Налог на воздух. Почему предложения Чубайса исключили из законопроекта о парниковых газах?
Минэкономразвития РФ прислушалось к замечаниям других министерств и Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) и исключило из проекта закона о государственном регулировании выбросов парниковых газов положения о введении в России так называемого «углеродного налога», ранее предложенные главой «Роснано» Анатолием Чубайсом.
В чем опять виноват Чубайс?
Как сообщает РБК, информация об этом содержится в письме заместителя министра экономического развития Михаила Расстригина, сопровождающем вносимый на рассмотрение Правительства РФ законопроект. Минэкономразвития отказалось вводить налог, из-за которого Чубайс может оказаться виноватым еще и в том, что «Газпром» потеряет $8 млрд.
Ввести в России так называемый «углеродный налог» для компаний, превышающих целевые показатели выбросов парниковых газов, председатель правления УК «Роснано» Анатолий Чубайс предложил еще в июне. Выступая на ПМЭФ-2019, он отметил, что в Евросоюзе уже принят целый ряд законов, согласно которым поставляемые в ЕС товары облагаются дополнительными сборами в том случае, если при их производстве не соблюдались требования по предельным выбросам в атмосферу углекислого газа. Чубайс отмечал, что для российских промышленных предприятий нужны стимулы, чтобы снижать эти выбросы, а ставки «углеродного налога» в России на первом этапе должны быть минимальными, почти символическими.
Поначалу с ним согласились и даже прописали введение такого налога в законопроекте о государственном регулировании парниковых газов, разработка которого велась до и после того как в сентябре этого года Дмитрий Медведев ратифицировал присоединение России к Парижскому соглашению о климате. Но теперь Минэкономразвития решило не торопиться с введением углеродного налога, хотя полностью от этой идеи и не отказалось.
Парижское соглашение
Напомним, что парижское соглашение было подписано в декабре 2015 года, однако не все подписавшие документ 197 стран его на сегодняшний день ратифицировали. США по инициативе Дональда Трампе вообще вышли из соглашения в 2017 году. Россия подписала документ, пришедший на смену Киотскому протоколу, еще в 2016-м, но ратифицировала только сейчас.
В рамках соглашения наша страна взяла на себя обязательства снизить выбросы парниковых газов к 2020 году до уровня 75% по сравнению с 1991-м. Как отмечали эксперты международного агентства Moody's, в 2017–2018 годах Россия по выбросам газов находилась на уровне ниже 70% по сравнению с 1991 годом, а с учетом абсорбирующей функции расположенных на ее территории лесов - и вовсе на уровне 50%.
Пока что в стране планируется запустить систему отчетности и мониторинга выбросов парниковых газов, и лишь в том случае, если не удастся достичь поставленных целей по сокращению выбросов в установленный срок, власти планируют вернуться к вопросу о введении углеродного налога.
Но по мнению экспертов РСПП, Россия уже выполняет обязательства Парижского соглашения с превышением. В направленном в сентябре письме в Правительство РФ, на которое ссылается РБК, глава РСПП Александр Шохин подчеркнул что для выполнения национальных обязательств в рамках Парижского соглашения к 2030 году России достаточно лишь корректно вести учет поглощающей способности российских лесов и реализовать уже запланированные программы по повышению энергоэффективности.
Мнения экспертов
По мнению представителей РСПП, даже в том случае, если углеродный налог будет введен не сегодня, а через пять лет, это негативно скажется на инвестиционной активности российского бизнеса и может помешать выполнению поставленной Владимиром Путиным задачи обеспечить темпы экономического роста в России выше мировых.
По оценке РАН, введение углеродного налога создаст финансовые угрозы для корпораций российского ТЭКа. В частности, при ставке $80 за тонну эквивалента углерода потери «Газпрома» составят около $8 млрд в год. Другие энергетические компании тоже понесут серьезные потери. Но самое главное, как считают академики, из-за введения налога Россия рискует потерять значительную часть экспорта энергоносителей из-за их существенного удорожания и как следствие - снижения привлекательности для европейских и азиатских потребителей.
Представители крупного российского бизнеса, полагают, что стимулировать реализацию проектов по сокращению выбросов парниковых газов в России, безусловно нужно, ведь в противном случае для наших экспортеров в других странах Европы и мира введут пошлины на товары, при производстве которых были превышены нормы предельных выбросов СО2. Но стимулировать следует вовсе не новыми налогами, а мерами господдержки для тех, кто сокращает выбросы на своих предприятиях на добровольной основе.
Написать комментарий