Необразованный класс
По официальной статистике ежегодно, в России из высших учебных заведений выпускается примерно 0,44% от населения страны. Подобная динамика позволяет сохранять количество людей с высшим образованием на уровне 10% от всего населения. Насколько нормальной может считаться эта цифра для обеспечения эффективного государственного управления?
По официальной статистике ежегодно в России из высших учебных заведений выпускается примерно 0,44% от населения страны. Подобная динамика с учетом смертности и меняющимся спросом на образование позволяет сохранять количество людей с высшим образованием на уровне 10% от всего населения. Это вполне комфортная цифра для эффективного осуществления общественно-политической, хозяйственной и научной деятельности в пределах одного государства.
В развитых странах около трети трудоспособного населения (32%) имеет высшее образование. В США это и вовсе четверть – ровно 25%. Однако вузовский диплом востребован далеко не во всех секторах экономики. Тот же промышленный рост может обходиться без высокообразованных кадров, что доказывает статистика российского образования в период с 1950-х по 1970-е гг. – достаточно, оказывается, моды на среднеспециальное образование. А во время тотальной и подавляющей неопределенности кризис затрагивает и высшее образование, пример тому – статистические данные за десятилетие 1990-х.
Тем не менее, такая область, как государственное управление и госслужба предполагает высококвалифицированные кадры с профильным образованием. Но в России лишь 32,2% госслужащих имеют высшее образование. Большая их часть, чего стоило ожидать, сосредоточена в высшем государственном звене – в парламенте, кабинетах министров и аппарате президента. На муниципальном уровне процент служащих без высшего образования растет и составляет сегодня 45,5%. По сравнению с федеральным правительством администрации регионов, областей и районов в своем составе имеют 68,9% чиновников без образования. Принимая во внимание растущую как на дрожжах бюрократию, это напрямую угрожает продуктивности госрегулирования.
И на эту проблему можно смотреть как угодно. «Креативный класс», состоящий из представителей с одним и более дипломами, не идет в чинушники, а свою активность растрачивает в сфере творческой реализации или бизнеса. В то же время правильными кажутся слова «работать-то кому-то надо!» Поэтому местное законодательно собрание в Ульяновской области недавно разрешило возглавлять муниципалитеты людям без высшего образования. Но это так, отвлекающий манок, потому как только 5,2% ныне работающих чиновников учились по специальности «Государственное и муниципальное управление».
Впрочем, спасает то, что у 20% госслужащих есть юридическое образование и тут тенденцию задают президент и премьер-министр. Благодаря этому, что бы ни говорило руководство, желающих стать юристами и экономистами по-прежнему хоть отбавляй. Хотя среди политической элиты до сих пор много выпускников технических вузов – ощущается крепкая советская наследственность. Преимущественно это сотрудники госаппарата, чей кадровый состав практически не обновляется, медленно дрейфуя в сторону геронтократии. Основной костяк укрепившейся сегодня бюрократии сформирован из выпускников советских технических институтов, которые нигде кроме госорганов не работали. Целых 40,6% федеральных чиновников можно смело отнести к этой категории.
Регионы в отличие от федеральной структуры власти вынуждено обновляют кадры, но из-за скудости человеческого капитала им приходится идти на уступки и снимать такие барьеры, как обязательное высшее образование. Таким образом, в регионах появляется свежая кровь, хотя давать оценку этому феномену пока затруднительно. Помнится, как чувство маленькой победы в большой войне переполняло возмущенных горожан, когда в этом году на муниципальных выборах в Москве были избраны молодые депутаты Максим Кац и Вера Кичанова. Правда, дальнейшая история показала, что и это новейшее пополнение ни к чему хорошему не ведет.
Неэффективность – вот ключевое слово в отношении российского госуправления. Безусловно, есть надежда, что контрактная система позволит чиновникам повышать свой профессиональный уровень, но пока что их высокие доходы ничем не оправданы. Как и у американских финансистов и банкиров – зарплаты, премии и бонусы у госчиновников в России не привязаны к результатам их работы. Стоит ли в таком случае серьезно говорить о высокой эффективности? Верить в то, что у людей есть чувство долга, личная ответственность и бескорыстие? Среднемесячная зарплата сотрудников аппарата правительства, по данным «Ведомостей», составляет 104208 рублей. Для сравнения сотрудники МЧС получают в среднем 101773 рубля. Это достаточно конкурентная заработная плата, за право получать которую могли бы побороться первоклассные специалисты. Но они во власть не идут, им стартапы милее.
Очевидно, что перспективы российской экономики и эффективность бюрократии зависят в долгосрочной перспективе – 10-15 лет – от образования. Сегодня существует масса бюджетных мест без последующей отдачи, сами по себе вузы готовят невостребованных выпускников и выступают укрытием от обязательной воинской повинности, что деформирует не только рынок труда, но, в конечном счете, и госуправление. С этим предлагает бороться новый Министр образования и науки Дмитрий Ливанов, увеличив финансирование в расчете на каждого студента при этом изрядно сократив само количество бюджетников. О назревшей необходимости реформировать образование и поставлять специалистов не только во власть, понимает и высшее руководство – 7 мая вышел говорящий указ Владимира Путина о продвижении 5 государственных вузов в международный рейтинг топ-100 лучших высших учебных заведений.
Видимо, такое достижение рассматривается Путиным как повышение образовательного уровня, несмотря на то, что вузы рейтингуются в основном по количеству исследований – своеобразного вклада в науку – того или иного учебного заведения. Тем не менее, это может послужить стимулом профессорской номенклатуре выходить на международный уровень и повышать значимость представляемых институтов. Уже сейчас Дмитрием Ливановым запущен проект «Карта российской науки», изучающая где, в каких вузах и какие ведутся исследования. Следующим шагом будет национальный рейтинг. В конце концов, когда будет ясно, где работают выпускники того или иного высшего учебного заведения и сколько зарабатывают, можно будет отменить президентский кадровый резерв и нанимать на госслужбу первоклассных специалистов по контракту. Пока же чиновничество все больше тяготеет к тому, чтобы окончательно и бесповоротно устояться как необразованный класс.
Написать комментарий
5,2% ныне работающих чиновников учились по специальности «Государственное и муниципальное управление» - это суть нашей жизни. Без комментариев. Нет, пожалуй один того стоит - "Дороги - только следствие..." Наша РАН имеет в своем активе реакционные лженауки - генетику и кибернетику. Это мы воспитывали березы и кормили коров шоколадом. У нас лучшие в мире институты исследования околоэкономических моделей, не связанных с реалиями. Наша энергетика выстроена на основе решений 1950 года. Условные единицы для сетей родились в 1947 году, обновлены В 1955. Автоматика современного российского (и украинского)производства - реплики с разработок Германии и Франции 30-40-летней давности. Еще лучше инновации - ответить на замечания о снижении надежности российского варианта "интеллектуальных сетей" и о росте тарифов при их реализации до уровня недоступности для потребителя не смог никто из энергетиков. Крики пары бодрых ребят об энергетической сверхдержаве привели к рождению Третьего энергетического пакета ЕС, в которой цели сформулированы не как отраслевые, а как приоритеты экономической безопасности 500 (а затем и 700) млн. населения ЕС. Газпром потерял на деле десятки процентов рынка в связи с диверсификацией поставок благодарными потребителями. А благородные потребители другой стороны света предлагают в ответ на протянутые к ним трубы цены чуть ниже себестоимости... Но и это не все - впереди эра бестопливного фотоэлектричества с ценами по несколько сотен долларов за киловатт установленной мощности (в Москве средняя стоимость - 3350, а ПГУ на стадии проекта была 4200). Образование превратилось в имитацию - студент старших курсов сельскохозяйственного ВУЗа не знает, что означает "АПК". Дать денег на разработки нового вооружения некому, если иметь в виду работающее новое вооружение, а не падающее нечто по 5 млрд. в разные океаны. Славные демократы из-за океана, глядя на непрерывные достижения, под своим именем толкают идею Тэтчер - о принадлежности природных ресурсов Земли - и России в частности - всему мировому сообществу. Рациональная милиция приглядывает за пенсионным фондом и обменными пунктами, возвратом машин населению за деньги. Заботливые топ-управленцы подтаскивают заокеанские фирмы для подготовки законов об энергосбережении, не действующие годами, или фирмы, вручную имитирующие результаты интеллектуальных информационных технологий... Это мы всерьез обсуждаем как экономические, а не социальные проблемы 27% сельского населения - в Штатах сельхозпродукцией всех обеспечивают полпроцента населения... Это мы посылаем на учебу стратегический топ-менеджмент, а в это время американские студенты задают профессору-стратегу вопрос: "Был на лекции у другого профессора, он все напутал". - "Ты поправил его?" - "Нет, я постеснялся. Там было много студентов из Китая, Индии и других стран..." Страна-имитация?.. Ну по крайней мере мы спортивная сверхдержава, и у нас еще есть те, кто что-то умеет сам помимо перепродаж и "отжимания" от ближнего... Может, от них действительно больше пользы в Госдуме, чем от юристов и иных специалистов, которые за 20 лет не смогли создать внятной и непротиворечивой правовой базы? Не зря Жириновский озвучил идею ее роспуска. Осталось только рационализирооваться охране и пропустить трех китайцев со знанием дзюдо... Ни у какого CIA фантазии не хватило бы на такой фонтан управленческих инноваций. С приехалом, господа топ-манагеры! Вызовы уже рядом - ЖКХ с технокатасрофами - внутри, судьба обеспеченного пенсионера в Англии, а может и отъем за недостаток-избыток демократии - снаружи. Пока в стране не появится своя голова - адекватные научные школы - не будет ничего!
На Кавказе 90% выпускников "получают высшее образование". Ну и что? Почти все они "делают" диплом, а сейчас мода пошла - и два. Потом устраиваются по знакомству или за деньги на работу, осваивают её лет 5-10 и со временем получается чиновник, который старается как можно больше утащить при случае... Благо система воспроизводит себе подобных... А если говорить в общем, то идет целенаправленная политика на развал государственного образования.