«Необходимо показать, что кризис пройден». Почему Росстат за «некрасивые цифры» хотят подчинить Минэкономразвития
Главе Минэкономразвития Максиму Орешкину не понравилось, что Росстат рапортовал о продолжении падения реальных доходов населения (-4,1%), спаде промышленного производства (-2,7%) и оборота розничной торговли (-2,6%) в феврале 2017 года: якобы ведомство взяло в качестве базы февраль 2016 года и не учло, что прошлый год был високосным, а в этом на один выходной было больше – итого два дня в месяце выпало. Более того, министр раскритиковал новый подход, соответствующий, между прочим, европейским классификациям продукции и видов экономической деятельности и предложил передать Росстат под крыло своего ведомства. Как передача Росстата в ведение Минэкономразвития скажется на оценке экономической ситуации? И в чем истинный смысл борьбы за данные об экономическом состоянии – доказать, что кризис преодолен, а рост ВВП составит 2%, как обещал Орешкин?
Максим Романчук, аналитик «Альпари»: Ситуация вокруг Росстата складывается, мягко заказать, весьма своеобразно. Стоило лишь ведомству опубликовать статистический денные, свидетельствующие о том, что в феврале в экономике был зафиксирован спад, это сразу вызвало резкую критику со стороны Минэкономразвития.
Не секрет, что объективность показателей может существовать только в случае независимости оценивающей стороны. Росстат с 2012 года напрямую подчиняется правительству РФ. Собственно говоря, передача ведомства в прямое подчинение правительства, как раз и была обусловлена необходимостью получения независимой информации. Предложение Максима Орешкина, по сути, означает, что Минэкономразвития будет разрабатывать программы экономического роста и само же оценивать результативность осуществляемых действий. В этом случае об объективности показателей говорить не приходится.
После 2012 года в работе Росстата были заметны положительные тенденции, хотя, безусловно, к работе ведомства есть ряд вопросов, связанных со своевременностью предоставления данных. Однако это вызвано совокупностью объективных факторов. В первую очередь ведомство с 2017 года перешло на систему европейских классификаторов (ОКВЭД-2 и ОКПД-2). Этим, как считается, был обусловлен ряд проблем со сбором статистических данных, что привело к более поздней публикации цифр по промышленному производству в 2017 году. Также существует мнение, что основная проблема Росстата – это возраст сотрудников, их профессиональный уровень и отсутствие молодых специалистов. Это в свою очередь вызвано более низкими зарплатами сотрудников, в сравнении с некоторыми правительственными структурами. Таким образом, можно сделать вывод, что передача Росстата в ведомство Минэкономразвития напрямую не сможет решить существующие проблемы. Однако эти действия заставляют беспокоиться за объективность тех данных, которые мы будем получать в будущем, что приведет к неверной интерпретации экономического состояния России.
В экономике сложилась достаточно интересная ситуация, если поговорить с представителями предпринимательской среды, в первую очередь среднего и мелкого бизнеса, работающих в сфере торговли и услуг, то есть стойкое впечатление, что кризис все еще продолжается. Это также наглядно подтверждается цифрами, так, к примеру, оборот розничной торговли по данным за февраль в годовом выражении сократился на 2,6%. На этом фоне звучат заявления руководства о том, что страна вышла из кризиса, а в этом году прогнозируется рост ВВП в районе 2%. Резонно предполагать, что в преддверии грядущих выборов крайне нежелательна ситуация, когда реальные показатели будут отличаться от прогнозных в худшую сторону. Статистика – вещь очень тонкая, существует ряд методик, которые позволяют лакировать цифры. Если Росстат будет в подчинении Минэкономразвития, то, скорее всего, мы увидим ситуацию, когда головное министерство строит, позитивны прогнозы, которые будут впоследствии подтверждаться данными, полученными от подведомственной им структуры. Сейчас для Минэкономразвития и для его главы очень важно оправдать доверие и продемонстрировать результаты проделанной работы. В преддверии выборов, после того как страна прошла через очень жесткий экономический спад, просто необходимо показать, что кризис пройден, и в экономике наметился рост. Во всей этой ситуации большее всего удивляет то, что вопросов к Росстату ранее, когда публиковались «положительные» данные, не было. Однако как только вышли «некрасивые» цифры, реакция не заставила себя долго ждать.
Статистика, как уже говорилось выше, вещь очень тонкая. Цифрами можно очень легко играть, поэтому любые данные можно считать относительно объективными. Если Росстат передадут в ведомство Министерства экономического развития, то объективность данных неминуемо снизится. В этой связи мы можем стать очень похожими на Китай. Так, к примеру, мало кто из экспертов доверяет данным, полученным от Государственного статистического управления КНР. В странах же с развитой экономикой статистическим органам наоборот стараются предоставить максимальную свободу, чтобы огородить их от внешнего вмешательства и какого-либо давления со стороны. К сожалению, остается констатировать тот факт, что вероятно в будущем мы неминуемо столкнемся с проблемой получения объективной информации. По сути, в вопросе сбора и предоставления данных по экономике России Росстат является монополистом, и вряд ли внутри страны или же за границей найдутся аналогичные структуры, способные предоставить весь спектр необходимой и объективной информации.
Не думаю, что переподчинение ведомства сможет отразиться на суверенных рейтингах России. Международные рейтинговые агентства основываются на широком спектре данных полученных из различных, в том числе и внутренних источников. Однако, стоит сказать, что государство должно заботиться о создании привлекательного инвестиционного имиджа России, а подобные действия отнюдь не способствуют созданию позитивных настроений у потенциальных инвесторов. Простой пример, в 2016 году общий объем прямых нефинансовых инвестиций Китая в мире был выше 12 млрд долларов, при этом на Россию пришлось всего 0,8 млрд долларов, то есть всего 6,6%. И это при том, что политическое взаимодействие между Россией и Китаем находится на беспрецедентно высоком уровне. Это является прямым следствием недоработок в вопросе созданий климата для зарубежных инвесторов.
Принцип грамотного разделения обязанностей лежит в основе любой успешной работы. Каждый должен заниматься своим делом: Минэкономразвития создавать экономические программы, способствующие развитию экономики, а Росстат собирать и предоставлять объективную информацию.
Тимур Нигматуллин, финансовый аналитик ИХ «ФИНАМ»: Скорее всего, передача Росстата в ведение Минэкономразвития негативно скажется как минимум на доверии участников рынка к публикуемой ведомством статистике. Конечно, не стоит ожидать какой-либо намеренной и масштабной фальсификации данных – хотя бы по той причине, что их постоянно проверяет, в том числе МВФ и ОЭСР. Тем не менее, доверие к ним, очевидно, несколько сократится из-за конфликта интересов. Не секрет, что Минэкономразвития исторически делало и делает самые оптимистичные прогнозы по российской экономике из всех ведомств, а также негосударственных организаций.
В целом, на мой взгляд, хотя бы формально независимые статистические ведомства крайне важны для экономики России, тем более в текущих условиях. В противном случае к геополитическим, регулятивным и прочим рискам добавится еще и риск искажения статистики в интересах какого-либо одного ведомства, что дополнительно осложнит приток инвестиций в страну и ухудшит горизонт планирования для всех экономических агентов. Ранее в 2012 году подчинение Росстата МЭР уже было признано неэффективным и отменено. При этом, напомню, ОЭСР позитивно оценило данное решение при характеристике качества российской статистики.
Как бы то ни было, к Росстату и публикуемой им статистике в последнее время накопилось много вопросов. Из-за непрозрачности российской экономики, наличия значительных секретных госрасходов, перехода на новые подходы в расчете ключевых показателей статистики, внедрения ИТ-систем и прочих факторов Росстат стал давать зачастую крайне неоднозначную и искаженную статистику, кардинально пересматриваемую, в том числе при последующих пересмотрах. Таким образом, ведомство, очевидно, нуждается в реформах и регулировании.
Дмитрий Журавлев, директор Института региональных проблем: Главная проблема с данными Росстата не в самих данных, а в их интерпретации: если данные слишком общие, то в нашей стране с ее многообразием это средняя температура по больнице, если они конкретизированы, то в них легко утонуть, и приходится селектировать: сосредотачиваться на одних аспектах, сознательно отвлекаясь от других, а потом полученное интерпретировать, то есть объяснять, что следует из сухих цифр. Похоже, что именно функцию селекции и интерпретации и собирается взять на себя Минэкономразвития. В этих условиях Росстат по-прежнему будет выдавать реальные массивы данных, а вот объяснять, что это означает, будет уже Минэкономразвития. Те, кто выдает прогнозы, будут оценивать их реализацию. Данные были и будут надежными, а вот интерпретации…
Правительству и Минэку хочется видеть рост, и хорошо, чтобы он был, но если его нет, его все равно хочется видеть.
Что касается неправильной статистики, ее нет и быть не может. Может быть неправильная методика или интерпретация. А вот отчеты министерства не могут существенно расходиться с его же прогнозами, иначе встанет вопрос о квалификации сотрудников. Поэтому велик соблазн проинтерпретировать данные соответствующим образом.
Что касается выборов, то Путина в любом случае изберут, так что для выборов это не существенно. А вот для укрепления позиций экономического блока в глазах президента «правильная» подача статданных необходима. Иначе может возникнуть вопрос почему, многократно обещанный выход из кризиса все еще не произошел.
Не знаю как на рейтингах, но на доверии иностранных инвесторов это точно отразится. Иностранцы всегда боятся монополизации информации.
Александр Шустов, генеральный директор МФО «Мани Фанни»: У Росстата в этом смысле непростая судьба: в 2004 году его перевели в подчинение Минэкономразвития, но через несколько месяцев вернули под управление правительства. В 2008 году статистическое ведомство снова переподчинили Минэкономразвития, в 2012-м – снова под управление кабмина. Думаю, что за время его работы все эти годы такие переходы сказались на качестве оценки экономической ситуации в том смысле, что именно сама неопределенность в подчинении и дальнейшей судьбе ведомства могла породить некую неуверенность в действиях ее служащих. Такие частые переподчинения не идут на пользу развитию преемственности и традиций. Данные Росстата можно считать вполне объективными, так как они перепроверяются: ОЭСР и МВФ занимаются этими проверками, и очень заинтересованы выявлять какую-либо ангажированность. Истинный смысл борьбы за Росстат как ведомство, я думаю, состоит в амбициях отдельных чиновников, для которых имеет значение количество людей в подчинении, возможность предложить некие структурные изменения в правительстве, путь и косметические, пролоббировать их. Думаю, что если Росстат перейдет в подчинение Минэкономразвития, то методология расчетов останется прежней, никакого приукрашивания показателей экономики не произойдет, как не было его и в 2008 – 2012 гг. – была просто некая субъективность, но она не зависит от подчинения ведомства. На суверенных рейтингах не отразится, так как у рейтинговых агентств свои статданные, которые они собирают и обрабатывают, и задача Росстата – как раз быть неким подобием независимого «рейтингового агентства», которое скрупулезно подсчитывает данные и оценивает шансы на экономический рост. Впрочем, в модели экономического роста страны или в модели оценки компании по методу DCF в любом случае есть некие допущения и предположения, которые всегда субъективны. Они могут быть более оптимистичными или более пессимистичными, но в то же время они сами, их оптимизм или пессимизм способны влиять на настроения на рынке, а значит, и на экономический рост.
Сергей Звенигородский, начальник отдела розничных продаж УК «СОЛИД Менеджмент»: Перенаправление Росстата под Минэкономразвития никак не скажется на экономическом состоянии страны, поскольку отчетность меняет только отношение к показанным параметрам и данным. Погрешности в методике оценок действительно существуют, поскольку нет унифицированного подхода к измерению показателей, даже у сходных ведомств и министерств. Что касается «картинки» от Росстата, то она основывается на данных с мест предоставления данных, поэтому репрезентативность выборки достаточно точна (погрешность в обработке официальных и неофициальных цифр не превышает 3%). Объективность и надежность легко проверить, если есть время и калькулятор рядом, но основным критерием остается место получения данных (расчеты показателей от предприятий, муниципалитетов, соцслужб…), где отчетность используется не только для Росстата, но и для проверки работы самих организаций. Улучшение эффективности ведомства возможно при соблюдении двух условий – развития расчетных методик и показателей в них, а также предоставления достоверной информации от всех организаций, которые и предоставляют сведения. Статистика – это инструмент, которым надо правильно пользоваться и нельзя требовать от инструмента большего, чем он может дать! После переподчинения ведомства не стоит ожидать кардинальных изменений, поскольку максимум, что изменится, это корректировка некоторых показателей, незначительно влияющих на общую картину происходящего в экономике России. Эти изменения могут быть положительными или отрицательными с точки зрения объективности, но в любом случае, данные легко проверить из первичных источников. Изменение структуры подчинения органов власти не будет оказывать влияния на рейтинги страны, поскольку немного меняется сам подход, но общий внешний фон остается. Инвесторы ориентируются не только на Росстат, поэтому Минэкономразвития будет и далее отслеживать самостоятельно возможности инвестиций и принимать свои меры по повышению эффективности своей политики.
Дмитрий Лукашов, аналитик IFC Markets: Как известно, основной задачей Министерства экономического развития Российской Федерации является разработка таких мер, нормативного и правового регулирования, чтобы экономика нашей страны развивалась в позитивном направлении. На мой взгляд здесь хорошо бы определиться, что такое хорошо с экономической точки зрения и что такое плохо. Ну вот, к примеру, с постдефолтного 1999 года, российская экономика демонстрировала устойчивый рост в среднем на 7% в год. В 2007 году он даже достиг +8,5%. Все после этого как «ножницами весь рост отрезало» и началось стабильное ежегодное снижение ВВП. При этом можно отметить и два его заметных обвала – на 7,8% в 2009 году и на 3,9% в 2015 году.
По моему мнению, легко понять, что последовательный экономический рост – это хорошо, а такая же стабильная деградация экономики – плохо. Так как ответственным за «развитие» в нашей стране является Минэкономразвития, то данному ведомству нужно что-то предлагать для перелома негативной динамики в экономике. Согласно данным, пока еще независимого Росстата, она началась с 2007 года. Как мы видим, показатели февраля 2017 года, свидетельствуют, что по-прежнему каких-либо улучшений не наблюдается. Возможно, Минэкономразвития не считает нужным предлагать какую-то поистине революционную программу улучшения экономики. Тогда сохранить статус-кво проще, если бы российские макроэкономические показатели начали бы улучшаться сами по себе, в давно существующих условиях. Теоретически, такие обстоятельства способны вызвать критику методики и данных Росстата, а также желание его подчинить.
Российская экономика резко замедлила свой рост еще в 2008 году. Так как он был достаточно большим, годовое изменение ВВП хоть и снижалось, но сохраняло положительные значения. Сейчас спад переходит в стагнацию около нуля. Можно предположить, что на фоне такого нулевого изменения ВВП и других важных показателей, изменения методики расчетов способно изобразить некий поступательный тренд и даже какой-то рост. После этого можно будет заморозить планы действий, реформы и сохранить действующие принципы в экономике. Сейчас сложно сказать, что будет предпочтительнее для страны.
Я полагаю, что возможное переподчинение Росстата Минэкономразвития никак не повлияет на суверенные рейтинги России, так как, во-первых, международные агентства сами оценивают поступающую к ним страновую информацию. Во-вторых, значительная часть решений по изменению и присвоению рейтингов базируется на данных Центрального банка.
Кирилл Яковенко, аналитик «Алор Брокер»: Самая главная экономическая статистика это индикатор настроения людей на улицах, то, что мы видели вчера по всей стране. Игра с цифрами, которую делает Росстат это за формулированные данные, к которым нельзя серьезно относиться. Кризис в стране до сих пор не преодолен, мы находимся в его середине. Выход из кризиса лежит в политической плоскости, а не в ценах на нефть и процентных ставок ЦБ. То, что хочется видеть Орешкину, не отражает истинную картину по экономике страны в целом. Соответственно, На суверенных рейтингах России данная статистика никак не отразится, на Орешкине тоже, а вот после выборов не исключаю перемен в правительстве РФ.
Написать комментарий
Нравятся рассуждения Александра Шустова. Последнее время частенько встречаю его комментарии по тем или иным вопросам в финансовых статьях или в экономической прессе. Ясный взгляд на ситуации, живой ум, наличие критического мышления! Значит не все еще умные люди покинули нашу страну!! Значит есть еще у нас надежда!!!