Мюзикл «Остров сокровищ»: находки и провалы
В Москве прошла премьера нового мюзикла «Остров сокровищ». Легендарное произведение ко многому обязывает. Создавая мюзикл по роману великого Стивенсона, нельзя ударить лицом в грязь. Как удалось создателям новой музыкальной постановки справиться с таким вызовом? Не является ли очередная музыкальная версия бессмертного произведения примитивным коммерческим проектом?
Роберт Льюис Стивенсон – это, бесспорно, один из самых выдающихся мастеров слова в истории мировой литературы. Особое место в его творчестве занимает роман «Остров сокровищ», который стал уже почти нарицательным словообразованием. А потому мюзикл, снятый по мотивам этого произведения, не может оставить равнодушным ни взрослых, ни детей.
Итак, мюзикл на подмостках московских сцен. Рекламой этого события пестрят все столичные плакаты и многие сайты в Интернете. Как же оценить новый музыкальный спектакль?
Исковерканный сюжет
Забегая вперед, скажу, что впечатление от спектакля весьма неоднозначное, а общее мнение клонится все-таки в сторону негатива. Попытаюсь объяснить.
Исходный сюжет романа нельзя считать замысловатым. Да он на это и не претендует. Разумеется, никто не ждет, что постановщик спектакля будет слепо следовать литературному оригиналу и строго придерживаться канонического сюжета. Понятно, что исходный материал должен быть как-то трансформирован. И режиссер сделал это!
Но как? Что бросается в глаза прежде всего?
Во-первых, в спектакле появляется женщина. Это образ некоей Энни, которая вдруг стала племянницей сквайра Трелони. Как оценить столь смелый и оригинальный ход сценариста?
С одной стороны, жанр мюзикла просто требует наличия женского персонажа с дальнейшим преобразованием его в любовную историю. И в этом смысле появление молодой барышни Энни, у которой возникает любовь с Джимом Хокинсом, вполне обосновано. С другой стороны, Стивенсон в свое время специально исключил из своего романа женщин. Никаких женщин! Это был лозунг создателя «Острова сокровищ». Здесь должны были быть только мужчины, сокровища, пираты и приключения. Насилие, осуществленное создателями мюзикла над произведением английского классика, не могло пройти безнаказанно – сюжет опримитивился и подвергся явному оглуплению.
Во-вторых, в новой трактовке на острове сокровищ повторяются страшные землетрясения. Такого даже Стивенсон не смог придумать. Эдакую инновацию можно оправдать только необходимостью сократить сюжетную линию. И сценаристу это удалось: герои приехали на остров, попытались найти сокровище, началось светопредставление – и все унесли ноги. Судьба сокровищ в таких условиях уже не столь важна. И, как оказывается, не в сокровищах смысл жизни. В общем, все живы и здоровы.
В-третьих, стивенсоновский Бен Ганн претерпел изрядные метаморфозы и превратился в окончательного головореза. По сюжету мюзикла он то ли избил до смерти, то ли вообще убил почти всех пиратов. Опять-таки для ускорения развязки такой виток событий вполне можно оправдать, но выбранный способ все равно представляется чрезмерно грубым.
В целом же сюжет спектакля оказался настолько убогим, что в нем уже не осталось ни смысла, ни интриги, ни куража, ни юмора. Если давать общую оценку работы сценариста, то она должна быть признана неудовлетворительной. Это уже не «Остров сокровищ» и даже не пародия на него – это уже сюжетный уродец.
В своем нынешнем виде мюзикл даже не имеет явного потребителя. Для взрослых это явно слабый и неинтересный спектакль, для детей – пожалуй, тоже. Ни ту, ни другую аудиторию не удалось увлечь. Видимо, главная причина состоит в том, что сам сюжет спектакля изначально бьет мимо обеих целевых групп.
PR-трюки и особенности постановки
Надо сказать, что PR-кампания спектакля не совсем честная. Например, мюзикл рекламируется на сайте театра «Аквамарин», где даже даются своеобразные анонсы в виде замечательных песен – «Сон Билли Бонса» и «Песня капитана Смолетта». Первую из них исполняет Владислав Маленко, который является автором слов и музыки к спектаклю. Кстати говоря, песни написаны с юмором, жизнеутверждающей философией и даже с наличием вполне приемлемой для мюзиклов мелодической линией. Но самое неожиданное и неприятное заключается в том, что этих песен в спектакле, представленном в Концерном зале «Измайлово», просто не было.
А что же было?
Была музыкальная абра-кадабра. Никаких ярких мелодий, запоминающихся композиций, умных слов или хотя бы простенького юмора, который характерен, например, для «Сна Билли Бонса», не было и в помине. Никто не требует шедевров, никто не требует их в большом количестве, но хотя бы что-то запоминающееся должно быть. Увы, этого не было. В музыкальном отношении спектакль оказался еще более бедным, чем исковерканный сюжет.
Есть серьезные претензии и к исполнению. Так, например, Джим Хокинс поет голосом более высоким, чем его зазноба Энни и уж тем более его мамаша. Такому молокососу еще рано о любви думать!
В спектакле много откровенно избыточных кривляний со стороны большинства актеров. Переигрывание является характерной чертой артистов мюзикла.
На этом фоне более приятное впечатление оставляет хореография спектакля. Танцы и акробатика были представлены не плохо. Можно сказать, что спортивно-двигательная составляющая мюзикла была гораздо сильнее его сюжетно-музыкальной части.
Нельзя не отметить и некоторых режиссерских находок. Одна из них реализована в самой начальной сцене, когда на экране по морю плывет корабль и налетает на скалы – раздается грохот и… на уровне мачты в экране открывается дверь и оттуда вываливается сундук Билли Бонса. Эффектный момент! Побольше бы таких! Но таких моментов больше не было.
Невольные сравнения
Критиковать всегда легко. А надо ли это?
А может быть, «Остров сокровищ» просто плохо подходит под жанр мюзикла? Такое бывает.
Дело в том, что это бессмертное произведение многократно экранизировалось и обыгрывалось в различных вариантах, в том числе музыкальных. В свое время в нашей стране был снят изумительный одноименный мультфильм, причем изумительный в смысле придуманных для него песен. Кстати, в этом мультике есть песня про пьянство, где звучит песенный лейтмотив романа Стивенсона – «Пятнадцать человек на сундук мертвеца». Этот же музыкальный пассаж звучит и в мюзикле, но сравнение явно не в его пользу. Странно, но тот старый мультик был обеспечен гораздо более талантливым музыкальным сопровождением, чем современный мюзикл. Ну, а о юморе в том мультике и его песнях просто и говорить не стоит – там сплошной юмор. Это резко контрастирует с нынешним мюзиклом, где с юмором промашка вышла – вместо юмора кривлянья.
Вообще пиратские песни очень популярны, в том числе в нашей стране. Например, есть очаровательная песня «Старый пират» с хорошей мелодией и забавными словами. Почему же создатели мюзикла не смогли создать чего-то подобного? Куда делся анонсированный «Сон Билли Бонса»?
Как говорится, о вкусах не спорят, но все-таки новоявленный мюзикл больше смахивает на дешевую халтуру, чем на современное искусство. И вряд ли он надолго задержится на подмостках российских театров.
Написать комментарий
Еще даже не дочитав рецензию до конца понял, что написана она женщиной. Причем, женщиной, не особо вникающей в суть вопроса, но очень словоохотливой и пребывающей от этой своей словоохотливости в полуэкзальтированном состоянии. Не стану уподобляться автору, упомяну всего один из ее откровенных ляпов: "Сон Билли Бонса", якобы лживо анонсированный создателями мюзикла на сайте театра "Аквамарин", увы и ах, является отрывком из другого спектакля театра "Аквамарин" и никакого отношения к мюзиклу "Остров сокровищ" в КЗ "Измайлово" не имеет. Журналисту, пищущему "разгромную рецензию" надо было бы знать, что в этом театральном сезоне в Москве идет аж 4 (!) постановки по роману Стивенсона с одинаковым названием. Критиковать всегда легко. А надо ли это? Надо. Только надо уметь это делать.