгляд, этот вопрос не является праздным. Дело в том, что впервые эта книга увидела свет в 1944 году, то есть 65 лет назад. Учитывая бешеный темп современной жизни и скорость устаревания информации, можно предположить, что такое старье просто уже не имеет право на существование, а чтоб его еще так старательно оформлять – это просто кощунство. Но есть книги, которые не стареют. Может быть, и в этом случае мы имеем место именно с таким выдающимся манускриптом?
Ответить на этот вопрос можно, только познакомившись внимательно с содержанием.
2. Смесь банальности и оригинальности. Прочтение текста книги Дж.Кинга и Дж.Скакуна оставляет стойкое впечатление о его поразительной банальности и несвоевременности. Дело в том, что практически все рекомендации авторов являются настолько простыми и очевидными, что это просто не может быть предметом специального изложения. Лично у меня осталось впечатление, что все эти прописные истины сегодня знают практически все школьники. Хотя, может быть, я и ошибаюсь.
Справедливости ради могу лишь сказать, что в книге есть несколько оригинальных афоризмов, которые резанули глаз. Я всегда знал поговорки: «лучше прийти на час раньше, чем опоздать на минуту» или «точность – вежливость королей». Но у Дж.Кинга и Дж.Скакуна я впервые увидел еще одну незаезженную и очень забавную поговорку: «Если не получается прийти вовремя, нужно прийти раньше» [1, с.24]. Хорошее правило! Пожалуй, только лучше сформулировать его в повелительном наклонении: не можешь прийти вовремя, приди раньше! Лично я беру этот афоризм на вооружение.
Еще более оригинальное суждение авторов проскальзывает при обсуждении ими героев и мучеников на работе. Здесь они поднимаются, на мой взгляд, до уровня настоящего черного юмора, мимоходом утверждая, что в мире бизнеса герои и мученики часто оказываются безработными [1, с.142]. Проявляя явную склонность к перфекционизму, я все-таки переформулировал бы этот тезис так: в мире бизнеса герои и мученики теряют работу первыми.
Увы, все остальное не подлежит обсуждению.
3. Спорные моменты. Однако, несмотря на всю простоту книги, есть в ней, по крайней мере, один момент, который можно оспорить. На страницах 159-161 авторами приводится таблица 1 (кстати, единственная во всей книге!), в которой сведены характерные черты руководителей и подчиненных. Однако ее пристальное изучение вызывает отторжение. Для примера укажем, что руководитель – это экстраверт, а подчиненный – интроверт. Но так или это?
Сегодня есть множество видов бизнеса, где такая градация совершенно бессмысленна. Сказанное касается и других характеристик. Сегодня есть такие виды деятельности, которые базируются на сетевых структурах и коллективах. Для них вообще такие классификации не имеют смысла. Складывается ощущение, что типология Дж.Кинга и Дж.Скакуна была вполне работоспособна лет 70 назад. Даже 50 лет назад такие простые схемы уже не работали. Что касается сегодняшнего дня, то это просто в 50 случаях из 100 не так. Для большей убедительности приведу еще одно различие из их книги: руководитель – импульсивный, а подчиненный – рациональный. На мой взгляд, если уж эти две группы и разграничивать, то с точностью до наоборот.
Короче, приведенные Дж.Кингом и Дж.Скакуном параметры руководителей и подчиненных сегодня не работают и их шаблонное использование только еще больше затруднит пребывание человека в бизнесе.
4. Для кого эта книга? Для кого же предназначаются неписанные законы бизнеса Дж.Кинга и Дж.Скакуна?
Думаю, что тот, кто хоть немного потерся в реальном бизнесе, читать эту книгу не будет, а если и сделает это, то будет сильно ругаться. Но тогда кому она нужна?
Похоже, что обсуждаемая книга имеет смысл только для студентов и молодых специалистов, которые только-только входят в жизнь и устраиваются на свою первую работу. Не исключено, что им будет полезно систематизировать все нормы взаимодействия на работе. И книга Дж.Кинга и Дж.Скакуна им поможет. Более зрелым и опытным людям терять время на ее прочтение не стоит.
Литература
1. Кинг Дж., Скакун Дж. Неписанные законы бизнеса. СПб.: Питер, 2009.
Написать комментарий
Редко встречаешь книги, которые были бы понятны как раз новичкам. Заумные манускрипты временами не под силу профессионалам. А эта книга доступным языком объясняет основы. Можно и закрыть глаза на некоторые несоответствия, ведь тот же самый новичок станет когда -нибудь матёрым специалистом и составит свое представление о бизнесе.
Советы предельно конкретны, авторы даже называют их правилами, но они совершенно оторваны от содержания деятельности тех, кому адресованы. Можно, конечно, предполагать, что это традиционная гонка за клиентами и продажами. Однако по некоторым признакам видно, что авторы имеют ввиду и другое – инженерно-технические разработки новых изделий, причем явно предполагается жесткая организационная структура, построенная по иерархическому принципу, функциональная специализация работников, четкое закрепление их служебных обязанностей и т.д. Действительно, в 40-е годы, когда написана книга, эта схема применялась повсеместно и безоговорочно. Сейчас совершенно иные требования, условия работы, принципы организации коллективов (временные творческие группы предметно-целевой ориентации), совершенно иной характер взаимоотношений работников и, разумеется, методов руководства их деятельностью. Ныне опубликована масса более поздних работ американских авторов, в которых признается безнадежно устаревшей действующая система менеджмента, предтечей которой когда-то была эта книга.
В очередной раз вспоминаешь фразу "Кто умеет- тот делает, кто не умеет- тот учит". Очередная книга для новичков, мысленно- на той же полке, что и чтение Харуки Мураками в метро. Умение вести бизнес- это талант, и у каждого человека свои методы и подходы: кто то на час раньше приходит на встречу, кто то специально задерживается на встречу, при этом не извиняясь. Читать книги подобные "Как стать миллионером" или "Как привлечь удачу в бизнес" можно только в качестве дополнительного образования, каждый может увидеть для себя что то интересное, но полагаться на такие книги и думать что если будешь делать именно так- станешь богом бизнеса нельзя.
Книга «Неписаные законы бизнеса» составлена в виде свода правил. Книга будет очень полезна новичку, выпускнику вуза – человеку, который первый раз получил работу и не имеет опыта общения ни в трудовом коллективе, ни в общении с руководителями. Ведь очень часто мы разочаровываемся в первом месте работы только из-за того, что не знаем как вести себя в тех или иных ситуациях, совершаем ошибки и меняем работу только для того, чтобы все это забыть. Поэтому для первых шагов, когда мало времени на прочтение фундаментальной бизнес-литературы, советы, изложенные в книге, могут помочь сориентироваться в решении некоторых проблем. Также можно сказать про раздел, посвященный руководителям. Аналогичная ситуация – советы только для вновь испеченных менеджеров, только что назначенных на руководящий пост, могут быть полезными и применимы. Первая проблема книги в том, что эти советы авторы сформулировали в середине ХХ века, поэтому их мало и недостаточно в условиях современного бизнеса, где главенствует жесткая конкуренция не только между корпорациями, но и между сотрудниками, особенно молодыми, стремящимися к карьерному росту. В современном офисном мире в жесткой конкурентной борьбе выигрывают только квалифицированные, абсолютно компетентные сотрудники, а не хорошие исполнители, как настойчиво рекомендуют авторы. Также практически нет советов как действовать в конфликтных ситуациях, с которыми очень часто сталкиваются новички – либо в лице коллег, не желающих уделять время на обучение или советы, либо в лице властного руководителя, публично высмеивающего за малейшую оплошность. Все это можно отнести и к разделу о руководителях – мало рекомендаций и отсутствие советов по поводу появления конфликтов в коллективе. А ведь от того, какой в коллективе будет климат, зависит работа всего отдела и, соответственно, результат общей работы. Вторым недостатком книги можно назвать отсутствие примеров. Когда читатель имеет опыт работы, он понимает, о чем идет речь, а новичок не всегда. Что лучше и когда применить покажет либо опыт, либо руководитель, либо грамотный автор бизнес-литературы. В заключении следует отметить, что время, потраченное на прочтение данной книги, не пройдет зря и в чем-то поможет, но это лишь малая толика всего того, что должен знать любой офисный сотрудник, который желает достичь пика карьерного роста.
Неписаные законы бизнеса. Соглашусь с автором в том, что книга будет интересна лишь «новичкам». Потому что людям уже варившимся в этой системе данные советы покажутся весьма неинтересными, примитивными и устаревшими. Обращусь к авторам вышепрочитанных мою коментариев. Не стоит так негодовать по поводу того. Что «любой бесполезный материал пригодиться молодому специалисту»(с). На мой взгляд любая достойная информация будет полезна при совершении первых шагов. И лишь наличие опыта может отфильтровать советы ненужные, от советов действительно стоящих. К тому же, на мой взгляд, в мире бизнеса есть вещи, не имеющие срока давности, являющиеся незримой основой любого процесса, знание которых позволит всем(тем более «новичкам») встать над ситуацией. "Неписаные" законы бизнеса, изложенные в этой книге, позволят проникнуть в суть деловых взаимоотношений с руководителем, коллегами и партнерами, взглянуть на истинные причины успеха в карьере, раскроют секреты бизнес-процессов.И в дальнейшем мы сами сможем выделять ключевые моменты происходящего и быть независимыми от обстоятельств. Тем более книга написана без использования современных деловых терминов,совершенно доступным языком. Что и делает ее полезным для людей недавно вставших на путь бизнес деятельности. мой совет и «бывалым» и «новичкам». Задумайтесь может стоит один раз прочесть эту книгу и запомнить все эти «неписаные законы». Нежели в дальнейшем приходить к тем же самым истинам, только при наличиии большого количества набитых на лоб «шишек». Да, знания придут и с опытом. Но стоит ли учится на своих ошибках, если можно их избежать?
Книга «Неписаные законы бизнеса» составлена в виде свода правил. Эта книга будет очень полезна новичку, выпускнику вуза – человеку, который первый раз получил работу и не имеет опыта общения ни в трудовом коллективе, ни в общении с руководителями.Первая проблема книги в том, что эти советы авторы сформулировали в середине ХХ века, поэтому их мало и недостаточно в условиях современного бизнеса.Вторым недостатком книги можно назвать отсутствие примеров.
После прочтения рецензии стало понятно,что прежде чем купить книгу необходимо посмотреть,свежее ли это издание или нет. Очень жаль,что время так быстро меняется.Прошло каких-то 50 лет-и все уже устарело.Необходимы новые модели.Но с другой стороны-люди то остаются такими же,только становятся все более и более интеллектуальными. На мой взгляд,нет смысла тратить на прочтение этого устаревшего издания, но очень полезно было бы взять на вооружение описанные афоризмы.
Спасибо, прочитав Вашу рецензию, захотелось прочитать книгу, так как все таки я еще не являюсь "зрелым и опытным предпринимателем", и возможно какие-то мысли и идеи возьму для себя на вооружение. Меня позабавил отмеченный Вами тезис:"в мире бизнеса герои и мученики теряют работу первыми". Не хочется последовать его примеру.)
Похоже, что любой бесполезный материал пригодиться молодому специалисту - это интересная теория. Если книга, действительна настолько неактуальна, то стоит ли тратить на нее время даже молодому специалисту? Ведь куда эффективнее будет понять вся на практике или как делают во многих компаниях получить информацию и наставления от наставника. У всего есть свой жизненный срок в том числе и у книг. Не стоит пичкать молодого специалиста все, что теоретически может быть ему полезно. Молодой специалист ведь как губка - впитывает все, он уже и так забит ненужной информацией, а для нужной порой не хватает места. Если человек интуитивно не понимает как все должно происходить - место ли ему в бизнесе? помогут ли ему книги?
Весьма удручающе, что столь большое внимание уделяется книге, которая уже давно потеряла свою актуальность, вместо продвижения новых продуктивных идей, которые могли бы быть полезны для каких-либо категорий специалистов. Безусловно, несколько симпатичных фраз, которые были приведены, не оправдывают распространения устаревшей литературы. Однако радует тот факт, что есть компетентные люди, которые способны адекватно оценить содержание подобной литературы и помочь избежать ошибок, на которые она толкает. Спасибо Вам!
Спасибо за рецензию. Вы написали, что "приведенные Дж.Кингом и Дж.Скакуном параметры руководителей и подчиненных сегодня не работают и их шаблонное использование только еще больше затруднит пребывание человека в бизнесе". Возможно ли, что студенты и молодые специалисты наоборот, прочитав эту книгу, усвоят неверную информацию?
Спасибо за рецензию. Зачем издательству тратить деньги на выпуск подобной книги? Может, это классика и там есть ряд неизменных правил?