Неожиданное восприятие искусства: «От Барокко до Рока»
Событие, которое по праву может занять особое место в культурной жизни Москвы и России в целом: мультиформатный художественно-музыкальный фестиваль «От барокко до рока», объединяющий известных художников и музыкантов. Что это за фестиваль и каково его влияние на сообщество представителей культуры? Какое событие стало гвоздем фестиваля?
Целью фестиваля стало желание расширить привычные границы жанров и показать, насколько восприятие искусства. Ценность этого уникального арт-музыкального проекта в нестандартном объединении на одной площадке работ известных художников ХIX-ХXI вв. различных направлений и концертов знаменитых музыкантов все возможных стилей от классики и этники до джаза и рока.
Организаторами фестиваля выступили известный скрипач Святослав Мороз (директор фестиваля), оперная певица Ольга Дьячковская (художественный руководитель), галерист Яна Баус (арт-директор фестиваля). Именно Галерея Яны Баус, расположенная в здании Геологического музея им.Вернадского, недалеко от Кремля, станет постоянным местом проведения фестиваля «От барокко до рока».
«Уютные залы Геологического музея на Моховой и их великолепная акустика отлично подходят для проведения художественных выставок и концертов мирового уровня», - говорит Яна Баус.
«Давайте вспомним, даже театр начинался не с вешалки, а с сочетания жанров: в нем пели, танцевали, декларировали. Потому он стал так любим и популярен. Вот мы и хотим вернуться к истокам. Ведь, как известно, всё новое – это забытое старое», - комментирует Ольга Дьячковская.
«Настало время перемен в искусстве и его восприятии. Речь не про эксперименты, но про неожиданное воплощение идей», - утверждает Святослав Мороз.
На весь год запланированы четыре фестивальных сезона: «Зима» (24 января-2 февраля), «Весна» (30 апреля-9 мая), «Лето» (3-12 августа), «Осень» (12-21 октября).
В фестивальных сезонах примут участие российские и зарубежные мастера музыки и живописи.
Первый сезон - «Зима».
Гостей фестиваля ждал прекрасный вечер, вечер где соединяются камерная музыка, с участием пианиста Бориса Березовского, и художественная экспозиция зимнего сезона «Моя страсть – музыка» французского художника и скульптора Жакомо де Пасса. Музыкальная и изобразительная составляющие гармонично дополняли друг друга и создавали особую атмосферу неожиданного восприятия искусства.
Для первого фестивального сезона выбор работ Жакомо де Пасса не случаен. Этот французский художник не может жить без музыки, которая постоянно звучит в его мастерской. Именно Музыка – и есть его главная Муза. Это одна из главных тем его живописных, графических и скульптурных работ. Особенно художника вдохновляют классическая, этническая музыка, джаз, кантри. Жакомо выработал определенную технику передачи звука в цвете, разработал язык образов, в котором каждому музыкальному инструменту соответствует определенное внутреннее состояние.
Музыкальная тема занимает в творчестве французского художника Жакомо де Пасса особое место. На всем протяжении творческого пути художник неоднократно обращался к этой теме, поскольку маэстро не может жить без музыки. Она постоянно звучит в его мастерской. Это классическая музыка, этномузыка, рок, джаз, кантри. Любимые композиторы художника – Брамс и Чайковский.
Изображение музыкальных инструментов спонтанно возникают в произведениях Жакомо де Пасса в разные периоды его творчества. И только в 1980–х годах он создает обширный цикл, посвященный теме «Женщина. Музыка. Любовь». Для художника музыка является чем-то из области сакрального, она не терпит лжи. Это сама чистота и совершенный язык любви. Слова могут быть неискренними, а музыка никогда.
Жакомо, как никто другой, способен воплотить звук в цвете таким образом, что музыкальная гармония как бы становится неотъемлемой частью палитры художника. Насыщенность оттенков цвета, их матовость или прозрачность, прочность или блеск дают возможность зрителю уловить музыкальную тему, с помощью которой художник хочет донести до нас внутреннее состояние музыканта и свое собственное. Музыкант аллегорически воплощен в образе музыкального инструмента. Художник стремиться запечатлеть настроение, созданное музыкой и обращенное к женщине. Музыкальные инструменты только помогают нам догадаться о мелодическом строе этого «послания».
Маэстро разработал образный язык, в котором имеются четкие соответствия между тем или иным музыкальным инструментом и тем или иным внутренним состоянием. По такому принципу разделяются духовые, струнные и ударные инструменты. Художник отдает предпочтение струнным. Он желал бы видеть себя в другой жизни скрипачом. Жакомо де Пасс рассматривает скрипку как совершенный музыкальный инструмент, наиболее созвучный различным внутренним состояниям.
«Музыка, особенно скрипичная, затрагивает в моей душе самые сокровенные струны. На своих полотнах я вижу себя играющим на скрипке», - говорит художник. Именно скрипка ассоциируется с истинным проявлением любви. Самые искренние, самые глубокие чувства передаются звучанием скрипки. Этот инструмент непременно присутствует на картине, когда речь идет о проявлении нежной возвышенной страсти.
Духовые и клавишные инструменты символизируют повседневное общение. Эти инструменты для художника воплощают потребность диалога с внешним миром без погружения в мир внутренний.
Маэстро говорит о своем отношении к музыке так: «Музыка – это то, что существует внутри нас, это волшебные вибрации, которые потом превращаются в великие произведения. Моя любовь к музыке – это огонь, возникающий в глубине меня, мои чувства меняются, а любовь к музыке остается неизменной и пронизывает все мое творчество. Даже, когда я пишу картины на другую тему, в них постоянно звучит музыка. Я представляю себя играющим на скрипке: смычек это моя кисть, холст это моя скрипка, а краски это ноты. Музыка способна освободить меня. Музыка- это моя мать, жена, любимая женщина».
На выставке «Моя страсть – музыка» можно было увидеть произведения живописи, графики, включая оригинальные литографии и акварели, а также скульптуры малой пластики. Триптих «Восточное трио» 2000 г., картины «Ноты и краски» 1998 г., «Техника и музыка» 1999 г., «Дуэт флейта и мандолины» 1998 г., «Певица» 1989 г., литографическим циклом «Вослед за Радугой», посвященным музыки цвета. Скульптура малой пластики, выполненная в традиционной для художника манере, олицетворяет устремление ввысь, к божественному началу, к совершенству, и также посвящена теме музыки.
Творчество французского художника Жакомо де Пасса без сомнения поможет глубоко прочувствовать и пережить яркие моменты общения с прекрасной музыкой, которая будет звучать во время проведения фестиваля.
Музыкальная часть представлена концертом «Борис Березовский-Цвет музыки». Вместе с Борисом Березовским выступят Ольга Дьячковская (сопрано), Элина Пак (альт), Святослав Мороз (скрипка), Майкл Гутман (скрипка). В программу войдут произведения И. Брамса, К. Сен-Санса, Ф. Шопена, Дж. Гершвина, Л. Годовского, Г. Гульда, романсы русских композиторов и Квинтет А. Аренского. Подбор произведений ярко подчеркивает синтез живописи и музыки.
Благодаря картинам, музыку можно «увидеть», а музыка поможет «услышать» написанное на холстах.
Написать комментарий