Найду свое предназначение и ни дня не буду работать». Так ли это?
Сейчас на просторах сети часто можно встретить следующие мнения: «найдите своё предназначение и вам ни дня не придется работать», «работа должна быть в удовольствие», «если «найдешь» себя – вопрос с работой будет решен, самое главное – это «найти», а дальше уже все пойдет как по маслу». Бесчисленное количество коучей, курсов и марафонов в качестве результата для своих клиентов обещают, что те, кто их пройдет, наконец поймут, в чем их истинное предназначение и тогда все встанет на свои места, и с работой, и профессией отныне все будет хорошо. Что же это за зверь такой – «предназначение», и действительно ли вопрос с профессией и работой решится раз и навсегда, если человек уже знает или узнает свое предназначение?
В этой статье я хочу подробнее поговорить про связь предназначения с успешной карьерой и разобраться, что же такое предназначение. Это очень обширная тема – я хочу осветить здесь один из возможных подходов.
Прежде всего, мне интересен вопрос, почему тема предназначения сейчас стала так популярна? Почему она «цепляет» и есть огромное количество инструментов, чтобы его найти? На мой взгляд, есть несколько причин. Одна из них – это желание найти смысл своей жизни или придать ей смысл. Это желание может возникать от того, что человек на глубинном уровне ощущает, что в его жизни нет смысла и тогда стремление найти свое предназначение может говорить о том, что человек этот смысл пытается найти и тем самым уменьшить свою тревогу. Если у меня есть предназначение, я могу быть полезен другим людям, мир меня принимает, а это означает, что я живу не зря. Здесь то самое желанное предназначение означает, что другие люди и мир увидят мою ценность, и за счет этого я могу почувствовать ценным себя. То есть без внешней оценки и признания я могу эту ценность себя и своей жизни не чувствовать, а если мир и другие люди будут подтверждать мою ценность, «возвращать» её мне, как зеркало, в которое я могу смотреться, то и я тоже тогда буду видеть и верить, что у меня эта ценность есть. Этот механизм очень похож на общение матери и младенца – мать как зеркало отражает чувства, настроения, желания младенца и возвращает их ему – и благодаря этому материнскому зеркалу младенец познает себя, свои желания и вообще получает подтверждение тому, что он есть. Кто-то и во взрослом возрасте продолжает искать это материнское зеркало, в котором он мог бы отразиться и почувствовать себя, получить подтверждение тому, что он есть и что он ценен. Это происходит, в том числе, и через профессию, так как здесь есть контакт с теми самыми другими, которые могут стать столь желанным зеркалом. Часто в резюме пишут или говорят на собеседованиях общую фразу «хочу общаться с людьми, нравиться общаться с людьми». И здесь очень важно конкретизировать: что именно нравится в этом общении? О каком именно общении вы говорите? В контексте чего вам нравится общаться с людьми? За этой фразой, в том числе, может быть и скрытый мотив увидеть себя в глазах другого, найти себя в «зеркале» другого человека.
Вторая из возможных причин популярности темы предназначения — это подпитка инфантильного чувства всемогущества, нашей нарциссической части. В этом плане найти своё предназначение означает стать всемогущим, королём жизни – та желанная фантазия, которую так хочется достичь и получить наконец то самое удовольствие от чувства, что ты всемогущ, можешь править миром и вершить судьбы, ведь у тебя есть предназначение. На бессознательном желании достичь этого всемогущества как раз и построены многие курсы и марафоны, и здесь как будто есть две крайности - либо ты уже нашёл предназначение и тогда тебе вся жизнь подвластна, ведь ты уже обрёл себя, «соединился с собой» - здесь может быть много разных вариантов по формулировкам, либо ты ещё своего предназначение не нашёл, и влачишь жалкое существования без него, и чтобы получить удовольствие и признание, тебе это предназначение нужно найти. Здесь во главу угла ставится предназначение и все представление о ситуации и возможные шаги строятся вокруг него, хотя в окружающей среде могут быть другие факторы и причины, которые тоже оказывают влияние.
И в первом, и во втором случае есть то, что их объединяет – это фокусировка на фантазийном результате без учета реальности – той самой, где это предназначение предстоит реализовывать. Здесь идет работа с фантазией и искусственной накачкой вдохновением и интересом, но это может быть совершенно оторвано от реальности и именно поэтому перечисленные выше мероприятия могут не возыметь своего эффекта – они не учитывают реальность, и работают с идеальными предоставлениями «как надо», при этом теряя суть взаимодействия со средой, где человек и будет заниматься построением своей карьеры и развитием в профессии.
Если мы говорим не об общих трендах и популярных темах в психологии, а подходим с точки зрения глубинных причин, то возникает вопрос – почему эта тема внутри человека может так резонировать, почему так хочется внутри уцепиться за эту соломинку, которая видится решением своих проблем? Одной из причин может быть желание идентифицироваться с кем-то или чем-то – когда нет понимания «А кто я?», то реализация в профессии, в том числе через слово «предназначение» дает на это ответ – я тот, как называется моя профессия. И в этой точке тревога сразу становится меньше, так как появляется вербальное, словесное название себя – идентификация со своей должностью или профессиональным направлением, на которое всегда можно опереться, когда внутри возникает столь щемящий вопрос – «Кто же я на самом деле?» В дополнение к этому, профессия часто предполагает некую профессиональную общность, круг людей, к которым можно примкнуть и быть рядом с ними – и в этой точке решается и проблема одиночества в том числе: я не одинок, есть общество, в котором я нахожусь – это мои коллеги, профессиональный круг общения. Эта система замечательно работает, но обычно до тех пор, пока не меняется окружающая среда или внутри человека не меняются приоритеты, взгляды или отношение: в этом случае в своей идентификации с профессией или должностью могут происходить сдвиги, и тогда шаткая система самоидентификации, которая как раз и была построена на профессиональном самоопределении, начинает «пускать течь», и в том месте, где была устойчивость, её уже больше нет.
Если в этом случае человек не идентифицирует себя с кем-то ещё или чем-то ещё, и всю суть его самоопределения составляет профессиональная область, то при её изменении или потере у человека начинает уходить почва из-под ног. Что можно сделать в этом случае? Общий вектор – посмотреть на свою самоидентификацию: а кто я ещё, в дополнение к своей профессиональной роли? Кем я ещё являюсь? Например, в своей жизни я также могу быть сыном или дочерью, путешественником, дядей или тетей, спортсменом, соседом, писателем, хозяином домашнего животного, братом или сестрой, другом, тем, кто заботится о ком-то, театралом, знакомым, любителем природы – этот список каждый может дополнить сам для себя. Общим вектором здесь может быть начать постепенно осознавать себя в других ролях и ипостасях в своей жизни, обрести свою идентичность.
Если возвращаться к теме предназначения, то мне хочется посмотреть на предназначение более детально – все-таки предназначение может быть довольно общим словом, и для поиска той профессии, которая нравится или того места работы, на котором хочется работать, важно конкретизировать это слово по отношению к себе и своей ситуации. На мой взгляд, к теме предназначения хорошо подходят таланты человека и то, что у него получается хорошо. То есть в каких-то ситуациях не исходить глобально из понимания предназначения и пытаться под него подогнать все остальное, а пойти от частного к общему – составить список своих сильных качеств, умений и талантов.
Второй пункт, который может помочь в определении своего пути – это исследовать свой собственный образ профессии и выписать свои желания. Это можно сделать, ответив себе на следующие вопросы:
-О чем я думаю, когда говорю о теме «профессия»?
-Какой образ, картинка возникают перед глазами при слове «профессия»?
-Что на этой картинке изображено?
-Какие мысли вызывает эта картинка?
-Какие чувства?
-Какие ассоциации приходят в голову, когда я вижу эту картинку перед глазами?
-Что мне нравится в профессии?
-Каким я себя вижу в этой профессии?
-Какие качества у меня есть?
-Какие свои сильные стороны я могу реализовать?
-Почему мне интересна эта профессия?
-Какие желания у меня есть по отношению к профессии?
-Какие мои потребности будут закрыты, если я буду работать на той должности, которую хочу и в том направлении, которое мне интересно?
Для лучшего понимания себя и своих желаний по отношению к профессии можно также использовать инструмент «5 жизней»: представьте, что у вас есть пять жизней, и в каждой жизни можно выбрать только одну профессию, одно занятие. По отношению к каждой профессии важно ответить на вопросы: чем привлекательна для меня эта профессия? Какое действие в ней меня привлекает? И записать ответы на вопросы с помощью глаголов. Например, в профессии «флорист» мне нравится собирать цветочные композиции и ухаживать за цветами. Можно сделать табличку с двумя колонками – в итоге у вас получится список из 5 профессий и в среднем 10 действий, которые вам нравится делать. Это может быть ориентиром к пониманию себя и своих желаний в поиске своей профессии и своего пути.
В то же время, когда мы говорим о профессии, мы говорим и о развитии в том числе, причем о развитии, которое идет непрерывно. Именно по этой причине мне не очень нравится слово «предназначение» - в данном случае, на мой взгляд, оно предполагает что-то неизменное, постоянное, а неизменным что-то может быть, только если окружающая среда вокруг остается неизменной. В этом и заключается ловушка – единожды определившись со своим предназначением, можно фокусироваться на нем, и потерять контакт с реальностью, с окружающей средой, так как в этом случае действия будут исходить только из внутреннего понимания и не учитывать взаимодействие с внешней средой и адаптацию к ней, что очень важно, так как мы не можем говорить о предназначении или профессии в вакууме.
Если подходить к предназначению как к совокупности талантов и умений, то здесь, на мой взгляд, важно сказать то, что эти таланты и сильные стороны тоже не находятся в вакууме – единожды научившись, мы можем это использовать и действительно бывают случаи, когда одно умение можно использовать на протяжении всей жизни, и окружающая среда меняется или не меняется таким образом, что позволяет это умение использовать в его прежнем виде. Однако такие ситуации бывают нечасто – чаще всего наши умения и навыки могут устаревать или окружающая среда может эволюционно требовать развития этих навыков и приобретения новых, и в этом случае список этих навыков меняется, а, значит, мы в какой-то степени можем говорить и об изменении глобального «предназначения», так как поменялась ситуация, мир и сами наши навыки и умения тоже претерпели изменения.
Если говорить про контакт с окружающей средой, и отслеживание изменений с точки зрения развития в профессии и развития своих профессиональных навыков и компетенций, то здесь в качестве иллюстрации хорошо подходит квадрат развития компетентности, который после прохождения единожды превращается в спираль:
-неосознанная некомпетентность, когда мы не знаем, что именно мы не знаем,
-осознанная некомпетентность, когда к нам приходит понимание, что же именно мы не знаем,
-осознанная компетентность – когда мы чувствуем, что действительно знаем то, что мы знаем,
-и неосознанная компетентность – когда мы не знаем, что мы знаем: на этом этапе знания и навыки используются уже на уровне автоматизма.
В чем же здесь заключается ловушка? Есть мнение, что четвертый уровень – это вершина, и дальше развития уже нет – если его достичь, то дальше все пойдет как по маслу, как и в случае нахождения своего предназначения – ведь у меня есть определенная компетенция, я могу ей пользоваться и пользоваться довольно успешно. Но развитие человека и развитие среды продолжается и квадрат компетентности по факту трансформируется в бесконечную спираль – в окружающей среде что-то меняется или расширяется количество факторов, с которым взаимодействовал человек, и неосознанная компетентность превращается в неосознанную некомпетентность, так как появляются те ситуации, к которым мы еще не адаптировались и по отношению к которым ещё не выработали новые навыки.
Опасность здесь заключается в том, что человек, достигнув четвертого уровня неосознанной компетентности, переключается с внешней среды на себя, так как он считает, что уже все знает и в этой точке он перестает развиваться, так как есть представление о том, что он уже достиг высот в профессии и можно расслабиться и пожинать плоды. Но изменения во внешней среде продолжаются, и то, что было актуальным когда-то, уже устаревает, а человек в силу переориентирования фокуса на себя и уверенности в том, что он владеет ситуацией и навыками, пропускает тот момент, когда знания и навыки начинают устаревать, и среда меняется, и в итоге через время может прийти осознание, что я «не у дел», хотя до этого был на вершине в своем понимании.
В заключении хочу сказать, что у профессии, предназначения и профессиональных навыков нет конечной точки – так как меняется окружающая среда, мы сами и наши навыки тоже меняются. Можно смотреть на общий вектор развития и свои желания, которые реализуются в карьере – но при этом важно не останавливаться подолгу в той или иной конкретной точке, так как в каких-то ситуациях есть риск сойти с дистанции, в то время как движение по ней на самом деле непрерывно продолжается.
Написать комментарий