25 АПР, 17:17 МСК
USD (ЦБ)    93.2918
EUR (ЦБ)    99.5609


Нефтяной петро. Как Венесуэла решила подтянуть штаны за счет криптовалюты

22 Февраля 2018 9686 0 Экономика
Нефтяной петро. Как Венесуэла решила подтянуть штаны за счет криптовалюты

«Зато мы делаем ракеты и покорили Енисей, также в области балета – мы впереди планеты всей» – пелось в старой советско-антисоветской песенке. А вот сейчас впереди планеты всей оказалась Венесуэла, которая первой в мире выпустила государственную криптовалюту – «El Petro». Она первая в мире будет подкреплена реальными активами страны – нефтью, золотом, алмазами. Но, конечно, здесь главное – нефть. Потому что, по большому счету, в Венесуэле кроме нее ничего и нет – даже еды и туалетной бумаги.

Что случилось

Николас Мадуро – президент Венесуэлы, заявил, что будет выпущено 100 млн единиц «El Petro», из них 82,4 млн будут доступны для инвесторов на первом этапе. Один «петрик» (мы предлагаем такое название венесуэльской криптовалютной монете) будет стоить примерно столько же, сколько и баррель венесуэльской нефти (сейчас около 60 долларов за Brent). По распоряжению Мадуро, для обеспечения национальной криптовалюты будет отведено 5 млрд баррелей нефти.

Поскольку сейчас Венесуэла – эта страна победившего экономического идиотизма, то от них всего можно ждать. Но, тем не менее, попробуем разобраться, что все это значит. А то, может, и нам стоит попробовать. Нефти у нас много, идиотизма тоже хватает.

И в чем здесь смысл

Начнем по порядку. Вот захотели вы прикупить себе немного венесуэльской нефти. Ну, так. Мало ли, вдруг пригодится. Так зачем заморачиваться? Сначала покупать каким-то образом эти «петрики», а затем менять их на нефть. Когда ее, венесуэльской нефти, и так на рынке хватает. Бери, не хочу.

Нет. Вот стоит сейчас баррель Венесуэльской нефти примерно 60 долларов. Ну, то выше, то ниже. Поэтому если бы венесуэльский «петрик» по 30 долларов продавали или, например, по 40 – смысл бы был. А так? Вложишь деньги, а цена на нефть упадет? И что делать?

Экспертное сообщество считает, что толку от «петриков» не будет. И вся эта затея нужна Мадуро только потому, что в апреле его ждут президентские выборы. Предъявить народу нечего – экономика в руинах. Зато светлое будущее можно пообещать. Введем криптовалюту, обойдем американские санкции и заживем.

Как развивались события

Продажа «петриков» началась 20 февраля. А уже на следующий день Мадуро заявил о грандиозном успехе проекта – объем предварительных продаж в первый день торговли достиг отметки в 735 млн долларов. Цитируем дословно: «Мы уже достигли намерений купить «Петро» на 4,77 млрд юаней, что означает 596 млн евро, а в долларах это 735 млн». Тут надо обратить внимание на то, что «достигнуть намерений» и продать – вещи разные. Как говорится, «обещать, не значит жениться».

И подозрения о невостребованности «петриков», по крайней мере, сейчас, уже нашли свое подтверждение. Сегодня, спустя всего два дня после старта проекта «Петро», Мадуро объявил, что на следующей неделе будет введен в оборот «золотой петрик», подтвержденный запасами золота.

Это как понимать? Совсем недавно власти Венесуэлы утверждали, что обычный «петрик» будет подтвержден не только нефтью, но и золотом с алмазами. А тут вот и «золотой петрик» нарисовался. Они там что, новые запасы золота открыли? Или как? Ну, что же. Можем предложить Мадуро еще одну идею. Выпустить алмазный «петрик». А что? Круто будет.

Но, вернемся к нефтяному «петрику». Его, вследствие последних событий, так называть будет правильнее. Предполагается, что его запуск будет проходить в два этапа. На первом, который, как мы уже говорили, стартовал 20 февраля, избранному кругу инвесторов (кто они такие?) было предложено 38,4% от всего выпуска в 100 млн «петриков» со значительными скидками (а как же привязка «петрика» к рыночной стоимости барреля?). 17,6% криптовалюты удержит государство (зачем?). А остальные 44% будут размещены в ходе ICO, которое должно стартовать 20 марта.

А тут не очень все понятно. Ведь что такое ICO? Это первичное размещение криптовалюты на соответствующих биржах. Инвесторы покупают монетки в надежде на рост их стоимости с целью последующей продажи. Чистая спекуляция на «ожиданиях почтенной публики». Так вот, в чем вопрос. За счет чего может расти курс «петрика», если он жестко привязан к курсу нефти? И в чем тогда смысл выхода на ICO?

Кроме того, Мадуро говорит о том, что «петриками» можно будет платить налоги и покупать на них различные товары. Но вот вопрос. На какие «шиши» купит «петрик» простой гражданин Венесуэлы? Ведь для него 60 долларов (официально объявленная цена «петрика») – безумные деньги.

Много вопросов. Создается впечатление, что господин Мадуро безумно мечется, как кот, опившийся валерьянки. Что после этого происходит с котом – всем известно.

Международный аспект

Комиссия по ценным бумагам и биржам США («SEC») заявляет, что углеводороды не могут быть использованы в качестве финансовых инструментов. А здесь получается, что используются. Поскольку «петрики» подкреплены венесуэльской нефтью. И покупая «петрики», вы фактически покупаете нефть. Так будут ли потенциальные инвесторы идти против правил «SEC» (а это, между прочим, принятое международное законодательство), ради сомнительных мадуровских «петриков»?

И вот на что надо обратить внимание. Есть в финансовом мире такое понятие «фиатные деньги». Сейчас к этой категории относятся практически все валюты мира, эмитированные государствами. Они не имеют никакой внутренней стоимости и не обеспечены резервами. Но люди им доверяют, потому что они доверяют государству и на них можно что-то купить. Это относится и к простым гражданам и к сторонним инвесторам. А вот доверят ли инвесторы «петрикам», зная, что творится в Венесуэле?

О венесуэльской нефти. Чтобы понятнее было

Тут еще вот какая штука есть. Венесуэла со странами ОПЕК и примкнувшей к ним России, договариваться о сокращении добычи «черного золота» не стала. Мол, добываем столько, сколько хотим. А не помогло. И хотя Венесуэла обладает самыми большими в мире запасами разведанного «черного золота», нефть у них «тяжелая». Это значит, что в ней большая концентрация «тяжелых фракций» – мазута, битума. И вязкость у нее большая, как у жидкого меда. По трубопроводу ее просто так прокачать нельзя. Приходится легкой нефтью разбавлять. В общем, проблемы.

И еще. Нефть – это не масло. Ее просто так на хлеб не намажешь и не съешь. Ее перерабатывать надо. А НПЗ всегда строились под определенные сорта нефти. В основном, под легкие. Поэтому легкая саудовская нефть – сладкая штучка. Российская – похуже, но тоже ничего, «есть можно». А с венесуэльской проблемы. Ну и как президент Мадуро собирается увеличить продажи нефти за счет введения своей криптовалюты, если перспектив расширения рынка ее потребителей в ближайшем будущем нет – некому ее перерабатывать.

А «петрик» – это криптовалюта?

Ну, да бог с ней, с нефтью. Вернемся к «петрикам». А можно ли их считать криптовалютой? Экспертное сообщество выражает по этому поводу большие сомнения. По целому ряду причин. Главная состоит в том, что обеспечение криптовалюты ресурсами означает, что актив будет регулироваться государством, что противоречит самой сути криптовалют.

Глава Сбербанка Герман Греф отметил недавно, что противостояние между миром криптовалют и традиционной финансовой системой заключается в противоположности принципов их работы – одна выступает за децентрализацию, а другая наоборот. А тут, какая децентрализация. Все под контролем государства, единый эмиссионный центр. Так что это не криптовалюта, а некая форма электронных денег. Возможно, вся эта затея связана с попыткой заменить действующий в Венесуэле и рухнувший в пропасть боливар (говорят, что даже новые купюры напечатать не удается – денег нет) на новую национальную электронную валюту. Все это хорошо. Но электронные деньги требуют полной компьютеризации страны, наличия интернета и так далее. А в фавелах, которых полно даже в Каракасе, есть компьютеры и интернет? Смешно и грустно.

Что в итоге

Поэтому представляется, что говорить о каком-то революционном прорыве в развитии «криптобизнеса» не стоит. Его будущее решится, когда ведущие страны мира определят свое отношение к нему. Пока все дело идет к тому, что этот финансовый инструмент будет зарегулирован. И сохраниться в какой-то новой форме, или сойдет на нет. Пока неясно.

Сергей Егорушкин

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий


Капитал страны
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Отметьте самые значимые события 2021 года:
close
check_box check_box_outline_blank Демонстратор будущего двигателя для многоразовой ракеты-носителя в Свердловской области
check_box check_box_outline_blank Демонстратор нового авиадвигателя ПД-35 в Пермском крае
check_box check_box_outline_blank Полет МС-21-300 с крылом, изготовленным из российских композитов в Иркутской области
check_box check_box_outline_blank Открытие крупнейшего в РФ Амурского газоперерабатывающего завода в Амурской области
check_box check_box_outline_blank Запуск первой за 20 лет термоядерной установки Токамак Т-15МД в Москве
check_box check_box_outline_blank Создание уникального морского роботизированного комплекса «СЕВРЮГА» в Астраханской области
check_box check_box_outline_blank Открытие завода первого российского бренда премиальных автомобилей Aurus в Татарстане
check_box check_box_outline_blank Старт разработки крупнейшего в Европе месторождения платиноидов «Федорова Тундра» в Мурманской области
check_box check_box_outline_blank Испытание «зеленого» танкера ледового класса ICE-1А «Владимир Виноградов» в Приморском крае
check_box check_box_outline_blank Печать на 3D-принтере первого в РФ жилого комплекса в Ярославской области
Показать ещеexpand_more