06 НОЯ, 03:10 МСК
USD (ЦБ)    97.5499
EUR (ЦБ)    106.1426


Не пора ли перестать пускать пыль в глаза?

12 Мая 2009 9694 3 Политика
Не пора ли перестать пускать пыль в глаза?

Кризис ничего не изменил в политике российских властей – они продолжают осуществлять амбициозные и дорогостоящие проекты. Это и празднования в Петербурге, и «Евровидение», и Олимпиада-2014 в Сочи, и саммит АТЭС в Приморье. Но дадут ли они все-таки эквивалентный экономический эффект?

1. Местные бюджеты: средства на помпезные проекты на фоне кризиса. Местные и федеральные российские власти, невзирая на кризис, не оставляют привычки пускать пыль в глаза. Размах неожиданных и претенциозных проектов зависит, конечно, от размера бюджетных средств, к которым имеют доступ инициаторы проектов. Так, например, пермская администрация, несмотря на отдельные возражения депутатов гордумы, решила потратить 221 миллион рублей на строительство мототрека для подростков. По мнению властей, уже имеющийся в городе автотрек, строительство которого обошлось городу в 50 миллионов рублей, не подходит для юных мотогонщиков, поскольку он не оборудован трамплинами и прочими специальными приспособлениями. Использовать же эти средства для более насущных нужд, особенно в условиях кризиса, городские власти сочли, видимо, слишком банальным.

2. Хлеб и зрелища: что важнее? Впрочем, мототрек - это хотя бы нечто осязаемое, а вот власти Петербурга намерены потратить в текущем году более 135 млн. руб. на "культурные мероприятия". Еще большие деньги предполагается привлечь в качестве спонсорской помощи под эту программу. Вместе с гипотетическими спонсорскими взносами (а по просьбе мэрии в них традиционно никто из представителей крупного бизнеса организаторам не отказывает) на "праздничный ветер", похоже, будет пущено не меньше 10 млн. долл. Конечно, подобные траты можно оправдать тем, что праздничные мероприятия помогут привлечь в северную столицу туристов. Однако программа, например, гоголевских торжеств заставляет в этом усомниться, хотя и поражает размахом и неординарностью. В честь великого классика в городе в течение года будет проведено 100 мероприятий, на которые предполагается истратить десятки миллионов рублей бюджетных денег и как минимум столько же спонсорских средств.

Масштаб поистине хлестаковский! Чего стоит один только театральный фестиваль, где все участники будут показывать один спектакль - "Женитьбу". Представляете себе театрала, который выдержит этот безумный марафон? Летом или осенью 2009 года на станции метро "Невский проспект" состоится премьера хоровой симфонии "Невский проспект" юного композитора Алекса Прайора. Интересно, как автор "Мертвых душ" отнесся бы к такой - подземной - версии своего чествования? А сколько будет выпито и съедено на торжественных приемах, посвященных юбилею Николая Васильевича?!

И это при том, что зарплаты работников той же культуры в Санкт-Петербурге позорно низки, исторический центр (кроме фасадной части, подновленной в стиле потемкинской деревни) требует срочных и масштабных реставрационных работ, многие музеи города влачат нищенское существование. Для сравнения: на новогодние торжества в Санкт-Петербурге было потрачено 2 млн. евро. Это суммарный годовой бюджет приблизительно 8 домов престарелых или 10 общеобразовательных школ. Может, эти средства лучше было бы потратить не на то, чтобы отвлечь народ от проблем, а на то, чтобы эти проблемы уменьшить?

3. Поднимет ли "Евровидение" престиж России? На первый взгляд, гораздо более взвешенную позицию заняли власти Москвы. Так, например, сославшись на кризис и проведение конкурса "Евровидение", они отказались от проведения фестиваля "День шоколада", который должен был состояться в столице с 14 по 17 мая. Решению сэкономить бюджетные средства можно, конечно, порадоваться. Однако не все так однозначно. "Евровидение" в Москве обошлось в 35 млн. евро - это в разы дороже, чем в странах, проводивших конкурс до этого. Российское правительство выделило на проведение конкурса 1 млрд. руб., кроме того, в финансировании этого мероприятия участвуют также правительство Москвы и Европейский вещательный союз (ЕВС). Большая часть средств из госбюджета потрачена на грандиозное шоу с созданием уникальной сцены, декораций, звука и света. Для примера: только один из важных элементов декорации стоит около 1 млн. евро. Средства, полученные от правительства Москвы и Европейского вещательного союза, пошли на прием гостей конкурса. Транспорт, организация традиционных вечеринок "Евровидения", открытие и закрытие конкурса, обеспечение безопасности, привлечение волонтеров, создание удобного и современного пресс-центра для журналистов выделило на проведение конкурса - все это потребовало огромных затрат. В общей сложности столица потратила на проведение конкурса 200 миллионов рублей. Еще до подведения итогов московское "Евровидение" вошло в историю как самый масштабный конкурс с самой грандиозной подготовкой.

Хотя, по результатам социологических опросов, более половины россиян считают проведение Евровидения значимым культурным событием в жизни страны, все же более 39% наших сограждан считают такие огромные затраты неоправданными. Заместитель мэра Москвы Валерий Виноградов признает, что все эти затраты рассчитаны не на получение прибыли, а на поддержание имиджа нашей страны и ее столицы. Что характерно, из всех стран, проводивших этот конкурс, более всего озаботились своим имиджем Россия и Украина. Последняя в 2005 г. потратила на проведение "Евровидения" 104 млн. гривен (около 22 млн. евро), из них 67 млн. гривен - из госбюджета. Для сравнения: на проведение "Евровидения-2008" в Белграде (Сербия) было потрачено, поданным ЕВС, 9,3 млн. евро, треть них выделил сам ЕВС и по столько же - сербское телевидение и спонсоры. Конкурс, проходивший в Финляндии в 2007 г., стоил 14 млн. евро. В Греции в 2006 г. затраты на "Евровидение" были и того меньше - 5,5 млн. евро, при этом доход организаторов, по данным греческого государственного телевидения ERT, составил 7,28 млн. евро. Как отмечалось выше, Москве конкурс встал в 35 млн. евро.

Интересно, с какой стати огромные затраты, которые и не предполагается окупить, будут способствовать положительному имиджу? Скорее, они должны вызвать сомнения в умении властей трезво оценить ситуацию и потратить средства с наибольшей пользой, тем более, в условиях кризиса. Однако российское правительство твердо следует выбранным курсом и вместо кропотливой работы по созданию жизнеспособной экономики предпочитает масштабные полуутопические проекты в надежде, что именно они помогут России занять достойное место в глазах остального мира. При этом, к сожалению, масштаб таких проектов кардинально мельчает. Если раньше все силы были подчинены, например, освоению космоса, то теперь, в условиях бюджетного дефицита "неприкасаемыми" остаются расходы на подготовку зимней Олимпиады в Сочи и саммита АТЭС во Владивостоке. Но и в Сочи, и на Дальнем Востоке реализуются очень дорогостоящие проекты, которые вполне можно было бы заменить менее помпезными и более выгодными.

4. Пойдет ли Олимпиада на пользу Сочи? Так, в Сочи для проведения зимней олимпиады к месту соревнований в Красной Поляне планируется построить совмещенную автомобильно-железную дорогу. Она пройдет по обоим берегам реки Мзымта и будет включать в себя семь тоннелей. Стоимость этих работ определяется в сумму более чем 260 миллиардов рублей - то есть, почти 25 годовых бюджетов города Сочи! Мало того, что этот проект неоправданно дорог, он может также разрушить всю красоту местной природы, - отмечает бывший глава города Сочи Вячеслав Воронков. "На небольшой ширине поймы, измеряемой несколькими сотнями метров, пройдут тяжеловесные строительные механизмы, будут перемещаться сотни тысяч кубометров пород", - поясняет он. К тому же "тоннели авто- и железных дорог(!) намечается провести по трем карстовым массивам, - добавляет бывший градоначальник. - Уже сейчас при бурении много аварий с потерей бурового инструмента (они проваливаются в карстовые полости), а впереди при проходке строителей ждут неизвестные подземные реки и ручьи, разломные зоны, пустоты... И все это ради каких-то нескольких недель зимнего сезона?" "Задавались ли целью устроители этих двух новых дорог (железнодорожной и шоссейной) сделать дешевой их последующую эксплуатацию? Во сколько денег в месяц обойдется эксплуатация новых трасс длиной 38 километров, да еще с 27 километрами тоннелей? Сколько будут стоить, например, только послеусадочные работы? Кто будет возмещать эти затраты?" - спрашивает экс-мэр Сочи. Точных ответов на все эти вопросы пока не представлено. А между тем заказчики торопятся, импортную оснастку для подземных проходок везут гигантами-авиалайнерами "Руслан": мол, знай наших.

"Красная Поляна - поселок небольшой, всего 4,5 тысячи человек населения, которому вполне достаточно имеющейся дороги. В повседневной жизни, даже с учетом создаваемых здесь горнолыжных комплексов, поселок не нуждается в разветвленной сети подъездных магистральных дорог", - отмечает Вячеслав Воронков. Он приводит другой вариант строительства обязательной второй дороги к базе Белой Олимпиады, который гораздо дешевле и выгоднее для развития Сочи, для освоения его глубинных территорий и менее разрушителен для окружающей природы. Длина предложенной им скоростной трассы - от кольца Краснодарского моста, через Ажек, Медовеевку до Красной Поляны - составила бы всего 45 км, а не 70 км, как предусматривает дорогостоящий проект, к тому же строить ее было бы значительно проще, поскольку на большей части маршрута имеется старая заброшенная дорога.

Бывший мэр Сочи уверен, что новая трасса позволила бы многомиллиардно (!) удешевить подготовку к Олимпиаде сразу по нескольким направлениям:

1. Уменьшаются объемы работ по строительству дороги. Проезд от центра города до Красной Поляны составит всего 45 км вместо 70 км. Снимаются транспортные нагрузки на перегруженные Курортный проспект и дорогу Агура-Адлер.

2. Отпадает необходимость размещать участников Олимпиады, входящих в соответствующие группы горнолыжников, в отелях Имеретинской долины. Для этих целей можно использовать имеющуюся гостиничную базу в центре города, которая пустует в зимнее время.

3. Отпадает необходимость размещать профессиональные кадры, нужные для обслуживания Олимпиады (переводчиков, врачей, ресторанных работников и тех же строителей). Таких специалистов, вынужденных уходить в отпуска без содержания, много в зимнее время в центре. Исчезает потребность в строительстве многих объектов обслуживающей инфраструктуры в Красной Поляне и в Имеретинской долине.

4. Будет осваиваться новый глубинный район Большого Сочи. Около новой трассы изумительные по красоте ландшафтные просторы, малоизвестные памятники природы, представится возможность открыть новые экскурсионные маршруты. Здесь же откроются площади для расширения сельскохозяйственного производства.

5. Наилучшим образом может быть использован огромнейший потенциал городской строительной индустрии, которым является завод железобетонных изделий Главсочиспецстроя, который расположен как раз у начала предлагаемой трассы. Этот завод располагает также самостоятельным железнодорожным подъездом и является крупнейшим погрузочно-разгрузочным узлом. С его помощью построены миллионы квадратных метров жилья, новые гостиницы и другие объекты всего Большого Сочи.

Подсчитано, что узел Адлер должен принимать в год 100 млн. тонн грузов, его надо строить, а имеющиеся железнодорожные разгрузочные мощности ликвидируются. Ныне завод подлежит (?!) сносу, коллектив квалифицированных кадров увольняется, на его месте должен возникнуть игорно-развлекательный центр. Поистине - пир во время чумы!

Бывший мэр задает также резонный вопрос, кто и как будет содержать олимпийские объекты после Олимпиады-2014. При населении Сочи в 400 тысяч человек объекты рассчитаны на 194 тысячи. Бывший мэр подсчитал: чтобы заполнять трибуны после Олимпиады, местное население должно будет посещать олимпийские дворцы через день. При этом один лишь искусственный каток ежемесячно забирает на содержание миллион долларов. "Строятся спортивные сооружения - это хорошо, но в Сочи не хватает школ, больниц и детских садов. В жилье нуждаются 45 тысяч семей. Детей ставят на очередь в детсад с первого дня рождения. Но недавно власти забрали четыре гектара у школы-интерната в Кудепсте и передали под инвестиции. Знаменитый кинотеатр "Стерео" передан "Олимпстрою" для конторских нужд. Отсутствуют генеральный план развития города, генеральная транспортная схема. Передача функций заказчика по составлению генерального плана Сочи ГК "Олимпстрой" вызывает большие сомнения в том, что Сочи будет развиваться как российский бальнеоклиматический, питьевой, туристско-спортивный город-курорт. Дело идет к тому, чтоб в этих планах все развитие подчинить разовым интересам зимней двухнедельной Олимпиады 2014 г. Сочи может повторить судьбу Атланты, которая после проведения там Олимпиады покинула список лучших городов Америки", - сокрушается Вячеслав Воронков.

5. Поможет ли саммит АТЭС улучшить жизнь в Приморье? Столь же сомнительно и будущее многочисленных объектов, которые строят на Дальнем Востоке к саммиту организации Азиатско-Тихоокеанское экономического сотрудничества (АТЭС) в 2012 году.

Основные мероприятия саммита пройдут на острове Русский. Там предполагается создать крупный международный деловой центр, построить отели высокого класса обслуживания (предусмотрена сеть как 5-звездочных, так и 3-звездочных гостиниц), пресс- и выставочный центры, а также туристско-рекреационную зону (парк живой природы с вольерами для тигров, косуль, гималайских медведей и дальневосточного леопарда). Планируется, что после саммита все эти объекты станут основой для развития Тихоокеанского научно-образовательного центра.

Кроме того, на острове намечено построить океанариум общим объемом 9,85 тыс. кубометров, где разместятся экспозиции подводного мира, характерного для самых разных климатических зон. В состав комплекса также войдут 4 научные лаборатории, конференц-зал, учебные аудитории, научная библиотека и музей. Рядом разместится дельфинарий. У океанариума будет своя электроподстанция, котельная и очистные сооружения для канализационных стоков. Более 600 гектаров земли отведено объектам Дальневосточного федерального университета и Дальневосточного отделения Российской академии наук. Предусмотрена жилая зона (кампус), рассчитанная на 50 тысяч мест для студентов, преподавателей и научных работников.

Всего же планируется построить 36 крупных объектов. В области инфраструктуры, помимо строительства и реконструкции сети дорожного полотна, будут строиться мосты через бухту Золотой Рог и пролив Босфор Восточный (длиной 3 км), водовод и грузовые терминалы. Будет также медицинский центр и театр оперы и балета.

Изначально федеральная программа "Развитие Дальнего Востока и Забайкалья" выделила на подготовку к саммиту до 2012 года 100 млрд. рублей. Однако еще год назад стало ясно: затраты возрастут почти вдвое. В текущем, 2009 году, на это из федерального бюджета будет выделено 58 млрд. рублей - в три раза больше, чем в прошлом. При этом часть средств, выделенных в прошлом году, не была освоена в срок и в итоге оказалась просто выброшена на ветер.

Самой финансовоёмкой частью строительства для АТЭС является претенциозный проект "мост на остров Русский", считают аналитики центра IRN.RU. Он должен соединить Владивосток и названный остров и пройти через бухту Золотой Рог и мыс Чуркина, над проливом Босфор Восточный. Фактически это будет два разных моста длинной в 2 и 1,3 километра соответственно, но для престижа и важности их решили окрестить единым комплексом. Таким образом, мост должен стать самым длинным в России. Понятное дело, что по масштабу замысла будут и затраты. Мост будет не только длинный, но и широкий (согласно проекту, задумано 6 полос движения, и это только на проезжей части). И, конечно же, очень высокий: чтобы под мостом смогли свободно проходить крупнотоннажные суда (на этом участке навигация чрезвычайно активна), высота моста должна быть не менее 70 метров над уровнем моря. В общем и целом, чтобы возвести такую махину, потребуется около 40 тысяч тонн металла, а сколько бетона - специалисты и вовсе не взялись подсчитать. Ведь этот материал будет служить для моста опорным: его будут слоями укладывать на дно пролива (средняя глубина которого около 40 м), и сколько таких слоёв понадобится - неизвестно.

При этом остается неясно, каким образом планируется окупить столь масштабные инвестиции, а также огромные средства, которые потребуются в дальнейшем на содержание и ремонт построенных к саммиту дорог, мостов и водоводов. Проезд по мосту на остров Русский, возможно, будет платным. Но даже если цена составит порядка 500 руб. и проезжать по нему будет 1000 автомашин в час круглые сутки, период возврата денег составит 10 лет. С учётом расходов на эксплуатацию - ещё больше. Для полноценного и экономически оправданного функционирования моста на острове должны ежегодно находится около 70 тысяч человек - постоянных жителей или туристов. Интересно, как загнать такое число людей на остров в довольно слабо населённом регионе? В качестве вариантов предлагается устроить на острове Русский дайвинг-центры для привлечения туристов. Однако при довольно суровом климате и достаточно низкой температуре воды развитие туристического бизнеса может оказаться весьма нелегким делом.

Если же устроить на острове Тихоокеанский научно-образовательный центр, в который войдет Дальневосточный университет и несколько научно-исследовательских институтов РАН, то для его успешного функционирования нужно пересматривать тарифы на пассажироперевозки, иначе обеспечить приток кадров будет просто невозможно. Однако пока никаких реальных шагов в этом направлении не сделано.

Правительство очередной раз готово вбухать огромные средства, чтобы "достойно принять" приезжающих на саммит иностранцев, а между тем население Приморья, несмотря на обещанное счастливое будущее, продолжает уменьшаться: люди уезжают, не выдерживая общей необустроенности и отсутствия реальных перспектив. Причем большинство потенциальных мигрантов составляет молодежь от 18 до 24 лет и люди с высшим образованием. По данным Приморстата, население края уменьшается в среднем на 10 тысяч человек в год. Уже сейчас по статистике только в прилегающих к российско-китайской границе китайских провинциях проживает более 100 миллионов человек против 5 миллионов в наиболее заселенной, южной части Дальневосточного региона.

Больше всего жители региона жалуются на высокую и постоянно растущую стоимость коммунальных услуг, рост цен на товары первой необходимости, низкие доходы, невозможность определить детей в детсады, неудовлетворительное состояние дорог, некачественное медицинское обслуживание и отсутствие доступного жилья. "Никогда бы отсюда не уехал, если бы за квартиру не приходилось отдавать половину зарплаты, в подъезд было бы не страшно заходить, лифт бы работал, а свет и воду не отключали бы. Если бы дороги не были разбиты, и на перекрестках стояли светофоры. Если бы я мог позволить себе раз в год летать в гости к родственникам, которые живут в Казани и Ярославле. Но вот "бы", как водится, мешает", - признается бывший житель Владивостока Виктор Степанов.

Еще в начале прошлого года Владимир Путин отметил, что меры, направленные на "депопуляцию Дальнего Востока и Восточной Сибири пока не дают результата". Он признал, что именно низкий уровень жизни становится причиной, по которой трудоспособное население покидает Дальний Восток, и пообещал, что государство пойдет на преференции для Дальнего Востока России, чтобы создать там комфортные условия и остановить отток населения. Однако государство, как водится, вместо заботы о благополучии своих граждан предпочло сомнительные проекты по улучшению имиджа.

Галина Яшина

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий
О
28.01.2010 0 0
Одоевкий Никита:

(продолжение) И еще пара слов о приморье. Честно говоря, немного не согласен с тем тезисом, что в крае не думает о постоянном оттоке людей. Там сейчас строятся нефтепровод Восточная Сибирь-Тихий океан, построен специализированный морской порт в бухте Козьмино (транспортировка нефти), Роснефть будет строить высокотехнологичный завод по переработке нефти. Не говорю уже про проекты Сахалин-1, Сахалин-2. А, естественным образом, вокруг крупных производств возникают предприятия малого и среднего бизнеса, возводятся объекты социально-экономической инфраструктуры — жилье, дороги, школы, детские сады, реконструируются генерирующие мощности и электросетевые объекты. В Находке, например, уже начато возведение микрорайона для строителей и работников нефтеперерабатывающего завода. А рядом с портом «Козьмино» появится современный поселок для работников предприятия. Так что не могу сказать, что регион ничего не делает для создания рабочих мест и сохранения людей. Кто знает, быть может скоро туда и вовсе потянутся люди из других регионов.

О
28.01.2010 0 0
Одоевский Никита:

Спасибо Вам за содержательную и интересную статью. Хотелось бы немного дополнить ваши размышления о сочинских играх. Дело в том, что любая Олимпиада сама по себе убыточна. Давайте просто обратимся к истории, я вот не могу припомнить примеров, когда олимпиада приносила значительные средства в казну государства. А если таковые и были, то проходили они в крупных городах, которым не требовалось тратить огромные деньги на развитие инфраструктуры и спортивных сооружений. Итак, значит, эти игры убыточны в любом случае, так как все надо создавать с нуля: спортивные объекты, дороги, отели и прочее. Кстати, говоря о совмещенной автомобильно-железной дороге, надо отметить, что это не такой уж и плохой вариант. Думаю так, потому что в силу географических обстоятельств (это же узкая полоса вдоль моря) много дорог там вообще не построить, а это, в общем-то, хоть какое-то решение проблемы. На мой взгляд, основные проблемы в другом. Во-первых, не удалось привлечь должное количество зарубежных инвесторов, а это дополнительные расходы. Во-вторых, многие объекты после Игр не будут использоваться, да, спортсмены получат наконец современные горнолыжные, санно-бобслейные трассы, прыжковый центр, но чтоб окупить постройки этого недостаточно, нужно чтоб в городе был развит массовый зимний спорт, а развит ли он? В-третьих, Сочи должен стать курортом…уже сейчас представляю цены на отели Красной Поляне, я очень люблю горные лыжи, но за такие же деньги, скорее всего, смогу себе позволить съездить в Австрию или Италию. Таким образом, вопрос о необходимости проведения этой Олимпиады действительно актуален, окупит ли полученный престиж необходимые затраты?

О
28.01.2010 0 0
Одоевский Никита:

Вокруг крупных производств возникают предприятия малого и среднего бизнеса, возводятся объекты социально-экономической инфраструктуры — жилье, дороги, школы, детские сады, реконструируются генерирующие мощности и электросетевые объекты. В Находке, например, уже начато возведение микрорайона для строителей и работников нефтеперерабатывающего завода. А рядом с портом «Козьмино» появится современный поселок для работников предприятия.



Капитал страны
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Отметьте самые значимые события 2021 года:
close
check_box check_box_outline_blank Демонстратор будущего двигателя для многоразовой ракеты-носителя в Свердловской области
check_box check_box_outline_blank Демонстратор нового авиадвигателя ПД-35 в Пермском крае
check_box check_box_outline_blank Полет МС-21-300 с крылом, изготовленным из российских композитов в Иркутской области
check_box check_box_outline_blank Открытие крупнейшего в РФ Амурского газоперерабатывающего завода в Амурской области
check_box check_box_outline_blank Запуск первой за 20 лет термоядерной установки Токамак Т-15МД в Москве
check_box check_box_outline_blank Создание уникального морского роботизированного комплекса «СЕВРЮГА» в Астраханской области
check_box check_box_outline_blank Открытие завода первого российского бренда премиальных автомобилей Aurus в Татарстане
check_box check_box_outline_blank Старт разработки крупнейшего в Европе месторождения платиноидов «Федорова Тундра» в Мурманской области
check_box check_box_outline_blank Испытание «зеленого» танкера ледового класса ICE-1А «Владимир Виноградов» в Приморском крае
check_box check_box_outline_blank Печать на 3D-принтере первого в РФ жилого комплекса в Ярославской области
Показать ещеexpand_more