Не попали под амнистию
Первые данные об освобождении осужденных бизнесменов и количестве прекращенных уголовных дел в отношении предпринимателей в связи с экономической амнистией не соответствуют первоначальным ожиданиям. Какие сложности возникают по ходу реализации амнистии?
2 июля Госдума приняла постановление об амнистии предпринимателей, текст которого был опубликован в «Российской газете». В окончательный вариант документа не попала 159 статья УК РФ «Мошенничество», замененная на два нововведенных состава 159.1 и 159.4, касающихся предпринимательской деятельности. Обязательными условиями в проекте амнистии прописаны возмещение экономического ущерба потерпевшей стороне и признание вины впервые осужденным. Уполномоченный по правам предпринимателей при президенте РФ Борис Титов оправдывает барьеры в постановлении, но количество амнистированных от этого не увеличивается.
С момента объявления амнистии, согласно статистике Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН), под нее попали 26 человек. Из них: 4 человека, отбывавших наказание в исправительных учреждениях, 12 заключенных, сидевших в следственных изоляторах, и 10 осужденных с условными сроками. По линии МВД в экономические дела переквалифицированы 8 уголовных дел. Погашенный ущерб по ним составил 42 млн 903 тыс. руб. Порядок цифр меняется на ходу, так как не все инстанции одновременно проводят учет и предоставляют свежие сведения. Представители бизнес-омбудсмена Титова считают в общем: 29 предпринимателей вышли из мест заключения, в 61-м случае прекращены уголовные преследования и 10 человек закрыли условные сроки. Всего набирается ровно сто предпринимателей.
Между тем амнистия распространяется на осужденных по экономическим статьям до 1 июля 2013 года и должна завершиться к началу 2014-го. Глава комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, член экспертного совета при бизнес-омбудсмене Павел Крашенников считает, что до конца амнистии воспользоваться ею сможет не более тысячи человек. На стадии подготовки проекта Борис Титов прогнозировал до 10 тыс. амнистированных предпринимателей. После того как президент Владимир Путин назвал проект «сырым», количество амнистируемых статей сократилось вдвое – до 27-ми, была исключена наиболее часто встречающаяся в делах предпринимателей 159 статья УК. С июня месяца, по словам Титова, расчет был на 3-6 тыс. человек.
Борьба не за предпринимателей, а за статистику продолжится. Акт милосердия общества и государства по отношению к предпринимателям превратился в торг с плохим исполнением. Даже невинно осужденные чтобы попасть под закон об амнистии должны признать вину и выплатить ущерб, который пока точно непонятно кто должен определять. Сейчас эта функция находится в руках следствия, а должна быть у судебных инстанций. Титов сетует на сложности получения справок от судебных приставов, свидетельствующих о размере ущерба или его отсутствии, так как ущерб фиксирует следователь.
Записанное в постановлении условие об ущербе становится серьезным препятствием – следователи отказываются выпускать впервые привлеченных к ответственности предпринимателей без удовлетворения этого требования. Возмещение ущерба все больше походит на выкуп, отказ от выплаты которого не отменяет его: по завершению уголовного срока осужденный должен его погасить. Как показывает статистика МВД, некоторые предприниматели готовы платить миллионы за свою свободу.
По мнению Титова, цель амнистии предпринимателей аннулировать уголовные дела, но по экономическим статьям ответить должны все соприкоснувшиеся с правосудием. Лидер движения «Русь сидящая» Ольга Романова считает, что большинство честных предпринимателей никогда не признают себя виновными, и не будут выплачивать ущерб. С одной стороны, это потеря честного имени и лишение возможности быть амнистированным в будущем. С другой – государство и бизнес-омбудсмен не могут разобраться, в чьей компетенции определение ущерба: суда, приставов или следователей. Однако Титов уверен – «после снятия судимости люди смогут вновь заняться предпринимательской деятельностью».
Тем временем 279 ходатайств, по данным Титова, о переквалификации 159 статьи УК в 159.1 и 159.4 уже удовлетворены. Титов заключил соглашения о совместной работе и консультациях с силовыми ведомствами: Генпрокуратурой, Минюстом, ФСИН, МВД и Верховным судом. В рамках соглашения он уже обратился к председателю Верховного суда Вячеславу Лебедеву с просьбой разъяснить порядок переквалификации пленуму ВС РФ. На практике же, по его собственному признанию, двое осужденных, проходящих по одному и тому же делу, могут получить разные решения суда: дело одного переквалифицируют, другого – нет.
12 июля в аппарате уполномоченного по правам предпринимателей Бориса Титова появилась должность общественного представителя по вопросам защиты прав предпринимателей в сфере реализации амнистии. Эту должность занял депутат Госдумы Олег Денисенко, который будет помогать судебным органам в переквалификации уголовных дел. В частности, в его обязанности входит выявление состава преступления и подготовка заключений по уголовным делам. Без помощи со стороны правозащитников судебные инстанции затрудняются установить факт преступления в делах предпринимателей.
В аппарате бизнес-омбудсмена не отрицают: амнистией пока смогли воспользоваться предприниматели с простыми и понятными делами. Оживить статистику более сложных дел получится тогда, когда Титов добьется установления ущерба судом или службой приставов, а также будет больше прецедентов переквалификации. Если ни суд, ни приставы не заявят о наличии ущерба, то следствие будет обязано отпустить осужденного предпринимателя в соответствии с судебной практикой.
В текущем виде и исполнении амнистия не вызывает большого доверия. Согласно социологическим опросам ВЦИОМ, проведенным в мае этого года, 36% населения не поддерживали эту меру. «За» выступило 33%, а 31% опрошенных затруднились ответить. Владимир Путин, по словам Титова, пошел на непопулярный шаг, одобрив экономическую амнистию. Ожидалось, что это улучшит предпринимательский и инвестиционный климат.
На пресс-конференции в РИА Новости 23 июля Титов воздержался от прогноза по количеству амнистированных. «Но это будут тысячи», – сказал он. Затем добавил, что десятки тысяч, если речь идет о случаях, не предполагающих лишения свободы. Исполнение постановления об амнистии оставляет все меньше надежды на то, что большинство предпринимателей выйдут из заключения. Во ФСИН заявляют – по амнистии из колонии до сих пор никого не освободили.
Написать комментарий