Музеи: спасательный круг для российской глубинки
Государственный мемориальный и природный заповедник Музей-усадьба Л.Н.Толстого "Ясная Поляна" существует с 1921 года. Однако за последнее десятилетие он существенно раздвинул рамки привычной музейной деятельности, расширил как территориальные, так профессиональные и ведомственные границы. Каким сегодня выглядит музей–усадьба "Ясная Поляна"?
Культура как фактор возрождения провинции
Российская провинция поражает контрастом роскошных пейзажей и хозяйственного упадка. Разрушаются дворянские усадьбы, брошенные на произвол судьбы, превращаются в села бывшие уездные городки, пустеют деревни. Люди, уставшие от серости и беспросветности, стараются перебраться поближе к "центрам цивилизации" - районным, областным или столичным. Глубинка же становится все более обескровленной - и материально, и духовно. И вернуть ее к жизни с каждым годом становится все трудней: ветхость и застой укореняются и в людских душах, отнимая надежду и волю к действию.
Остановить этот губительный процесс можно, "лишь, опираясь на здоровые силы в обществе, на вечные ценности, хранителем которых является культура", - считает директор музея-усадьбы "Ясная Поляна" Владимир Ильич Толстой, праправнук великого писателя. По его мнению, именно культура "становится сегодня главным ресурсом развития для любой территории, большой или маленькой".
Прежде всего, культура возвращает человеку ощущение, что он человек. И это первый и главный шаг на пути преодоления равнодушия и безынициативности. Кроме того, культурный потенциал территории приобретает все большую значимость, поскольку сегодня в экономике все большую роль играет сфера услуг, информация и знания. От умения сохранить культурные ресурсы и правильно ими распорядиться во многом зависит успешное развитие региона.
Музеи и их окрестности
Одним из главных хранителей и распорядителей культурных ресурсов являются музеи. "Крупные музеи-заповедники, особенно расположенные далеко от городов, имеют огромный потенциал для всего местного сообщества. Образовательный. Экологический. Земский", - убежден Владимир Толстой. После того, как в 1990-х годах государство, будучи не в силах полноценно поддерживать музеи, разрешило им заниматься деятельностью, которая приносит доход - туризмом, гостиничным бизнесом, общественным питанием и т.п. - выяснилось, что хозяйственная деятельность музеев благотворно сказывается и на жизни окрестного населения. "Примеры есть по всей стране. И государство, кажется мне, должно радоваться этому фактору развития", - отмечает Владимир Толстой.
Музею-заповеднику "Куликово поле" дополнительные, внебюджетные средства, позволили заняться восстановлением колонны-памятника Дмитрию Донскому 1850 года, ковыльных степей, дубравы, где стоял Засадный полк, возрождением города Епифани, организацией Краснохолмской ярмарки, военно-исторического фестиваля, реставрационных мастерских.
"Музей-заповедник Шолохова в Вешенской - точка развития большого региона. Их "непрофильные" занятия - восстановление мельниц, "живая модель" казачьего хозяйства на Дону. На праздник "Шолоховская весна" приезжают десятки тысяч человек. Заповедник создан только в 1984-м - сейчас у них десять экспозиций, реставрационные планы на пять лет вперед. Там идет возрождение донских промыслов и работают детские студии ремесел. Естественно, есть и своя турбаза, и кафе: на 350 километров вокруг - ни одного города. В 2007-м заповедник был номинантом премии Европейского союза музеев.
Похожим путем идет этнографический заповедник "Талицы" между Иркутском и Байкалом. Ангарская деревня под Братском. Отчасти - Соловки, Малые Карелы, Кижи", - рассказывает Владимир Толстой.
"Ясная Поляна" - не музей "про Льва Толстого"
Все более значимую роль в жизни региона играет и мемориальный заповедник "Ясная Поляна " в Тульской области. "Миссия Ясной Поляны - гораздо шире, чем просто показывать людям, как жил писатель Лев Толстой. Мы не музей "про Льва Толстого", мы - люди, которым дана возможность реализовывать те идеи, которые оставил Толстой, продолжать его дело в современной жизни, пытаясь благотворно воздействовать на сознание людей, на их души", - говорит директор музея Владимир Толстой.
Усадьба "Ясная Поляна" - это не законсервированный памятник толстовской эпохи, а живая усадьба, где занимаются практически тем же, чем и во времена Толстого. Помимо традиционных мемориальных объектов, таких как Дом-музей Л. Н. Толстого, Дом Кузминских, Дом Волконского, в усадьбе есть конюшня и теплицы, огромный сад, дающий до 300 тонн яблок, пруды с карасями и толстолобиками, сотни гектаров леса, где живут зайцы, лоси, косули и кабаны. Причем и сельским, и лесным хозяйством специалисты музея занимаются на основе изучения старинных записей и документов. При этом они стремятся возродить не только быт, но и дух усадьбы.
Доходы от хозяйственной деятельности музей использует не только для собственного развития, но и для помощи сельской муниципальной общине, строительства и починки окрестных дорог, развития образовательных проектов.
Будущее - в детях
Работе с детьми музей уделяет особое внимание. Абонементы, творческие мастерские и образовательные программы, рассчитанные на детей самого разного возраста, начиная от самых маленьких, пользуются большим успехом. Кроме того, в Ясной Поляне работает клуб исторической реконструкции "Война и мир". Его участники ездят на маневры на место Бородинской битвы. Причем отдел народного творчества музея сшил для этого исторически достоверные костюмы - по образцам из Исторического музея. Ежегодно в усадьбе проходят детские яснополянские чтения, где представляют свои научные работы ученики из двадцати тульских школ. Круглый год в усадьбе работает конноспортивный клуб. Летом музей предлагает подросткам Тулы и Тульской области пройти практику, которая предусматривает не только работу на благо музея, но и многочисленные экскурсии и конкурсы.
Помимо этого, музей предпринимает планомерные шаги по возрождению педагогической системы, воплощенной когда-то Львом Николаевичем Толстым в Яснополянской школе. Первым шагом стало создание в 2001 г. детского сада "Муравейное братство" в деревне Ясная Поляна. (Государственный детсад в Ясной Поляне закрыли в 1995-м. За нерентабельностью.) Дети здесь воспитываются "в свободе, любви и взаимопонимании", - рассказывает заведующая садом Екатерина Александровна Толстая. Модель толстовского семейного воспитания реализуется и в двух муниципальных садах в Туле.
Теперь сотрудники музея мечтают о построении непрерывной образовательной цепочки - на базе сельских школ в тех населенных пунктах, где есть филиалы музея - Крапивне, Пирогове, Никольском-Вяземском и Ясной Поляне. В планах музея и строительство образовательного лицея вблизи усадьбы "Ясная Поляна", а также сотрудничество с вузами.
Еще одним важным делом стало создание Международного образовательного центра в Ясной поляне. Его можно назвать воплощением "Академии в лаптях", задуманной в свое время Львом Толстым. Он должен стать центром по подготовке учителей для сельских школ и распространению толстовской педагогики. Проблема сельских школ с каждым годом становится все острее. "Деревни опустели, город высосал из деревни все, что возможно. Поэтому нам сейчас важно прийти туда, где жизнь почти замерла... Нужно приходить, отогревать человека и внушать ему, что жизнь для него не потеряна. Нужно человеку давать первое ощущение, что он человек", - подчеркивает сотрудник музея Ирина Александровна Трухачева.
Перспективы развития
В конце 90-х музей взял под свое крыло еще несколько филиалов: в Никольско-Вяземском, в Пирогове, в Крапивне. "Все это разоренные места. Они десятилетиями были в запустении. И нуждаются - долго еще будут нуждаться - во вложении средств ", - поясняет Владимир Толстой. У музея есть четкая и интересная концепция развития, отраженная в проекте по созданию Международного туристического центра "Ясная Поляна". Каждому из филиалов отводится при этом своя роль. Проект предусматривает не только реконструкцию исторических объектов и строительство фондохранилищ, но и благоустройство территории, обустройство автодорог, создание инфраструктуры гостеприимства - гостиниц, кафе, образовательных центров и т.д.
Кроме того, вместе с еще двумя музейными центрами федерального значения, расположенными в Тульской области - Поленово и Куликово поле - музей Толстого предложил культурно-рекреационный проект по созданию нового туристического " Золотого кольца", которое пройдет по территории Тульской, Рязанской, Калужской, Московской, Липецкой и Орловской областей. "Памятники культуры мирового значения, которые находятся на этих землях, позволяют привлекать в музейное дело серьезные инвестиции", - поясняет Владимир Толстой, отмечая, что представители агентства по особым экономическим зонам РФ благосклонно воспринимают эту идею и считают, что шансы на получение инвестиций достаточно велики.
Музеи как инструмент капитализации культурного наследия
Музейная деятельность может приносить доход. Культурное наследие - это тоже капитал, нужно только уметь грамотно им распорядиться. Развитие туризма - один из путей повышения благосостояния региона. Примером тому может служить город Веймар в Германии. В 1999 году там была реализована крупная инвестиционная программа "Культурная столица Европы". В результате всего за один год число ночующих туристов выросло сразу на 56 %. Сегодня Веймар - это крупный туристический центр, доходы которого в этой сфере составляют более 125 млн. евро в год. При этом наиболее прибыльными в туриндустрии являются гостиничная отрасль и сфера общественного питания. Расходы туристов на культурные услуги составляют лишь 21%.
Таким образом, очевидно, что из-за низкого развития сферы услуг российские регионы даже при существующем потоке туристов недополучают огромные деньги. "В Ясной Поляне на данный момент можно получить, в основном, лишь культурные услуги, причем и этот сектор может быть значительно расширен. В перспективе Ясная Поляна способна увеличить экономическую эффективность использования существующего туристского потока в несколько раз", - отмечается в исследовании, выполненном Институтом культурной политики по заказу Международного фонда "Наследие Л. Н. Толстого".
Стоит отметить, что Ясная Поляна уже за первые несколько лет хозяйственной деятельности добилась весьма ощутимых результатов. "За три-четыре года удалось создать гостиницу, открыть кафе у ворот усадьбы, начать издательскую деятельность. РЖД при участии музея восстановила станцию Козлова Засека. Из Москвы пошел воскресный поезд в Ясную Поляну. Все это стало со временем очень существенным подспорьем для музея... - отмечает директор музея, - наши автобусы от станции в усадьбу, пирожки в кафе "Прешпект", тома мемуаров и рассказы из "Азбуки", календари с травами Ясной Поляны, гостиница давали сначала 10% музейных доходов... потом 20%...
Когда появилась эта "верхушечка", заработанная "сверх бюджета", мы стали давать сотрудникам дополнительное образование. Были годы, когда 50-60 человек из штата учились за счет музея. Стали посылать людей на стажировки в музеи Европы. В том числе тех, кто ухаживает в Ясной Поляне за парком, за цветами, за лошадьми. Мне казалось важным, чтобы люди поняли, как все это может и должно выглядеть. И знали, как этого добиться", - рассказывает Владимир Толстой.
Сегодня у музея есть свое агентство культурного туризма, сувенирный и книжный магазины, художественная галерея, центр народных ремесел и гончарных мастерских и множество интересных идей по дальнейшему развитию.
Деньги, инвесторы и законы
Однако столь очевидная, казалось бы, польза музеев упорно не замечается государством.
Оно могло бы законодательно поддержать музеи как инструмент сохранения культурного наследия и повышения инвестиционного потенциала регионов. Или могло бы получать прибыль, вкладывая деньги в развитие туристической инфраструктуры и крупные музейные проекты. Вместо этого, государство, похоже, не одобряет рост музейных доходов и всячески старается прижать музеи к ногтю. Практически каждое новое постановление создает для них новую угрозу.
В 2004-2005-м произошла "реформа бюджетных учреждений". 122-й закон отменил основные "гарантии выживания" музеев, театров и прочих заведений культуры, поставив альтернативу: или они остаются в составе бюджетной сферы, но лишаются права самостоятельно распоряжаться средствами из внебюджетных источников или переходят в статус автономных - с полной финансовой свободой, но без господдержки и каких-либо гарантий выживания. Выбор, прямо скажем, весьма сомнительный, особенно в свете дальнейших постановлений.
В 2007-м из музейных уставов вывели все непрофильные виды деятельности - оставив музеям лишь право хранить, экспонировать, издавать буклеты.
В 2008 году были отменены льготы по налогу на землю для учреждений культуры. Кроме того, вышло новое распоряжение, согласно которому музейные гостиницы, кафе, ремесленные артели, делающие сувениры, могут быть связаны с музеем только арендными отношениями. При том нужен конкурс на право аренды.
"Возможно, на конкурс придут новые участники и пообещают большую прибыль? По закону они и должны победить. Но победа будет Пиррова, - уверен Владимир Толстой. - Ни один коммерсант не станет работать на репутацию музея себе в ущерб. Если он заметит (а не заметить невозможно), что на рынке цена в два раза выше, подымет свою. Если знает, что можно схалтурить и получить прибыль, так и сделает. Вечную ответственность за свое окружение несет только музей.
Под угрозу отчуждения "непрофильной деятельности" и ее плодов сейчас могут попасть все музеи-заповедники. Более всего - те, кто активно развивался. Все, у кого есть территории и неизбежная хозяйственная деятельность. А ее некому делегировать. Потому что, к сожалению, если ты делегируешь уход за лесом местному лесничеству - завтра заповедный лес, возможно, начнут расхищать. Делегируешь поля и луга местному кооперативу - жди, что найдут способ отрезать земли под строительство таунхаусов. Сохранить мемориальное пространство можно только при едином центре. И при едином целеполагании - музейном. В нашей реальности максимально бескорыстном".
Новый закон о культуре, который планируют подготовить к концу 2010 года, наносит еще больший удар по музеям. В самых общих чертах, можно сказать, что государство значительно сокращает финансирование музеев, не создавая никаких механизмов защиты, которые позволили бы музеям получать средства из других источников.
При таком законодательном произволе и полной неопределенности в будущем, вряд ли найдется много инвесторов, готовых рисковать, вкладывая средства в музейные проекты. Поэтому интересный и многообещающий проект "Ясной Поляны", например, уже несколько лет так и остается проектом. Между тем, многие объекты в филиалах музея нуждаются в скорейшей реставрации - иначе они просто разрушатся.
В статье использованы интервью с сотрудниками музея, материалы официального сайта музея: http://www.yasnayapolyana.ru/index.html, публикации в журналах "60-я параллель", "Жизнь в усадьбе", исследование Института культурной политики "Капитализируя гений места и дух времени. Стратфорд-на-Эйвоне - Веймар - Ясная Поляна: национальное культурное наследие как фактор устойчивого регионального развития", статья "Зачем музею водокачка?" (http://novayagazeta.ru/data/2008/52/17.html).
Российская провинция поражает контрастом роскошных пейзажей и хозяйственного упадка. Разрушаются дворянские усадьбы, брошенные на произвол судьбы, превращаются в села бывшие уездные городки, пустеют деревни. Люди, уставшие от серости и беспросветности, стараются перебраться поближе к "центрам цивилизации" - районным, областным или столичным. Глубинка же становится все более обескровленной - и материально, и духовно. И вернуть ее к жизни с каждым годом становится все трудней: ветхость и застой укореняются и в людских душах, отнимая надежду и волю к действию.
Остановить этот губительный процесс можно, "лишь, опираясь на здоровые силы в обществе, на вечные ценности, хранителем которых является культура", - считает директор музея-усадьбы "Ясная Поляна" Владимир Ильич Толстой, праправнук великого писателя. По его мнению, именно культура "становится сегодня главным ресурсом развития для любой территории, большой или маленькой".
Прежде всего, культура возвращает человеку ощущение, что он человек. И это первый и главный шаг на пути преодоления равнодушия и безынициативности. Кроме того, культурный потенциал территории приобретает все большую значимость, поскольку сегодня в экономике все большую роль играет сфера услуг, информация и знания. От умения сохранить культурные ресурсы и правильно ими распорядиться во многом зависит успешное развитие региона.
Музеи и их окрестности
Одним из главных хранителей и распорядителей культурных ресурсов являются музеи. "Крупные музеи-заповедники, особенно расположенные далеко от городов, имеют огромный потенциал для всего местного сообщества. Образовательный. Экологический. Земский", - убежден Владимир Толстой. После того, как в 1990-х годах государство, будучи не в силах полноценно поддерживать музеи, разрешило им заниматься деятельностью, которая приносит доход - туризмом, гостиничным бизнесом, общественным питанием и т.п. - выяснилось, что хозяйственная деятельность музеев благотворно сказывается и на жизни окрестного населения. "Примеры есть по всей стране. И государство, кажется мне, должно радоваться этому фактору развития", - отмечает Владимир Толстой.
Музею-заповеднику "Куликово поле" дополнительные, внебюджетные средства, позволили заняться восстановлением колонны-памятника Дмитрию Донскому 1850 года, ковыльных степей, дубравы, где стоял Засадный полк, возрождением города Епифани, организацией Краснохолмской ярмарки, военно-исторического фестиваля, реставрационных мастерских.
"Музей-заповедник Шолохова в Вешенской - точка развития большого региона. Их "непрофильные" занятия - восстановление мельниц, "живая модель" казачьего хозяйства на Дону. На праздник "Шолоховская весна" приезжают десятки тысяч человек. Заповедник создан только в 1984-м - сейчас у них десять экспозиций, реставрационные планы на пять лет вперед. Там идет возрождение донских промыслов и работают детские студии ремесел. Естественно, есть и своя турбаза, и кафе: на 350 километров вокруг - ни одного города. В 2007-м заповедник был номинантом премии Европейского союза музеев.
Похожим путем идет этнографический заповедник "Талицы" между Иркутском и Байкалом. Ангарская деревня под Братском. Отчасти - Соловки, Малые Карелы, Кижи", - рассказывает Владимир Толстой.
"Ясная Поляна" - не музей "про Льва Толстого"
Все более значимую роль в жизни региона играет и мемориальный заповедник "Ясная Поляна " в Тульской области. "Миссия Ясной Поляны - гораздо шире, чем просто показывать людям, как жил писатель Лев Толстой. Мы не музей "про Льва Толстого", мы - люди, которым дана возможность реализовывать те идеи, которые оставил Толстой, продолжать его дело в современной жизни, пытаясь благотворно воздействовать на сознание людей, на их души", - говорит директор музея Владимир Толстой.
Усадьба "Ясная Поляна" - это не законсервированный памятник толстовской эпохи, а живая усадьба, где занимаются практически тем же, чем и во времена Толстого. Помимо традиционных мемориальных объектов, таких как Дом-музей Л. Н. Толстого, Дом Кузминских, Дом Волконского, в усадьбе есть конюшня и теплицы, огромный сад, дающий до 300 тонн яблок, пруды с карасями и толстолобиками, сотни гектаров леса, где живут зайцы, лоси, косули и кабаны. Причем и сельским, и лесным хозяйством специалисты музея занимаются на основе изучения старинных записей и документов. При этом они стремятся возродить не только быт, но и дух усадьбы.
Доходы от хозяйственной деятельности музей использует не только для собственного развития, но и для помощи сельской муниципальной общине, строительства и починки окрестных дорог, развития образовательных проектов.
Будущее - в детях
Работе с детьми музей уделяет особое внимание. Абонементы, творческие мастерские и образовательные программы, рассчитанные на детей самого разного возраста, начиная от самых маленьких, пользуются большим успехом. Кроме того, в Ясной Поляне работает клуб исторической реконструкции "Война и мир". Его участники ездят на маневры на место Бородинской битвы. Причем отдел народного творчества музея сшил для этого исторически достоверные костюмы - по образцам из Исторического музея. Ежегодно в усадьбе проходят детские яснополянские чтения, где представляют свои научные работы ученики из двадцати тульских школ. Круглый год в усадьбе работает конноспортивный клуб. Летом музей предлагает подросткам Тулы и Тульской области пройти практику, которая предусматривает не только работу на благо музея, но и многочисленные экскурсии и конкурсы.
Помимо этого, музей предпринимает планомерные шаги по возрождению педагогической системы, воплощенной когда-то Львом Николаевичем Толстым в Яснополянской школе. Первым шагом стало создание в 2001 г. детского сада "Муравейное братство" в деревне Ясная Поляна. (Государственный детсад в Ясной Поляне закрыли в 1995-м. За нерентабельностью.) Дети здесь воспитываются "в свободе, любви и взаимопонимании", - рассказывает заведующая садом Екатерина Александровна Толстая. Модель толстовского семейного воспитания реализуется и в двух муниципальных садах в Туле.
Теперь сотрудники музея мечтают о построении непрерывной образовательной цепочки - на базе сельских школ в тех населенных пунктах, где есть филиалы музея - Крапивне, Пирогове, Никольском-Вяземском и Ясной Поляне. В планах музея и строительство образовательного лицея вблизи усадьбы "Ясная Поляна", а также сотрудничество с вузами.
Еще одним важным делом стало создание Международного образовательного центра в Ясной поляне. Его можно назвать воплощением "Академии в лаптях", задуманной в свое время Львом Толстым. Он должен стать центром по подготовке учителей для сельских школ и распространению толстовской педагогики. Проблема сельских школ с каждым годом становится все острее. "Деревни опустели, город высосал из деревни все, что возможно. Поэтому нам сейчас важно прийти туда, где жизнь почти замерла... Нужно приходить, отогревать человека и внушать ему, что жизнь для него не потеряна. Нужно человеку давать первое ощущение, что он человек", - подчеркивает сотрудник музея Ирина Александровна Трухачева.
Перспективы развития
В конце 90-х музей взял под свое крыло еще несколько филиалов: в Никольско-Вяземском, в Пирогове, в Крапивне. "Все это разоренные места. Они десятилетиями были в запустении. И нуждаются - долго еще будут нуждаться - во вложении средств ", - поясняет Владимир Толстой. У музея есть четкая и интересная концепция развития, отраженная в проекте по созданию Международного туристического центра "Ясная Поляна". Каждому из филиалов отводится при этом своя роль. Проект предусматривает не только реконструкцию исторических объектов и строительство фондохранилищ, но и благоустройство территории, обустройство автодорог, создание инфраструктуры гостеприимства - гостиниц, кафе, образовательных центров и т.д.
Кроме того, вместе с еще двумя музейными центрами федерального значения, расположенными в Тульской области - Поленово и Куликово поле - музей Толстого предложил культурно-рекреационный проект по созданию нового туристического " Золотого кольца", которое пройдет по территории Тульской, Рязанской, Калужской, Московской, Липецкой и Орловской областей. "Памятники культуры мирового значения, которые находятся на этих землях, позволяют привлекать в музейное дело серьезные инвестиции", - поясняет Владимир Толстой, отмечая, что представители агентства по особым экономическим зонам РФ благосклонно воспринимают эту идею и считают, что шансы на получение инвестиций достаточно велики.
Музеи как инструмент капитализации культурного наследия
Музейная деятельность может приносить доход. Культурное наследие - это тоже капитал, нужно только уметь грамотно им распорядиться. Развитие туризма - один из путей повышения благосостояния региона. Примером тому может служить город Веймар в Германии. В 1999 году там была реализована крупная инвестиционная программа "Культурная столица Европы". В результате всего за один год число ночующих туристов выросло сразу на 56 %. Сегодня Веймар - это крупный туристический центр, доходы которого в этой сфере составляют более 125 млн. евро в год. При этом наиболее прибыльными в туриндустрии являются гостиничная отрасль и сфера общественного питания. Расходы туристов на культурные услуги составляют лишь 21%.
Таким образом, очевидно, что из-за низкого развития сферы услуг российские регионы даже при существующем потоке туристов недополучают огромные деньги. "В Ясной Поляне на данный момент можно получить, в основном, лишь культурные услуги, причем и этот сектор может быть значительно расширен. В перспективе Ясная Поляна способна увеличить экономическую эффективность использования существующего туристского потока в несколько раз", - отмечается в исследовании, выполненном Институтом культурной политики по заказу Международного фонда "Наследие Л. Н. Толстого".
Стоит отметить, что Ясная Поляна уже за первые несколько лет хозяйственной деятельности добилась весьма ощутимых результатов. "За три-четыре года удалось создать гостиницу, открыть кафе у ворот усадьбы, начать издательскую деятельность. РЖД при участии музея восстановила станцию Козлова Засека. Из Москвы пошел воскресный поезд в Ясную Поляну. Все это стало со временем очень существенным подспорьем для музея... - отмечает директор музея, - наши автобусы от станции в усадьбу, пирожки в кафе "Прешпект", тома мемуаров и рассказы из "Азбуки", календари с травами Ясной Поляны, гостиница давали сначала 10% музейных доходов... потом 20%...
Когда появилась эта "верхушечка", заработанная "сверх бюджета", мы стали давать сотрудникам дополнительное образование. Были годы, когда 50-60 человек из штата учились за счет музея. Стали посылать людей на стажировки в музеи Европы. В том числе тех, кто ухаживает в Ясной Поляне за парком, за цветами, за лошадьми. Мне казалось важным, чтобы люди поняли, как все это может и должно выглядеть. И знали, как этого добиться", - рассказывает Владимир Толстой.
Сегодня у музея есть свое агентство культурного туризма, сувенирный и книжный магазины, художественная галерея, центр народных ремесел и гончарных мастерских и множество интересных идей по дальнейшему развитию.
Деньги, инвесторы и законы
Однако столь очевидная, казалось бы, польза музеев упорно не замечается государством.
Оно могло бы законодательно поддержать музеи как инструмент сохранения культурного наследия и повышения инвестиционного потенциала регионов. Или могло бы получать прибыль, вкладывая деньги в развитие туристической инфраструктуры и крупные музейные проекты. Вместо этого, государство, похоже, не одобряет рост музейных доходов и всячески старается прижать музеи к ногтю. Практически каждое новое постановление создает для них новую угрозу.
В 2004-2005-м произошла "реформа бюджетных учреждений". 122-й закон отменил основные "гарантии выживания" музеев, театров и прочих заведений культуры, поставив альтернативу: или они остаются в составе бюджетной сферы, но лишаются права самостоятельно распоряжаться средствами из внебюджетных источников или переходят в статус автономных - с полной финансовой свободой, но без господдержки и каких-либо гарантий выживания. Выбор, прямо скажем, весьма сомнительный, особенно в свете дальнейших постановлений.
В 2007-м из музейных уставов вывели все непрофильные виды деятельности - оставив музеям лишь право хранить, экспонировать, издавать буклеты.
В 2008 году были отменены льготы по налогу на землю для учреждений культуры. Кроме того, вышло новое распоряжение, согласно которому музейные гостиницы, кафе, ремесленные артели, делающие сувениры, могут быть связаны с музеем только арендными отношениями. При том нужен конкурс на право аренды.
"Возможно, на конкурс придут новые участники и пообещают большую прибыль? По закону они и должны победить. Но победа будет Пиррова, - уверен Владимир Толстой. - Ни один коммерсант не станет работать на репутацию музея себе в ущерб. Если он заметит (а не заметить невозможно), что на рынке цена в два раза выше, подымет свою. Если знает, что можно схалтурить и получить прибыль, так и сделает. Вечную ответственность за свое окружение несет только музей.
Под угрозу отчуждения "непрофильной деятельности" и ее плодов сейчас могут попасть все музеи-заповедники. Более всего - те, кто активно развивался. Все, у кого есть территории и неизбежная хозяйственная деятельность. А ее некому делегировать. Потому что, к сожалению, если ты делегируешь уход за лесом местному лесничеству - завтра заповедный лес, возможно, начнут расхищать. Делегируешь поля и луга местному кооперативу - жди, что найдут способ отрезать земли под строительство таунхаусов. Сохранить мемориальное пространство можно только при едином центре. И при едином целеполагании - музейном. В нашей реальности максимально бескорыстном".
Новый закон о культуре, который планируют подготовить к концу 2010 года, наносит еще больший удар по музеям. В самых общих чертах, можно сказать, что государство значительно сокращает финансирование музеев, не создавая никаких механизмов защиты, которые позволили бы музеям получать средства из других источников.
При таком законодательном произволе и полной неопределенности в будущем, вряд ли найдется много инвесторов, готовых рисковать, вкладывая средства в музейные проекты. Поэтому интересный и многообещающий проект "Ясной Поляны", например, уже несколько лет так и остается проектом. Между тем, многие объекты в филиалах музея нуждаются в скорейшей реставрации - иначе они просто разрушатся.
В статье использованы интервью с сотрудниками музея, материалы официального сайта музея: http://www.yasnayapolyana.ru/index.html, публикации в журналах "60-я параллель", "Жизнь в усадьбе", исследование Института культурной политики "Капитализируя гений места и дух времени. Стратфорд-на-Эйвоне - Веймар - Ясная Поляна: национальное культурное наследие как фактор устойчивого регионального развития", статья "Зачем музею водокачка?" (http://novayagazeta.ru/data/2008/52/17.html).
Написать комментарий
Прежде чем говорить о культуре , выбросьте из обращения слова чужого языка -челендж , бердинг-ралли , квесты и прочие и замените их на наш родной язык ! К великому сожалению эти слова используются работниками музеев , то есть тех организаций , которые призваны беречь родной язык . Еще страшней когда работники музеев пишут с грамматическими ошибками . То , каким языком разговаривает нынешнее поколение , указывает на то , что процесс уничтожения русского языка идет полным ходом !
Очень приятно читать статью,что хоть как-то культурное наследие нашей страны обогащается.Необходимо двигаться в этом направлении,использовать различные методы по сохранению памятников культуры,домов-музеев,усадеб.Чтобы развивать наших школьников,необходимо чаще проводить экскурсии,но сделать их более познавательными и современными,привлекающими молодых людей больше,чем походы в кино и просмотр интернета.
Очень хорошо, что это не просто "музей про Льва Толстого", а целый заповедник. Получается живая усадьба, где занимаются практически тем же, чем и во времена Толстого. Конечно, жаль, что мало инвесторов, но ведь для бизнесменов важна прибыль, чем усадьба Толстого порадовать особо не может. И спасибо людям, которые работают в усадьбе, у них с бизнесменами разный взгляд на вещи.
Музеи России очень сильно нужны, так как они сохраняют наше наследие, к тому же музеи в основном являются государственными, а государственная служба всегда стабильная и приносит постоянный заработок, в некоторой мере она привносит уверенность в сегодняшний день. К тому же в глубинке эта работа будет очень популярна, и музеи всегда будут в отличном состоянии...
Все это очень интересно и нужно русскому народу.Нельзя забывать о таких великих поэтах.Нужно стараться развивать русские музеи,ведь с помощью них можно донести многое и до младшего поколения.Жаль что очень мало инвесторов,ведь бизнессмены понимают что это просто вложение денег можно сказать меценатство.Плохо что и само государство сокращает под музеи бюджет. Видимо не нужны России музеи,а может просто в таком количестве а жаль.
В наших музеях мало руководителей-менеджеров, способных организовать бизнес. Поэтому это все очень здорово..но наверно пока невозможно повсеместно..